реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу

ссудам, дебит.)

Отношения, связ. с Ликв-ю: 1) отнош-я м\д банком и клиентом (опер. срочные

либо до востреб.) 2) м\д банком и ЦБ по установл. эк-ких нормативов ликв-ти

(Н2,3,4,5,14). Банк долж. иметь не меньше устан. нормы ликв-х А-в. 3) м\д

банком, ЦБ и др. КБ (формир. конкретные размеры ликв-х А-в д\банка в данной

структуре) 4) м\д ЦБ и КБ по формир-ю и перечислению в ЦБ обяз. рез-в

(страх. рез-в д\гаран-го запаса А-ов по выполнению обяз-тв банком).

Выводы: 1) Л-ть – важн. эк. категория, хар-я д\ банк. деят-ти 2) важн. хар-

ка надежности банка. 3) выыполнение треб-й Л-ти позвол. банку остаться

платежеспос-м. 4) налич-е ликв. А-в – залог качест. и быстрого расч.-касс.

обслуживания клиентов.

Методы управления ликвидностью.

1) централизованные – государство (экономич. нормативы, обязательные

резервы, гарантии, система рефинансирования, и т.д.)

2) децентрализованные – сам банк и его персонал (сбалансированность активов

и пассивов, формирование %ной политики по пассивным и активным операциям

в целях повышения стабильности).

Централиз. (со стор. гос-ва, ЦБ):

1) система эк-х нормативов, обяз-х д\банка (5 шт.) 2)обяз. Резервы 3)

система рефинансирования и возм-ти получ-я центр-х кредитов д\регул-я Л-ти.

4) примен. в КБ мер воздействия за наруш. показ-ей (нормат-в) Л-ти в

соотв. с законом «О ЦБ»

Децентрал. методы:

1)сбалансир-ть А-в и П-в по срокам и суммам,

2) Провед. диверсиф-ции А-в иП-в.

3) формир. привлекат. %-ой пол-ки по пасс. и акт. опер-ям д\повыш-я стабил-

ти депоз. базы банка.

4) провед. меропр. по улучш. показ-й деят-ти банка в сфере Лик-ти (подгот.

и размещ. новой эмиссии акций и др ц.б., помощь учредителей, продажа

активов, заключ. договоров с орг-ями имеющ. фонды)

5) операции РЕПО с др. КБ

Методы анализа ликвидности.

Нормативы ЦБ из Инструкции №1 для анализа Л.:

1) норматив мгновенной ликвидности ((Н2)=(высоколиквидных

активов/(обязательств банка по счетам до востребования( показывает, в

какой степени банк может выполнить свои обязательства в данный момент

(не ниже 20%)

2) норматив текущей ликвидности ((Н3)=(ликвидных активов/(обязательства

банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней( показывает, какие

имеются у банка краткосрочные ликвидные активы, которые используются для

погашения краткосрочных обязательств до 30 дней (не ниже 70%)

3) норматив долгосрочной ликвидности ((Н4)=задолженность банку, в т. ч. по

кредиту свыше 1 года/(собственный капитал банка за вычетом

иммобилизационной части + задолженность банка свыше 1 года)( показывает,

в какой степени долгосрочные вложения финансируются за счет долгосрочных

источников (не больше 120%)

4) норматив общей ликвидности ((Н5)=ликвидные активы банка до 30

дней/(активы нетто-обязательные резервы)( показывает реальные активы

банка (не меньше 20%)

5) норматив ликвидности по операциям с драг. металлами

((Н14)=высоколиквидные активы в драг. металлах в физической

форме/обязательства в драг. металлах до востребования и со сроками

погашения до 30 дней( показывает, что банк может погасить 10% средств за

счет имеющихся у него металлов (не ниже 10%)

Банковский надзор(БН) и регулирование: полномочия и организационные

структуры. (104)

С помощью БН устанавливаются границы и правила работы банков, происходит

нормативное регулирование, осуществляется защита интересов банков и их

клиентов. БН имеет как позитивные (направляющий, организующий,

стабилизирующий) факторы, так и негативные (снижение активности, доходности

операций, дополнит-ые организационные обязанности и операционные расходы и

т.д.). Применение БН обеспечивает стабильность, эффективность и высокий

имидж банку. Задачи БН: -поддержать и гарантировать «здоровье» банковского

сектора; -защищать интересы клиентов(вкладчиков, инвесторов) банков. Цели

БН: 1)стабилизация- определить и сохранить благоприятные тенденции развития

и деятельности банков; 2)стимуляция- простимулировать деятельность банков,

финансовых учреждений(стимуляция инновационной специализации банков,

долгосрочного кредитования и инвестиций и т.д.); 3)нейтрализация- защитить

кредитную систему от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов

воздействия(мероприятия по поддержанию национальных валют, антиинфляционные

меры и т.д.); 4)поддержания и восстановления- поддержка банков или кред-х

учреждений в экстремальных ситуациях, вызванных объективными причинами.

Организация эффективного БН предполагает, что БН должен иметь

информационную, аналитическую базу и должен обладать соответствующими

полномочиями, чтобы иметь возможность в полной мере выполнять свои функции.

Полномочия БН: 1) Вступительный контроль- право устанавливать правила и

контролировать вступление нового банка или кредитного учреждения на рынок

(получение ими лицензии и регистрация и т.д) Цель- не дать жулику стать

банкиром, предполагает жесткие полномочия. 2)Оздоровительное регулирование-

право анализа и диагностики состояния банков и кред. уч., право

контролировать проведение необходимых мер, отслеживать и оценивать эти меры

и т.д.; 3)Принудительные меры- право и механизм выявления и оценки

проблемного положения банков и кред. уч-й, право применять жесткие

требования; 4)Ликвидационный контроль- право жестко пресекать, прекращать

операции банков, которые приносят угрозу их клиентам, банковской и кред.

системе и экономике(отзыв лицензии, ликвидация такие банков).

Банковские риски-шансы. ГЭПы и методы их управления. (105)

Банки сталкиваются с тремя основными рисками: 1)кредитным риском; 2)риском

ликвидности; 3)процентным риском (суть в игре поцентных ставок). Различные

риски взаимосвязаны: высокий % риск может спровоцировать высокий кредитный

риск и риск ликвидности. Наиболее значимый механизм управления активами

является управление ГЭПом.

ГЭП — это разность между величиной активов и пассивов, чувствительных к

изменению ставки % и предназначенных для переоценке или погашению к

определенному фиксированному сроку. Он позволяет банку без изменения

величины и структуры активов и пассивов двигаться в сторону увеличения

доходов: чем больше активы банка, тем больше ГЭП. К чувствительным активам

относятся: выданные кредиты, гос ц.б., доходы будущих периодов итд; к

нечувствительным – средства, находящиеся в кассовых расчетах, здания,

сооружения, хозяйств. инвентарь итд. Чувствительные пассивы: привлеченные

кредиты, вклады и остатки на счетах физ. и юр. лиц. Нечувствительные

пассивы – уставный, резервный фонды, фонд развития. Управление ГЭПом можно

определить как управление обусловленными уровнями активов и пассивов,

чувствительных к изменению %-ставки, в портфеле банка, или как стратегию

максимизации процентной маржи в течение цикла изменения %-ставки.

Денежный ГЭП = АЧ (чувствительные к изменению %-ставки активы) — ПЧ

Процентный ГЭП (чувствительность ГЭПа) = АЧ/ПЧ.

Возможные варианты положения ГЭПа:

1. Нулевой ГЭП: АЧ — ПЧ = 0 или АЧ/ПЧ = 1. Это оптимальный вариант,

позволяющий устранить %-риск: при повышении процента обеспечивает ожидаемый

рост прибыли, а при понижении % сглаживает снижение V прибыли.

2. Положительный ГЭП: АЧ — ПЧ > 0 или АЧ/ПЧ > 1. Оптимальный вариант при

росте % — обеспечивает переоценку активов раньше пассивов.

2. Отрицательный ГЭП: АЧ — ПЧ < 0 или АЧ/ПЧ < 1. Оптимальный вариант при

снижении % — обеспечивает переоценку пассивов раньше переоценки активов,

снижает %-риск.

Стратегии управления ГЭПом:

1. Поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, направлениям

вложений портфель активов;

2. Разрабатывать специальные планы операций для каждой категории активов

и пассивов и для каждого периода делового цикла, т.е. решить, что делать с

разными активами и пассивами при определённом уровне %-ставок и изменении

трендов движения ставок;

3. Не связывать каждое изменение направления движения %-ставок рынка с

началом нового цикла %-ставок, поскольку оно может быть связано со

структурными сдвигами в макроэкономике или с изменениями денежно-кредитной

политики ЦБ.

Окружающая среда и информационные потоки банковского менеджмента(БМ).

(101)

Окружающая среда БМ- это совокупность многих факторов, оказывающих

влияние на состояние и реализацию менеджмента банка (явления, процессы,

организационная структура, партии, общества и т.д.).Основные характеристики

окружающей среды: -сложность, т.е. наличие большого числа факторов на

которые должен реагировать объект менеджмента; -взаимосвязанность, т.е.

характер связей, где изменения одного фактора окружающей среды влияет на

проявление других факторов; -подвижность, т.е скорость ,с которой в

окружающей среде происходят изменения; -неопределенность, т.е. вероятность

достижения в среде адекватности, достаточности информации.; -управляемость-

возможность ограничения и изменения воздействия более или менее значимых

факторов среды на управляемый объект.

Окружающая среда может обладать различной иерархической структурой.

Выделяют следующие иерархические уровни: -верхний, на котором

осуществляется нормативное и правовое регулирование; -параллельный, на этом

уровне формируются рекомендации и ограничения по различным направлениям

банковской деятельности, разрабатываются рейтинги, обеспечивается

функционирование информационных потоков; -внутренний, определяет

качественные характеристики банковских продуктов в процессе их жизни;

-нижний влияет на деятельность банков (банки ориентируются на условия

клиентов).

Сферы банковского менеджмента, следуя иерархическому уровню:

1)внутренняя, включает кредитную систему по уровням (органы банковского

надзора, потребителей банковских продуктов, фондовый рынок); 2)внешняя,

охватывает государственные, органы, политические и общественные

организации, предпринимательскую и социальную среду.

По характеру воздействия окружающая среда банковского менеджмента делится

на две области: 1)область прямого воздействия(поставщики информации,

технологий; трудовые ресурсы, капитал и кре-ые ресурсы, конкуренты, надзор

и регулирование); 2)область косвенного воздействия(макроэкономическое

состояние страны -спад, подъем, инфляция; технология; политические факторы

и т.д.).

Информационные потоки банковского менед-та: 1)Информация от клиентов

банка, предоставляется по их инициативе или по договору; 2)Информация от

клиентов банка, предоставляется по инициативе банка; 3)Внутренняя

банковская информация, проверяется информация о клиенте, выявляются

нарушения; 4)Информация от контрагентов банка; 5)Публикации служб

управления, надзора(содержит ряд нормативных указаний, требований);

6)Специализированные информационно-аналитические службы и бюро(сбор,

группировка, анализ); 7)Современные средства массовой информации и рекламы;

8)Общественные организации и общества(потребители, обманутые вкладчики и

т.д.)Они накапливают и распространяют информацию о «проблемных» банках.

Трастовые операции банка. (88)

Трастовые операции — это операции банков, финансово-кредитных институтов

по управлению имуществом и выполнению иных условий по поручению и в

интересах клиента на правах его доверенного лица. Траст представляет собой

отношения между учредителем траста (собственником имущества) и

доверительным собственником (КБ).

Т.-операции используются банком как источник дополнительного дохода; один

из способов контроля над крупными фирмами и их денежными средствами;

инструмент для преодоления ограничений, установленных для банков по части

инвестиционной деятельности.

На проведение Т.-операций необходимо наличие контракта или договорного

отношения с фирмой.

Для осуществления Т.-операций банки используют открытие и ведение Т.-

счетов (счета по доверенности). Клиентом Б при открытии Т.-счетов является

доверенное лицо, действующее в соответствии с условиями конкретного

договора. Для банка важно наличие у доверенного лица (физ. лица, юр. лица,

гос. учреждение, страховые организации) собственного счёта. Гарантией от

злоупотреблений в использовании Т. используется А-чек, подписанный как min

2 лицами, и Т.-счета делятся на 2 счёта (по одному ведутся операции по

основному счёту, а по другому — начисление дохода от этих операций).

Доверенные лица могут действовать по акту завещания. В практике Б имеют

место благотворительные Т.-фонды, которые создаются для использования

средств для каких-л. благотворительных целей.

Одним из видов Т.-услуг является ведение банком реестра акционеров за

комиссионные. В результате Б получает и доход, и обширную информацию о

клиенте. Клиент же снижает свои издержки, т.к. для ведения реестра нужна

техника и штат, а также по закону любое изменение в реестре должно

регистрироваться в финансово-кредитном учреждении.

Комиссионное вознаграждение за выполнение доверительных операций Т.-

отделами Б устанавливаются, как правило, дифференцированно: комиссионные за

агентские и представительские операции; за прочие виды услуг Т.-отдела.

Комиссионные устанавливаются на основании договора.

Объекты: -недвижимость производственного и непроизводственного характера;

-движимое имущество; -имущественные права; -денежные средства; -ц.б.

Субъекты: -учредители траста(собственник имущества, опекун, попечитель);

-доверительный управляющий; -комиссионер(за счет средств клиентов и от

своего имени); -поверенный(лица которые по поручению клиента действуют за

его счет и от его имени); -бенефициар(тот в пользу которого заключается

договор).

Виды трастовых услуг: 1)Доверительное управление(для физ. лиц: передача

имущества в наследство, управление имуществом по договору, опека или

попечительство над имуществом; для юр. лиц: управление имущественными

правами, управление средствами пенсионного и благотворительных фондов);

2)Агентские услуги(для физ. лиц и юр. лиц: операции на рынке ц.б.,передача

ден-х средств и других ценностей, оформление натариальных услуг, получение

дохода по акциям и облигациям, услуги депозитарий).

Формирование, распределение и использование банковской прибыли. Факторы

влияния на величину прибыли. (95)

Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере банковских услуг в

процессе деятельности.

Прибыль — превышение доходов от продажи услуг над затратами на их

производство и продажу, один из наиболее важных показателей финансовых

результатов банковской деятельности. Формирование прибыли КБ определяется

спецификой этого коммерческого предприятия, кругом операций, а так же

действующей системой учета.

В результате операций, связанных с отчислением прибыли в фонды банка

повышается его собственный капитал, что является необходимым условием

банковской стабильности, расширяется круг его операций, привлекаются

дополн. клиенты, снижается риск по операциям. В фонды банка может

распределяться только чистая прибыль – остающаяся после выплаты налогов.

Порядок распределения прибыли по фондам банка определяется: 1) Действующ.

Законодательством в банковской сфере 2) Утверждается уставом кредитн.

организаций и др. учредительными документами.

Перечисление прибыли:

- в течение текущего года по установл. нормативам

- по итогам года после утверждения годового баланса, а так же отчета о

прибылях и убытках.

Категории прибыли

1) балансовая прибыль - всего

2) чистая прибыль= балансовая прибыль-налоги

3) прибыль, остающ в распоряжении банка= чистая прибыль-дивиденды

4) нераспределенная прибыль=прибыль, остающ в распоряжении банка-отчисления

в резервный капитал-отчисления на создание специальных фондов

Нераспределенная прибыль – дополнительный страховой фонд, который может

быть использован при необходимости по различным направлениям

Сделки и операции с биржевым товаром. (57)

По организационным формам различаются биржевой рынок (фондовая или валютная

биржа) и внебиржевой рынок. Биржевой рынок представляет собой рынок цб,

осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов,

инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок — это

сфера обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах.

Механизм заключения сделок на бирже. (58)

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно

функционирующий рынок по купле—продаже цб. Организационно фондовая биржа

представлена в форме хозсубъекта, занимающегося обращением цб. Под

обращением цб понимается их купля-продажа, а также другие действия,

предусмотренные законодательством и приводящие к смене владельца цб. Биржа

является некоммерческой организацией и не преследует цели получения

собственной прибыли. Как хозсубъект биржа предоставляет помещение для

сделок с цб, оказывает расчётные и inf-услуги, даёт определённые гарантии,

накладывает ограничения на торговлю цб и получает комиссию от сделок.

Т.обр., деятельность биржи основана на принципах самоокупаемости, причём

члены биржи не получают доходы от её деятельности. Согласно закону “О рынке

цб” ст. 11 фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнёрства.

Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью в качестве

инвестиционного института, а также выпускать цб, за исключением собственных

акций. Обязательным условием деятельности биржи является наличие лицензии

Минфина.

Исключительным предметом деятельности фондовой биржи являются:

обеспечение необходимых условий нормального обращения цб, определение их

рыночной цены и надлежащее распространение inf о них. Функциями биржи

являются: организация операций по продаже и покупке цб, перераспределение

финресурсов, предоставление эмитентам цб дополнительных финресурсов,

предоставление сберегателям возможности сохранения и выгодного

использования накопленных ими денежных средств, inf-обеспечение агентов

биржевого рынка, выявление рыночной стоимости цб и др.

В мировой практике различают 2 основных вида фондовых бирж: замкнутая, в

торгах которой могут принимать участие лишь члены биржи и биржа со

свободным доступом посетителей. Законодательством РФ предусмотрено

существование только замкнутых бирж, причём сдача брокерских мест в аренду

не членам фондовой биржи запрещается.

Основной V операций на бирже осуществляется посредниками —

инвестиционными институтами (юрлицо любой организационно-правовой формы;

может осуществлять свою деятельность на рынке цб в качестве посредника

[финансового брокера], инвестиционного консультанта, инвестиционной

компании, инвестиционного фонда.

Организационная структура коммерческого банка, роль и функции отдельных

подразделений. (3)

Коммерческие банки –кредитные организации негосударственного характера,

осуществляющие на предпринимательской основе банковские операции по

обслуживанию юр. и физ. лиц. Они функционируют на основе лицензий,

выдаваемых ЦБ России.

Организационная структура включает: совет банка; правление банка;

управление делами банка; подразделение по правовым вопросам; управление

финансирования контроля; фондовый центр; управление бух-го учета; расчетный

центр; депозитарий; отдел кадров; служба безопасности и т.д. Органом

управления является совет банка. Исполнителем является председатель

правления и его заместитель. Работа правления и членов правления банка

регламентируется специальными положениями. В состав организации управления

делами включаются такие подразделения, как канцелярия и секриториат, отдел

кадров и другие. Бухгалтерия -структурное подразделение, осуществляющее

бухгалтерский учет, в котором отражаются все операции банка в денежной

форме. Используются бух-ий баланс, документация, счета. По данным

бухгалтерского учета бухгалтерия составляет бухгалтерскую отчетность.

Операционное управление банка осуществляет расчетно-кассовое обслуживание

клиентов, расчетные, кредитные, кассовые и другие операции, а также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.