реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Совершенствование системы управления персоналом в научно-исследовательском институте

Совершенствование системы управления персоналом в научно-исследовательском институте

Тема: Совершенствование системы управления персоналом в научно-исследовательском институте

Оглавление


Реферат


Введение


Раздел 1. Теоретические и методические основы изучаемой проблемы в дипломном проекте

1. Эффективность СУП в НИИ: пути повышения и оценка

1.1. Организация труда как условие повышения его эффективности

1.2. Основные  методы оценки эффективности СУП

1.3. Методы повышения эффективности СУП


Раздел 2.

2. Оценка эффективности СУП в НИИ ХХ

2.1. Общая характеристика деятельности НИИ ХХ

2.2. Анализ кадрового потенциала

2.3. Анализ системы управления

2.4. Анализ кадровой менеджмента

2.5. Оценка эффективности  СУП и выявление проблем


Раздел 3.

3. Пути совершенствования СУП в НИИ ХХ

3.1. Развитие персонала

3.2. Развитие организационной культуры

3.3. Совершенствование организационной структуры


Раздел 4.

4. Развитие коммуникационных процессов в НИИ ХХ


Раздел 5.

5. Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию СУП в НИИ ХХ


Раздел 6.

6. Нормативно-правовое обеспечение СУП в НИИ


Раздел 7.

7. Охрана труда и обеспечение безопасной жизнедеятельности в НИИ ХХ

Заключение


Библиография


Глоссарий ключевых слов


Резюме от автора дипломного проекта


Приложения

 Введение

Научно-технический потенциал любой страны - важнейший национальный ресурс, одна из основ промышленного развития, обновления общественной и научной жизни. Эффективная организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и использование научных знаний обеспечивают успех государств и транснациональных корпораций на рынках высоких технологий, экономический рост в этих странах.

Уровень развития науки во многом определяет эффективность экономической деятельности, обороноспособность, защищенность личности и общества от воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов.

Однако люди принимают как данное все удобства современной цивилизации, потому что промежуток между появлением результатов научной работы и основанными на них технологическими достижениями зачастую превышает продолжительность человеческой жизни. Поэтому общество, если оно заботится о будущем, должно обеспечивать не только научные направления, которые определяются сиюминутными практическими потребностями.

Настоящая работа имеет целью изложить наиболее важные моменты государственной научно-технической политики Правительства Российской Федерации по отношению к государственной поддержке науки в России, а также  охарактеризовать новые формы государственного и негосударственного финансирования научно-технического прогресса.

Мне тут письмо вдруг пришло, что мою регистрацию удалят на форуме этом если я не оставлю тут сообщение хотябы одно, вот решил зайти (оказалось я тут второй раз в жизни) и чтонить написать

Так вот по теме. Я считаю что наука она не должна существовать самостоятельно, в отрыве от ее приложения. Не та у нас страна чтобы финансировать теоретическую физику, прибыль от которой можно получить только через сотню лет. Как бы не были велики открытия Эйнштейна, но применить их на практику доглое время не будет возможным. А руководители компаний никогда не будут тратить на это деньги, если они хорошие руководители.

А выпендривание типа гонки кто первый высадится на луну - это вообще пустая трата денег, как я считаю. Я бы предпочел чтобы СССР вообще в космос не выходила, но чтобы эти деньги были пущены на развитие ЭВМ, автомобилей, электронники и прочего. От того что мы первый вышли в космос мне как-то жить лучше не становится, а вот если бы у нас "жигули" были не хуже БМВ...

Наука должна финансироватся естественным путем, она должна быть прикладной. Это даже уже скорее техника а не наука. Затраты на иследование должны быть меньше, чем прибыль с использования. Надо показывать предпринимателям, что вот если вы дадите нам милион рублей, мы сделаем технологию, которая принесет вам два-три-десять милионов. Наскользо я знаю, политех именно по этому пути идет, работает с различными предприятиями, которым нужны их разработки.

Многие наши НИИ занимаются тем, что пишут диссертации научные по никому не нужным темам, лишь бы написать и получить научную степень за которую будет надбавка к зарплате. В томске докторов и кандидатов наук наверно больше чем дворников, а толку от них меньше. От дворников хоть улицы чистые, а от того что наши ученые пишут диссертации, которые под грифом сов.секретно пылятся на полках толку нету. Надо чтобы ученые не просто так работали, а работали именно на производство и приносили прыбыль. Многие начнут возмущаться: "да как, да наши ученые самые умные, работают над самыми востребованными темами!". Ну покажите мне в томске хоть одно предсприятие высокотехнологическое, которое приносит прибыль, которое ощутимо влияет на экономику города? Уровень жизни-то в томске не такой уж и высокий.

С нашим количеством ученых, если их применить к делу, к производству можно Томск превратить в технологических и экономический оазис сибири.

Надо чтобы наука сливалась с производством: ученым надо показать темы, которые действительно могут приносить прибыль на производстве, а предпринимателям показать разработки которые могут принести им больше денег, если их внедрить в производство.

Одному ученому когда сказали, что на западе вон какие автомобили и какие у нас автомобили, ученый ответил что автомобили это не наука. Вот в том-то и проблема что пока автомобили у нас не наука, то автомобили у соответствующие. А на западе наверно куча ученых работает по улучшению автомобилей, и автомобили у них такие же хорохие как у нас танки.

Тут ктото хотел сделать какойто справочник огромный, ну идея то интересная, только вот кому она нужна? Сколько прибыли она может принести? Или она может стимулировать экономику Сибири? Мне кажется, хотя может быть я и не прав, что это опять попытка высадиться на луну - создать чтото колоссальное и никому не нужное.

Теперь вопрос: кто должен обьединять науку с производством (с коммерцией)? На примере политеха, можно сделать вывод, что сами ученые. Сами ученые должны опустится на землю.

Раздел 1. Теоретические и методические основы изучаемой проблемы в дипломном проекте


1. Эффективность СУП в НИИ: пути повышения и оценка

В эволюции взаимоотношений государство-наука в СССР, а затем и в России, большое значение и влияние имели политические установки государства. Результатом советского периода развития стал уникальный тип науки, характеризовавшийся широтой фронта исследований, высоким уровнем милитаризации, монополизма и ведомственности, слабостью связей с высшим образованием, неспособностью к восприятию рыночных инновационных механизмов, а также неразвитостью связей с мировым научным процессом. В отличие от европейской науки, которая существует самостоятельно и независимо в основном за счет совмещения научной деятельности с преподавательской, российская наука родилась и выросла благодаря попечительству государства, на его средства, всецело зависела от него, им же регулировалась.  С таким багажом российская наука вступила в период реформ.

В переходный период место науки в системе национально-государственных интересов изменилось в сторону снижения ее престижа и статуса. Наука была исключена из числа областей, требующих наибольшего внимания со стороны государства. Причина заключалась в том, что наука не рассматривалась в качестве инструмента решения тех организационно-экономических задач, которые находились в центре внимания правительства: быстрая финансовая стабилизация, предотвращение спада в базовых отраслях, запуск необратимых реформ. К тому же принципиально новая ситуация в военно-политической области снизила интерес властных структур к оборонному комплексу в целом и оборонной науке в частности. Исключение составляли те области наук или научные организации, которые представляли собой потенциальную опасность при снижении государственной поддержки: ядерная физика, исследования в области химического и бактериологического оружия и прочие. Остальная часть науки стремительно теряла былой статус.

Экономическая ситуация, на фоне которой происходили изменения в сфере науки, была весьма неблагоприятной и характеризовалась следующими основными параметрами:

1.  Усилилось падение производства в целом и в отдельных его звеньях;

2.  Были нарушены механизмы установления технологического равновесия между отраслями;

3.  Из-за нарастания инфляционных процессов большинство отраслей не имели реальной потребности в использовании резервов научно-технического потенциала;

4.  Неэффективность системы финансово-бюджетных и кредитно-денежных рычагов, расстройство бюджетной сферы послужили причиной резкого ухудшения финансового положения в науке;

5.  Процессы акционирования и приватизации в научной сфере протекали медленно и неоднозначно. Трудности изменения характера собственности в науке существенно выше, чем в промышленности;

6.  Разрыв хозяйственных связей вызвал разрушение инновационного процесса. Немалую роль здесь сыграл распад СССР, поскольку типичны были случаи, когда научные исследования осуществлялись в России, опытно-экспериментальные работы - в Белоруссии, а внедрение - на Украине.

В этих условиях государство продекларировало селективную политику поддержки науки. Это направление стало стратегическим в регулировании научной сферы, и с некоторыми корректировками сохраняется и сегодня.

Было признано необходимым задействование широкого спектра мер, стимулирующих предприятия финансировать научные исследования, а также снижающих налоговое бремя на исследовательские институты. Однако эти косвенные меры стимулирования удалось реализовать далеко не в полной мере из-за кризисного состояния экономики, когда резко упал платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. Это дополнялось неразработанностью эффективных методов контроля, без которых тонкие инструменты регулирования рыночной экономики становятся неэффективными, а также отсутствием надежной информационной и законодательной базы.

Главный недостаток преобразований состоял в том, что они проводились непоследовательно и медлительно. Правительство критиковалось не столько за декларацию непопулярной политики, сколько за отсутствие конкретных шагов по ее реализации. Фактически в жизнь воплощался вариант нерегулируемого самоспасения науки, ведший к ее быстрой деградации.

Государственная научно-техническая политика - система целей, направлений, способов и форм  вмешательства государства в создание технических и нетехнических нововведений и их передачи в различные сферы.

В условиях рыночной экономики государство может реализовать свои цели в научно-технической области тремя способами:

- финансировать за счет бюджета те исследования, разработки и направления, которые наиболее соответствуют целям государства;

- принимать законы и нормативные акты, непосредственно управлять структурами, находящимися в государственной собственности, вводить льготы и стимулы для частных компаний и негосударственных некоммерческих учреждений;

- формировать общественное мнение относительно науки, ученых и нововведений.

Описанная выше тревожная ситуация заставила заговорить о необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена "Концепция совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях радикальной экономической реформы", в 1992 г. - "Основные положения концепции развития науки и техники РФ", в 1996 г. - "Доктрина развития российской науки", в 1998 г. - "Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 годов".

Согласно Доктрине развития российской науки, поддержанной Правительственной комиссией по научно-технической политике, ключевым элементом реформирования системы управления сферой науки становится совершенствование механизмов финансирования, организации научных исследований и налоговой политики, а именно:

-         выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере не менее 3 процентов его расходной части с ежегодным увеличением размера этих средств по мере стабилизации экономики;

-         обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других ведущих высших учебных учреждений, научных библиотек, музеев и информационных центров;

-         обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов;

-         создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами;

-         развитие конкурсных начал в распределении средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств;

-         поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок;

-         введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;

-         создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах [5].

В соответствии с  Концепцией реформирования российской науки, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо отойти от постатейного финансирования наук. Улучшения финансовой ситуации в науке можно добиться перераспределением и концентрацией бюджетных средств на приоритетных направлениях, селективной поддержкой ведущих отраслевых организаций, привлечением внебюджетных средств и частного капитала. Следует разработать и внедрить механизмы финансирования прикладных исследований на возвратной основе.

Принятым по инициативе Миннауки России решением Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях государственной научно-технической политики на 1999 год» одобрен принципиально новый подход, суть которого заключается в переходе к инновационному типу развития экономики на базе отечественных достижений науки и техники.

Воссоздана на новой основе система государственного научно-технологического прогнозирования на среднесрочный и долгосрочный периоды – в рамках межведомственной научно-технической программы «Перспективы научно-технологического развития России», сформированной на конкурсной основе.

Выполнен комплекс работ по защите и вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Наиболее важным является принятие в сентябре 1999 года постановления Правительства РФ «Об использовании результатов научно-технической деятельности», одним из главных положений которого является закрепление за Россией прав на результаты научно-технической деятельности, полученных при реализации государственных контрактов на выполнение НИОКР для федеральных нужд.

В 1999 году был разработан проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», устанавливающий правовые основы инновационной деятельности в научно-технической и производственно-технологической сферах.

В целом, за годы рыночных реформ сложилась новая система финансирования российской науки, которая предусматривает не только бюджетное финансирование, но и привлечение средств из других источников - средств предпринимательского сектора, внебюджетных фондов, международных организаций.

Вместе с тем, очевидно, что возникновение множественности источников финансирования научных исследований лишь в малой степени скомпенсировало катастрофическое падение базового финансирования.

 

1.1. Организация труда как условие повышения его эффективности

Роль научного коллектива в выполнении научных исследований существенно возросла в последнее время по сравнению с ролью учёных-одиночек и будет увеличиваться и дальше. Если в начале ХХ века вклад учёных-индивидуалов в общий объём научной продукции составлял до 80%, то сейчас он составляет около 30%, а 70% научной продукции «дают» научные коллективы.

При совместной деятельности научных сотрудников и специалистов появляются дополнительные источники повышения эффективности научно-исследовательских работ, не сводимые к простой сумме усилий участников. Помогая друг другу, используя лучшие достижения отдельных участников, коллектив способен решать намного более сложные задачи, чем это сделали бы несколько разрозненно работающих учёных.

Для того чтобы коллектив, предназначенный для выполнения каких-либо тем, работал слаженно, чтобы каждый из участников точно знал возложенные на него задачи и конечную цель труда коллектива, необходимо правильно, на научной основе организовать управление этим коллективом.

Успех в реализации принципов управления научным коллективом в значительной мере определяется подбором, расстановкой и воспитанием исполнителей, стилем руководства, сбалансированностью рабочих мест, моральными качествами руководителя и психологическим климатом в коллективе.

Так как эффективное управление научным коллективом предполагает полную сбалансированность рабочих мест, это означает, что этим местам должны приписываться только те функции, которые обеспечены средствами, необходимыми для их исполнения. Права и обязанности при этом должны быть взаимно уравновешенными, т.е. каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом и каждое право должно осуществляться только при наличии определенной обязанности.

При выборе методов и средств управления научным коллективом серьезное значение имеет его численность. Когда в непосредственном подчинении оказывается более семи или восьми человек, руководитель начинает испытывать определенные трудности в процессе управления.

Успех в деятельности научного коллектива во многом зависит от соблюдения следующих принципов организации работы с людьми.

Принцип информированности о существе проблемы. Любое полезное нововведение может быть воспринято позитивно и даже с энтузиазмом, если членам коллектива станет ясно, какие производственные или социальные задачи будут решены в результате их работы.

Принцип превентивной оценки работы заключается в соответствующем информировании сотрудников для исключения отождествления ими временных затруднений с отрицательными последствиями самого управленческого мероприятия.

Принцип инициативы снизу. Работа выполняется значительно быстрее в том случае, если информация о предстоящей работе войдёт в сознание непосредственных исполнителей как дело полезное и нужное, как самим работникам, так и обществу.

Принцип тотальности. Работники всех звеньев, на которых прямо или косвенно окажет влияние новое задание, должны быть не только заранее проинформированы о возможных проблемах, но и привлечены к участию в их решении.

Принцип непрерывности деятельности. Завершение одной разработки должно совпадать с началом разработки следующего задания, которое может усилить возможность первой разработки или же придет к ней на смену.

Принцип перманентного информирования. Руководитель научного коллектива должен систематически информировать всех сотрудников коллектива как о достигнутых успехах в решении задачи, так и о трудностях, проблемах, срывах.

Принцип индивидуальной компенсации. Руководство должно учитывать особенности ценностных ориентаций людей, их потребностей и интересов.

Принцип учёта типологических особенностей восприятия инноваций различными людьми. Как показывают результаты исследований психологов, всех людей по их отношению к новым заданиям и нововведениям можно подразделить на рационалистов, нейтралов, новаторов, энтузиастов, скептиков, ретроградов, консерваторов. Учитывая эти индивидуальные особенности характеров, можно целенаправленно влиять на работников, формируя их поведение, способствующее эффективной деятельности.

Подводя итоги, можно сказать, что в совместной деятельности научных сотрудников, специалистов и других работников выделяются дополнительные источники повышения эффективности научно-исследовательской работы, не сводимые к простой сумме усилий участников.

В основном руководитель приходит в уже сформированный коллектив и по мере необходимости решает вопросы естественной текучести кадров, что является одним из аспектов управления коллективом. Чтобы успешно сотрудничать с человеком и находить общий язык, руководитель должен иметь определенное представление о каждом работающем сотруднике или вновь привлекаемом для работы в данном коллективе, об идейно-политических качествах личности, его социальной активности. Кроме этого, руководитель должен уметь оценить профессиональную подготовку работника (способность выполнять определенный тип работы); социально-психологические качества (умение взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной работы); деловые качества человека, а также его интеллектуально-психологические возможности (интеллектуальный уровень, силу воли, творческий потенциал, инициативность и др.)

Разработан ряд методов изучения деловых и личностных качеств работников. Например, одним из таких методов, который называется «Типология-7», предназначен для выявления у человека врожденных или приобретенных «управленческих» качеств: способности к прогрессивным образованиям-креативности, исполнительности, консервативности, деловитости, надёжности, созерцательности, авантюрности.

При формировании и сплочённости коллектива руководителю необходимы знания и выполнение организационных и психологических принципов и правил. Например, чтобы не попасть в зависимость от ранее полученных сложившихся оценочных установок, полезно учитывать правило неадекватности отображения человека человеком. На основе эффекта ложного согласия («Так говорят все») может сложиться ошибочное представление о сотруднике. Вред для деятельности коллектива наносит и эффект снисхождения. Типичная логическая ошибка может быть построена на неверном предположении тесной связи определенных свойств личности с признаками поведения. К примеру, молчаливость не всегда является признаком ума и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.