реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Формирование и анализ показателей отчетности предприятия в сфере торговли

в противоречие со сбалансированностью информации, ее стоимостью,

необходимостью отдавать разумное предпочтение тем или иным качественным

критериям. В любом случае следует руководствоваться соотношением между

выгодами и затратами, т.е. выгоды, получаемые от информации, должны превышать

затраты на ее получение. Это особенно важно, поскольку воспользоваться

выгодами может лишь ограниченное число пользователей.

1.3. Нормативное регулирование составления отчетности

Достаточно подробно рассмотрели вопросы о том, какой должна быть информация и

кому она необходима. Следует помнить, что информация об организации

представляется в виде отчетности. Определение отчетности будет дано далее, а

содержание форм отчетности изложено в главе 2. В данном же разделе прежде

всего выясним, каким образом регулируется составление и представление

отчетности, каким документам отдается приоритет, а какие имеют

рекомендательный характер.

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно

планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и

потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем

учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых

министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды

предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В

настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования

учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали

экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в

новых рыночных условиях, а также активное распространение международных

стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № .129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

принятый Государственной Думой 23 февраля 1996г. и одобренный Советом Федерации

20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения.

Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования

бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы

ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в

Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство

бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации,

предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов

Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим

ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить — в

сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В

качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон

предусматривает обеспечения информацией, необходимой внутренним и внешним

пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением

законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией

хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и

обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в

соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности

как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации

и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных

бухгалтерского учета по установленным формам.

Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным

вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например,

Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, например, Указ от 1

апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности

финансово-промышленных групп», Постановления Правительства РФ, например,

Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы

реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными

стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют

ведение бухгалтерского учета и составление б галтерской (финансовой)

отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский

кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995

г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и

отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака

юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия

дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета

является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской

отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях.

В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в

связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов.

Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных

бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной

экономики. Однако несмотря на всю важность данного документа, его нельзя

однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не

законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету

(ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной

программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике

систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной

экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета

конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень

приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше

Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с

составлением отчетности — это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность

организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н,

пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные Положения по бухгалтерскому учету

утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с

момента их первой публикации. В настоящее время действуют 14 ПБУ (см.

приложение 1 к этой книге).

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов

бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его

применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в

России, а ранее и в СССР. План счетов — документ общего порядка, является

единым, обязательным к применению в организациях любых видов

деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм

собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В

План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися

экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил

новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера:

инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания,

изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План

счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если

ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина

России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к

отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ

от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (см.

приложение 2 к данной книге) или Методические указания по бухгалтерскому учету

основных средств; принятые в развитие ПБУ 6/97 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции,

выпускаемые самой организацией. Так, рабочий плац счетов, составленный на

основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в

соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.

На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов

Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской

общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского

учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в

разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных

кадров принимает недавно созданная организация — Институт профессиональных

бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.

Первым объединением научных и практических работников учета, анализа и аудита

на не зависящей от государства основе стала Ассоциация бухгалтеров и

аудиторов «Содружество» (АБиАС), созданная в 1989 г. АбиАС представлена в

качестве члена-наблюдателя в Международной федерации бухгалтеров и аудиторов,

является членом Европейской ассоциации бухгалтеров, Международного

координационного совета по методологии бухгалтерского учета и отчетности

стран СНГ и уделяет большое внимание развитию экономической науки, повышению

профессиональной квалификации бухгалтеров и аудиторов России.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и

отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса

распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности —

МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой

отчетности — К МСФО (International Accounting Standard Committee — IASC).

С целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с

требованиями рыночной экономики и МСФО, формирования системы национальных

стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией

пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения увязки реформы

бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов

на международном уровне, оказания методической помощи организациям в

понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была

разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с

международными стандартами финансовой отчетности, о которой мы уже упоминали.

II Формирование и анализ показателей отчетности предприятия в сфере торговли

2.1 Структура и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

С 1 января 2000 г. вступили в силу изменения в годовой бухгалтерской

отчетности российских организаций, которые действуют и по настоящее время.

Теперь бухгалтерская отчетность как единая система данных об их имущественном

и авансовом положении и результатах хозяйственной деятельности формируется на

основе данных бухгалтерского учета и состоит из следующих отчетных форм

(приказ Минфина России от 13 января 2000 г. №4н «О формах бухгалтерской

отчетности организаций»):

ü бухгалтерского баланса1 (форма № 1);

ü отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

ü отчета об изменении капитала (форма № 3);

ü отчета о движении денежных средств (форма № 4);

ü приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

ü отчета о целевом использовании средств (форма № 6);

ü пояснительной записки и аудиторского заключения, подтверждающего

достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с

федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Особенностью составления бухгалтерской отчетности является отказ от ее

типовых форм. Российским организациям предоставлено право самостоятельно

разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе предложенных Минфином

России образцов при соблюдении таких общих требований к отчетной информации,

как полнота, существенность, нейтральность, изложенных в ПБУ 4/99

«Бухгалтерская отчетность организации». Необходимо руководствоваться также

Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению

бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности

организаций и. иными положениями, рекомендациями и указаниями,

регламентирующими вопросы составления отчетности. При этом в индивидуальных

формах должна быть соблюдена кодификация образцов.

Можно выделить три варианта формирования отчетности:

1) упрощенный — для субъектов малого предпринимательства;

2) стандартный — для средних и крупных организаций;

3) множественный — для крупнейших, осуществляющих несколько видов

деятельности организаций.

2.1.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс — старейшая форма отчетности (его составляли еще

итальянские купцы эпохи Возрождения) является главным источником информации

об имущественном положении организации.

Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение

организации по состоянию на отчетную дату.

Основная задача бухгалтерского баланса — показать собственнику, чем он

владеет или какой капитал находится под его контролем. Баланс позволяет

получить представление и о материальных ценностях, и о величине запасов, и о

состоянии расчетов, и об инвестициях. Данные баланса широко используются для

последующего анализа руководством организации, налоговыми органами, банками,

поставщиками и другими кредиторами.

Как же должны быть сгруппированы данные в балансе, чтобы дать ответы на

вопросы пользователей? Структура и группировка данных баланса не раз

претерпевала существенные изменения. Но в любом случае должно сохраняться

балансовое равенство (слово «баланс» означает равновесие).

В России это равенство выглядит так:

актив = пассив.

В российской практике актив размещается в порядке возрастающей ликвидности, при

которой основные средства, длительно сохраняющие свою натуральную форму,

находятся в верхней части таблицы, а деньги, валюта, товары и т.п. - в нижней.

В других странах, в частности в США, Великобритании, - напротив.

1

В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике в России дается

экономическая характеристика активов, обязательств и капитала, которая,

однако, не является критерием для их отражения в учетных регистрах и не

получила дальнейшей конкретизации в других отечественных нормативных

документах.

Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация

получила в результате свершившихся фактов нехозяйственной деятельности и

которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.

Обязательствами считается существующая на отчетную дату задолженность

организации, которая образовалась вследствие осуществления проектов ее

хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку

активов.

Капитал представляет собой вложения собственников и прибыль, накопленную за

все время деятельности организации.

В МСФО дается следующее определение этих элементов отчетности.

Активы — это ресурсы, контролируемые компанией в

результате событий прошлых лет, от которых компания ожидает экономические

выгоды в будущем.

Обязательства — это текущая задолженность компании,

возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к

оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Капитал — это доля в активах компании, остающаяся

после вычета всех ее обязательств.

Эти формулировки позволяют более четко определить содержание и построение

баланса. Так, до недавнего времени в отечественном балансе в составе активов

показывались убытки (к настоящему времени это правило устранено), что явно

противоречило международной практике.

Актив признается в балансе, когда существует вероятность притока будущих

экономических выгод в организацию; он может быть надежно оценен и имеет

стоимость. Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, прямо или

косвенно войдут в поток денежных средств или их эквивалентов. Важно то, что

активы контролируются организацией, а совсем не обязательно принадлежат ей на

праве собственности (например, долгосрочно арендуемые основные средства).

Данные в балансе могут быть сгруппированы по-разному. Главным критерием

группировки выступают участие средств в обороте организации и выполняемые ими

функции. Активы и обязательств представляются в зависимости от срока

обращения (погашения) краткосрочные (запасы, дебиторы, денежные средства,

кредитор и др.) и долгосрочные (долгосрочные инвестиции, основные средства,

нематериальные активы, долгосрочные займы). Активы и обязательства отражаются

как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более

12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла,

если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства

представляются как долгосрочные. Многие активы, например основные средства

или сырье, имеют физическую форму, однако это не является определяющим. Так,

деловая репутация организации отражается в активе, хотя не имеет физической

формы, но ожидается, что принес организации доход.

Важнейшей характеристикой обязательства является то, что оно представляет

собой задолженность, обязанность действовать или выполнять что-либо

определенным образом. Погашение обязательств, как правило, связано с выплатой

денежных средств, передачей других активов, предоставлением услуг, заменой

обязательств или переводом их в капитал, что означает отказ от ресурсов,

обеспечивающих получение будущей экономической выгоды. Обязательства,

стоимостная величина которых может быть измерена лишь приближенно,

показываются как оценочные резервы.

Капитал в балансовом уравнении отражается как остаточными, и в его составе

могут быть выделены средства внесенные акционерами, прибыль, резервы,

представляющие пере распределение прибыли или ее корректировку, дающие

дополни тельную защиту интересов акционеров.

Баланс может быть построен горизонтально - актив может находиться слева, а

пассив справа.

При вертикальном построении баланса:

активы — обязательства = собственный капитал.

В соответствии с классификацией по участию в обороте ПБУ 9/99 рекомендует

объединять средства в активе баланса в следующие разделы: «Внеоборотные

активы» (срок обращения более 12 месяцев) и «Оборотные активы» (срок

обращения более 12 месяцев), а источники образования этих средств в пассиве в

разделы: «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные

обязательства». Наглядно отображена структура баланса в приложении №1

Каждый отдельный показатель в балансе, по которому проставлена сумма,

называется статьей. Давайте познакомимся со структурой баланса российской

организации.

В разделе 1 «Внеоборотные активы» актива баланса представлены следующие

группы статей:

· нематериальные активы;

· основные средства;

· незавершенное строительство;

· доходные вложения в материальные ценности;

· долгосрочные финансовые вложения;

· прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы в балансе показываются по остаточной

стоимости, которая получается после вычета из фактических затрат по их

приобретению сумм начисленного износа. Износ по нематериальным активам

начисляется равномерно в течение срока полезного использования или в течение 10

лет, но не более срока деятельности организации. Нематериальные активы

представляют собой промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки,

фирменное наименование, лицензии, программы для ЭВМ, базы данных, топологии

интегральных схем, изобретения, права на интеллектуальную собственность, права

на пользование интеллектуальными ресурсами, расходы на НИОКР, организационные

расходы, деловую репутацию. Все эти виды нематериальных активов в балансе

объединены в следующие статьи в соответствии с особенностями учета и спецификой

использования:

q патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные

аналогичные с перечисленными права и активы.

q организационные расходы;

q деловая репутация.

Расшифровка состава нематериальных активов приводится в приложении к балансу

(форма № 5).

Следующая группа статей первого раздела актива — основные средства,

представляющие собой совокупность материально-вещественных ценностей,

используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в

течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.