реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

1. Философия, ее особенности в сравнении с мифом, религией, искусством,

наукой.

Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира,

характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы заключают в себе

попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройства мира, о

мировой гармонии и т.д.

Миф соединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических

взглядов, разных видов искусства. Миф выступал как единая, универсальная

форма сознания. Своеобразие мифа проявилось в том, что мысль выражалась в

конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. В мифологии

отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, идеального и

вещественного, объективного и субъективного.

Религия – это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира

осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний.

Специфика религии – в особом характере ее «второго» мира и его смысловой

роли. Основу религ. мировоззрения составляет вера в существование

сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни

людей.

Вера – способ существования религиозного сознания. Внешней формой

проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств и переживаний

отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.

Близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-

исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и

воздействия на создание людей.

Но и велико их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие.

Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения,

отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с

позиций знания, разума. Она выступила как поиск мудрости.

Философию интересует истина, науки – порода.

До конца 18 века – Ф. Стоит над наукой. Затем наука – сама себе Ф. Наша

наука – связана с опытом. Философские положения умозрительны. Сейчас Ф-ия –

особая наука. Ф-ия смотрит на мир глазами науки. Наука без ф-ии

существовать не может. Наука выполняет методическую функцию, ф-ия

ориентирует науки в их подходе к миру.

Философия – «любовб к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор

по отношению к людям, стремящихся к высокой мудрости и правильному образу

жизни.

В отличие от мифологич. и религиозного мировоззрения философская мысль

представляла собой принципиально иной мир понимания, прочным фундаментом

для которого стали позиции разума, интеллекта. С другой стороны, бытующие в

народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, или придается новое

смысловое, рациональное истолкование.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки –

поиска гармонии, знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями,

идеалами, надеждами.

Философия – теоретически сформированное мировоззрение. Это система самых

общих теоретических взглядов на мир, места в нем человека, уяснения

различных форм отношения человека к миру. На фоне стихийно возникавших форм

миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о

мудрости. Философская мысль избрала своим ориентиром не слепую,

догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное,

критическое, основанное на принципах разума, размышления о мире и чел.

жизни.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих

самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем

жизненные позиции, программы поведения людей.

Мироощущение – эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на

уровне настроений и чувств.

Миропонимание – эмоционально-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Философия теоретически осмысливает совокупные данные науки и практики,

выражает их в виде наиболее объективной картины действительности. Она

выступает как критический анализ и творческое совершенствование суммарного

и наиболее цельного опыта людей.

Человек част природы, но в то же время он противостоит природе.

2. Природа философских проблем, их связь с фундаментальными вопросами

человеческого бытия.

Основной вопрос всей философии – это вопрос об отношении мышления к бытию.

Что является первичным: дух или природа?

В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, они

составляли два противоположнвых направления: идеализм и материализм.

Но большинство философов посчитало в прошлом и не считает сейчас своим

важнейшим делом решение именно этого вопроса. На первый план в различных

учениях возносились проблемы достижения истинного знания, природы

нравственного дома, свободы, чел. счастья, смысла чел. жизни.

В свое время Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению,

принципиальное отношение для ф-ии: что я могу знать? (познавательное

отношение человека к миру); что я должен делать? (практическое отношение);

на что я могу надеяться? (ценностное отношение).

Вопрос с возможности познания мира – вытекает из кантовского вопроса «что

я могу знать?». Точке зрения познавательного оптимизма противостоят более

пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.

Коренные мировоззренческие вопросы традиционно представлялись философам

вечными и неизменными. Выявление Ниршом их исторического характера, привело

к переосмыслению этих вопросов.

Отношение «человек-природа» было переосмыслено как исторически изменчивое,

зависящее от производственной и иной деятельности людей на том или ином

этапе истории.

Классические фил. Вопросы (об отношении «человек – природа», «природа –

история», «личность – общество», «свобода – несвобода») и при новом подходе

сохранили свое непреходящее мировоззренческое значение.

В понимание фил. проблем был внесен историзм, т.е. проходя через всю

человеческую историю, выступая в определенном смысле как вечные проблемы,

они приобретают в различные эпохи свой конкретный, неповторимый облик.

В свете историко-материалистического подхода классические фил. проблемы

утратили облик неизменных, умозрительно решаемых проблем.

Новым было также понимание фил. проблем не как «чистых» проблем познания,

а как проблем общественного бытия, которые объективно возникают и

разрешаются в человеческой жизни, практике.

Классическая традиция связывала философию с постижением вечных принципов

понимания мира и чел. жизни. Маркс вступил в спор с таким пониманием,

подчеркнув, что философская мысль обращена к общественно-исторической жизни

людей, подверженной изменению, развитию. Отсюда следовало переистолкование

предмета, методов и результатов философии как исторических, принимающих

различный облик в разные эпохи.

3. Предпосылки философии. Особенности античной философии.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл чел.

жизни, ее привычный строй и порядок оказываются над угрозой. Она

формируется в тот период (VII в. до н.э.), когда прежние традиционно-

мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою

недостаточность, свою неспособность удовлетворить мировоззренческие

запросы.

Кризис мировоззренческого сознания был вызван рядом причин. Главную роль

сыграло экономическое развитие Греции: регулирование торговли и

судоходства. Не самым важным было расширение связей и контактов с другими

народами, открытие неизвестных прежде обычаев, нравов и верований, что

наводило на мысль о ботносительности, условности их собственных социальных

и политических установлений. Это вело к кризису традиционного уклада и к

утрате прочных нравственных ориентиров.

Социально-экономические изменения требовали от индивида выработки новой

жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она

предложила человеку новый тип самоопределения не через привычку и традицию,

а через разум. С одной стороны, философия выступает как критика традиции, а

с другой – пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести

новый тип культуры.

Спецификой греческой философии является стремление понять сущность мира в

целом. Направления интересов определялись характером мифологии. Миф

повествовал о том, кто все сущее, а философия спрашивала, из чего оно

произошло. Философия мыслится как наука причинах или наука о причинах и

началах всего сущего. Для ранних натур философов характерна особого рода

стихийная диалектика: они рассматривали космос как непрерывное неменяющееся

целое.

4. Учение о бытие в античной философии.

Становление древнегреческой философии происходит в VII в. до н.э. В это

время появляются люди, которые в своей деятельности выражали интересы

нового общественного класса, формирующегося на обломках родового общества.

Первой философской школой явл. милетская школа. Ее основатель – один из

семи «мудрецов» Фалес. В этой школе впервые был поставлен вопрос о

первоосновах всего сущего. Различные представители этой школы решали этот

вопрос по разному, но в основе мира все они видели определенный

материальный принцип.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал как текущее,

аморфное сосредоточение материи. Все возникает путем «сгущения» и

«разряжения» первоматерии.

Анаксимандр утверждал, что первоначалом и основой является беспредельное и

не определял его ни как воду, ни как воздух, ни как что-либо другое.

«Апейрон» является безграничным и неопределенным не только в

пространственном, но и во временном отношении.

Анаксимен первоосновой всего считал неограниченный, бесконечный, не

имеющий определенной формы – воздух. Разрежение воздуха – огонь, сгущения –

ветры, тучи, вода, земля, камни. Он впервые вводит понятие взаимного

отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия постоянно

колеблется, и если бы он не двигался, то не изменялся бы настолько,

насколько он изменяется.

Тераклит Эффеский основой всего считал огонь. Огонь – это праматерия,

первооснова и основной элемент. Он вечен, несотворен и неучтожим. Огонь

является также наиболее адекватным символом динамики развития,

постепенности постоянных изменений.

Пифагор – реальной сущностью всех вещей являются числа. Начало всему –

единица. Пифагорейское учение – попытка постижения количественной стороны

мира.

Единое, по пифагорейскому учению, выше множественности, оно служит началом

определенности. А где определенно, там возможно познание, неопределенное –

непознаваемо.

5. Античная наука и проблема метода познания.

Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более

древних обществах (шумеры, Египет, Китай, Индия), возникновение науки

относят к V в. до н.э., когда в Др. Греции сложились соответствующие

условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических

систем; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень

развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению

умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для

систематических занятий наукой.

Полисный характер греческой жизни (с ее ролью народного собрания,

публичных ораторских состязаний и т.д.) объясняет доверие греков к разуму,

теории, а поклонение безликому абсолюту (природе) – постоянную близость и

даже неразделимость физики (учения о природе) и метафизике (учения о

первоосновах бытия).

Раннегреческая натурфилософия – это способ философствования и способ

миропонимания, в котором physis играет ключевую роль, интегрируя

мироздание: природу с человеком, богов с природой. Но природа при этом не

обособляется ни как объект самостоятельного и специального рассмотрения, ни

как выражение человческой сущности. Она не отрывается от окружающих

человека вещей.

Человек не может и не должен останавливаться на феноменах, он ищет

подлинной природы и на этом пути обращается к началам мироздания.

Методы познания – метафизика и диалектика.

Метафизика – метод, отражающий качественное саморазвитие бытия через

противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и

умозрительной картины мира.

Термин «Метафизика» ввел систематизатор произведений Аристотеля Андронник

Родосский, назвавший так группу трактов о «бытии самом по себе». Метафизика

обнаруживается у Платона.

Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и

четности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и

причинах всего сущего, названная им «первой философией» (метафизика). В

отличие от «второй философии» (физики) метафизика рассматривает бытие

независимо от конкретного соединения материи и формы.

Диалектика – метод научного познания. Основные принципы диалектики –

всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью

всей исторически сложившейся системы категорий и законов. Слово

«диалектика» впервые применяет Сократ, обозначивший им искусство вести

спор, диалог.

Древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом

завершенном целом, пребывающем в покое; внутри этого целого вечно

совершаются непрерывные процессы изменения, движения. Всеобщая изменчивость

бытия представлялась как превращение одного первроначала в другое.

Гераклит – мир внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,

движении, в единстве противоположностей.

Платон понимал под диалектикой знание относительно сущего и истинно

сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых

частностей в цельное и общее.

Аристотель развил диалектику дальше – в направлении познания реально

существующего космоса. В своем учении о четырех причинах Аристотель

утверждал, что все они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и

тождественно с каждой вещью.

В древности наука и философия тождественны. Но уже Аристотель поставил

проблему размежевания философии с другими науками. Различие он видит в том,

что собственно философия интересуется истиной, частные науки интересует

польза. Кроме того философия занята поисками первооснов сущего. Поэтому

науки должны опираться на философию.

В VI в. до н.э. образовалась элейская школа (рассматривали проблему

бытия).

Ксенофен рассматривает бытие как единое, независимо от разнообразия его

конкретно-чувственных форм. Это единое он назвал «богом», отрицая в то же

время существование конкретных богов.

Парменид считал, что к познанию мира ведут два пути – путь мышления и путь

догадок, которым соотв. Две картины мира. Первый путь приводит к миру

единого, вечного и неизменного бытия. Второй – к видимому миру вещей,

началами которого явл. огонь и земля.

Зенон Элейский также различает два типа познания: чувственное и

рациональное. Истинным является рациональное. Зенон отстаивает идеи

вечного, неизменного и целостного сущего. Зенон подверг сомнению движение.

Для этого представил пять опровержений движения (апоран).

1. Движимое не движется не в том месте, где оно, ни там, где его нет.

2. Дихотомия – движение никогда не может закончится.

3. Ахилл и черепаха.

4. Стрела, которая летит.

5. Стадион.

У греков подлинное познание возможно только разумом. Цель познания –

познать бытие, которое стоит за миром.

6. Софисты и Сократ. Самопознание как цель философии.

Софистами называют древнегреческих философов, выступавших в роли

профессиональных учителей «мудрости» и «просторечия». Общее в их взглядах –

отказ от религии, рационалистическое объяснение явлений природы, этический

и социальный релятивизм. Для них характерно в общем материалистическое

понимание природы. Представители этой группы были первыми просветителями –

энциклопедистами. В центре их внимания стоял вопрос познания. Некоторые

софисты приходили к скептическим выводам относительно бытия и его познания.

Представители: Протогор и Горгий.

Эти философы углубляют критическое отношение ко всему, что для человека

выступает как непосредственно данное. Они требуют проверки всякого

утверждения.

Главным искусством софистов было искусство слова. В центре их внимания

человек и психология.

Исходный принцип софистов (Протогор): «Человек есть мера всех вещей:

существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Индивид со всеми его особенностями – субъект познания.

Все знания о предметах основаны на восприятии через органы чувств, так что

чувственное восприятие субъективно. Значит, всякое человеческое знание

относительно.

Бытие – это не что иное, как изменчивость чувственного мира, каким

является индивидуальное восприятие.

Руководящий принцип – произвол индивида.

Релятивизм (относительность, условность, субъективность человеческого

познания) в теории познания служит обоснованием нравственного релятивизма.

Софисты показывают условность правовых норм, государств и моральных

оценок. Человеческое общество – мера справедливого и несправедливого.

Тезисы Горгия:

1) Ничего не существует.

2) Если что-то и существует, то его нельзя познать.

3) Если это и можно познать, то нельзя объяснить и передать другому.

Мир только и существует, бытие – изменчиво.

Сократ в центре своих философских интересов ставит проблему субъекта –

человека, что такое человека, что такое сознание. Человек не может познать

природу ( остается только направить человеческое познание на самопознание,

т.е. законы по которым должен жить. «Познай самого себя». Задача Сократа –

обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание и доказать,

что именно оно должно быть главным судьей над субъектом. Эта высшая

инстанция именуется разумом. Она способна дать не только индивидуальное

мнение, а всеобщее знание. Философия понималась Сократом как познание добра

и зла.

Безнравственность – плод познания истины, знание – источник нравственного

совершенства.

Философия у Сократа – путь к знанию, т.е. формирование добродетельного

человека и справедливого государства, а ее главная задача – рациональное

обоснование религиозно-нравственного мировоззрения (мир у Сократа –

творение божества великого и всемогущего, а основа мира – духовный

принцип).

Сократ подчеркивал значение совести, «внутреннего голоса», который был

гарантией постижения подлинной истины.

«Демоны», «гении» имеют божественное происхождение. Через них боги

сообщают смысл всему мирозданию.

Добродетели по Сократу – одержимость, мужество, справедливость. Эти

добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Их и

моральные нормы Сократ считал вечными и неизменными.

Сократовская философия – начало перехода от идеи просто и от материи

просто к их диалектике, то вся философия до Сократа – досократовская.

Создает 2 диалектических метода:

1) Иронию – обнаруживает противоречия в суждениях;

2) Люйевтика – повевальное искусство – с помощью вопросов направить

человека на путь истины к познанию данного явления.

7. Учение Платона о идеях и государстве.

Платон – один из наиболее известных философов Древней Греции. С юности был

учеником Сократа, много путешествовал, основал в Афинах философскую школу,

известную под названием Академии. Одной из главных проблем, что возникли

перед Сократом, была проблема существования общего. Не было сомнений

относительного существования общего, но никто не знал как оно существует.

Предположив реальное существование идеальных предметов Платон

провозглашает эти идеальные предметы (называя их идеалами) совершеннейшими

и поэтому более реальными в своем существовании по сравнению с вещами

повседневного мира. Идеальные предметы – идея – в чистом виде представляет

тот или иной смысл или качество («красота» как таковая, «дом» как таковой).

Предметы повседневного мира выступают в роли чего-то несовершенного, как

это бывает с копией или тенью предмета-оригинала. Идеи, вследствие своего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.