реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кредитный риск и способы его снижения

полном объеме не возможно. Поэтому успешная деятельность банка в области

кредитования во многом зависит от квалификации служащих.

Разработанная система управления кредитными рисками сама по себе не

может принять решение давать кредит или нет, поэтому целью ее является

оказание помощи служащим Банка убедиться, что решение относительно кредита

есть обоснованным.

Процесс кредитования можно условно разделить на несколько этапов,

каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и

определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

. рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с клиентом;

. изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по кредиту;

. подготовка и заключение кредитного соглашения;

. контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

На каждом из этих этапов специалисты банка максимально стараются

использовать все приемы риск-менеджмента, позволяющие снизить степень

кредитного риска.

Наиболее распространенными мероприятиями, направленными на снижение

кредитных рисков, являются:

. проведение качественного кредитного анализа,

. правильное структурирование кредитной сделки,

. качественное документирование кредита,

. привлечение достаточного и качественного обеспечения,

. мониторинг кредитов и оперативность при взыскании долга,

. лимитирование кредитов,

. диверсификация рисков,

. страхование кредитных операций,

. самострахование (определение внутренних источников покрытия риска,

таких как собственный капитал и резервы банка).

Объем настоящей работы не позволяет детально рассмотреть все названные

выше способы минимизации кредитного риска, поэтому я остановлюсь на

некоторых из них: кредитный анализ, привлечение достаточного обеспечения,

страхование, мониторинг кредитов и способы взыскания долга.

4 Кредитный анализ

Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком

зависит от качества аналитического обоснования решения. Именно поэтому,

следуя рекомендациям западных специалистов, Банк внедрил современную

методологию проведения кредитного анализа.

Оценка риска в момент выдачи кредита, т.е. когда имеет место скрытая

фаза риска, является самым ответственным этапом управления кредитным

риском. Для большинства сотрудников банков на протяжении ряда лет понятие

«кредитный анализ» означало анализ только финансовых документов

предполагаемого заемщика. Это очень важный шаг в принятии осознанного

решения о риске при рассмотрении любой кредитной заявки. Однако, необходимо

учитывать, что финансовая информация может оказаться не достаточно полной и

достоверной, а служащий банка, который занимается вопросами кредитования,

обязан оценить и понимать какие политические, юридические, социальные,

экономические и экологические факторы действуют на бизнес компании, размер

ее прибыли, и количество денежных средств, которые она может заработать.

Используемая Банком система анализа рисков по предоставляемому кредиту

объединяет одновременную оценку рисков заемщика и предлагаемого к

финансированию проекта.

Кредитный анализ в Банке разделен на несколько этапов:

1. анализ кредитоспособности заемщика,

2. анализ проекта (операции), предложенного к финансированию,

3. оценку обеспечения кредита,

4. анализ юридических аспектов,

5. оценку риска, связанного с выдачей кредита.

Анализ кредитоспособности заемщика

Анализ кредитоспособности является основным элементом в процессе

кредитного анализа. К определению кредитоспособности заемщика существует

множество различных подходов.

В Банке анализ кредитоспособности включает следующие элементы:

6. Анализ финансового состояния Заемщика.

7. Анализ юридического статуса предприятия: форма собственности,

учредительные документы, устав, состав учредителей, дата регистрации,

размер уставного фонда, разрешенные виды деятельности, возможности

трансфертного ценообразования, полномочия руководителей, имеющиеся в

наличии акции, дочерние структуры, прошлые и текущие судебные

разбирательства.

8. Банковская история Клиента, включая анализ мнения обслуживающих

Клиента сотрудников, движение по счетам, предшествующая кредитная

история, выполнение обязательств, прошлые судебные разбирательства,

штрафные санкции и т.д.

9. Качество менеджмента: профессиональный профиль руководителей, их

возраст и стаж работы, опыт работы на руководящих (административных)

должностях, терпели ли они банкротство в прошлом?

10. Конкурентные преимущества предприятия, в т.ч. наличие патентов,

торговых марок, имидж Клиента, репутация среди клиентуры (“goodwill” -

гудвилл).

При проведении анализа кредитоспособности принимаются во внимание все

элементы, относящиеся к Заемщику, и учитываются все возможные источники

возникновения кредитного риска.

Анализ кредитоспособности проводится Банком до решения вопроса о

возможности и условиях кредитования и предшествует анализу проекта или

операции, предложенной Клиентом для финансирования.

При анализе кредитоспособности используются разные источники

информации:

- материалы, полученные непосредственно от клиента;

- материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

- сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его

поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);

- отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений

(отраслевые аналитические исследования и т. п.).

Для анализа финансового состояния Заемщика используются следующие

финансовые документы :

Баланс (Форма 1),

Отчет о прибылях и убытках (Форма 2),

Справка о движениях по счетам.

Для углубленного анализа и установления реального финансового

положения Заемщика могут быть использованы дополнительные финансовые

документы: первичные документы бухгалтерской отчетности, справки о

товарной продукции, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности,

справка о движении товаров по бартеру, планируемые показатели деятельности

предприятия и другие.

При изучении кредитоспособности предприятия важное значение придается

анализу коэффициентов, характеризующих соотношение различных статей

баланса, и динамике этих показателей. Это важные источники информации и

прогнозов по поводу состояния дел предприятия и риска, связанного с выдачей

ему кредита. Кроме того, использование финансовых коэффициентов позволяет

быстро получить представление о финансовом состоянии заемщика. Коэффициенты

необходимы для определения важнейших показателей деятельности:

рентабельности, ликвидности и стабильности или отношения капитала к заемным

средствам.

На основе анализа коэффициентов в Банке разработана и применяется

методика экспресс - анализа финансового состояния предприятия.

Расчет коэффициентов не должен производится формально, я рекомендую

также анализировать следующие элементы финансовых документов:

4. Величина и структура активов и пассивов, которая определяется

посредством вертикального анализа балансового отчета, т.е. сравнивая

различные разделы активов и пассивов с суммарными активами и пассивами.

5. Источники финансовых активов путем проведения горизонтального анализа

баланса.

6. Анализ прибыльности: прибыльность (отношение прибыли к производственным

затратам) показывает размер прибыли на единицу затрат; прибыль на

инвестиции (ROI) - измеряемая отношением прибыли к суммарной инвестиции;

прибыль на собственный капитал (ROE) - измеряемая величиной прибыли,

деленной на собственный капитал предприятия.

7. Анализ ликвидности, платежеспособность (индекс ликвидности) измеряется

как отношение оборотных средств к текущим обязательствам, коэффициент

покрытия.

8. Соотношение “Долг / Собственный капитал” до момента финансирования,

показатель финансовой независимости (величина собственного капитала

деленная на существующие краткосрочные и долгосрочные долговые

обязательства).

9. Собственный капитал в сравнении с долгом после предлагаемого

финансирования (показатель финансовой независимости), т.е. величина

собственного капитала, деленная на существующие краткосрочную и

долгосрочную задолженность плюс запрашиваемый займ или кредитная линия.

10. Размер собственных оборотных средств (собственный капитал минус

основные средства и нематериальные активы).

11. Коэффициент маневренности собственного оборотного капитала (собственный

оборотный капитал, деленный на собственный капитал).

12. Коэффициент обслуживания долга (DSC), равный чистой прибыли +

амортизация + процент, деленный на выплаченную сумму займа и процентов.

13. Прибыльность продаж.

Коэффициенты могут стать полезным инструментом при формировании мнения

о финансовом состоянии предприятия. Ценность каждого взятого в отдельности

коэффициента сомнительна. Их необходимо рассматривать вместе. Служащий

банка обязан всегда применять несколько коэффициентов для выявления причин

и тенденций. Коэффициенты сами по себе не дают возможности сделать

безошибочные выводы. Таким образом очень важно, чтобы служащий банка был

компетентным и понимал принципы расчета этих показателей.

Кроме того, к использованию финансовых коэффициентов нужно подходить с

особой осторожностью, т.к. они не всегда объективно отражают реальную

ситуацию в связи с инфляционной ситуацией и другими особенностями

переходного периода украинской экономики. В некоторых случаях целесообразно

проведение финансовых расчетов в СКВ, что обеспечит “сопоставимость” данных

за разные периоды. Несмотря на наличие одного или нескольких

неблагоприятных показателей (коэффициентов), сотрудник кредитного

подразделения может рекомендовать предоставить финансирование, но ему

необходимо подготовить убедительные объяснения бизнес-факторов, лежащих в

основе неблагоприятных финансовых коэффициентов.

Различным методам проведения оценки кредитоспособности заемщика

уделено достаточно внимания в специальной литературе, однако не всегда они

могут верно отразить действительность, поэтому в работе необходимо сочетать

теоретические наработки с практикой ведения деятельности в условиях

Украины.

Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика

нельзя не сказать о зарубежном опыте. В американской практике применяется

«правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие украинские

специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения

своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по

этому методу обозначены словами, начинающимися на букву «си»:

1. Характер заемщика (character), т.е. имеется в виду его репутация,

степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится

прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к

своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его

статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет

заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из архива,

консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

2. Финансовые возможности (capacity), т.е. способность заемщика погасить

кредит, определяются с помощью тщательного анализа его доходов/расходов и

перспектив изменения их в будущем. Способность заемщика получать деньги по

всем своим операциям (изучается общий приток денег, полученных заемщиком в

ходе предпринимательской деятельности в течение всего периода его

деятельности) или по конкретному проекту; способность заемщика управлять

наличными (изучение прошлых проектов).

3. Капитал, имущество (capital), т.е. наличие собственного капитала и

согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае

необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала,

соотношение с другими статьями активов и пассивов. Заемщик должен быть в

состоянии разделить риск проекта с кредитующим банком.

4. Обеспечение (collateral), т.е. его достаточность, качество и степень

реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает

возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска.

Подробно вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже.

5. Общие экономические условия (conditions), т.е. выяснение текущего

состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно

– экономики, отрасли, к которой принадлежит заемщик. Различные

экономические условия и различные прогнозы для разных отраслей хозяйства

требуют различных критериев в разных фазах делового цикла.

Анализ проекта

Проект или сделка, предлагаемые Заемщиком, должны быть в принципе

проанализированы им самим. Однако, следующие элементы должны быть

проанализированы в тесной связи с оценкой кредитоспособности Заемщика:

- Соотношение между размером предлагаемого к финансированию нового проекта

и собственным капиталом Заемщика, а именно: соотношение “собственный

капитал / долг” после предполагаемого финансирования;

- Коэффициент обслуживания долга проекта, включая непогашенную

задолженность действующего предприятия и его предполагаемую

(экстраполируемую) прибыль.

- Взаимосвязь нового предлагаемого проекта с текущей деятельностью

Заемщика: вносит ли этот проект синергию в действующее предприятие;

усиливает ли его конкурентные преимущества; расширяет или укрепляет

текущую деятельность предприятия; будет ли проект продолжать или изменит

имеющуюся основную стратегию предприятия; представляет ли он

диверсификацию по сравнению с существующими видами деятельности.

Оценка проекта должна осуществляться на основе предоставляемой

Заемщиком документации, т.е. бизнес-плана, обоснования осуществимости

проекта, кредитного предложения, описания сделки, со всеми относящимися к

делу документами.

В бизнес-плане демонстрируется рыночный потенциал проекта и

обозначается: сущность проекта, потенциальные рынки сбыта нового товара,

оценка конкуренции со стороны других товаропроизводителей, маркетинг нового

товара, производственный, финансовый, организационный, юридический планы

реализации проекта, объем необходимых финансовых ресурсов, порядок

использования кредита и график погашения за счет прибылей от производства и

реализации нововведений.

Естественно, чем подробнее и откровеннее будут определяться различные

аспекты реализации проекта, тем большим доверием будет доверие банка бизнес-

плану. В процессе оценки проекта можно запросить дополнительную информацию

или лично проверить достоверность необходимой информации.

В случае сложных сделок и инвестиционных проектов Банк может привлечь

специализированного консультанта для оценки некоторых элементов проектного

предложения. Перед тем как нанять таких консультантов, необходимо получить

согласие Заемщика на финансирование такой услуги.

При анализе проектов необходимо учитывать все элементы, относящиеся к

кредитным рискам и представленные в Приложении 1.

Оценка проекта включает следующие элементы:

1) Анализ целей проекта. Ответ на вопрос, почему Заемщик не может

профинансировать проект из собственной прибыли, резервов или путем

выпуска и продажи новых акций.

2) Оценка общей концепции и стратегии проекта посредством подготовки SWOT

анализа (англ. аббревиатура: Сильные стороны - Слабые стороны -

Возможности - Угрозы) нового проекта на основе предоставленной

информации.

3) Анализ “4P” маркетинга: продукция-цена-сбыт-продвижение на рынок [англ.

product-price-place (distribution)- promotion].

4) Анализ продукта: уникальность продукта; производственного назначения или

потребительский (ТНП); сравнительные характеристики с конкурирующей

продукцией; новый ли это вид продукции или имеет ли он свой рынок; с

каким продуктом будет конкурировать; торговая марка и патентная защита.

5) Анализ ценовой стратегии: предполагаемые цены в сопоставлении с ценами

конкурентов; “снятие сливок” (т.е. установление максимально высокой цены

на новый продукт, перев.); стратегия проникновения (низкие цены).

6) Анализ доставки и реализации: где будет реализоваться продукт; как будет

организована система сбыта (торговая агентура).

7) Анализ методики продвижения продукта на рынок. Как его сделать заметным

на рынке.

8) Наличие целевых рынков (Днепропетровск, Украина, СНГ, Европа).

9) Доля на специфических рынках и объем продаж.

10) Конкурентные факторы (движущие силы): возможности покупателей;

возможности поставщиков, заменители; трудности с выходом на рынок;

интенсивность конкуренции между действующими участниками рынка; как

выглядит предприятие в сопоставлении с главными конкурентами (SWOT

анализ).

11) Производственная или другая деятельность (торговля, строительство,

транспорт). Расположение: легкий доступ; близость поставщиков и

клиентов.

12) Оснащение, оборудование, технологический процесс: насколько современным

они являются; сравнимы ли они с оснащением, оборудованием,

технологическим процессом конкурентов.

13) Поставщики, сырье, комплектующие: имеются ли они в наличии; имеются ли

сбои в получении электроэнергии и т.д.

14) Рабочая сила: потребность; трудности по привлечению высококвалифици-

рованных специалистов на месте реализации проекта.

15) Менеджемент: кто будет ответственен за выполнение проекта.

16) Затраты по проекту: как они были оценены; насколько они реалистичны;

график понесенных расходов; метод оценки вклада в виде товаров; размер

уже понесенных расходов; включены ли непредвиденные расходы.

17) Источники финансирования: оценка источников финансирования; кто

предоставляет собственный капитал; кто еще предоставляет кредиты.

18) Финансовые прогнозы: прибылей и убытков, отчеты о денежных потоках,

таблицы погашения долга и выплаты процентов, требования к оборотным

средствам. Ключевые операционные заключения. Анализ чувствительности

проекта при различных допущениях (переменных).

19) Соответствие украинскому природоохранному законодательству.

20) Любые другие нормативные требования по проекту.

21) Специфические риски проекта: технологический риск; производственный

риск; риск, связанный с поставками сырья; приемлемость продукции для

потребителя.

Методика бюджетирования капитала (финансового планирования),

используются Банком при оценке окупаемости проекта.

Оценка возврата инвестируемого капитала производится на основе

показателя денежного потока (cash flow), который формируется за счет чистой

прибыли и амортизационных отчислений в процессе инвестиционного проекта.

Рекомендуется использовать два показателя эффективности капитальных

вложений: чистый инвестиционного проекта (NPV), внутреннюю норму

прибыльности (IRR) и коэффициент обслуживания долга (DSC).

Коэффициент обслуживания долга представляет соотношение чистых

денежных потоков по проекту в каждом финансовом году на протяжении всего

периода реализации проекта и общей суммы выплат и процентов в каждом

финансовом году.

Чистый приведенный доход (NPV) представляет разность между приведенным

значением доходов и приведенным значением затрат.

Для вычисления NPV используют следующее соотношение:

[pic]

, где

Cft - чистый денежный поток за период t

k - стоимость капитала.

Если поток наличности по годам равен: - 1000,500,400,300,100,

уравнение решается следующим образом:

[pic]

Когда NPV положительно (приведенное значение доходов - больше, чем

приведенное значение инвестиционных затрат) инвестиционный проект будет

принят (при условии, что риск других конкурирующих проектов такой же). Если

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.