реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административное право Украины

2.          они возникают по инициативе одной из сторон и согласия другой стороны при этом не требуется. Иногда они возникают вопреки желанию другой стороны;

3.          административные правоотношения - это управленческие правовые отношения, поскольку они возникают в связи с функционированием и деятельностью органов государственной исполнительной власти, то есть при осуществлении государственного управления;

4.          в случае нарушения одной из сторон своих обязанностей, ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством в лице его государственных органов или должностных лиц;

5.          спор, возникающий между участниками административных правоотношений, рассматривается как в судебном, так и в административном порядке.

Структура административных правоотношений включает в себя субъект, объект и содержание.

Субъектом административных правоотношений могут быть как физические лица (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, общественные организации, политические партии, религиозные организации и др.).

Для того чтобы быть субъектом административных правоотношений, необходимо обладать административной правосубъектность, то есть административной правоспособностью, административной дееспособностью и административной деликтоспособностью.

Административная правоспособность - это способность лица иметь права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц она наступает с момента рождения и заканчивается смертью лица, ее нельзя  отобрать или передать. В административной науке существует точка зрения относительно того, что лицо может быть временно лишена административной правоспособности (например, в случае административного ареста лицо лишенная права свободы передвижения).

Административная дееспособность - это способность лица самостоятельно реализовать свои права и обязанности в сфере государственного управления. У физических лиц выделяют общую, частичную и ограниченную дееспособность. Общая административная дееспособность наступает с 18 лет при условии, что лицо - вменяемое, то есть она понимает значение своих действий и может ними руководить.

Частичная дееспособность наступает, как правило, с 16 лет, при условии вменяемости данного лица.

Административная деликтоспособность - это способность лица нести административную ответственность за свои поступки. Она, по общему правилу, наступает по достижению 16 лет. Вместе с тем необходимо отметить, что в ряде случаев административная деликтоспособностью может наступить в более позднем возрасте (17 лет - для призывников).

Относительно административной правосубъектности юридических лиц следует отметить, что она наступает с момента создания государственного органа или регистрации субъекта предпринимательской деятельности, ее объем определяется законом, положением, уставом. В отличие от физических лиц административная право- и дееспособность юридических лиц наступает одновременно. Иногда для ее наступления кроме регистрации, необходимо еще получить разрешение (лицензию) на занятие соответствующей деятельностью.

Объектом административных правоотношений выступает то, ради чего возникают собственно правоотношения: поведение, воля, сознание, материальные ценности, нематериального блага и др.

Содержание административных правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективные юридические права - это мера дозволенного поведения, которое обеспечивается государством (свобода перемещения, право на государственную службу, право на обращение и др.). Юридические обязанности - мера необходимого поведения, которое обеспечивается государством. При этом в определенных случаях лицо должно воздержаться от совершения определенных действий (мелкого хулиганства, невыполнение своих обязанностей, нарушение дисциплины), в других, наоборот, осуществить их (получить разрешение на занятие определенным видом деятельности, своевременно рассмотреть обращения и др.).

Основанием возникновения административных правоотношений выступают юридические факты, то есть такие жизненные ситуации, с которыми закон связывает их возникновение, изменение и прекращение. Такие факты являются юридическими, так как, во-первых, на их наличие указывает норма права (гипотеза), во-вторых, с наступлением этих фактов закон связывает наступление определенных юридических последствий: возникновение, изменение, прекращение.

По последствиям все юридические факты делятся на правосоздающие, правоизменяющие, правопрекращающие. По волевому признаку они делятся на событии и действия. События - это такие юридические факты, которые не зависят от воли субъектов правоотношений (смерть человека, стихийное явление, окончание срока давности и др.). Действия, в отличие от событий, зависят от воли и сознания человека, поскольку они осуществляются им с определенной целью. Действия бывают правомерные:

- юридические акты индивидуального характера - указы и распоряжения Президента Украины, распоряжения местных государственных администраций и др.;

- юридические поступки – выдача лицензии, документа на право управления транспортным средством и др.;

неправомерные: административные проступки, дисциплинарные проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность за нормами административного права.

II.Виды административных правоотношений

Административные правоотношения характеризуются большим разнообразием в зависимости от субъектного состава, характера и видов управленческой деятельности, от того, какие функции государственного управления реализуются и т.п.

 По своему характеру административные правоотношения делятся на регулятивные и охранительные. Первые возникают из таких жизненных ситуаций, которые не противоречат нормам права. Возникновение вторых связано с действиями, которые противоречат определенным нормам права.

В зависимости от характера обязанностей правоотношения делятся на пассивные и активные. В правоотношениях активного типа содержанием обязанностей является осуществление определенных положительных активных действий (свидетельское показание, выполнение своих обязанностей и др.). Правоотношения пассивного типа предусматривают воздержание от совершения определенных действий (не нарушать общественный порядок и общественную безопасность и др.).

Общепринято выделять такие виды административных правоотношений как вертикальные и горизонтальные. Вертикальные правоотношения характеризуются наличием у одной стороны государственно-властных полномочий относительно второй стороны отношений (например, работник ГАИ наделен государственно-властными полномочиями в отношении лица, которое управляет транспортным средством, при нарушении им правил дорожного движения). Именно вертикальные правоотношения ярче выражают сущность административно-правового регулирования и особенности административного права. Для данного вида отношений характерно: неравенство сторон, подчиненность одной стороны другой, наличие организационной подчиненности и его отсутствие; подконтрольность и поднадзорность, неравенство сторон в юридическом понимании.

Основной особенностью горизонтальных административных правоотношений является то, что стороны непосредственно не подчиняются одна одной, занимают, как правило, одинаковое правовое положение (например, два министерства координируют свою деятельность относительно решения конкретного вопроса).

В зависимости от методов административно-правового регулирования выделяют субординацийные, координационные и реординацийные административные правоотношения. Субординацийные правоотношения возникают тогда, когда одна из сторон правомочна осуществлять распорядительные или контрольные полномочия в отношении другой стороны (например, в государственной службе). Координационные правоотношения характеризуются тем, что государственно-властные полномочия сторон направляются на совместную деятельность для достижения определенной цели или решения общих задач (например, Министерство внутренних дел Украины и Служба безопасности Украины координируют свою деятельность в борьбе с коррупцией). Особенность реординационных правоотношений состоит в том, что объект управления, наделенный правом обращаться к субъекту управления относительно осуществления ним определенных действий, то есть имеет место обратная связь в государственном управлении (например, для выполнения государственной задачи, объект управления правомочный требовать от субъекта управления ее финансирования).



Субъекты Административного права.

Тема 4: Административно-правовой статус Президента.

1. Понятие и круг субъектов административного права.

2. Особенности административной правосубъектности Президента Украины.

I. В административно-правовых отношениях участвуют конкретные носители соответствующих прав, обязанностей и ответственности. Эти носители обязанностей являются участниками административно-правовых отношений, которые складываются в сфере исполнительной власти.

Иными словами, субъект административного права - это такой потенциальный участник административно-правовых отношений, который в силу особенностей своего правового статуса и комплекса социальных предпосылок (условий) своего функционирования способен быть носителем административных полномочий, обязанностей и ответственности.

К таким особенностям правового статуса и условий (предпосылок) функционирования субъектов административного права относятся:

q         во-первых, социальное признание возможности участия в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю персонифицированного субъекта;

q         во-вторых,   юридическое   признание   административно-правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей в сфере реализации государственной исполнительной власти, т.е. быть потенциально возможным участником административно-правовых отношений.

Наличие этих двух предпосылок формирует административную правоспособность субъекта административного права, т.е. его способность иметь субъективные права и обязанности в сфере реализации государственной испол­нительной власти. Административная правоспособность появляется у субъектов административного права с момента их возникновения, т.е. у физических лиц — с момента их рождения, а у организаций (учреждений, предприятий, го­сударственных органов и т.п.) — с момента их государственной регистрации. Соответственно   прекращение   административной   правоспособности  — осуществляется   с   момента   исчезновения   субъекта   (упразднения государственного органа, ликвидации предприятия или организации, смерти физического лица и т.п.).

Административная правоспособность как потенциальная возможность быть  участником   административно-правовых  отношений  дополняется административной дееспособностью субъектов административного права, т.е. признанной административно-правовыми нормами способностью субъекта самостоятельно,    своими   осмысленными   действиями   реализовать предоставленные ему права, исполнять возложенные на него обязанности и нести ответственность в сфере реализации государственной исполнительной власти.

В    совокупности    административная    правоспособность    и административная     дееспособность     образуют     административную правосубъектность соответствующих физических лиц, органов и организаций как субъектов административного права, которые являются носителями конкретных субъективных прав и обязанностей в сфере реализации го­сударственной исполнительной власти. При этом конкретные субъективные права   субъектов   административного   права   представляют   собой предоставленную и гарантированную государством путем закрепления в нормах административного права меру возможного (дозволенного) поведения в правоотношениях с другими субъектами административного права, на которых возлагаются корреспондирующие обязанности. К этим правам относятся, в частности:

Ø     возможность определенного нормами административного права поведения         субъекта;

Ø      удовлетворение предусмотренных законом интересов и потребностей

Ø      субъекта;

Ø      реализация соответствующих функций и полномочий с целью решения

Ø      возложенных на субъекта задач;

Ø      возможность участвовать в конкретных правоотношениях и совершать        действия, определенные нормами административного права;

Ø      возможность получить гарантию реализации предоставленных прав, обеспеченную  государственным  принуждением,   применяемым  к недобросовестному носителю корреспондирующей обязанности.

Диалектической противоположностью правам субъектов административного права являются их обязанности, т.е. установленная государством и закрепленная нормами административного права мера должного поведения в административных правоотношениях, обеспеченная воз­можностью применения государственного принуждения. К субъективным обязанностям субъектов административного права относятся:

- требование надлежащего поведения, предусмотренного соответствующими нормами административного права;

- осуществление действий, корреспондирующих правам других субъектов конкретных административно-правовых отношений;

- реализация функций и задач в пределах, определенных нормами административного   права   в   интересах   других   участников административно-правовых отношений;

- соблюдение меры, формы и содержания должного поведения;

     - несение ответственности и других неблагоприятных последствий,

наступающих вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения

обязанностей.

Субъективные права и обязанности субъектов административного права существуют и проявляются в конкретных правоотношениях, составляя фактическое содержание последних. Они всегда связаны с практическим осуществлением определенных действий в сфере реализации государственной исполнительной власти. Поэтому участниками административно-правовых отношений и, следовательно, субъектами административного права могут быть различные физические лица, органы и организации, интересы которых в силу предписания административно-правовых норм так или иначе связаны с осуществлением функций государственной исполнительной власти и нуждаются

для своего удовлетворения в соответствующих действиях исполнительно-распорядительного характера. Среди этих субъектов выделяются органы государственной исполнительной власти и их подразделения; государственные предприятия, учреждения и организации; негосударственные объединения граждан; административные коллективы; граждане, лица без гражданства и иностранцы.

В зависимости от организационных особенностей и социальных признаков конкретных субъектов административного права их можно разделить на две группы, обособив: а) индивидуальные субъекты административного права и б) коллективные субъекты административного права. Каждая из этих групп субъектов в свою очередь дифференцируется в зависимости от особенностей административно-правового статуса, социальной роли, конкретных задач, прав и обязанностей в сфере государственной исполнительной власти. В частности, среди коллективных субъектов административного права могут быть выделены органы государственной исполнительной власти, административные коллективы, учреждения, государственные и негосударственные организации, предприятия, структурные подразделения государственных органов и организаций и т.п. В свою очередь в группе индивидуальных субъектов выделяются граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, имеющие специальные административно-правовые статусы и т.д.

В зависимости от содержания и особенностей функций, которые осуществляются субъектами административного права, среди них можно выделить тех субъектов, которые осуществляют и защищают публичные интересы (например, органы государственной исполнительной власти), и тех, которые реализуют частные интересы (например, граждане). Очень близко к такой группировке примыкает деление субъектов административного права по признаку наличия у них государственно-властных полномочий. При этом из всей совокупности субъектов административного права могут быть выделены властные субъекты, т.е. носители государственно-властных полномочий, отношения между которыми являются, как правило, внутри аппаратными. И невластные субъекты между которыми не могут складываться внутри аппаратные административно-правовые отношения. Иначе говоря, условием возникновения внутри аппаратных,   а  внешних  административно-правовых  отношений, направленных на реализацию задач и функций в сфере государственной исполнительной власти, является обязательное взаимодействие властных и не­властных субъектов административного права, когда обязательным участником любого административно-правового отношения является субъект — носитель государственно-властных полномочий, который представляет и реализует государственный, публичный интерес и обязан содействовать в реализации прав и законных интересов невластных субъектов (граждан, лиц без гражданства и иностранцев).


ІІ. Административная    правосубъектность    Президента    Украины характеризуется  определенными  особенностями,  которые  определяются своеобразием его правового статуса, закрепленного Конституцией Украины. Согласно ст. 102 КУ Президент является главой государства, выступает от его

имени, является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Как глава государства Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей государственной власти, — включая законодательную, исполнительную и судебную. Многие органы государственной исполнительной власти формируются им, либо подчинены ему непосредственно или косвенно — через Правительство. Поэтому хотя Президент формально не является главой исполнительной власти, однако фактически он все необходимые правовые основания для активного влияния на деятельность всей системы исполнительно-распорядительных органов.

Субъектом административного права Президент становится в результате всенародных выборов, после принесения народу присяги и вступления в должность. Его полномочия в сфере государственной исполнительной власти определяются статьями 106, 112, 113, 114, 115, 118 Конституции Украины и некоторыми   другими,   которые   закрепляют   принципы   и   характер взаимоотношений Президента с центральными и местными органами государственной исполнительной власти.

В зависимости от целевой направленности и содержания полномочий Президента в сфере государственной исполнительной власти их можно разделить на три группы: а) формирование органов исполнительной власти; б) определение содержания и направлений их функционирования; в) обеспечение законности в сфере государственного управления,

В процессе реализации по формированию исполнительной власти Президент Украины:

— назначает по согласованию с Верховной Радой Украины Премьер-министра Украины: приостанавливает полномочия Премьер-министра и принимает решение об его отставке;

— назначает по представлению Премьер-министра Украины членов Кабинета Министров   Украины,   руководителей   других   центральных   органов исполнительной власти, также глав государственных администраций и приостанавливает их полномочия на этих должностях;

— создает, реорганизует и ликвидирует по представлению Премьер-министра Украины министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти (в пределах объемов финансирования, предназначенных на содержание указанных органов);

— назначает на должности и освобождает с должностей по согласованию с Верховной Радой Председателя Антимонопольного комитета Украины, Председателя Фонда государственного имущества Украины Председателя Государственного комитета информационной политики телевидения и радиовещания;

— назначает половину состава Национального совета Украины по делам телевидения и радиовещания;

— назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований;

— назначает и освобождает от должностей глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств;

— формирует в пределах своих средств, предусмотренных в Государственном бюджете, консультативные, совещательные и иные вспомогательные органы и службы, необходимые для осуществления возложенных на него полномочий.

В ходе определения содержания и направлений функционирования органов исполнительной власти Президент Украины:

-          представляет Украину в международных отношениях, осуществляет руководство ее внешнеэкономической деятельностью, ведет переговоры и заключает международные договоры;

-          возглавляет Раду национальной безопасности и обороны Украины;

-          пользуется правом законодательной инициативы;

-          обращается с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении страны;

-          подписывает законы, принятые Верховной Радой Украины;

-          издает Указы и распоряжения, которые являются обязательными на территории страны;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.