реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

продукт обладает значением существенного, внутреннего, истинного. Благодаря

мышлению кое-что изменяется в первоначальных данных чувств и представлений,

след. истинная природа предмета осознаётся лишь посредством некоторого

изменения. Истинная природа предметов в мышлении осознаётся лишь в той

мере, в какой мышление есть моя деятельность, поэтому истинная природа есть

порождение моего духа как мыслящего субъекта, порождение моей свободы.

Поэтому логика совпадает с метафизикой - наукой о вещах, постигаемых в

мыслях, за которыми признаётся, что они выражают существенное в вещах. Осн.

проблема: как мышление может выражать объективную истину (если определения

мышления конечны и только субъективны)? Рассмотрим до сих пор существующие

в истории Ф. три точки зрения.

Первое отношение мысли к объективности. Метафизика. ((26-36.

Это наивный образ мышления, содержащий веру, что посредством

размышления познаётся истина, то есть то, что объекты суть поистине. Это

вся докантовская Ф., как минувшее, и обыденное представление, как

существующее по сей день. Полагается, что можно достигнуть познания

абсолютного путём приписывания ему предикатов. (Бог обладает наличным

бытием. Душа проста. и.т.п.) Подобный способ не способен исчерпать полноту

абсолютных предметов. Эта метафизика сделалась догматизмом, так как

утверждала, что из двух противоположных утверждений одно обязательно

является ложным. (Борьба разума состоит в том, чтобы преодолеть то, что

фиксировано рассудком). Части этой метафизики: онтология, рациональная

психология, космология, рациональная теология.

Второе отношение мысли к объективности.

Эмпиризм. ((37-39.

Эмпиризм вместо того, чтобы искать истинное в своих мыслях, хочет

черпать его из опыта(Юм и.т.п.). Причина его появления - потребность

предыдущей метафизики в конкретном содержании и прочной опоре. Эмпиризм

возводит содержание восприятия и чувства в форму всеобщих законов. Никакая

связь, кроме той, которую можно доказать в явлении, не может считаться

оправданной. Эмпир. наблюдение даёт нам многочисленные восприятия, но

всеобщность есть совсем иное, нежели множество, эмпир. наблюдение не

показывает необходимости связи представлений.

Критическая Ф. ((40-60.

Считает опыт единственной почвой познания, но признаёт за ним право не

на истину, а лишь на познание явлений. Исх. её пункт - разграничение

чувственного материала и всеобщего отношения.(Кант). Всеобщность и

необходимость мы преднаходим до опыта. Формы априорного получаются путём

систематизации, которая зиждется лишь на психологически-исторических

основах. Основанием понятий рассудка является изначальное тождество “я” в

мышлении (трансцендентальное единство самосознания). “Я” относит к себе

многообразие ощущений и объединяет его в себе как в одном сознании.

Определённые виды этого отношения суть чистые понятия рассудка, категории.

Именно посредством категорий простое восприятие возводится в объективность,

в опыт, но категории не способны быть определениями абсолютного, так как

оно не дано в восприятии, поэтому рассудок посредством категорий не в

состоянии постигать вещи в себе. Но появляется потребность познать эту вещь

в себе, для чего разум не располагает ничем, кроме категорий, поэтому он

выходит за свои пределы (становится трансцендентным). Конечный вывод

гласит, что разум даёт только формальное единство для систематизирования

опыта, он не может дать доктрину бесконечного, но лишь критику познания.

Практический разум понимается Кантом как мыслящая воля, дающая императивные

законы, т.е. что должно делать. Практическая свобода для Канта может быть

доказана опытом, обнаружена в явлении самосознания. Возражения ещё у Юма:

бесконечное разнообразие того, что люди признают правом и долгом.

Практический разум не выходит за пределы формализма, категорический

императив не содержит никакого конкретного содержания. Кончная цель - добро

- есть неопределённая абстракция.

Третье отношение мысли к объективности. Непосредственное знание. ((61-

78.

Мышление постигает только особенное, поэтому оно не способно

постигнуть истину.(иррационализм Ф.Г.Якоби). Для мышления, ограниченного

категориями, невозможен переход к бесконечному, истинному. Разум должен

стать непосредственным знанием, то есть верой, которая имеет своим

содержанием истину, что утверждается как некий факт. Но ведь даже религия и

нравственность, хотя они и суть вера, непосредственное знание, содержат в

себе опосредствование, напр. соответствующее воспитание, развитие,

образование. (ср. у Платона: понимание познания как воспоминания не

исключает развития этого воспоминания в течении жизни, то есть

опосредствования). Якоби выдвигает в качестве критерия истины не природу

содержания, а факт сознания, то есть истиной оказывается субъективное

знание и уверение, факт моего сознания выдаётся за факт сознания любого

субъекта, то есть за природу самого сознания. Всякое суеверие и

идолопоклонство, таким образом, объявляется истиной. Непосредственное

знание бога говорит нам лишь то, что бог есть, но не говорит, что он есть.

Дальнейшее определение логики и её развитие. ((79-83.

Логическое по своей форме имеет три стороны:

абстрактную или рассудочную

диалектическую или отрицательно-разумную

спекулятивную или положительно-разумную.

Мышление как рассудок не идёт дальше непосредственной определённости и

отграничения её от других определённостей. Диалектический момент есть

снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою

противоположность. Спекулятивное постигает единство определений в их

противоположности, то утвердительное, которое содержится в их разрешении и

переходе.

Логика распадается на три части:

1.Учение о бытии (мысль в её непосредственности, понятие в себе)

2.Учение о сущности (мысль в её рефлексии и опосредствовании, понятие

для себя и в видимости)

3.Учение о понятии и идее (мысль в её возвращении в саму себя, понятие

в себе и для себя).

УЧЕНИЕ О БЫТИИ. ((84-111.

Бытие - это понятие только в себе, определения этого понятия суть

сущие определения, в своём различии они суть другие по отношению друг к

другу и их дальнейшее опредление (форма диалектического)есть переход в

другое. Это дальнейшее определение есть развёртывание в себе понятия бытия

и его погружение в самое себя. Бытие и его последующие определения можно

рассматривать как метафизические определения бога (ибо дать метафизическое

определение бога - значит выразить его природу в мыслях, а логика обнимает

все мысли).

А. Качество.

Бытие.

Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть

и чистая мысль, и неопределённая простая непосредственность, а первое

начало не может быть опосредованным и определённым. Это чистое бытие есть

чистая абстракция, след абсолютно отрицательное, то есть ничто. Истину как

бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих - становление, так

как в становлении бытие и ничто суть лишь исчезающие моменты, благодаря

своему внутреннему противоречию становление впадает в единство, в котором

оба момента сняты.

Наличное бытие.

Результат становления представляет собой наличное бытие. Наличное

бытие - бытие, имеющее определённость, то есть качество, налично-сущее,

нечто. Качество есть реальность в противопоставлении содержащемуся в нём

отрицанию. (так говорят о теле как реальности души и о праве как реальности

свободы, Вселенной как реальности бюожественного понятия; следует отличать

это от некорректных выражений, вроде: это реальный человек, это реальное

занятие и.т.п.). То есть реальность - то, через что нечто реализуется.

Нечто благодаря своему качеству конечно и изменчиво, способно становиться

другим нечто до бесконечности (это дурная, отрицательная бесконечность).

Для-себя-бытие.

Для-себя-бытие как отношение с самим собой есть непосредственность, а

как отношение отрицательного с самим собой оно есть для себя сущее, единое,

одно, исключающее из себя другое. (Ближайший пример - “я”, мы раньше всего

знаем себя в качестве налично сущего, отличного от всех других налично

сущих и соотнесённого с ними. Отличая себя от всех других сущих, мы тем

самым полагаем их в их отдельности и множественности). Тем самым

качественная определённость снимается, становясь количеством.

B. Количество.

Чистое количество.

Количество есть чистое бытие, в котором определённость положена уже не

как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная.

Количество в равенстве с самим собой есть неопределённая величина, а в

соотнесении с определением одного оно есть дискретная величина. Но первое

количество также и дискретно, ибо оно есть лишь непрерывность многого, а

второе также и непрерывно, его непрерывность есть одно как тождественное

многих одних, как единица.

Определённое количество.

Количество, существенно положенное с содержащейся в нём

определённстью, исключающей все прочие, есть определённое количество,

ограниченное. Оно находит своё развитие и полную определённость в числе,

которое содержит в себе как свои качественные моменты множество со стороны

момента дискретности и единство со стороны момента непрерывности.

Степень.

Степень - граница тождества с целым определённого количества. В

степени понятие определённого количества положено. Она есть величина,

безразличная для себя и простая, так что ту определённость, которая делает

её определённым количеством, она находит всецело вне себя, в других

величинах.

Проходя свои моменты количество как первоначально снятое качество

оказывается вновь возвращением к качеству, то есть мерой (рассматривая

предметный мир, занимаясь количественными определениями, мы на самом деле

всегда уже имеем в виду как цель такого рассмотрения качественность, то

есть меру, а не голые числовые изыскания как таковые).

С. Мера.

Мера есть качественно определённое количество прежде всего как

непосредственное; она есть определённое количество, с котрым связано некое

наличное бытие или некое качество. Мера есть правило, согласно которому

изменение определённого количества есть также и изменение качества.

Таким образом, этот процесс взаимного отрицания качества и количества

и их единства в мере есть сущность. Сознание понимает вещи как сущие и

рассматривает их со стороны качества, количества и меры. Эти определения

оказываются не неподвижными, а переходящими друг в друга, и сущность есть

результат их диалектики.

УЧЕНИЕ О СУЩНОСТИ. ((112- 159.

Сущность есть положенное понятие. В сфере сущности определения суть

лишь относительные, но не рефлектированные в себя самое, поэтому понятие

здесь ещё не есть для себя. Сущность как бытие, опосредствующее себя собой

через свою же отрицательность, есть отношение с самим собой, лишь будучи

отношением с другим; это другое есть не как непосредственно сущее, а как

положенное и опосредствованное. Бытие не исчезло в сущности, но оно

низведено лишь к отрицательному, к видимости. Сущность тем самым есть бытие

как видимость. (Точка зрения сущности представляет собой точку зрения

рефлексии. Когда мы рефлектируем, размышляем о предмете, предмет не

признаётся нами в его непосредственности, мы хотим познать его как

опосредствованный; непосредственное бытие вещи мы представляем как бы корой

или завесой, за которой скрывается сущность. Все вещи имеют сущность, то

есть они не то, чем непосредственно представляются. Одним лишь

взаимопереходом из качества в количество дело не окончено, в вещах имеется

нечто пребывающее - сущность.)

А. Сущность как основание существования.

Чистые рефлексивные определения.

Тождество. Сущность есть в себе видимость, чистая рефлексия, таким

образом, она есть лишь отношение с собой, но не непосредственное, а

рефлектированное, она есть тождество с собой. (Закон тождества не истинный

закон мышления, а лишь закон абстрактного рассудка, он уничтожается

следующими законами, устанавливающими его прямую противоположность).

Различие. Сущность есть лишь чистое тождество и видимость в самой

себе, поскольку она есть относящаяся с собой отрицательность, она

существенно содержит в себе определение различия. Различие есть:

непосредственное различие, в котором каждое различённое есть само по себе

то, что оно есть и равнодушно к своему отношению с другим, которое есть для

него нечто внешнее; и есть существенное различие положительного и

отрицательного, в котором каждое различённое имеет перед собой не вообще

другое, а своё другое, то есть каждое из различённых имеет своё определение

только в своём отношении с другим.

Основание. Основание есть единство тождества и различия, есть истина

того, чем оказалось различие и тождество. Оно есть сущность, положенная как

тотальность. (закон основания гласит: всё имеет своё достаточное основание,

то есть истинная сущность нечто не состоит ни в определении нечто как

тождественного с собой, ни в его определении как различного, а состоит в

том, что нечто имеет своё бытие в некоем другом, которое как его

тождественное-с-собой есть его сущность).

Итак, сущность сначала есть видимость и опосредствование в самой себе.

Её единство с собой теперь положено как снятие различий и опосредствования.

Это восстановление непосредственности или бытия, то есть существование.

Существование.

Существование есть непосредственное единство рефлексии-в-самое-себя и

рефлексии-в-другое. Оно есть поэтому неопределённое множество существующих

как рефлектированных в самое себя и одновременно также рефлектированных в

другом, образующих мир взаимозависимостей и бесконечное сцепление оснований

и обосновываемых. Существующее содержит в самом себе свою многообразную

связь с другими существующими, таким образом, существующее есть вещь.

Вещь.

Вещь есть тотальность как положенное в едином развитии определений

основания и существования. Она имеет в себе различия, благодаря которым она

есть определённая и конкретная вещь. Эти определения суть свойства вещей,

их отношение с вещами находит выражение в слове “обладать”. Материя есть

налично сущая вещность, устойчивость вещей. Вещь имеет в материях свою

рефлексию-в-самое-себя, и есть только их поверхностная связь, внешнее

соединение их. Материя как непосредственное единство существования с собой

также равнодушна к определённости; многие разные материи сливаются поэтому

в одну материю. Вещь таким образом распадается на материю и форму, каждая

из которых есть тотальность вещности и самостоятельно существует для себя.

Вещь представляет собой противоречие, заключающееся в том, что со стороны

своего отрицательного единства она есть форма, в которой материя определена

и низведена на степень свойств, и вместе с тем она состоит из материй,

которые в рефлексии вещи в самое себя столь же самостоятельны, сколь и

подверглись отрицанию. Вещь, таким образом, есть существенное

существование, снимающее себя в самом себе, есть явление.

В.Явление.

Сущность должна являться. Её видимость в ней есть её снятие в

непосредственность, которая как рефлексия-в-самой-себе есть устойчивое

существование, материя, тогда как форма есть рефлексия-в-другое, снимающее

себя устойчивое существование. Видимость есть то определение, благодаря

которому сущность есть не бытие, а сущность; развитая же видимость есть

явление. Поскольку сущность есть то, что существует, существование есть

явление.

Мир явлений.

Являющееся существует таким образом, что его устойчивость

непосредственно снимается, и последняя есть лишь один из моментов самой

формы. Форма содержит в самой себе устойчивость, или материю, как одно из

своих определений. Являющееся, таким образом, имеет своё основание в

материи как в своей сущности,но тем самым являющееся имеет своё основание

только в другой определённости формы. Это его основание есть также

являющееся, и явление, таким образом, движется вперёд в бесконечном

опосредствовании устойчивой формой и, следовательно, также и отсутствием

устойчивости. В этом бесконечном опосредствовании существование

развёртывается в тотальность и мир явлений, в мир рефлектированной

конечности.

Содержание и форма.

Внеположность мира явлений есть тотальность и полностью содержится в

своём отношении с собой. Отношение явления с собой, таким образом, вполне

определённо, имеет форму в самом себе, обладает ею как существенной

устойчивостью. Таким образом, форма есть содержание, а в своей развитой

определённости она есть закон явлений. В форму же, поскольку она не

рефлектирована в самое себя, входит отрицательный момент явления,

несамостоятельное и изменчивое, - она есть равнодушная, внешняя

форма.(Только те произведения искусства, в которых содержание и форма

тождественны, представляют собой истинные произведения искусства - Илиада,

Ромео и Джульетта).

Отношение.

Непосредственное отношение есть отношение целого и частей; содержание

есть целое и состоит из частей, из своей противоположности. Части отличны

друг от друга и самостоятельны. Но они представляют собой части только в их

тождественном отношении друг с другом, поскольку они, взятые вместе,

составляют целое. Но это вместе есть противоположность и отрицание части.

Опосредствованное отношение есть отношение силы и её обнаружения, отношения

внутреннего к внешнему. Внешнее есть поэтому то же самое содержание, что и

внутреннее. Явление не показывает ничего такого, чего не было бы в

сущности, и в сущности нет ничего такого, что не являлось бы. Тождество

внутреннего и внешнего есть действительность.

С. Действительность.

Действительность есть ставшее непосредственно единство сущности и

существования, или внутреннего и внешнего. Обнаружение действительного есть

само действительное, так что оно в этом обнаружении также становится

существенным и лишь постольку существенно, поскольку оно имеется в

непосредственном внешнем существовании. Как тождество вообще

действительность есть прежде всего возможность, есть рефлексия-в-самое-

себя, которая положена как противостоящая конвретному единству

действительного, как абстрактная и несущественная существенность.

Возможность есть то, что существенно для действительности, но существенно

таким образом, что есть вместе с тем только возможность. (Действительность,

вопреки расхожему обыденному мнению гораздо шире возможности, а не одна из

возможностей, ибо действительность содержит в себе возможность как

абстрактное, именно поэтому мы иногда обозначаем нечто как лишь возможное.

Возможно нечто или невозможно, зависит от содержания, то есть от

действительности, которая в своём раскрытии обнаруживает себя как

необходимость). Но действительное в его отличии от возможности как

рефлексии-в-самое-себя само есть только внешнее конкретное, несущественное,

непосредственное. Оцениваемая как одна лишь возможность действительность

есть нечто случайное. Возможность и случайность суть моменты

действительности, суть внутренне и внешнее, положенные лишь как формы,

которые составляют внешность действительного. Внешняя сторона

действительности должна быть снята, быть возможностью иного есть условие.

Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать

действительным, и сам предмет есть одно из условий, ибо, будучи вначале

лишь внутренним, сам он есть лишь некое предположенное. Развитиая

действительность, как совпадающая в едином смена внутреннего и

внешнего,есть необходимость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.