реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Административное право Украины

 

 

 

 

 

 

 

Лекция10: Формы и методы

государственного управления.

1.    Понятие и виды форм государственного управления.

2.    Особенности правовых актов управления как формы государственного управления.

3.    Понятие, признаки и виды методов государственного управления.


I.         Форма государственного управления – это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами государственного управления для реализации поставленных перед ними задач.

Органы государственного управления и должностные лица в каждом конкретном случае выбирают наиболее приемлемую для них форму управленческой деятельности, исходя из компеетенции, назначения данного органа, его функций, особенностей конкретного объекта управления и т.п. При этом важно отметить, что должны использоваться только те формы управления, которые предусмотрены действующим законодательством. В противном случае возникнет вопрос о правомерности государственного управления и последствий, к которым оно привело. В то же время это не означает, что субъект лишен возможности выбора той или иной формы в каждом конкретном случае.

Форма управления тесно связана с процедурой ее реализации, поскольку каждая из форм имеет свою собственную процедуру и должна осуществляться с ее соблюдением.

В административной науке общеприняты такие формы государственного управления, как:

издание нормативных актов управления. К таким актам можно отнести: Порядок ведения личных дел служащих в органах исполнительной власти, Устав Академии правовых наук Украины; Положение об общеобразовательном учебном заведении и др.;

издание индивидуальных актов управления. Как правило, это правовые акты, которые не являются источниками АП, однако они выступают юридическими фактами , с которыми связывается возникновение, изменение и прекращение административных правоотношений. Примером таких актов может быть указ Президента Украины о назначении на должность министра;

заключение административных договоров;

осуществление юридически значимых действий. Такие действия осуществляются на основе законов или иных подзаконных нормативных актов и направлены на возникновение определенных юридических последствий. К таким можно отнести: государственную регистрацию; издание официальных документов; лицензирование; составление административного протокола и т.п.;

проведение организационных мероприятий. Организационные мероприятия направлены на обеспечение деятельности государственного органа як субъекта государственного управления. К таким мероприятиям можно отнести: проведение совещаний; разработку методических рекомендаций и указаний; проведение пресс-конференций ит.п.;

  осуществление материально-технических операций. Нормальное функционирование государственного органа обусловлено осуществлением ряда материально-технических операций, к которым можно отнести:делопроизводство, регистрацию, оформление, анализ информации, подготовку аналитических и статистических данных и т.п.;

 Первые четыре формы государственного управления принадлежат к правовым, поскольку влекут за собой определенные юридические последствия.  Две последних относятся к неправовым, поскольку не влекут наступление юридических последствий.

Административный договор это один из видов публично-правовых договоров. Он представляет собой основанное на нормах административного права и добровольного согласия двух или более субъектов АП, соглашение, предусматривающее возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей его участников.

На административный договор как на один из видов форм государственного управления возлагаются следующие функции:

Ø      демократизации исполнительной власти;

Ø      охранительная;

Ø      воспитательная;

Ø      обеспечительная;

Ø      социального компромисса.

Административный договор классифицируется по таким критериям: 1) по предметному критерию; 2) по содержанию.

По предметному критерию различают договоры:

договоры в сфере управления гос. собственностью;

договоры со студентами, военнослужащими;

договоры, обеспечивающие гос. потребности;

договоры о сотрудничестве;

инвестиционные договоры.

По содержанию:

чисто организационные и смешанные ( организационные вопросы, связанняе с трудовыми, имущественными); чисто административные и комбинированные (вместе с административными правоотношениями регулируют трудовые, гражданские и т.д.).


ІІ.        Правовые акты управлениянаиболее распространенная юридическая форма реализации задач, функций исполнительной власти и государственного управления. Правовой акт управления - это правовой документ государственно-властного характера, который принимается уполномоченным органом государственного управления или его должностным лицом в одностороннем порядке с целью обеспечения управленческих функций и задач.

            Юридическое значение правовых актов управления заключается в том, что они:

            могут быть правовым основанием для принятия иных актов управления (например, приказ Министерства образования и науки Украины являются основанием для издания приказа ректором университета по соответствующему вопросу);

            нормативные правовые акты управления устанавливают, изменяют и прекращают нормы права; обеспечивают одинаковость регулирования общественных отношений для неограниченного круга субъектов; определяют порядок привлечения к административной ответственности и т.д.; 

            Индивидуальные правовые акты управления выступают юридическими фактами возникновения, изменения и прекращения общественных отношений субъектов государственного управления (например, издание распоряжения о принятии на государственную службу является основанием возникновения нового статуса лица – статуса государственного служащего);

            они могут выступать юридическими документами или доказательствами в юридическом процессе (Например, распоряжение об увольнении государственного служащего с должности является основанием для появления судебного дела о возобновлении на работе и т.д.);

            правовые акты управления выступают правовыми средствами проведения административной реформы, осуществление кадровой политики, юридической защиты прав и свобод граждан и т.п.

            Правовые акты управления характеризуются рядом признаков, которые отражают их сущность.

            Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственного управления в пределах его компетенции. Он может приниматься как единолично, так и коллегиально.

            Правовой акт управления всегда является управленческим решением, поскольку именно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта. Он разрабатывается и принимается с соблюдением правил управленческого процесса и направлен на решение конкретной управленческой задачи или обеспечения исполнения государственно-управленческих заданий и функций.

            Правовой акт представляет собой юридически властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица. Государство в лице органов гос.управления не только принимает акты гос.управления, но и обеспечивает их исполнение, включая и средства административно-правового принуждения.

            Правовой акт устанавливает обязательные правила поведения в сфере гос.управления. Другими словами, такой акт по характеру правовых предписаний – императивен.

            Правовой акт – всегда подзаконный акт, поскольку принимается органом гос.управления, который осуществляет подзаконную деятельность, принимается на основе законов и во исполнение законов.

            Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия.  В подавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается в письменной форме. Не маловажное значение имеет процедура принятия правового акта управления. Важно указать, что в настоящее время нет единого законодательного акта, который предусматривал бы единую процедуру принятия правовых актов управления.

                                   

ІІІ.      Методы государственного управления – это способы и приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов государственного управления (должностных лиц) на подчиненные им субъекты управления.    Методы гос.управления неразрывно связаны с формами государственного управления. Метод государственного управления обязательно находит свое выражение в форме государственного управления. Например, невозможно применить административную ответственность (метод принуждения), если законодательно такая ответственность не была бы определена (форма управления).

            Сущность метода управления проявляется как в волеизъявлении субъекта управления к другим участникам административных правоотношений, так и в характере волеизъявления.

            Выбор того или иного метода го. управления зависит от многих показателей: компетенции и полномочий органа гос.управления или должностных лиц, специфики объекта управления, поставленных целей и функций гос.управления и т.п.

            В административной науке принято выделять следующие методы государственного управления: убеждения, поощрения, принуждения, надзор, регулирования, руководства, субординации, координации и т.д.

            Убеждение – это один из основных административно-правовых методов, который проявляется в разных разъяснительных, воспитательных, организационных средствах для формирования воли подчиненного. Способами такого метода является обучение, пропаганда, разъяснения, обмен опытом и т.д.

            Принуждение – вид государственного принуждения, который применяется правомочными государственными органами (должностными лицами) с целью предупреждения и прекращения административного проступка, а также обеспечения привлечения виновного к административной ответственности.   

            Поощрение – это такой способ воздействия, который через интересы, сознание направляет волю людей на осуществление полезных, с точки зрения субъекта управления.  

    








Тема 12: Административные взыскания.

1.             Понятие и цели административного взыскания.

2.             Система и виды административных взысканий.

 

II. Предупреждение (ст.26 КУАП) применяется как самостоятельная мера наказания за совершение незначительных админ.нарушений, а также к лицам, которые впервые совершили проступок, и при этом имеют положительные характеристики. Содержание предупреждения заключается в официальном, от имени государства, осуждении противоправного деяния органом админ.юрисдикции, и в предупреждении правонарушителя о недопустимости таких действий в дальнейшем. Предупреждение требует юридического оформления в виде вынесения постановления, отвечающего требованиям ст.283 КУАП.

К предупреждению, как и к любому основному взысканию, может быть назначено и дополнительное взыскание. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания.

Штраф ( ст. 27 КУАП) - это денежное взыскание, которое накладывается на граждан и должностных лиц за админ.правонарушения, в случаях, установленных законодательством Украины.

Штраф должен быть оплачен не позднее 15 дней со дня вручения нарушителю постановления о наложении данного взыскания, а в случае обжалования или опротестования - через 15 дней со дня сообщения об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. Если штраф наложен на лицо в возрасте от 16 до 18 лет, и у него отсутствует самостоятельный заработок, то штраф взыскивается с родителей или лиц их заменяющих.

В случае неуплаты в установленный срок постановление о наложении . взыскания направляется для удержания соответствующей суммы с денежных прибылей правонарушителя. Если удержат штраф с этих прибылей невозможно, должностным лицом выносится постановление о наложении штрафа судебным исполнителем при районном (городском) суде. Судебный исполнитель обращает взыскание на личное имущество правонарушителя. Если такого имущества не выявлено, то по данному факту составляется акт, который утверждается судьей.

Возмездное изъятие (ст.28 КУАП) применяется только к предметам, ставшим орудием совершения или непосредственным объектом совершения админ.правонарушения. Оно заключается в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче собственнику вырученной суммы с вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находящегося в личной собственности правонарушителя. Это взыскание может быть основным или дополнительным. Это взыскание содержится в санкциях ст.ст.121-1, 130, 133, 166-1, 191, 193.

Цель возмездного изъятия - исключить владение предметом, запрещенным к использованию или использующимся с нарушением установленных правил. Данное взыскание более мягкое сравнительно с конфискацией и отличается от нее возмездным характером.

Конфискация (ст.29 КУАП) предмета, ставшего средством совершения или непосредственным объектом админ.правонарушения, заключается в принудительной бесплатной передаче этого предмета в собственность государства.

Данное взыскание применяется органами админ.юрисдикции (чаще всего судьями, органами ВД, таможенными органами), как правило, как дополнительное взыскание. Как основное админ.взыскание конфискация предусмотрена только за нарушение некоторых таможенных правил (ст.ст.208-209 КУАП).

В ст. 29 КУАП подчеркивается, что конфисковать можно только предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Дело в том, что конфисковать вещь, не принадлежащую правонарушителю, - означает наказать собственника имущества, не совершавшего правонарушения и не подлежащего админ.ответственности.

Лишение специальных прав (ст. 30 КУАП) - это ограничение правосубъектвности гражданина в админ.порядке за админ.проступки. Среди взысканий КУАП называет только два вида лишения специального права: права управлять транспортным средством (ст. 108, 116, 122, 123,124,130 и др.) и пр. охотиться (ст. 85). К лицам, пользующимся транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления в состоянии опьянения. Нельзя лишать права охотится тех лиц, для которых охота является основным источником существования.

Такое взыскание предусматривается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Оно применяется уполномоченными должностными лицами ОВД (о лишении права управлять автомобильным транспортом); органами речного транспорта и Госавтоинспекции по маломерным судам; органами, осуществляющими надзор за соблюдением правил охоты на срок до трех лет.                                                  

Исправительные работы (ст.31 КУАП) - применяется на срок от 15 дней до 2 месяцев с отбыванием по месту постоянной работы и с отчислением до 20% зарплаты в доход государства.

Исправ.работы назначаются районным судьей. Данная санкция применяется только к правонарушителям, имеющим постоянную работу. Оно не может применяться к нетрудоспособным лицам (пенсионерам по возрасту, инвалидам, и беременным). Кроме того, в соответствии со ст. 15 КУАП  исправ.работы не могут быть применены к военнослужащим, призванным на сборы военнообязанным, лицам рядового и начальствующего состава ОВД.

Данное взыскание применяется за административное правонарушение, которое по степени общественной безопасности приближено к преступлению. Это мелкое хищение (ст.51), мелкое хулиганство (ст. 173), уклонение от возмещения имущественного вреда, причиненного преступлением (ст.51).

Исправ.работы назначаются только как основное взыскание и отбывается исключительно по месту работы правонарушителя. Отчисления производятся с заработка по основному месту работы, по совместительству, гонораров, полученных по договору и трудовым соглашениям.

Исправ.работы допускают еще ряд правоограничений имущественного и трудового характера. Так, в период отбывания исправительных работ запрещается предоставление очередного отпуска, время их отбывания не засчитывается в производственный стаж, не допускается увольнение по собственному желанию.

Административный арест - является наиболее суровым из всех видов админ.взысканий. Назначается админ.арест только судьей на срок до 15 суток. Его не применяют к беременным; к женщинам, имеющим детей до 12 лет; к лицам, не достигшим 18 лет; инвалидам 1-2 группы (ст.32), а также к военнослужащим; призванным на сборы военнообязанным, к лицам рядового и начальствующего состава ОВД (ст. 15).

Выдворение за пределы Украины применяется по решению органов ВД или СБУ.

Она распространяется исключительно на иностранцев. Применение данной меры предусмотрено ст. 24 КУАП и ст.32 Закона Украины " О правовом статусе иностранцев" от 4 апреля 1994 г.

Иностранец может быть выселен за пределы Украины в трех случаях:

1) если его действия противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охране общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Украины;

3) если иностранец грубо нарушил законодательство о правовом статусе иностранцев.

В случае одобрения решения о выселении иностранец обязан покинуть территорию Украины в сроки, указанные в этом решении. Если иностранец уклоняется от исполнения такого решения, то он подлежит задержанию и принудительному выселению, однако на это требуется санкция прокурора. Решение иностранца может быть обжаловано в судебном порядке, что не приостанавливает решения о выселении. Выселение иностранцев осуществляется ОВД.


Лекция 14: Производство по делам об административных проступках.

1.             Субъекты производства в делах об административных правонарушениях.

2.             Стадии производства в делах об административных правонарушениях.

 

            I.Все субъекты производства в делах об административных правонарушениях можно поделить на три группы:

            Лидирующие субъекты: органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, Перечень этих органов приведен в ст. 213, 218-244 (около 40). Кроме того, это органы, уполномоченные на составление протокола об административных правонарушениях (ст.255 КУАП), а также гос.органы и должностные лица, исполняющие постановления о наложении административного взыскания (например, 313 КУАП);

            Лица, лично заинтересованные в деле: лица, привлекаемые к админ.ответственности, потерпевшие и их законные представители – адвокаты, родители, опекуны и попечители;

            Лица, способствующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, переводчики, понятые.

            Иногда выделяют еще и категорию субъектов – общественные организации, трудовые коллективы и др., которые могут заявлять ходатайства.

            II. Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя следующие стадии:

1) административное расследование (состоящее из возбуждения дела; установления фактических обстоятельств; процессуального оформления результатов расследования; направления материалов для рассмотрения по подведомственности);

2) рассмотрение дела (включающее подготовку дела к рассмотрению; анализ выбранных   материалов,   документов   и   обстоятельств;   принятие постановления; доведение постановления до сведения заинтересованных лиц);

3) пересмотр  постановления (выражающееся в обжаловании или опротестовании постановления по делу; проверке законности постановления;

вынесения нового решения; реализации этого решения);

4) исполнение постановления (которое состоит из обращения постановления к исполнению и непосредственного его исполнения).

Началом  стадии расследования  является  возбуждение  дела об административном правонарушении, осуществляемое на основе информации о совершении деяния, имеющее признаки административного проступка. Эта информация может быть получена на основе заявлений граждан; сообщений представителей общественности, предприятий, организаций; выступлений прессы и иных видов массовой информации; а также путем непосредственного выявления правонарушения уполномоченным субъектом администативно-юрисдикционной деятельности.

На следующем этапе стадии расследования производятся сбор необходимых доказательств и выяснение обстоятельств, которые подтверждают либо исключают виновность лица в совершении административного проступка. Эти обстоятельства могут быть установлены различными способами, в частности опросом лиц, которые владеют необходимой информацией по делу (правонарушителей, потерпевших, свидетелей, экспертов и т.п. ), проведением экспертизы; изъятием документов; обнаружением вещественных доказательств на месте совершения правонарушения и т.д.

Все установленные обстоятельства фиксируются в соответствующих процессуальных   документах,   к   которым   относятся   объяснения правонарушителей, экспертные заключения, протоколы и акты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.