реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ответы на вопросы госэкзамена по философии философского факультета СПбГУ

философская сущность символа наиболее полно выражается в имени. Имя вещи

представляет собой метафизический принцип бытия и познания.

Экзистенциальная диалектика Кьеркегора.

!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846-

«Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» - обоснование

религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к смерти».

Европейский экзистенциализм - "разношерстные" течения. Базовое понятие

- экзистенция - единичное человеческое существование, необъективируемое в

категориях предметного мышления (отсюда попытки выразить косвенным

образом). Восходит к Кьеркегору - противопоставляет экзистенцию системе.

Экзистенцию нельзя помыслить извне, не будучи в ней изнутри; она не может

быть частью системы в философии. Экзистенция - абсолютно внутреннее в

человеке (обращение от внешнего к внутреннему). При таком подходе внешняя

форма философствования определена следующим образом: систематический вид

достижим только абстрактным мышлением, перемахнувшим через трудности и

препятствия действительной жизни; ибо в реальной жизни стремление к

замкнутой мысленной картине мира терпит крушение в силу сопротивления

действительности и в силу самой природы человека. С одной стороны, так или

иначе определенная в каждом конкретном случае точка зрения единичного

индивида с его собственными потребностями препятствует обзору целого и

каждый раз обрекает этого человека на те или иные частные взгляды. С другой

же стороны, само человеческое бытие создано таким образом, что непрерывное

развертывание мысли в нем оказывается невозможным. Человеческое бытие по

своей сути чуждо мысли. «Существование не позволяет мыслить». Настоящее,

действующее и решительное существование реализуется в иной плоскости,

нежели мышление, и в момент настоящего исполнения исключает мыслительное

постижение. Лишь в качестве служебного звена мышление до некоторой степени

задействовано в паузах настоящего существование и посредством исполнения

этого существования всегда разрушается вновь. «В существовании мысль

находится в чуждой среде». «Существующий…мыслит моментами, он думает до и

после. Его мышление не получает абсолютной континуальности».

Противопоставление Гегелевской диалектике формально всеобщего диалектики

сущей индивидуальности, чье существо есть экзистенция. Задача - раскрытие

существа Хр-ва и религии через раскрытие возможностей бытия экзистирующей

индивидуальности. Проблема категориального определения экистенциональной

диалектики - есть нечто, что нельзя помыслить - существование. Акцент -

мыслящее существует, а не существующее мыслит.

Структура человеческой самости может быть конкретизирована как

историческая: отношение Вечного к преходящему (становящемуся). Их

объединение - грядущее. Сущий человек сущ в мгновении и его

действительность - inter-esse.

Экзистенциальная диалектика не подлежит осмыслению. Она есть диалектика

трех стадий жизни.

1. Эстетическая - страсть (экзистенциальное понимание иронии) - жизнь под

маской, другая самой себе. Открывается лишь в этическом. Основной

конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе, посвященное

Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое. Человек - синтез

души и тела, диалектически осуществляемый в Духе. Человек гетерогенен, но

непосредственно не осознает противоречивость своего бытия. Но при этом не

лишен рефлексии. Все философские системы - эстетические. Эстетическая

непосредственность не осознает своего противоречивого отношения к самой

себе. Нет выбора.

2. Этическая. Противоположна эстетической. Этическая устанавливает выбор и

самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. - Поступок -

выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное действие. Человек как

отношение духа и свободы открывается в отчаянии. Синтез Духа -

объединение свободы, страха и отчаяния. Предпосылки существования

познаются в выборе как постоянно предшествующие категории «кач. скачка» и

«мгновения». Мгновение как полнота времени. Возможность духа выражается в

индивидуальности как страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством

поступка. Этик принижая эст. Взгляд на непосредственность делае

мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум

до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание себя

истинным человеком через отречение от объективного.

3. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической так и

этической. Мгновение и вечность.

Немотивированность веры - выбора нет, но нет и рабства.

Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих действий

и т.д.

Волюнтаристическая философия А. Шопенгауэра.

Мировая воля. «Мир как воля и представление». 1818.

Воля - вещь сама в себе и отлична от явления (представления). Воля вне

области закона основания, которому подчинены ее проявления во времени и

пространстве. Воля действует слепо и направляется познанием. Тело есть

объективация воли. В органических телах движение по мотивам и движение по

раздражению. Воля - единственное ядро всякого явления. Воля никогда не

может быть причиной явления, она существует в форме явления, она одна, но

раскрываясь в явлениях подчиняется законом основания. Не ясно, чему она

подчиняется сама по себе. Она есть сверхумопостигаемое, явления мира, как

объективация воли, тождественны. Борьба между ступенями объективации воли.

Воля проявляется стремлением - состояние каждого тела - вечное движение. На

низкой ступени воля выражается как слепой порыв, и чем она выше, тем она

яснее объективируется. Мир как представление возникает при вселении воли в

органы чувств.

Учение о мировой воле и учение об индивидуальной воле (воля к жизни,

проявляющаяся в мотивах действий людей, тоже имеет безусловную природу).

Между ними нет никакого соприкосновения. Мировая воля не влияет на волю к

жизни, она просто проявляется в явлениях (магнетизм, химизм ...).

Воля - это вещь в себе, трансцендентная сущность. Дискурсивное познание

невозможно, поддается интуитивному схватыванию. (Шопенгауэр был теоретиком

вселенского пессимизма.)

«Мир есть мое представление... Именно потому, что мир сам ничего не знает

о том, что он есть мир... Потому он становится миром для первого

познающего существа.» Картина мира двойственна и противоречива. Сам факт

неустранимой противоположности между субъектом и объектом заставляет искать

внутренней сущности мира, вещи в себе уже не в одном из названных двух

элементов представления, но в чем-то совершенно отличном от представлений.

Это воля. «Хочу, следовательно существую» - это тот пункт опыта, где мое

внутреннее существо, субъективная реальность (воля) совпадает с реальностью

объективной (телом). Т.о. ядром явления оказывается воля, как человека, так

и мира. В каждой вещи есть нередуцируемая основа ее бытия - специфический

образ ее действия, ее сущность. Она обнаруживает это необъяснимое нечто как

то, что для человека есть воля, и в своем существе тождественна с ним.

Воля, безосновная в себе есть основание всякой определенности. В этом

качестве она объясняет структурную целостность мира. Она сердцевина, ядро

всего частного, как и целого. Различие в действии сил природы и человека

есть различие в степени проявления, но не сущности того, что проявляется.

Воля, как вещь в себе, отлична от своего проявления и от всех его форм.

Структурные характеристики мира объективации определены при посредстве

«области идей», которые, «выражаясь в бесчисленных индивидах, предстоят как

недостигнутые их образцы, или как вечные формы вещей». Соперничество,

противоречия лишь проявление свойственного воле раздвоения самой себе. Это

основа динамики мира. «Мировая воля и воля к жизни».

Воля - воля к жизни как таковой - бесцельна, бесконечное стремление. Мир

как воля есть вечное становление, бесконечный поток. В потоке вечного

становления ничто не находит своего полного непротиворечивого

осуществления. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее

сущности полностью. Он подвластен бесконечным поискам, страданиям голодной

воли, т.е. невозможно полное самоосуществление. Мир как продукт воли к

жизни, мир объективированной воли безнадежен с точки зрения свободы.

Познание сперва исходит из самой воли как средства приспособления, но

может освободиться от своей служебной роли, существовать само по себе как

светлое зеркало мира, откуда и возникает искусство.

«О четверояком корне закона достаточного основания». Феноменальность мира

упорядочивается рассудком в когнитивный космос посредством категорий

каузальности. Только когда рассудок применяет закон каузальности

субъективное ощущение становится объективной интуицией. Благодаря категории

причинности, одно определяется как определяющее (причина), а другое как

определенное (действие). Каузальное действие объекта на другие объекты есть

целостная реальность объекта. Принцип каузальности распространяется только

на представления, объективированный мир. Представления, таким образом,

являются объектами опыта и науки. Представления есть чувственные

(интуитивные) и абстрактные. 4 класса объектов: физические, математические,

логические и этические - 4 различные формы причинности, 4 характеристики

познаваемых предметов. 1) физические объекты. Принцип достаточного

основания в области становления представляет каузальность, связывающую

природные объекты. Познается рассудком. 2) Принцип д.о. в сфере познания

регулирует отношения между суждениями, когда истинность посылок определяет

истинность заключения, познается разумом. 3) П.д.о. бытия регулирует

отношения между частями пространства и времени, выстраивает цепочки

арифметических и геометрических величин. Неизменны. 4) Отношения между

действиями и их мотивами регулируются п.д.о. в области поступков.

Эти 4 формы причинности строго структурируют весь мир представлений:

физическую, логическую, математическую и моральную необходимость. Человек

как явление подчиняется им, но будучи несводимым к явлению, имеет шанс

узнать себя как свободное существо.

Детерминизм и проблема свободы.

Есть два рода познания: наука и искусство.

Наука. Следит за законом основания в различных формах. Ее тема есть

явление с его законами, связями и отношениями.

- История следит за нитью событий, выводя их по закону мотивации, кот.

определяет проявляющуюся волю там, где она освещена познанием.

- Естеств. Науки рассматривают волю на более низких ступенях ее

объективации, где она действует без познания.

- Математика рассматривает чистые формы, в которых идеи представлены

растянутыми на множества (во времени и пространстве).

Искусство есть творение гения. Рассматривает все вне и независимо от

всяких отношений, истинное содержание явлений, не подвластное никакой

перемене, т.е. идеи, составляющие непосредственную объективацию воли.

Искусство есть род созерцания предметов, независимо от закона основания,

свободная деятельность человека. Существо гения состоит в способности

созерцания идей, требующей полного забвения собственной особы. Гениальность

есть совершеннейшая объективность. Гений нуждается в фантазии, чтобы видеть

в вещах не то, что природа в действительности преобразовала, а то, что она

старалась образовать. Гений сродни безумцу. Он - способность познавать идеи

и быть самому соответствующим идее, не индивидуумом, а чистым объектом

познания. Гений достигает свободы в отказе от самого себя.

Человек живет либо добровольно, либо помимо своей воли. Воля

объективируется в человеке как воля к жизни. Будучи объективированной она

попадает под закон каузальности. Т.о. человек, осуществляющий себя как волю

к жизни, обречен быть несобственным образом. Человек не может осуществиться

в мире и движимый волей к жизни обречен на страдания. Свобода достигается

путем отрицания воли к жизни. (Мистика, аскеза и квиетизм - отречение от

всех желаний.) Посредством отрицания воли к жизни человек выпадает из

природного порядка вещей. Проявляется сознание метафизической

тождественности воли, как вещи в себе при бесчисленном множестве ее

проявлений, которую можно определить как симпатию. Основой заблуждения

человека по поводу его бытия является его бытие как индивидуализированной

воли. Преодоление этого эгоизм в котором каждый обвиняет каждого открывает

человеку его собственное, как спонтанную творческую активность - искусство.

Произведения искусство, по большей мере музыка, способствуют этому

открытию. На этом - отрицании воли к жизни, проявляющемся в трех аспектах

(Мистика, аскеза и квиетизм - отречение от всех желаний), сходились все

мистики.

Философские основания культурологических концепций Данилевского и

Шпенглера.

Терия культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Автор книги

“Россия и Европа” (1871г.). Критиковал своих предшественников за то, что

они, на его взгляд, провозгласив национальную идею, вовсе не думали при

этом о необходимости “самобытного национального развития”, они перенимали

логику германской философии, перенося осуществление общечеловеческой задачи

с европейской почвы на славянскую. Он считал, что никогда не может случится

так, что какое-нибудь культурно-историческое племя конкретно решило бы

такую общечеловеческую задачу для себя и заодно для остального

человечества. Каждое племя, каждый народ преследует сугубо эгоистические

цели, опираясь на собственные интересы, внутренние силы и способности. У

одних народов их больше, у других - меньше. Те народы, кот. в каком-то

отношении превосходят остальных, создают особые культурно-исторические

типы, или цивилизации, представляющие собой воплощение их особой духовной

сущности. Пока известно 10 таких самобытных цивилизаций: 1) египетская, 2)

китайская, 3) халдейская или древнесемитическая, 4) индийская, 5) иранская,

6) еврейская, 7) греческая, 8) римская, 9) новосемитическая или аравийская,

10) германо-романская, или европейская. Остальные народы, менее удачливые:

либо - “бичи Божие”, разрушители “дряхлых” цивилизаций (гунны, монголы,

турки); либо - составители этнографического материала для других культурно-

исторических типов. Самобытность цивилизации означает, что начала, лежащие

в народе одного культурно-исторического типа, могут быть уничтожены,

искажены, но не могут быть заменены другими началами, принадлежащими народу

иного культурно-истор. типа. Можно усвоить выводы и методы положительных

наук, тех. приемы и усовершенствования искусств и промышленности, “все же

остальное, в особенности все, относящееся до познания человека и общества,

а тем более практического применения этого познавания, вовсе не может быть

предметом заимствования”.

Общие законы развития самобытных цивилизаций - осуществление

определенной формы культурного творчества: научного, правового,

религиозного или художественного. Законы этого развития: 1) для

возникновения цивилизации необходимо, чтобы народ обладал соответствующими

“духовными задатками” и пользовался полит. свободой; 2) начала цивилизации

одного культурно-исторического типа не передаются народам др. типа; 3)

полнота и богатство к.-и. типа зависит от разнообразия входящих в него

этнографических элементов, “когда они, не будучи поглощены одним полит.

целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или полит. систему

государств”; 4) период роста цивилизации всегда неопределенно

продолжительнее периода цветения и плодоношения, после кот. она истощает

свои жизненные силы и больше не возобновляется.

По мнению Данилевского, Запад, создавший последнюю истор. цивилизацию,

уже пережил “апогей своего цивилизационного величия”, и на очереди -

возвышение славянства. Славянство - термин одного порядка с эллинизмом,

латинством, европеизмом. Особенностями славянского к.-и. типа должны

стать: “четырехосновность”, “синтез всех сторон культурной деятельности”;

претворение в жизнь “справедливо обеспечивающего народные массы общественно-

экономического устройства” (романтическая привязанность к социализму).

Россия и Европа разводились в разные цивилизационные ниши, это

разведение полностью исключает какие-либо дружественные связи а также

исключает перспективы примерения. Борьба с Западом сделалась единственной

спасительной задачей русской политики.

Морфология культуры Освальда Шпенглера(1880-1936). Скандальная

известность после первой мировой войны. «Закат Европы»(1818)- самая

большая теория европейского сознания того периода - «Апокалипсис

Европы».

Основа - различие между пониманием действительности как природы и как

истории, кот. возводится в ранг метафизического. Эти понимания базируются

на разных гештальтах, представляющих действительность в виде той или иной

целостности: природы и истории. Феноменальность природы базируется на

принципе механической необходимости(становящееся подчиненно ставшему), а

истории на органической(подчиненность ставшего становящемуся). Именно

поэтому история не может быть понята естественнонаучным методом, исходя

из знания ее элементов, структуры, способов ее внутреннего

функционирования. Она не расчленима. Критикует линеарную схему истории «Др.

Мир - Среднвек. -Н.в.». Она может быть понята лишь на «феноменальном»

уровне, посредством дескрипции ее форм(тех или иных цивилизаций) и их

компаративного анализа - отсюда морфология культур. Как исходные данные эти

формы не сводимы к чему-то одному как и друг к другу. Каждая

цивилизация/культура самодостаточна и герметична. Культура возникает тогда,

когда из первоначального хаотического состояния человечества возникает

«великая душа» как некий образ, идея в опред. местности в виде народов,

языков, вероучений, искусств, наук. Идея - изобилие внутр. потенций. Когда

культура полностью их расходует, осуществляется во внешнем, она становится

цивилизацией. В ее пространстве мораль, философия, право несут абсолютный

смысл, но за ее пределами не имеют никакого смысла. Релятивизм Шпенглера.

Культура проходит два этапа развития - собственно развитие культуры,

внутренних возможностей. Характеризуется как латентное развитие не

направленное на политическую сферу, само в себе. Но за достижением высшего

подъема следует кризис - преображение культуры в цивилизацию. Здесь интерес

к внешним моментам развития - техника, политика. Проявляется как осознание

своей мессианской роли, экспансия цивилизации на других - цезаризм,

имперализм. Отрыв от земли, Жизнь сосредотачивается в городах. Отрыв от

отчизны - городское сознание космополитично. Это моральный и религиозный

кризис. Торжествуют эгалитарные тенденции, стремление к демократии и

социализму, политизация человека. Стремление цивилизовать другие народы,

донести «мировую культуру», подчинить их себе. Это все является симптомом

гибели Западной цивилизации.

История - закономерный круговорот, понятый физико-биологически -

закономерность конца. Фатализм. Слияние идеи круговорота и идеи судьбы.

«Человечество» - зоологическая величина. Нет прогресса, нет цели, единой

истории, закона исторического развития. Есть лишь существование отдельных

замкнутых культур. Налично жизнь существует в одной конкретной культуре,

без взаимосвязей. Спорадическая жизнь. «Морфология культуры» - всякая

культура переживает свои опред. Возрасты, как человек. Культуры порождаются

и умирают как целое. Они не претерпевают исторических изменений в своем

изолированном существовании. Нет ни конфликтов, ни противоречий, ни

прогресса, ни регресса. Это опред. форма существования чел. зоолог. массы.

Т.о. налицо редукция культурного к биологическому, вульгаризация понимания

истории и культуры. Быстрое затухание скандального интереса.

Морфология культуры - культура существует не в мировом масштабе, а в

ограниченных ореолах и временах. То или иное состояние культуры выражается

«душой», «общественным сознанием».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.