реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский минимум по философии (шпаргалки)

материальными. Общ сознание – отражение общ бытия.

Маркс абсолютизировал метод, что мат бытие – опр духовное. Марксизм ищет

причины всех изменений в экономич разделах. Разум – это то, что ставит чел-

ка над всеми (Маркс).

Фрейд: «Человека делает человеком обуздание либидо». Экзистенциализм:

47. Диалектика, как система законов и категорий.

Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять

явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что

развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к

высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противор

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена

как цепь диалект переходов. Каждое понятие и категория у него во внутренней

необходимой связи со всеми остальными, взаимно переходят друг в друга.

категории есть чистые мысли, и в силу тождества бытия и мышления,

диалектика категорий всеобща, существует не только для философского

познания, но и в обыденном опыте. Создал систему определений категорий.

Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь

есть то, чем она является благодаря качеству. количество есть внешняя для

бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное

скачкообразное развитие. Закон Взаимопроникновения противоположностей -

идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания

отрицания - развитие не только абс идеи, но и каждой отдельной вещи.

Природа диалектического отрицания --- не тотальное отрицание, а сохранение

положительного. Тут теория познания, разработка абсолютной и относительной

истины. каждая ступень дает картину абсолютного, но неполную,

незаконченную.

48. Сознание и бессознательное. Общественное и индивидуальное сознание и

бессознательное.

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Эмпирической базой психоаналитической философии является психоанализ. Он

возник в рамках психиатрии как своеобразный подход к лечению неврозов

методом катарсиса или самоочищения. Постепенно из медицинской методики он

вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные,

культурные и социальные явления.

Основоположник психоанализа австрийский врач – З. Фрейд (1856 - 1939 гг.).

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания, как они

проявлялись у здорового человека. Фрейд, как психопатолог, исследуя

характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияния на

индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.

Бессознательны по Фрейду многие наши желания и побуждения. Довольно часто

прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, сновидениях,

в каких-либо фактах нашего поведения. Согласно Фрейду, психика человека

представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,

предсознательного и сознательного. Бессознательное он считал центральным

компонентом, соответствующим сути человеческой психики, а сознательное –

лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным. Созданная

Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. “Оно” –

глубинный слой бессознательного влечения – психическая самость, основа

деятельности индивидов, “Я” – сфера сознательного, посредник м/у “Оно” и

“внешним миром”. “Сверх - Я” внутриличностная совесть, которая возникает

как посредник м/у “Оно” и “Я” в силу постоянно возникающего конфликта м/у

ними. “Сверх - Я” является как бы высшим существом в человеке. Глубинный

слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе

природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего

удовольствия. В качестве основы первичных Фрейд сначала рассматривал чисто

сексуальные влечения. Позднее он заменяет их более общим понятием “либедо”,

которое охватывает всю сферу человеческой любви ( к родине, родителям и

т.д.). В конечном счете он выдвигает гипотезу, что деятельность человека

обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где

доминирующую роль играют так называемые “инстинкт жизни” – эрос и инстинкт

смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид

сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит в виде “Оно”, в

нем выделяется “Я”, стремящееся обуздать бессознательные влечения и

направить их в русло социально одобренного поведения при помощи “сверх -

Я”. Фрейд считал что психоанализ м.б. использован и для объяснения и для

регулирования общественных процессов. В психической жизни человека всегда

присутствует “Другой”, с которым он вступает в контакт. Механизмы

психического взаимодействия м/у различными инстанциями в личности находят

свой аналог в культурных процессах общества. Люди, подчеркивал он,

постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений

цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека.

Чувство страха и беспокойство усиливается от того, что социальные

инструменты, регулирующие отношения м/у людьми в семье, обществе и

государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. Развитие

культуры – это выработанная человечеством форма обуздания человеческой

агрессии. Противоречие м/у культурой и внутренними устремлениями человека

ведут к нервозам.

Идеи Фрейда развивал Г. Юнг (1875 - 1961 гг). Юнг считал, что Фрейд

неоправданно свел всю человеческую деятельность к биологически

унаследованным инстинктам, тогда как имеют чисто символическую природу. В

связи с этим он ввел понятие “архетипы” – формальные образцы поведения или

символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные

содержанием, образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам

сознательной деятельности человека. Понятие “архетипы” Юнг разъясняет на

основе учения о коллективном бессознательном. Юнг проводит четкое

разделение м/у индивидуальным и коллективным бессознательным.

Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека

и состоит из переживаний , которые когда то были сознательными, но утратили

свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное

бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и

народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого

прошлого, а также дочеловеческое животное состояние, оно выходит у

современных людей на поверхность через сновидения.

Если Фрейд в объяснении мотивов поведения личности сосредотачивал свое

внимание на выявлении причины действия человека, то А. Адлер считал, что

для этого необходимо знать конечную цель его устремлений, “бессознательный

жизненный план”, при помощи которого он старается преодолеть напряжение

жизни и свою неуверенность. Согласно учению Адлера, индивид чувствуя свое

физическое не совершенство пытается самоутвердится среди других, за счет

концентрации своего творческого потенциала. В результате он получает

сверхкомпенсацию (например Наполеон).

49. Познание в контексте чел существования. Субъект и объект познания.

Субъект познания --- это источник целенаправленной активности, носитель

предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Нечто типа сознания в чистом виде. Суб поз может быть индивид, коллектив,

соц группа, общество в целом. Компьютеры или приборы могут входить как

часть суб , а могут быть предметом, которым пользуется субъект. Суб наделен

сознанием, ощущениями, восприятием, способностью оперировать образами,

действует в процессе практики как реальная сила, изменяющая мат системы.

общество есть универсальный суб поз. Объект --- это то, на что нацелена

предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность суб. Есть

системы, пока не ставшие об поз, поэтому об реальность не совп с об поз.

Суб поз может выступать и как об поз, причем в качестве об может выступать

и духовное, например, сознание есть об для психолога.

В новой науке субъект вторгается в объект, грань между ними сливается.

Принцип неопределенности Гейзенберга, невозможность познать об без его

изменения. Важную роль играют условия познания, они опосредуют отношения об

и суб.

В идеалист трактовке есть сущ-ние всемирного суб, которому приписывается

все творческое начало. У Канта суб сводится исключительно к чел сознанию,

которое понимается как чистая деятельность.

Знание, добытое отд индивидом, отчуждается в процессе его фиксации в

некоторых символьных средствах, языке. Тогда оно становится принадлежащим

всем, всеобщим. Оно само может выступить об поз. активная, направленная на

об деятельность субъекта есть необходимая предпосылка выступ предмета об

поз. Познание есть активное воспроизведение внешнего мира суб. Например,

камень воспринимается чел и геологом по-разному. восприятие снега жителями

севера и юга. На предмет накладывается пред опыт.

52. Наука, как специализированная форма познавательной деятельности.

Особенности научного познания.

Научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете,

необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого

различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей

научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно

организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда

продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее

компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств

с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря

осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект

деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего

для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны

средства могут быть представленны в качестве скуственных органов

чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве

естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами.

Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями.

Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность”

Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело

с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции

предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее

предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной

практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой

точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического

действия.

Наука ставит конечной целью предвидеть процесс преобразования предметов

практической деятельности ( объект в исходном состоянии) в соответствующие

продукты ( объект в конечном состоянии) Поэтому основная задаяа науки -

выявить законы , в соответствии с которыми изменяются и развиваются

объекты. Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть

включены в деятельность , и их исследжования как подчиняющиеся объективным

законам функционирования и развития, составляют первую, главную

особеность научного познания., которая отличает ее от других форм

познавательной деятельности. Наука ориентированна на предметное объективное

исследование действительности.Процесс научного познания обусловлен не

только особенностями изучаемого объекта , но и многочисленными факторами

социокультурного характера. Наука в человеческой деятельности выделяет

только ее предметную структуру и все рассматривает только сквозь призму

этой структуры. Наука может исследовать любые феномены жизни человека и его

состояния, она может исследдовать и деятельность и человеческую психику, и

культуру. но только под одним углом зрения - как особые предметы, которые

подчиняются объективным законам. Субъективную структуру деятельности наука

тоже изучает но как особый объект.. Таким образо наука может изучать все в

человеческом мире но в особом ракурсе и с особой точки зрения, наука не

может заменить собой всех форм познания мира , всей культуры, и все что

ускользает из ее поля зрения . компенсируют другие формы постижения

духовного мира. Наука имеет систему отличительных признаков научного

познания от обыденного : 1) установка на исследования законов

преобразования объектов и реализующая эту установку предметность и

объективность научных знаний 2) выход науки за рамки предметных структур

производства и обыденного опыта и изучене его объектов относительно

независимо от сегоднешних возможностей их производственного освоения.

53. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирические и теоретические. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в

то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование.

Эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой

чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний – данные наблюдений

– представляют собой сложное переплетение чувственного и рационального. Но

эмпирическое познание к данным наблюдений не сводится. Оно предполагает

также формирование на основе данных наблюдения особого типа знаний –

научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной

рациональной обработки данных наблюдений.

В теоретическим знании мы также сталкиваемся с переплетением чувственного

и рационального. Формы рационального познания (понятия, суждения,

умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения

действительности. Но при построении теории используются также и наглядные

модельные представления.

Таким образом теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.

Можно говорить лишь о том, что на низших уровнях эмпирического познания

доминирует чувственное, а на теоретическом уровне – рациональное.

Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по:

а) Предмету.

Эмпирическое и теоретическое исследования могут познавать одну и ту же

объективную реальность но ее видение, ее представление, будут даваться по-

разному.

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений

и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит

выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и

представляет собой вероятностно-истинное знание.

Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих

корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление

закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического

исследования.

б) Средствам.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом

взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает

осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.

На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является

познание сущности в чистом виде.

Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно

обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы

можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и

признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –

тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).

в) Методам.

Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное

наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,

ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений

объективную характеристику изучаемых явлений.

Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения

идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными

объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к

конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического

исследований.

Структура эмпирического и теоретического уровней знания.

Эмпирический уровень.

1. Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных

данных субъекта наблюдения.

2. Эмпирические факты – рациональная обработка данных наблюдения и поиск в

них устойчивого, инвариантного содержания.

Теоретический уровень.

1. Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно

ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных

объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию

эмпирической реальности.

2. Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает

все частные случаи.

54. Проблема истины в философии и подходы к ее решению.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.

Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему

внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным

содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных

субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий

одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории

абсолютного и относительного.

Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных

моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента,

релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

55. Методы научного исследования. Общенаучные и специальные методы.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и

можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических

фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем

непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в

особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта

наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы

наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.