реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

философии. У Сократа она - познание деятельности собственной души.

Аристтотель: рефлексия - атрибут божественного разума. Плотин: метод

построения метафизики. Августин. Эриугена - созерцание своей сущности богом

= акт творения. Декарт - методологическое сомнение. Локк: наблюдение,

которому ум подвергает свою деятельность. Лейбниц: спосбность монад к

апперцепции. Кант: свойство рефлективной способности суждения. Образование

понятий. Сознание отношения предметов и сточников познания. Фихте:

философия = рефлексия. Гегель: рефлексия духа о своем содержании.

Два вида рефлексии:

1) О содержании знания, данного в различных формах культуры.

2) О процессе мышления - анализ способов формирования понятий, норм и пр.

Гуссерль: у рефлексии универсальная методологическая функция.

Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов,

интересов, своего положения в обществе; выделение человеком себя из

объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как

личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов.

Предполагает выделение и отличение человеком самого себя, “я” от всего, что

его окружает. Возникновение самосознания связано с опрделенным уровнем

развития сознания и является необходимым условием становления личности.

Формы самосознания:

1) Самочувствие.

2) Осознание своей принадлежности к обществу.

3) Самосознание “я” как особого образования.

+ самооценка, самоконтроль.

Самосознание есть несомненный факт, но имеет различные степени

проявленности и развернутости. Самосознание предметно. Явные формы

самосознания, когда те или иные феномены становятся предметом специальной

ананлитической деятельности субъекта - рефлексия.

Развитие и прогресс.

Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и

идеальных объектов. В результате развития возникают новое качественное

состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время,

поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только время

выявляет его направленность. Развитие - особый вид изменения. Развитие -

процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений

сложных системных объектов в достаточно большом интервале времени. Для

развития характерны:

1) Обновление системы.

1) Ее внутреннее структурное и функциональное изменение.

1) Превращение в нечто новое, иное.

Прогресс - тип, направление развития, для которого характерен переход от

высшего к низшему, от менее совершенного к более совершенному.

1) Прогресс системы.

1) Прогресс элементов системы.

1) Прогресс структуры.

1) Прогресс параметров.

Соотносительно с понятием регресс. Определяется наличными конкретно-

историческими условиями. Существуют объективные критерии являющиеся основой

оценочных суждений.

Стадии:

1) Дозвездная.

1) Звездная.

1) Планетная.

1) Биологическая.

1) Социальная.

Характеризуется нарастанием темпов развития. Прогресс системы в целом

включает регресс некоторых ее частей.

Детерминизм, вероятность, целесообразность.

Детерминизмом называется учение о всеобщей, закономерной связи, причинной

обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает

объективный характер причинности. (Античная атомистика, Ф. Бэкон, Галилей,

декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, французские материалисты).

Механистический детерминизм - абстрактный характер (Лапласовский

детерминизм); абсолютизация формы причинности, описываемой сторого

динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с

необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Лаплас:

значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент

времени совершенно однозначно определяет ее состояние в прошедший или

будущий момент. Понятый таким образом детерминизм ведет к фатализму.

Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм. Органический детерминизм.

Вероятность - отношение числа случаев, в которм данное событие происходило

к общему числу избранных случаев (статистическая вероятность).

Целесообразность - свойство процессов и явлений приводить к определенному

результату, цели в широком или условном смысле слова. Высшая форма

целесообразности - человеческая деятельность.

Проблема истины в философии.

Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение

ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.

Существует две традиции в понимании истины в философии:

1) Онтологическая (от Платона).

2) Гносеологическая (от Аристотеля).

Платон: истина - нечто принадлежащее самому бытию, Аристотель: истинность и

ложность не свойства самого бытия, а характеристика знания. Аристотель

сформулировал классическое опрделение истины: суждение истинно, когда оно

утверждает то, что есть или отрицает то, чего нет; суждение ложно, когда

оно отрицает то, что есть и утверждает то, чего нет. В развернутом виде это

определение предполагает:

1) Внешняя действительностьк как объект познания существует до познания и

не зависит от наличия или отсутствия знания.

1) Понятие истины не совпадает с понятием о бытии и относится не к бытию,

а к суждению.

1) Истинность / ложность суждения выявляются в его соотнесенности с

предметом.

Мур назвал эту теорию истины корреспондентской (соответствие). Существуют

также так называемые Прагматическая теория истины: истинная идея - та,

которая выполняет свою функцию и когерентная теория истины - истинное

положение, которое можно вывести из аксиом данной системы. Кант:

трансцендентальная теория истины критерий иситны только формален - истина

состоит в согласии знания с самим собой. Прагматизм: критерий истины -

субъективная уверенность. Классическое определение истины постепенно

размывается, образуется две тенденции:

1) Абсолютизирующая субъективную сторону: онтологизация истины.

а) акцент на созерцании => к абстрактной всеобщности. (Декарт, Гегель).

b) акцент на деятельности: субъект конкретный индивид => абсолютизация

единичного (Философия жизни, Хайдеггер)

2) Абсолютизация объективного гносеологизация истины: истиина - только

теоретическое значение.

Но истина есть взаимосвязанный процесс. Помимо идеи и предмета включает в

себя намерения познающего и возможности реализации в предметной сфере.

Истина - такое содержание сознания, которая соответствует реальности и

является основанием для изменения реальности в виду субъективных целей..

Граница меры, достигнув которой теоретическое знание становится

практическим действием. Истина во времени, но как процесс она вечна.

Конкретно-всеобщее знание.

Учение о методе Ф.Бэкона.

В срвек.схоластике отсутствовали какие-либо строгие критерии для

отличения истины от вымысла. Ощущался недостаток не столько в идеях,

сколько в методе, в том твёрдом основании, на котором могло быть построено

позитивное научное знание и и эмпирическое исследование. Это обстоятельство

было положено Бэконом во главу угла как его критики, так и методов. Бэкон

(1561-1636, «Великое восстановление наук», «Новый Органон») подчёркивает,

что научное знание проистекает из опыта, не просто из непосредственных

чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта,

эксперимента. Сенсуализм столь же несостоятелен, как и спекулятивная

метафизика. Есть множество вещей, которые ускользают от чувств,

свидетельства чувств всегда субъективны, «Чувства всегда соотнесены с

человеком, а не с миром». Исправление ошибок чувства даёт правильно

организованный и специально приспособленный для того или иного исследования

опыт или эксперимент. «Природа вещей лучше обнаруживает себя в

искусственной стеснённости, чем в естественной свободе».

Для науки важны не всякие опыты, но поставленные с целью открытия

новых свойств явлений, их причин, дающие материал для последующего

теоретического осмысления. Бэкон различает два рода опыта: светоносный

(получение нового научного результата) и плодоносный (преследующий

практическую пользу). Он предупреждает против чрезмерной погони за

немедленной практической пользой.

Самое главное - выработать правильный метод анализа и обобщения

опытных данных, позволяющий проникнуть в сущность исследуемых явлений. По

Бэкону, таким методом должна стать индукция, но не как простое перечисление

благоприятных фактов. Научная индукция «производит в опыте разделение и

отбор и путём должных исключений и отбрасываний делает необходимые выводы».

Суть его индуктивного метода заключается в таблицах Открытия - Присутствия,

Отсутствия и Степеней. Собирается достаточное количество разнообразных

случае некоего «простого свойства» (тяжести, теплоты, цвета и.т.п.),

природа которого ищется. Затем берётся множество случаев, как можно более

подобных предыдущим, но в которых это свойство отсутствует. Затем -

множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности этого

свойства. Сравнение этих множеств позволяет исключить факторы, не

сопутствующие данному свойству. Таким отбрасыванием мы получаем некий

остаток, неизменно сопутствующий изучаемому свойству - его «форму»,

причину.

Аналогия и исключение составляют главные приёмы данного метода. По

аналогии подбираются эмпирические данные для таблиц Открытия. Индуктивному

исследованию подлежат «простые свойства», на которые разлагаются все

конкретные физические тела, то есть не золото, вода, воздух, а их свойства

или качества.

Задача бэконовской индукции - выявить «форму», в терминологии

Аристотеля - формальную причину, а отнюдь не действующую или материальную,

которые по мнению Бэкона частны и преходящи. Для Бэкона, метафизика - часть

науки о природе, более абстрактный раздел физики. «Не будет никакой

метафизики после обретения истинной физики, за пределами которой нет

ничего, кроме божественного». Индукция - не средство узкоэмпирического

исследования (как у Милля), а метод выработки фундаментальных теоретических

понятий или аксиом естествознания, естественной философии.

Само понятие «формы» у Бэкона отличается от перипатетического или

схоластического. Форма для него - сама материальная вещь, но взятая в своей

объективной сути, а не так, как она представляется субъекту. Бэкон убеждён

в материальности форм и их полной познаваемости. Бэкон различает два рода

форм: формы конкретных вещей или субстанции и формы простых свойств. Первые

складываются из вторых, они вечны и неподвижны. Простых форм существует

конечное число, своим количеством и сочетанием они определяют всё

многообразие существующих вещей.

Продолжая своё учение о методе, Бэкон формулирует «Правила

умозаключений в физике»:

1.Не должно принимать в природе истинных причин сверх тех, которые

достаточны для объяснения явлений.

2.Должно приписывать те же причины того же рода проявлениям природы

(напр. падению камней в Европе и Африке, дыханию людей и животных).

Логика для Бэкона должна исходить не только из природы ума, но и из

природы вещей. Как метод продуктивного открытия индукция должна работать по

строго определённым правилам, не зависящим в своём применении от различий

индивидуальных способностей исследователей. «Разуму надо придать не крылья,

а свинец и тяжесть, чтобы они сдерживали всякий прыжок и полёт».

Определённая регламентация отличает научное знание от обыденного.

Социум и культура. Философия общества и философия культуры.

Общественные отношения являются содержательным наполнением всех

социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в

процессе созидательной и целенаправленной деятельности людей. Характер

организационных форм культуры приобретает в последнее время особенно

большое значение. Неправомерна постановка вопроса, являются ли те или иные

институты формами общества или культуры, ибо тут они объединяют свои

усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений.

Отношения общества и культуры являются их взаимной потребностью друг в

друге, их всесторонним взаимодействием. Культура необходима человеческому

обществу с первых шагов его существования, поскольку тип организации

коллективной жизни не закодирован у человека в генофонде, как у животных.

Люди научились создавать особый тип предметной ревльности - разнообразные

объединения, союзы, организации - от родовых, племенных, религиозных до

современных экономических, политических, правовых, научных, художественных

и.т.п., деятельность которых обеспечивается обретаемыми индивидом

прижизненно представлениями, убеждениями, знаниями, умениями. Культура как

сверхприродная сила имеет в своей основе сознательные действия, поэтому

мера сознательности есть показатель уровня культуры. Развитие культуры -

процесс, детеминированный меняющимся состоянием общественных отношений -

государства, правовой системы, школы и.т.д.

При единстве технической культуры человечества, его социокультурная

жизнь (политическая, юридическая, педагогическая, коммуникативная,

художественная) оказывается многоликой для различных общественных групп.

Так в культуре средневековой Европы различаются 4 культурных слоя:

крестьянский, религиозный, светский, бюргерский. Идеологическое и социально-

психологическое расслоение культуры отражает структуру общества на каждом

этапе его развития. Отношения между обществом и культурой представляют

собой взаимодействие, в котором сила каждой стороны может меняться, но обе

являются активными участницами исторического процесса. Культура необходима

обществу для восполнения отмершей биологической формы регуляции совместной

жизин и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения

её потребности самоосуществления и развития.

Объяснение и понимание.

Проблема объяснения и понимания начинается как проблема понимания

текста, с появлением первой преграды в общении - письменного языка.

Существует 4 подхода к пониманию текста:

1.семантический

2.грамматический

3.логический

4.герменевтический (узнавание истинных намерений пишущего).

Первые три - объяснение, четвёртый - понимание.

Понимание, в отличии от объяснения становится методом изучения наук о

культуре у Дильтея. Естественно-научный метод объяснения не может быть

распространён на изучение культуры, её нужно понимать. Против этого

выступил О.Конт: культура может быть объяснена как и любое другое явление

чел.жизни. Дильтей же различает науки о природе и науки о духе предметно и

по методу. Методологией изучения культуры должен стать метод понимания

(возможность иного мировидения, не игнорирующего индивидуальное при

составлении целостной картины). (Эту линию продолжают Хайдеггер и Гадамер,

иногда к этому напрвлению относят и Фрейда, рассматривая психоанализ как

скрытую герменевтику внутренних текстов нашего подсознания).

Понимание - качественный метод постижения мира, противопоставленный

количественному методу - объяснению. Они имеют одну задачу - открыть целое,

но объяснение стремится к этому логическим путём (мир как целое, но в то же

время дискретное, в каждый момент существующее только в единственном

исполнении; целое осуществляется в дискретном), а понимание движется

переживающим, творческим путём (понимание целого через понимание его

функций. Понимание - это переживание чужих переживаний, осознание, что на

самом деле они не являются чужими. В результате воспоминания о прошлом

осуществляется самопонимание как дублирование собственных переживаний.

Объяснение годится лишь когда речь идёт о ставшем, завершённом, жизнь же

как вечное становление можно только понять. Природа понимается, поскольку в

чувственном опыте она не дана нам непосредственно, а лишь через свои

феномены, социальная же жизнь дана нам непосредственно в единстве нашего

опыта, переживания.

Тейяр де Шарден «Феномен человека». 1938-1940, Пекин.

Пролог. Видеть.

В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем

становится и чего требует человек, если его целиком и полностью

рассматривать в рамках явлений. Существовать полнее - это всё больше

объединяться - таково резюме и итог данного произведения. Единство

возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. История

живой природы сводится к сознанию. Мы неизбежно -центр перспективы. В силу

наивности наука воображала, что она может наблюдать явления в себе такими,

какими они протекают независимо от нас. Теперь учёные начинают сознавать,

что даже самые объективные их наблюдения целиком пропитаны принятыми

исходными посылками, формами мышления, выработанного в ходе исторического

развития. Человек - центр конструирования универсума, поэтому к нему

следует сводить всю науку.

Стремление разгадать смысл эволюции природы. Жизнь - результат

неизбежного процесса взлёта духа, увенчанного появлением человека. В

эволюции 2 тесно связанные параллельные формы роста: материальная и

психическая. Существуют эволюционные скачки: от неорганики к органике, от

просто орган жизни к человеку. Человек является центром построения

вселенной, к нему следует сводить всю науку.

У человека 7 чувств:

1.чувство пространственной необъятности (разграничение предметов)

2.глубины (отталкивание в бесконечность событий постоянно

пополняющегося прошлого)

3.количества (оценка ужасающего множества материальных и живых

элементов)

4.пропорции (меры, масштаба, отличение крошечного от огромного)

5.качества, новизны (различие в природе абсолютных ступеней

совершенствования и роста)

6.движения (способность воспринимать неодолимое развитие среди

повторения старого)

7.органического (обнаруживать связность и структуру в череде событий).

Название феномен человека выбрано не случайно:

1.Человек в природе есть настоящий факт, к которому приложимы

требования и методы науки.

2.Человек - самый необыкновенный и самый озаряющий факт.

3.Цель труда - увидеть, то есть развернуть однородную и цельную

перспективу нашего всеобщего опыта, показать развётрывающееся целое.

В работе не следует искать конечного объяснения природы вещей, какой-

то метафизики. Я не претендую на описание этого мира реально, но лишь

таким, каким мы его должны представлять, чтобы мир был истинен для нас в

настоящий момент.

Человек - не статический центр мира, а ось и вершина эволюции.

Стадии эволюции (они же главы книги):

1.ПРЕДЖИЗНЬ

Ткань универсума.

3 стороны многообразия материи:

множественность или атомичность, беспредельная в нисхождении;

фундаментальное единство;

обладание энергией как способностью к действию и связи.

Материя выступавет перед нами в процессе развития. Завихрение,

поднимающееся вверх - таков облик мира. Впервые Ш натуралистически

обосновывает финализм. Способность к связи обретает прочное конечное

единство в конце своего расчленения. Материя предстаёт ликом исторически

глубокого ствола причины причин. 2 закона энергетики: 1-энергия не

прибывает и не пополняется новым видом энергии; 2-материя не способна

эволюционировать бесконечно, поскольку часть используемой энергии

безвозвратно энтропизируется, то есть теряется в форме теплоты.

Внутреннее вещей.

Сделует открыть в исключительном всеобщее. Сознание представляется Ш

как космическое свойство переменной величины, то есть сознание имеет

космическое распространение и как таковое окружено ореолом, продлевающим

его в пространстве и времени беспредельно. Сознание системно, оно

обнаруживается с очевидность только у человека. Атомистичность - общее

свойство, присущее внешнему и внутреннему вещей. Духовное совершенство и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.