реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

/p>

Факторная модель прибыли в системе директ-костинг принимает вид:

Прибыль = Маржинальный доход минус Постоянные расходы

Из данного отношения следует, что предприятие начнет получать прибыль только

после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации

определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватать

для покрытия переменных расходов и образования прибыли.

В свою очередь маржинальный доход равен разности между выручкой от реализации

и переменными издержками.

или Маржинальный доход = Количество реализованной продукции * (Цена продукции

– Переменные издержки)

Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных

товаров, средней цены, средних переменных издержек на единицу продукции и

постоянных издержек на маржинальный доход.

Та же модель может применяться при анализе прибыли по каждому виду изделий.

Применительно к конкретному виду изделий маржинальный доход характеризует

вклад определенного изделия в возмещение постоянных затрат.

2.4. Анализ взаимосвязи объема реализации, себестоимости и прибыли

Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ

взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. Маркетинговый анализ

должен ответить на вопрос, продавать ли небольшое количество изделий, но по

относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя с

индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на

массового покупателя, по относительно низкой цене. Второй путь требует

решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого

необходим анализ поведения расходов.

Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития

производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над

затратами по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая

прибыль, может быть представлена схемой

Затраты ® Объем производства ® Прибыль

Составляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и

контролем. Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе

директ-костинг, значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной

экономике.

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует

постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о

состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т.п.), но и внутреннего (о

формировании затрат на производство и себестоимости продукции). Эта

информация опирается на систему производственного учета расходов по местам их

возникновения и видам изделий, на выявленные отклонения расхода ресурсов от

стандартных норм и смет, на данные о калькуляции себестоимости отдельных

видов продукции, на учет результатов реализации по видам изделий. Важно

отметить, что в зависимости от учетной политики, проводимой предприятием в

области производственного учета, степень детализации учета затрат, а

следовательно, и анализа различны для разных предприятий. Методика анализа

прибыли и себестоимости зависит также от полноты включения затрат в

себестоимость, наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат.

Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат служит классическая

система учета прямых затрат директ-костинг, которую называют еще и системой

управления себестоимостью.

Система директ-костинг является атрибутом рыночной экономики. В ней

достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия

управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению

поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства,

что позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации

финансового состояния предприятия. Наиболее важные аналитические возможности

системы директ-костинг следующие:

- оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;

- определение цены на новую продукцию;

- расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;

- оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;

- оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены

оборудования.

Для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются по

различным признакам. Сущностью современной системы директ-костинг является

разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости

от изменения объема производства.

Углубление анализа в направлении изучения факторов увеличения затрат и

структурных сдвигов в номенклатуре реализуемой продукции позволит установить

причины снижения прибыли и разработать конкретные управленческие решения по

формированию ассортиментного портфеля и повышению эффективности использования

экономического потенциала.

Основным фактором повышения эффективности производственного потенциала

является рост объема выпуска и реализации от единицы используемых ресурсов.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения

переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя, который

носит название «эффект производственного левериджа» (см. таб. 2.7.).

Таблица 2.7.

Расчет уровня производственного левериджа

№ п.

Показатели

расчет

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

ВСЕГО

1Количество реализации продукции (тонн)500300700
2Цена за единицу, руб.

7,27,56,7
3Выручка, руб.

=1*2

3 6002 2504 69010 540
4Полные переменные затраты, руб.

3 1681 8454 2219 234
5Удельные переменные затраты, руб.

=4/1

6,346,156,03
6Постоянные затраты, руб.

242171316729
7Прибыль до вычета % и налогов, руб.

=3-4-6

190234153577
8Производственный леверидж

= 6/4

0,080,090,070,08
9Чувствительность прибыли к изменению объема реализации, руб.

=2-5

0,861,350,67
10Точка безубыточности

=6/9

280,09126,67471,64
11Эффект производственного левериджа

=(3-4)/7

2,271,733,072,26

Эффект производственного левериджа показывает, на сколько процентных пунктов

увеличивается прибыль при изменении выручки на 1 процентный пункт.

Расчет влияния выручки на прибыль с применением метода директ-костинг

позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и

реализации продукции при неизменном соотношении переменных и постоянных

издержек как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на

планируемый период. С помощью производственного левериджа оценивается

«чувствительность» прибыли к изменению выручки. Чем выше значение

производственного левериджа, тем выше «чувствительность», т.е. тем больший

прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки.

В то же время производственный леверидж является одним из показателей

предпринимательского риска. Чем выше значение левериджа, тем выше степень

предпринимательского риска, так как при высоком значении производственного

левериджа снижение объема продаж на один процент приводит к многократному

понижению прибыли.

Величина производственного левериджа зависит от соотношения переменных и

производственных издержек. Чем выше доля постоянных затрат, тем больше

разница между маржинальным доходом и прибылью, тем соответственно выше

соотношение между этими показателями. Таким образом, предприятие, имеющее в

составе своего имущества высокую долю основных фондов, с эксплуатацией и

содержанием которых связаны в основном постоянные издержки, подвержено

высокому предпринимательскому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности

работает предприятие, тем значительнее будет влияние изменения продаж на

прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля масштаба

производственной деятельности.

2.5. Анализ рентабельности

Несмотря на кажущуюся простоту расчетов, показатели этой группы достаточно

неочевидны как с позиции теории, так и с позиции практических расчетов,

выполняемых в рамках пространственно-временных сопоставлений. Неоднозначность

трактовок предопределяется многими обстоятельствами: как двусмысленностью

терминологии, множественностью расчетных формул с позиции теоретической

обоснованности того или иного алгоритма расчета, так и множественностью

исходных показателей, используемых в этих формулах. К показателям именно этой

группы прежде всего и относится требование о необходимости четкой

идентификации алгоритмов расчета.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и

рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются

абсолютными и относительными показателями. Различают показатели

экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект – показатель, характеризующий результат деятельности.

Это абсолютный, объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и

времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости

денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта

и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели

валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции,

прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

Основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является

прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать

обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 20 тыс. руб. может

быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного

капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли,

как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и

степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в

анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение

полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий

полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения

этого эффекта. Значения этого показателя уже не суммируются в пространстве и

времени.

Существует два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и

затратный. В общем виде показатель экономической эффективности представляет

собой частное от деления экономического эффекта на величину ресурсов и

затрат.

Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» достаточно очевидно. В

частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве

характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его

стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат – часть стоимости,

относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.

Коэффициенты рентабельности представляют собой частный случай показателей

эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется

прибыль, а в знаменателе – величина ресурсов или затрат. Однако на практике

рентабельность зачастую понимается в более широком смысле, нежели

эффективность. Поэтому более уместно говорить о группах показателей

рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль

сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух

сторон – ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от

контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и

предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае

базовыми показателями выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал,

материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае –

показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли,

выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

- рентабельность инвестиций (капитала),

- рентабельность продаж.

Коэффициенты рентабельности капитала.

При расчете коэффициентов используется балансовая прибыль и чистая при­быль (за

минусом платежей в бюджет). Рентабельность всех активов (экономическая

рентабельность) показывает, сколько денежных единиц прибыли (коп.)

получе­но предприятием с единицы стоимости активов (1 руб.) независимо от

источников привлечения средств (см. таб. 2.8.).

Аналогично рассчитывается рентабельность активов по балансовой прибыли.

Для предприятий, работающих на правах акционерных компаний, основным

по­казателем оценки степени доходности вложенных капиталов принято считать

про­центное отношение чистой прибыли предприятия к его собственному капиталу.

Именно этот показатель, получивший название коэффициент рентабельности

собственного капитала, играет важную роль при оценке уровня котировки

ак­ций акционерных компаний на бирже.

Таблица 2.8.

Анализ показателей рентабельности ООО «Нефть-Сервис»

№ п

Наименование показателей

Периоды

Формула расчета

I кв

II кв

III кв

IV кв

1Рентабельность активов0,010,040,070,05190(ф2) /300(ф1)
2Рентабельность собственного капитала0,090,200,350,18190(ф2) /СК
3Общий коэффициент рентабельности0,040,080,100,07(ф2):190 /(010+090+120)
4Рентабельность продаж0,050,090,100,08050(ф2) /010(ф2)

По данным анализа рентабельности делаем вывод, что наиболее высокий уровень

рентабельности на ООО «Нефть-Сервис» приходится на III квартал 2001 года,

наиболее низкий – на I квартал.

Рентабельность собственного капитала во все анализируемые периоды, кроме I

квартала 2001 года, достаточно высока. Это говорит о высоком уровне

управления капиталом предприятия.

Рентабельность продаж, так же как и рентабельность активов, находятся на

достаточно низком уровне, что позволяет сделать вывод о необходимости

повышения эффективности управления данными показателями.

Разница между показателями рентабельности всех активов и собственного

капи­тала обусловлена привлечением предприятием внешних источников

финансирова­ния. Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата

процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для

повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если

рентабельность активов меньше, чем проценты, уплачиваемые на заемные

средства, влияние привлеченных средств на деятельность предприятия должно

быть оценено отрицательно.

Рентабельность инвестиций показывает, насколько эффективно предприятие ведет

инве­стиционную деятельность и рассчитывается следующим образом:

Рентабельность инвестиций = (Доходы по ценным бумагам + Доход от долевого

участия в СП) / Среднегодовая величина долгосрочных и краткосрочных

финансовых вложений.

Коэффициенты рентабельности продаж.

Наиболее распространенным является показатель общей рентабельности или

коэффициент рентабельности всех видов деятельности по балансовой прибыли.

Этот показатель показывает, насколько эффективно и прибыльно предприятие

ведет свою деятельность.

Аналогично рассчитывается коэффициент рентабельности по балансовой прибыли.

Его значение выше предыдущего показателя, поскольку на величине коэффициента

рентабельности по чистой прибыли отражается «давление налогового пресса» на

доходы предприятия.

Разница между ними называется коэффициентом налогообложения прибыли.

Кроме того, рассчитывается коэффициент рентабельности основной деятельности

(норма прибыли). При расчете коэффициента балансовая прибыль делится только на

выручку от реализации основной продукции.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли, полученной предприятием от

реализации основной продукции, приходится на 1 рубль реализованной продукции.

В связи с этим надо отметить, что существует взаимосвязь между показателями

активов, оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции

(продаж), которая может быть представлена в следующем виде:

Рентабельность активов = Оборачиваемость активов х Рентабельность продаж

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств,

вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того,

како­ва доля чистой прибыли в выручке от реализации. В общем случае,

оборачивае­мость активов зависит от объема реализации и средней величины

активов. Но финансист, анализирующий финансовое положение предприятия, должен

подойти к оценке этого показателя, в первую очередь, с позиции рациональности

структуры имущества. Замедление оборачиваемости может быть связано как с

объективными причинами: инфляция, разрыв хозяйственных связей, так и

субъективными: неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и

состоянием расчетов с покупателями, а также отсутствием их надле­жащего

учета.

Эффективность производства оценивается исходя из анализа еще нескольких групп

показателей, объединяемых в общую группу: производительность,

фондовооруженность, капиталоотдача (см. таб. 2.9.).

Таблица 2.9.

Анализ эффективности производства ООО «Нефть-Сервис»

в тыс. руб.

№ п

Наименование показателей

Периоды

Формула расчета

I кв

II кв

III кв

IV кв

1Коэффициент рентабельности основных фондов0,490,800,890,50190(ф2) /120(ф1)
2

Фондоотдача

12,9410,519,196,21010(ф2) /120(ф1)
3Фондовооруженность36,7361,73106,74101,58120(ф1) /ССЧ
4Производительность труда475,39648,87980,91630,70010(ф2) /ССЧ
5Прибыль на одного работающего51,1990,64145,0092,76029(ф2) /ССЧ
6Среднемесячная заработная плата на одного работающего2,762,893,433,26
7Среднесписочное количество работающих160180212260029(ф2) /ССЧ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.