реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

доказательного рассуждения. Подтверждение некоторых рассуждений рез-тами

науки считается обязательным. Занятие наукой вырабатывает определенное

ценностное отношение к миру. Подлинный ученый, как правило, высоко ценит

логическую дисциплину ума, способность обосновывать сделанные выводы,

стремление к истине, достоинства теории и эксперимента. Рано или поздно

приходится решать вопрос о правильном применении достижений науки.Оно не

является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в

экологическом, ни в моральном плане. НЕдаром теперь рядом с каждым значимым

научным открытием разгораются общ дискуссии --- применять или запретить?

Ответственность за применение несут в первую очередь сами творцы науки,

ученые, так как никто лучше них не может представить последствия, слабые и

сильные стороны изобретения. Хотя в полной мере не могут это сделать и они.

Вопрос об ответственности. Прогресс --- не самоцель человечества, а

средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не

отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.

37. Диалектика как способ философствования и развития.

Диалектика - как наиболее полное и всестороннее учение о развитии.

Диалектика - наука спорить.Сократ: переход от частных случаев (красивая

девушка, красивый конь, мужество...)к искомым общим их определениям. Его

ученик- Платон: диалектика как метод анализа и синтеза понятий, как

движение мысли от многообразных конкретных их значений к общим понятиям -

идеям. Диалектика как искусство спорить развилась в средние века.

Важное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений.

Ажным предметом диалектики являются универсальные связи типа связь

единичного и общего, части и целого, явления и сущности... Категории

(универсальные формы Ч мышления) диалектики: "случайность - необходимость",

"причина - следствие", "единое - общее"(см. 36), "явление и сущность".

категории зависят от социал. - историч. этапа. Гегель: тезис, антитезис,

синтез. Античная диалектика - Гераклит, идиалестическая - Гегель,

материалестическую.

Гераклит «Мир угасающий», «Все в космосе живет в противоречии и может

изменяться».

Д – способ философствования и достижения истины. Д связана с понятием, с

мыслью.

Диал метод развивает Сократ. «Д – это искусство сокрыть противоречия в

суждениях и копаться в них для достижения истины». У Платона Д понимается

как сущ-ие идей, идей, кот сущ-ют до чел-ка. Д мировой мысли (понятия).

Кант рассм Д как диалект категорий. Мышление и бытие – тождественны. Д

мысли – Д бытия (Гегель). Это взаимопереход мысли, понятия, бытийных форм.

Он развив Д со своими категориями, принципами (выдел как науку). Д - это

часть (точнее, момент) логики, который заключается в «снятии..конечными

определениями самих себя и их переходе в свою противоположность» (Гегель)

Д Гегеля наследует Маркс, но у Гегеля мышл и бытие – тожд, т.к. мышление

порождает бытие, а у Маркса – наоборот.

39. Проблема происхождения человека и философские подходы к ее решению.

Выделение человека из животного мира – столь же грандиозный скачок, как и

происхождение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого рода

живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс

видообразования и начинается "творческая эволюция" совершенно особого типа.

Предыстория человечества по сей день остается такой же загадочной и

таинственной как и возникновение жизни. Современные научные представления о

становлении человека покоятся в основном на гипотезах.

К вопросу о происхождении человека астрологи и философы подходят с

различных и внешне даже противоречащих друг другу позиций. Астрологи

озабоченны поисками "недостающего звена" в биологической эволюции от

обезьяноподобного предка человека и Homo Sapiens. Философы стремятся

выявить и обрисовать сам "перерыв постепенности" – революционный скачок,

который имел место в процессе человеческого становления.

Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогинеза играла и играет

трудовая гипотеза, набросанная Энгельсом в работе "Роль труда в процессе

превращения обезьяны в человека".

Аристотель: "Человек это животное, наделенное разумной душой".

Религиозная философия: "Человек есть образ и подобие Бога".

Фейербах: "Человек не творение Бога, а часть, и притом наиболее

совершенная, вечной природы".

Ницше: "Человек произошел от "большого животного".

Тейяр де Шарден: "Человек выступает как сознательный продолжатель дела

эволюци.

История человека рассматривается как заключительный этап космогенеза. Все

существующее возникло из единой субстанции, тиши универсума".

40. Общество. Основные социологические концепции.

Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот.

юди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, азл.

формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, овокупность

разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока бществ. жизни

- труд. Объединение людей в целостную систему происходит езавис. от их

воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в бществ. жизнь. Законы

развития о-ва - это объективн., существ., необход., овторяющиеся связи

явлений общ. жизни, хар-ие основную направленность оц. развития от низшего

к высшему.

Развитие: с увеличением матер. и дух. лаг возрастают и потребности ч-ка.

Специфика обществ. законов: 1) озникли вместе с возникновением о-ва и сл.

невечны; 2) законы природы роисходят, а законы развития о-ва делаются и

проявляются в совокупной ознательной деятельности людей; 3) носят более

сложный характер; 4) так е как и в природе в обществе закономерное (общее)

действует через диничное, индивидуальное, случайное, в органическом

единстве с ним. На аждом этапе развития действуют и общие законы,

характеризующие устойчивое истории, и специфические, проявляющиеся только

в ограниченном сторическом времени или пространстве.

Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания;

2)целостностью и устойчивостью(коллективное единство);

3)самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемочть; 4)выработка

системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей,определенным уровнем

развития культуры.

Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес.

Августин рассматривает общество, град земной, в свете града Божьего. В

новое время Гоббс и ЛОкк развивали концепцию общественного договора и

договорную концепцию государства. Эта проблема играла огромную роль в

размышлениях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с

другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с

другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и

общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к

интересам общества. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес

существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета

всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития.

Простая совокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты

индивиды, тем более развито и прогрессивно общество. Руссо, Вольтер,

Гессинг. Гольбах и Гельвеций --- чел есть продукт соц среды, кот формирует

не только навыки, но и характер, тогда для идеального общества необходимо

изменить соц среду, институты, систему образования и воспитания.

Социальная философия возникла в 20-40 гг прошлого века.

ОГЮСТ КОНТ ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный

организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его

субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общ и

социальная динамика для объяснения процессов функционирования общ.Его фил

позитивна, так как опирается только на научные наблюдения.

Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции

чеорвечества. Общ и история прошли через три стадии. первая ---

теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе

которого формир мораль, реш обыденные проблемы и тд. Вторая ---

метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями,

метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья,

позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений.

Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических

законов и интеллектуальная эволюция чел. Развитие общ есть закономерное и

прогрессивное явление. Особая роль --- разделение труда и позитивная

политика.

Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе.

Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общ,

наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и соц слоев.

Важное значение ---мудрые политические институты.

41. Культура, как способ человеческого существования.

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения

в природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им

стали называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира,

включая, как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого

человека в значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является

очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс

морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема

воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых

условий (прежде всего материальных) для всестороннего и целостного развития

человека.

В XX в. обнаружилось, что в рамках классической модели культуры не удается

преодолеть трудности рационалистического познания культуры, что привело к

росту иррационалистических тенденций. Все это (контакты с неевропейскими

культурами, кризис колониализма, углубление исследований сущности культуры)

привело к появлению других моделей культуры.

Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь

человека. Для нее характерны пессимизм, идея абсурдности, "темности" мира,

приоритет личного перед общественным в жизни человека.

Постмодернистская модель – скептическое отстранение от установки

преобразования мира, мир не только не поддается человеческим усилиям, но и

не умещается ни в какие теоретические схемы.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода

она рассматривается как способ организации и развития человеческой

деятельности. Культура представлена в продуктах материалистического и

духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие

форм деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация.

42. Мир как совокупная реальность. Проблема субстанции.

Мир вообще и все, что в нем существует, реально предпослан сознанию и

действию конкретных индивидуумов и конкретных поколений людей.

Мир не просто постоянно наличествует, но мир, как таковой, в различии и

единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и

действия каждого человека.

Совокупная реальность включает: вещи, пределы природы, еще не освоенные

человеком вещи, процессы, созданные человеком из материала природы;

общественную жизнь – отношения людей, их убеждения, принципы и идеи;

индивидуумов в процессе их жизнедеятельности.

Основные идеи:

- мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

- природное и духовное, индивидуум и общество равно существуют, хотя и

в различных формах, их существование – предпосылка единства мира;

- мир образует совокупную реальность, действительность, предзаданную

сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Единство бытия, причинность изменений его и его многообразие были условием

возникновения понятия "субстанции". (Субстанция – действительное,

существующее в самом себе, бытие).

Принцип существования одной субстанции – монотеизм;

двух субстанций – дуализм;

множества субстанций – плюрализм.

Идеалистический монотеизм считает субстанцию идеальной, духовной (Платон,

Беркли), материалистический – материальной (Демокрит, Бекон).

У дуалистов признается равноправное существование субстанций двух типов:

материальной свойственна протяженность, а духовной – способность мыслить.

Плюрализм Лейбница – монады – множество простых и разнообразных

субстанций, которые одинаково обладают самостоятельностью, активностью и

переменностью.

Декарт и Ньютон определяют материальную субстанцию через ее механические

свойства. Следующие шаги в развитии понятия субстанции складывались сначала

из допущений, а затем на природно-научном доказательстве того, что свойства

субстанции не сводятся к механическим. Резкое обогащение субстанциональных

свойств имело два мировоззренческих последствия:

- образовалась традиция объяснения мира из него самого, без помощи

надмирового духа;

- осмысление относительности человеческого знания, становление понятия

материи как абстрактной категории, формирование научной картины

мира.

43. Истоки проблемы бытия. Сущность мира и сущность человека.

Впервые термин "бытие" в философии ввел греческий философ Парменид для

обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена

Парменида люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа, тем самым

рушились основы и нормы мира. В глубинах человеческого сознания зародилось

отчаяние, сомнение. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице

Парменида осознала сложившуюся ситуацию и попыталась успокоить смятенную

душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.

Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира чего-

то, что выполняло бы роль гаранта существования этого мира.

Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль.

Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и

объект, оно есть вся возможная полнота совершенств.

Бытие не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во

времени. Бытие это Логос, космический Разум, через который раскрывается

содержание мира, непосредственно для человека.

Проблемы бытия:

- первый аспект – вопросы о непроходящем и проходящим: что существует?

Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго оно существует? Теперь

и всегда, он непроходящ. Как долго существуют отдельные вещи? Они

конечны, проходящи.

- второй аспект – вопрос о единстве мира: мир, как непроходящее

единство независимо от воли и сознания человека.

- третий аспект – мир, как таковой, в различии и единстве его основных

целостностей является реальностью для сознания и действия каждого

человека.

Первую философскую концепцию бытия выдвинули досократики, одни из которых

рассматривали бытие, как неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие

– как непрерывно становящуюся (Гераклит). С другой стороны досократики

различают бытие "по истине" и бытие " по мнению", сущность и существование.

Платон противопоставлял мир чувственных вещей чистым идеям – миру

истинного бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляла божественное бытие

и бытие сотворенного мира, различая при этом действительное бытие (акт) и

возможное (потенция).

В концепциях XVIII-XIX веков бытие рассматривается как реальность,

противостоящая человеку. Отсюда вытекает трактовка бытия как объекта,

противостоящего субъекту, как реальности, которая подчинена автономно

действующим законам.

Вопрос о сущности человека, его происхождении и назначении – один из

основных проблем в истории философской мысли. В древней китайской,

индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса,

некоторого "порядка", "строя" бытия (природы), как "малый мир", микрокосмос

– отображение и символ Вселенной.

Человек содержит в себе основные элементы космоса, состоит из тела и души,

рассматриваемых как два аспекта одной реальности или как две разнородные

субстанции.

В христианстве представление о человеке как "образе и подобии Бога"

сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в

личности Христа и возможности внутреннего приобщения каждого к божественной

благодати.

Представление Декарта о мышлении, как единственно достоверном

свидетельстве человеческого существования, легло в основу новоевропейского

рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает сущность

человека, его специфическую особенность.

Экзистенциализм разграничивает и противопоставляет понятия

индивидуальности – как части природного и социального целого и личности как

неповторимого духовного самоопределения ("экзистенции").

Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его

как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. "Сущность

человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей

деятельности она есть совокупность всех общественных отношений".

44. Естественные и культурные предпосылки бытия человека. Понятие культуры.

Здесь идет вечный спор между религиозной и эволюционной теориями. Теория

Дарвина и теория Маркса (трудовая). Когда чел-к начал регулировать свое

либидо, он становится чел-ком. (в процессе нравственной дея-ти). Понятие

культуры возникает у греков – возделывание почвы (противоположность – это

природа). Постепенно понятие культуры стало означать создание ценностей и

процесс их создания. С др стороны – культура – продукт чел-ого бытия. Чел-к

– это продукт не только природы, но и эл-т культуры.

Проблема соотношения природного и социального в философии.

46. Материально-практические измерения чел бытия. Проблема практики.

Бытие чел-ка – это социальное бытие. (Марксизм)

В марксизме на 1-ый план выходит проблема соц бытия. В марксизме рассм

сама природа бытия. Социал бытие – экономич бытие. Труд – основа всего. Для

того, чтобы жить чел-к должен трудиться. Идеи опр-ся материальными

интересами и теми отношен, кот складываются в процессе производства. Мат-

произв практика явл основой чел-ого бытия и именно она определяет все др

стороны чел бытия(духовн). Чел-к наряду сос своими мат основаниями

(материальными) – чел-к существо духовное.

Мы должны выделять 2 вида производства: духовное и материальное, кот

различ продуктами в ходе этого пр-ва. В ходе дух пр-ва возник продукт,

направленный на удовлетв духовн потребностей чел-ка.

Маркс понимает общественное сознание и духовное измерения чел бытия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.