![]() |
|
|
Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делуссудам, дебит.) Отношения, связ. с Ликв-ю: 1) отнош-я м\д банком и клиентом (опер. срочные либо до востреб.) 2) м\д банком и ЦБ по установл. эк-ких нормативов ликв-ти (Н2,3,4,5,14). Банк долж. иметь не меньше устан. нормы ликв-х А-в. 3) м\д банком, ЦБ и др. КБ (формир. конкретные размеры ликв-х А-в д\банка в данной структуре) 4) м\д ЦБ и КБ по формир-ю и перечислению в ЦБ обяз. рез-в (страх. рез-в д\гаран-го запаса А-ов по выполнению обяз-тв банком). Выводы: 1) Л-ть – важн. эк. категория, хар-я д\ банк. деят-ти 2) важн. хар- ка надежности банка. 3) выыполнение треб-й Л-ти позвол. банку остаться платежеспос-м. 4) налич-е ликв. А-в – залог качест. и быстрого расч.-касс. обслуживания клиентов. Методы управления ликвидностью. 1) централизованные – государство (экономич. нормативы, обязательные резервы, гарантии, система рефинансирования, и т.д.) 2) децентрализованные – сам банк и его персонал (сбалансированность активов и пассивов, формирование %ной политики по пассивным и активным операциям в целях повышения стабильности). Централиз. (со стор. гос-ва, ЦБ): 1) система эк-х нормативов, обяз-х д\банка (5 шт.) 2)обяз. Резервы 3) система рефинансирования и возм-ти получ-я центр-х кредитов д\регул-я Л-ти. 4) примен. в КБ мер воздействия за наруш. показ-ей (нормат-в) Л-ти в соотв. с законом «О ЦБ» Децентрал. методы: 1)сбалансир-ть А-в и П-в по срокам и суммам, 2) Провед. диверсиф-ции А-в иП-в. 3) формир. привлекат. %-ой пол-ки по пасс. и акт. опер-ям д\повыш-я стабил- ти депоз. базы банка. 4) провед. меропр. по улучш. показ-й деят-ти банка в сфере Лик-ти (подгот. и размещ. новой эмиссии акций и др ц.б., помощь учредителей, продажа активов, заключ. договоров с орг-ями имеющ. фонды) 5) операции РЕПО с др. КБ Методы анализа ликвидности. Нормативы ЦБ из Инструкции №1 для анализа Л.: 1) норматив мгновенной ликвидности ((Н2)=(высоколиквидных активов/(обязательств банка по счетам до востребования( показывает, в какой степени банк может выполнить свои обязательства в данный момент (не ниже 20%) 2) норматив текущей ликвидности ((Н3)=(ликвидных активов/(обязательства банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней( показывает, какие имеются у банка краткосрочные ликвидные активы, которые используются для погашения краткосрочных обязательств до 30 дней (не ниже 70%) 3) норматив долгосрочной ликвидности ((Н4)=задолженность банку, в т. ч. по кредиту свыше 1 года/(собственный капитал банка за вычетом иммобилизационной части + задолженность банка свыше 1 года)( показывает, в какой степени долгосрочные вложения финансируются за счет долгосрочных источников (не больше 120%) 4) норматив общей ликвидности ((Н5)=ликвидные активы банка до 30 дней/(активы нетто-обязательные резервы)( показывает реальные активы банка (не меньше 20%) 5) норматив ликвидности по операциям с драг. металлами ((Н14)=высоколиквидные активы в драг. металлах в физической форме/обязательства в драг. металлах до востребования и со сроками погашения до 30 дней( показывает, что банк может погасить 10% средств за счет имеющихся у него металлов (не ниже 10%) Банковский надзор(БН) и регулирование: полномочия и организационные структуры. (104) С помощью БН устанавливаются границы и правила работы банков, происходит нормативное регулирование, осуществляется защита интересов банков и их клиентов. БН имеет как позитивные (направляющий, организующий, стабилизирующий) факторы, так и негативные (снижение активности, доходности операций, дополнит-ые организационные обязанности и операционные расходы и т.д.). Применение БН обеспечивает стабильность, эффективность и высокий имидж банку. Задачи БН: -поддержать и гарантировать «здоровье» банковского сектора; -защищать интересы клиентов(вкладчиков, инвесторов) банков. Цели БН: 1)стабилизация- определить и сохранить благоприятные тенденции развития и деятельности банков; 2)стимуляция- простимулировать деятельность банков, финансовых учреждений(стимуляция инновационной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций и т.д.); 3)нейтрализация- защитить кредитную систему от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов воздействия(мероприятия по поддержанию национальных валют, антиинфляционные меры и т.д.); 4)поддержания и восстановления- поддержка банков или кред-х учреждений в экстремальных ситуациях, вызванных объективными причинами. Организация эффективного БН предполагает, что БН должен иметь информационную, аналитическую базу и должен обладать соответствующими полномочиями, чтобы иметь возможность в полной мере выполнять свои функции. Полномочия БН: 1) Вступительный контроль- право устанавливать правила и контролировать вступление нового банка или кредитного учреждения на рынок (получение ими лицензии и регистрация и т.д) Цель- не дать жулику стать банкиром, предполагает жесткие полномочия. 2)Оздоровительное регулирование- право анализа и диагностики состояния банков и кред. уч., право контролировать проведение необходимых мер, отслеживать и оценивать эти меры и т.д.; 3)Принудительные меры- право и механизм выявления и оценки проблемного положения банков и кред. уч-й, право применять жесткие требования; 4)Ликвидационный контроль- право жестко пресекать, прекращать операции банков, которые приносят угрозу их клиентам, банковской и кред. системе и экономике(отзыв лицензии, ликвидация такие банков). Банковские риски-шансы. ГЭПы и методы их управления. (105) Банки сталкиваются с тремя основными рисками: 1)кредитным риском; 2)риском ликвидности; 3)процентным риском (суть в игре поцентных ставок). Различные риски взаимосвязаны: высокий % риск может спровоцировать высокий кредитный риск и риск ликвидности. Наиболее значимый механизм управления активами является управление ГЭПом. ГЭП — это разность между величиной активов и пассивов, чувствительных к изменению ставки % и предназначенных для переоценке или погашению к определенному фиксированному сроку. Он позволяет банку без изменения величины и структуры активов и пассивов двигаться в сторону увеличения доходов: чем больше активы банка, тем больше ГЭП. К чувствительным активам относятся: выданные кредиты, гос ц.б., доходы будущих периодов итд; к нечувствительным – средства, находящиеся в кассовых расчетах, здания, сооружения, хозяйств. инвентарь итд. Чувствительные пассивы: привлеченные кредиты, вклады и остатки на счетах физ. и юр. лиц. Нечувствительные пассивы – уставный, резервный фонды, фонд развития. Управление ГЭПом можно определить как управление обусловленными уровнями активов и пассивов, чувствительных к изменению %-ставки, в портфеле банка, или как стратегию максимизации процентной маржи в течение цикла изменения %-ставки. Денежный ГЭП = АЧ (чувствительные к изменению %-ставки активы) — ПЧ Процентный ГЭП (чувствительность ГЭПа) = АЧ/ПЧ. Возможные варианты положения ГЭПа: 1. Нулевой ГЭП: АЧ — ПЧ = 0 или АЧ/ПЧ = 1. Это оптимальный вариант, позволяющий устранить %-риск: при повышении процента обеспечивает ожидаемый рост прибыли, а при понижении % сглаживает снижение V прибыли. 2. Положительный ГЭП: АЧ — ПЧ > 0 или АЧ/ПЧ > 1. Оптимальный вариант при росте % — обеспечивает переоценку активов раньше пассивов. 2. Отрицательный ГЭП: АЧ — ПЧ < 0 или АЧ/ПЧ < 1. Оптимальный вариант при снижении % — обеспечивает переоценку пассивов раньше переоценки активов, снижает %-риск. Стратегии управления ГЭПом: 1. Поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, направлениям вложений портфель активов; 2. Разрабатывать специальные планы операций для каждой категории активов и пассивов и для каждого периода делового цикла, т.е. решить, что делать с разными активами и пассивами при определённом уровне %-ставок и изменении трендов движения ставок; 3. Не связывать каждое изменение направления движения %-ставок рынка с началом нового цикла %-ставок, поскольку оно может быть связано со структурными сдвигами в макроэкономике или с изменениями денежно-кредитной политики ЦБ. Окружающая среда и информационные потоки банковского менеджмента(БМ). (101) Окружающая среда БМ- это совокупность многих факторов, оказывающих влияние на состояние и реализацию менеджмента банка (явления, процессы, организационная структура, партии, общества и т.д.).Основные характеристики окружающей среды: -сложность, т.е. наличие большого числа факторов на которые должен реагировать объект менеджмента; -взаимосвязанность, т.е. характер связей, где изменения одного фактора окружающей среды влияет на проявление других факторов; -подвижность, т.е скорость ,с которой в окружающей среде происходят изменения; -неопределенность, т.е. вероятность достижения в среде адекватности, достаточности информации.; -управляемость- возможность ограничения и изменения воздействия более или менее значимых факторов среды на управляемый объект. Окружающая среда может обладать различной иерархической структурой. Выделяют следующие иерархические уровни: -верхний, на котором осуществляется нормативное и правовое регулирование; -параллельный, на этом уровне формируются рекомендации и ограничения по различным направлениям банковской деятельности, разрабатываются рейтинги, обеспечивается функционирование информационных потоков; -внутренний, определяет качественные характеристики банковских продуктов в процессе их жизни; -нижний влияет на деятельность банков (банки ориентируются на условия клиентов). Сферы банковского менеджмента, следуя иерархическому уровню: 1)внутренняя, включает кредитную систему по уровням (органы банковского надзора, потребителей банковских продуктов, фондовый рынок); 2)внешняя, охватывает государственные, органы, политические и общественные организации, предпринимательскую и социальную среду. По характеру воздействия окружающая среда банковского менеджмента делится на две области: 1)область прямого воздействия(поставщики информации, технологий; трудовые ресурсы, капитал и кре-ые ресурсы, конкуренты, надзор и регулирование); 2)область косвенного воздействия(макроэкономическое состояние страны -спад, подъем, инфляция; технология; политические факторы и т.д.). Информационные потоки банковского менед-та: 1)Информация от клиентов банка, предоставляется по их инициативе или по договору; 2)Информация от клиентов банка, предоставляется по инициативе банка; 3)Внутренняя банковская информация, проверяется информация о клиенте, выявляются нарушения; 4)Информация от контрагентов банка; 5)Публикации служб управления, надзора(содержит ряд нормативных указаний, требований); 6)Специализированные информационно-аналитические службы и бюро(сбор, группировка, анализ); 7)Современные средства массовой информации и рекламы; 8)Общественные организации и общества(потребители, обманутые вкладчики и т.д.)Они накапливают и распространяют информацию о «проблемных» банках. Трастовые операции банка. (88) Трастовые операции — это операции банков, финансово-кредитных институтов по управлению имуществом и выполнению иных условий по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица. Траст представляет собой отношения между учредителем траста (собственником имущества) и доверительным собственником (КБ). Т.-операции используются банком как источник дополнительного дохода; один из способов контроля над крупными фирмами и их денежными средствами; инструмент для преодоления ограничений, установленных для банков по части инвестиционной деятельности. На проведение Т.-операций необходимо наличие контракта или договорного отношения с фирмой. Для осуществления Т.-операций банки используют открытие и ведение Т.- счетов (счета по доверенности). Клиентом Б при открытии Т.-счетов является доверенное лицо, действующее в соответствии с условиями конкретного договора. Для банка важно наличие у доверенного лица (физ. лица, юр. лица, гос. учреждение, страховые организации) собственного счёта. Гарантией от злоупотреблений в использовании Т. используется А-чек, подписанный как min 2 лицами, и Т.-счета делятся на 2 счёта (по одному ведутся операции по основному счёту, а по другому — начисление дохода от этих операций). Доверенные лица могут действовать по акту завещания. В практике Б имеют место благотворительные Т.-фонды, которые создаются для использования средств для каких-л. благотворительных целей. Одним из видов Т.-услуг является ведение банком реестра акционеров за комиссионные. В результате Б получает и доход, и обширную информацию о клиенте. Клиент же снижает свои издержки, т.к. для ведения реестра нужна техника и штат, а также по закону любое изменение в реестре должно регистрироваться в финансово-кредитном учреждении. Комиссионное вознаграждение за выполнение доверительных операций Т.- отделами Б устанавливаются, как правило, дифференцированно: комиссионные за агентские и представительские операции; за прочие виды услуг Т.-отдела. Комиссионные устанавливаются на основании договора. Объекты: -недвижимость производственного и непроизводственного характера; -движимое имущество; -имущественные права; -денежные средства; -ц.б. Субъекты: -учредители траста(собственник имущества, опекун, попечитель); -доверительный управляющий; -комиссионер(за счет средств клиентов и от своего имени); -поверенный(лица которые по поручению клиента действуют за его счет и от его имени); -бенефициар(тот в пользу которого заключается договор). Виды трастовых услуг: 1)Доверительное управление(для физ. лиц: передача имущества в наследство, управление имуществом по договору, опека или попечительство над имуществом; для юр. лиц: управление имущественными правами, управление средствами пенсионного и благотворительных фондов); 2)Агентские услуги(для физ. лиц и юр. лиц: операции на рынке ц.б.,передача ден-х средств и других ценностей, оформление натариальных услуг, получение дохода по акциям и облигациям, услуги депозитарий). Формирование, распределение и использование банковской прибыли. Факторы влияния на величину прибыли. (95) Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере банковских услуг в процессе деятельности. Прибыль — превышение доходов от продажи услуг над затратами на их производство и продажу, один из наиболее важных показателей финансовых результатов банковской деятельности. Формирование прибыли КБ определяется спецификой этого коммерческого предприятия, кругом операций, а так же действующей системой учета. В результате операций, связанных с отчислением прибыли в фонды банка повышается его собственный капитал, что является необходимым условием банковской стабильности, расширяется круг его операций, привлекаются дополн. клиенты, снижается риск по операциям. В фонды банка может распределяться только чистая прибыль – остающаяся после выплаты налогов. Порядок распределения прибыли по фондам банка определяется: 1) Действующ. Законодательством в банковской сфере 2) Утверждается уставом кредитн. организаций и др. учредительными документами. Перечисление прибыли: - в течение текущего года по установл. нормативам - по итогам года после утверждения годового баланса, а так же отчета о прибылях и убытках. Категории прибыли 1) балансовая прибыль - всего 2) чистая прибыль= балансовая прибыль-налоги 3) прибыль, остающ в распоряжении банка= чистая прибыль-дивиденды 4) нераспределенная прибыль=прибыль, остающ в распоряжении банка-отчисления в резервный капитал-отчисления на создание специальных фондов Нераспределенная прибыль – дополнительный страховой фонд, который может быть использован при необходимости по различным направлениям Сделки и операции с биржевым товаром. (57) По организационным формам различаются биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок. Биржевой рынок представляет собой рынок цб, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок — это сфера обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах. Механизм заключения сделок на бирже. (58) Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле—продаже цб. Организационно фондовая биржа представлена в форме хозсубъекта, занимающегося обращением цб. Под обращением цб понимается их купля-продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством и приводящие к смене владельца цб. Биржа является некоммерческой организацией и не преследует цели получения собственной прибыли. Как хозсубъект биржа предоставляет помещение для сделок с цб, оказывает расчётные и inf-услуги, даёт определённые гарантии, накладывает ограничения на торговлю цб и получает комиссию от сделок. Т.обр., деятельность биржи основана на принципах самоокупаемости, причём члены биржи не получают доходы от её деятельности. Согласно закону “О рынке цб” ст. 11 фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнёрства. Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью в качестве инвестиционного института, а также выпускать цб, за исключением собственных акций. Обязательным условием деятельности биржи является наличие лицензии Минфина. Исключительным предметом деятельности фондовой биржи являются: обеспечение необходимых условий нормального обращения цб, определение их рыночной цены и надлежащее распространение inf о них. Функциями биржи являются: организация операций по продаже и покупке цб, перераспределение финресурсов, предоставление эмитентам цб дополнительных финресурсов, предоставление сберегателям возможности сохранения и выгодного использования накопленных ими денежных средств, inf-обеспечение агентов биржевого рынка, выявление рыночной стоимости цб и др. В мировой практике различают 2 основных вида фондовых бирж: замкнутая, в торгах которой могут принимать участие лишь члены биржи и биржа со свободным доступом посетителей. Законодательством РФ предусмотрено существование только замкнутых бирж, причём сдача брокерских мест в аренду не членам фондовой биржи запрещается. Основной V операций на бирже осуществляется посредниками — инвестиционными институтами (юрлицо любой организационно-правовой формы; может осуществлять свою деятельность на рынке цб в качестве посредника [финансового брокера], инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда. Организационная структура коммерческого банка, роль и функции отдельных подразделений. (3) Коммерческие банки –кредитные организации негосударственного характера, осуществляющие на предпринимательской основе банковские операции по обслуживанию юр. и физ. лиц. Они функционируют на основе лицензий, выдаваемых ЦБ России. Организационная структура включает: совет банка; правление банка; управление делами банка; подразделение по правовым вопросам; управление финансирования контроля; фондовый центр; управление бух-го учета; расчетный центр; депозитарий; отдел кадров; служба безопасности и т.д. Органом управления является совет банка. Исполнителем является председатель правления и его заместитель. Работа правления и членов правления банка регламентируется специальными положениями. В состав организации управления делами включаются такие подразделения, как канцелярия и секриториат, отдел кадров и другие. Бухгалтерия -структурное подразделение, осуществляющее бухгалтерский учет, в котором отражаются все операции банка в денежной форме. Используются бух-ий баланс, документация, счета. По данным бухгалтерского учета бухгалтерия составляет бухгалтерскую отчетность. Операционное управление банка осуществляет расчетно-кассовое обслуживание клиентов, расчетные, кредитные, кассовые и другие операции, а также Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |