реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

совершенства, претендуют на роль «действительной» реальности, первичной по

отношению к вещам окружающего мира. В реальном мире люди, живущие в

чувственном мире вещей, не способны воспринимать ничего кроме этих вещей,

которые являются лишь копиями идей. И если бы не разум, люди не догадались

о существовании настоящей реальности.

Способностью к непосредственному созерцанию идей обладает человеческая

душа, которая после смерти покидает тело и находится некоторое время в

бестелесном царстве идей. Затем душа вселяется в новое тело и забывает все,

что видела в царстве идей. Познание, по Платону, в ходе которого

формируется общие понятия, является процессом воспоминания увиденного.

Идеи – вечные, неизменные, совершенные и представляют собой полноту бытия.

Материя, которая является ничем, активно взаимодействует с бытием идей.

Результатом становятся вещи окружающего мира. Идеи у Платона не что иное,

как вещи, лишенные пространственно-временного ограничения.

Материя это 0, идеи это ?. Их произведение дает какое-нибудь число (вещь).

Платон ценил философию Пифагора и многое у него заимствовал. В

мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и

государство. Вопросам общественно-политического плана Платон посвятил два

наиболее обстоятельных своих произведения «Государство» и «Законы».

Отрицательный тип государства выступает в четырех формах:

. темократия – власть, основанная на господстве честолюбцев;

. олигархия – господство немногих над большинством, правят богатые, а

бедные не имеют участия в правлении;

. демократия – еще худшая форма правления – власть и правление большинства,

но правление в обществе, где противоположность между богатыми и бедными

обостряется еще сильнее, чем при олигархии;

. тирания – влсать одного над всеми. Возникает как вырождение

демократической формы правления.

Всем дурным формам правления Платон противопоставляет утопию или проект

наилучшего государства. Этим государством руководят немногие. Но этими

немногими могут стать только способные хорошо управлять: одаренность и

долголетняя предварительная подготовка.

Основной принцип идеального государства – справедливость. Каждому

гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое

положение.

В разделении труда Платон видит фундамент общественного и государственного

строя. Совершенное государство обладает четырьмя доблестями:

. мудростью – способность дать добрый совет о государстве в целом;

. мужеством – способность хранить в себе правильное и согласное с законном

мнение о том, что страшно, а что нет;

. признание всеми членами общества гос. законов и сдержанностью

правительства, сдерживающих дурные порывы;

. справедливостью – каждый занимается тем делом, к которому имеет

способность.

В государстве три разряда граждан: правители, воины и работники произв.

труда.

Война – зло, которое нужно избежать. Но с варварами следует воевать со

всей беспощадностью и побежденных обращать в рабство.

В «Законах» в отличии от «Государства» хозяйственная деятельность

возлагается на рабов.

8. Философские и социально-политические взгляды Аристотеля.

Аристотель – один из самых авторитетных мыслителей Древней Эллады. Ученик

Платона, затем учитель Александра Македонского. Основывает в Афинах

философскую школу – Лицей.

Аристотель подвергает критике учение своего учителя Платона.

Аристотель спрашивает, как могут неподвижные идеи служить причиной

движения и вообще невозможно, чтобы сущность и то, сущностью чего она

является существовали отдельно. Как могут идеи – сущности вещей,

существовать отдельно от них?

Аристотель категорически утверждает, что общее не может существовать

отдельно от одиночных вещей. Действительным, существующим в себе самим

бытием может быть только единичное бытие. Мир является совокупностью таких

субстанций, каждая из которых представляет единство формы и материию.

Материя толкуется Аристотелем как пассивный материал бытия и в чистом виде

может только представляться. Реально материя существует только вступив в

контакт с формой.

Для ответа на вопрос о том, каим образом, имея противоположности, материя

и форма легко соединяются, творя вещь, Аристотель вводит новые категории –

«возможность» и «действительность».

Ъматерия становится носителем возможности или самой возможностью, которая

соединяясь с формой становится той или иной действительностью.

Отбрасывая Платоновский отрыв общего (идей) от единичного, вследствие чего

связь идей с единичными вещами приобретает мистико-мифологический характер,

Аристотель осуществляет аналогичный отрыв формы от материи. Источник

движения приобретает характер независимой от материи «формы форм»,

«перводвигателя», который абсолютно логично трансформируется в идею бога, а

философия приобретает характер «божественной науки».

В трактате «Политика» Аристотель рассматривает различные формы гос.

устройства. Государство – это некий вид общения, высшая форма общения между

людьми. Природа государства стоит впереди природы и индивида: необходимо,

чтобы целое предшествовало части. В государство входят отдельные лица,

семьи, селения, но не входят рабы.

Критерием для определения правильных форм государственного строя

Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной

пользы. Существуют три правильные и три неправильные формы правления.

Правильные:

. монархия – правление одного, превоначальная и божественная форма

правления;

. аристократия – правление немногих;

. полития – правление большинства, когда в интересах общей пользы правит

большинство.

В политии верховной властью могут пользоваться люди, имеющие право владеть

оружием.

Неправильные:

. тирания – безответственная власть монарха, не направленная на защиту и

нтересов подданных;

. олигархия – господство меньшинства, состоящего из богатых;

. демократия – господство большинства, состоящего из бедных.

9. Средневековая философия как синтез христианства и античной философии.

Учение Августина о природе и человеке.

Первая фаза формирования христианской философии относится к периоду, когда

становящееся христианство сталкивается и переплетается с философскими

системами периода распада античного мира. С середины XII в. и до конца

XIII в. происходит преворот в христианском восприятии античной философии.

Наследие Аристотеля приходит на Запад в латинских преводах с арабского и

греческого языков с комментариями.

Философия Аврелия Августина возникает как симбиоз христианских и античных

доктрин. Главным источником для него был Платон.

Августин сделал Бога центром философского мышления, его мировоззрение было

теоцентрическим.

Бог является высшей сущностью. Он единственный, существование которого

независимо. Все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог

является причиной существования всего сущего. Бог является наиважнейшим

предметом познания, познания приходящих вещей бесмысленно для абсолютного

познания. Бог и причина познания, он помогает людям находить правду.

Бог – высшее благо и причина всякого блага.

Из принципа, что Бог первичен вытекает положение о превосходстве души над

телом. Душа не содержит в себе ничего материального, она имеет функцию

воли, мышления, памяти.

Августин первым сказал, что душа близка к Богу и бессмертна.

Вся философия Августина сосредоточена на Боге.

Бог как единое сущее и истина – содержание метафизики;

как источник познания – предмет теории познания;

как единственное благо – предмет этики;

как особа всемогущая и полная милости – главный вопрос религии.

Как и у Платона, у Августина существует два мира: идеальный в Боге и

реальный в мире, возникший благодаря воплощению идеи в литерах.

Целью и смыслом человеческой жизни явл. счастье, которое должно определить

философия. Счастья можно достигнуть в Боге – это прежде всего познание Бога

и испытание души.

Августин полагал, что познание возможно. Истину о Боге может познать не

разум, а вера. Августин утверждал единство веры и познания, они взаимно

дополняют друг друга.

10. Спор о природе универсалий: реализм и номинализм.

Ансельм Кинтебернийский формулирует доказательство существования Бога. Бог

существует поскольку существует понятие высшего, абсолютно совершенного

существа. Такое доказательство могло быть убедительным только в рамках

философской традиции, которая берет начало от Платона и Августина –

представление об объестивном существовании общих понятий («универсалий»).

Такая позиция получила название реализма, т.к. призывала реальное

существование «универсалий».

Росцелин выдвинул позицию номинализма, согласно которой «универсалии» это

только «имена». Действительно же реальными явл. единичные, индивидуальные

предметы.

Спор возник из-за вопроса о степени «реальности» Святой Троицы и ее

ипостасей.

Реализм считал реальным существование самого единства триединого Бога.

Номинализм реально существующими считал «лики» Троицы – Отца, Сына и

Святого Духа.

Реалисты, говоря о единстве «божественной Троицы», отстаивали традиционный

объективно-идеалистический тезис о независимом от материального мира

существовании идеального.

Номиналисты отстаивали реальное существование единичного, индивидуальных

предметов и явлений, связывая действительно реальное существование с

чувственно-конкретным существованием индивидуальных вещей.

Крайние реалисты – общее – это идеи, которые существуют в форме единичных

вещей и вне их (по Платону).

Умеренные реалисты – общее реально существующее в вещах, но ни в коем

случае вне их (по Аристотелю).

Крайние номиналисты – общее – пустой звук.

Умеренные номиналисты – общее как мысли, понятия, перемирие важную роль в

познании (концептуализм).

11. Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский – ученик фиминикийского схоласта Альберта Великого.

Преобразовал философию Аристотеля в мощную философско-мировоззренческую

опору католической церкви – томизм.

Свою философско-теологическую систему Фома Аквинский изложил в

многочисленных трудах. Фома признает отличие между философией и теологией,

но видит его лишь в методах достижения результатов. Что касается предмета,

то он различается у философии и теологии незначительно. Он признает, что

некоторые из догматов теологии могут быть доказаны философией (бытие Бога,

единство Бога, бессмертие человеческой души).

Однако большинство догматов не подвластны философии способом познания.

Фома провозглашает «гармонию» веры и знания, что фактически означает

подчинение второго первому.

Он отрицает идею о непосредственном характере познания бытия Божьего и

предлагает свои пять доказательств бытия Бога.

1. В мире все движется и, следовательно, кто-то является причиной движения.

2. Все в мире имеет свою причину, а Бог – есть первопричина.

3. В мире есть случайность, а т.к. случайность есть необходимость, то в

мире должно существовать абсолютно необходимое существо.

4. В мире есть разные степени совершенства, значит, есть и абсолютное

совершенство.

5. Все объяснить может только Бог.

Человек, по Фоме Аквинскому, неповторимое индивидуальное существо, которое

находит свое проявление в неповторимости индивидуальной человеческой души.

Индивидуальность сохраняется в бессмертной душе и после смерти. Но такое

бестелесное существование души является неполным. Полная субстанция

человека требует единства души и тела, что реализуется в «День Страшного

суда».

Фома различает три стадии познания мира:

. степень чувствен-

ного познания;

. степень рацио-

нального познания;

. религиозная степень познания – вера.

Фома Аквинский отрицает материю, но признает форму. Признает принципы

креоцианизма, т.е. творение мира из ничего. Бог творит формы и они

воплощаются в мире. Сотворенные Богом предметы не имеют собственного

существования и только принимают участие в существовании.

12. Проблема метода познания в философии Нового времени.

Перед философами и учеными Нового времени встает вопрос о сущности и

характере самого познания, что приводит к повышенной значимости

гносеологической ориентации философии.

Если в средневековье философия выступала в союзе с богословием, в эпоху

Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она

ориентируется главным образом на науку.

Родоначальниками новой науки и философии считаются Бэкон и Декарт.

Бэкон делает упор на эмпирические исследования, на познание природы. Он

отвергает философию как созерцание и представляет ее как науку о реальном

мире, основанную на опытном познании.

Бэкон приверженец концепции двойственности истины – истины познания

(истины философии) и истины «откровения» (истины о Боге).

Бэкона часто называют основателем эмпиризма – направления, которое относит

свои гносеологические посылки на чувственном познании и опыте. Эмпирия –

опыт, опирающийся на эксперимент, а не на изолированное чувственное

восприятие, является для Бэкона исходным пунктом нового научного метода.

Всякое познание должно опираться на опыт, т.е. должно двигаться от изучения

частных фактов к общим положениям (индукции). При этом необходимо искать не

только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, отвергающие

его.

Значительными препятствиями в развитии действительного познания служат

предрассудки, представления и фикции (идолы).

Идолы пещеры – врожденные недостатки человеческого разума индивидуального

характера.

Идолы рынка – ложные представления из-за несоответствия слов и реальности,

которую они означают.

Идолы театра – недостатки, вызванные старыми методами получения знаний,

преклонение перед авторитетами.

Разум, очищенный от заблуждений, опираясь на экпирименты, используя

правила индуктивного вывода, способен дать полную и практически полезную

картину мира.

Декарт разрабатывает дедуктивный (рационалистический) метод. Декарт

исходит из того, что познание должно начинаться с разума, а не с чувства.

Первое правило его метода гласит: «Начинай с того, что кажется ясным разуму

и не вызывает никаких сомнений». Все сомнительное, т.е. то, что может быть,

а может и не быть, должно отбрасываться.

Истина устанавливается интуитивно и логическим анализом. Интуиция и

дедукция – это два пути к знанию. Опыт играет вспомогательную роль.

Декарт полагал, что подлинной наукой является математика. Наука, по его

мнению, должна опираться на аксиомы.

13. Учение о субстанции. (Б. Спиноза, Лейбниц).

Спиноза согласен с Декартом, что представления о мире должны опираться

только на строго научный (математический) метод. Математика не выводит, А

выявляет истину. поэтому бытие, Выявление таким образом, Непосредственно

демонстрирует само себя. И если математические расчеты начинаются с

некоторого очевидного утверждения (аксиомы), то и основой бытия должна быть

определяющая жизненная аксиома, которой Спиноза провозглашает субстанцию.

Являясь началом бытия, субстанция не может определяться ничем, кроме себя

самой, т.е. она является самопричиной. Но будучи первопричиной и

самопричиной, субстанция – это ничто иное, как Бог, т.к. Бог – причина всех

вещей и себя самого.

Бог у Спинозы не надприродное существо, он сливается с природой. Законы и

правила природы являются религиями Бога.

Субстанции свойственны две уникальные и неотъемлемые характеристики:

. протяженность – бесконечность модусов (предметов и явлений);

. мышление – проявляется в человеке, который является одним из модусов.

Спиноза считает, что не только человек, но и другие модусы одушевлены,

хотя и в разной степени.

Спиноза ставит вопрос о творческой потенции субстанции. Она объясняется

как раскрытие субстанции в своих модусах.

Творение означает создание вещи по сути и существованию, а порождение –

возникновение предмета по существованию. Поэтому в природе нет творения, а

ест только порождения.

Свободным, по мнению Спинозы, является тот предмет, который существует

только согласно необходимости своей природы. Необходимым называется такой,

который чем-то другим побуждается к существованию и действию. Но из

необходимости своей природы существует только субстанция – Бог. Таким

образом, свобода – это действия, строго отвечающие необходимости.

Необходимость выявляется только разумом. Поэтому, свобода – это познанная

необходимость.

В человеческой душе нет никакой абсолютной или свободной воли.

Лейбниц соглашается со Спинозой в вопросе о субстанциональной природе

мира, а также в признании божественной природы этой субстанции. Согласно

его учению, реальность складывается из бесконечного множества монад

(простых субстанций – неделимых, неуничтожимых, активных). Монады

составляют своеобразную иерархию (от бессознательных, монад-душ с

разрезненными чувствами, монад-духов с определенным самосознанием и до

наивысшей монады – Бога).

Хотя монады не общаются между собой, между ними существует

согласованность, которая происходит от божественной мудрости.

Рассматривая проблему свободы, Лейбниц сопоставляет необходимость с

категорией возможности. Он относит к необходимому то, что не является

возможным. Таким образом, необходимость становится множественностью и

допускает ситуацию выбора. Свобода толкуется как свобода деятельности.

14. «Коперниковский период» И. Канта в философии.

В начальный период творчества философская позиция Канта имела явно

материалистическое направление. Однако попытка последовательных философских

исследований в этом направлении наталкивается на непреодолимые трудности,

как только возникают проблемы человеческого бытия. Наше философское

познание, говорит Канта, не может выйти за границы опыта. До недавнего

времени считали, что всякое знание должно согласовываться с предметами.

Однако все попытки установить что-либо относительно предметов помимо опыта

«apriori», заканчивались неудачей. Тогда возник вопрос, а не будут ли

решены вопросы метафизики, если исходить из противоположного предположения,

что не знания должны согласовываться с предметами, а предметы со знаниями.

Сделав такое допущение, Кант решает, что познание не является созерцанием,

а является конструированием предмета, т.е. предмет не начальный, а конечный

продукт познания.

Таким образом, Кант выбрал идеалистическую ориентацию мысли. Он назвал

свою позицию – критический идеализм.

Человек получает массу ощущений, которые воспринимаются в сфере

чувственности, где они приобретают определенный первичный порядок. Процесс

упорядочения ощущений продолжается в сфере мышления, которое осуществляет

«априорный синтез». Только на уровне разума осуществляется «высший синтез».

Он заключается в соединении теоретической сферы (мышления) с практической

сферой (морально-этической). По отношению к теории разум исполняет

регулирующую функцию.

Когда же управляясь природной причинностью, разум пытается выявить

специфику человеческих ценностей (например, свобода), он наталкивается на

границы своих возможностей. Человеческие ценности представляются для разума

трансцендентными (лежащими за пределами достижимости), представляются

«вещью в себе».

У Канта наряду с миром «природной причинности» (где нет места свободе)

существует мир «свободной причинности». Свободу Кант определяет как

способность самостоятельно действовать.

Мир «вещей в себе» является сферой деятельности свободной причинности,

недостижимой для «чистого разума». Этот мир не существует как предмет

только для рационального понятия, но полностью осознается «практическим

разумом» (моральной интуицией), который раскрывает разнообразие

человеческих ценностей свободы, бессмертия души. Позиция Канта дала

возможность констатировать реальное существование мира природы и

внутреннего мира человеческого духа.

15. Философские системы и метод Гегеля.

Выдающийся немецкий философ Гегель разработал всеобъемлющую универсальную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.