реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Набор ответов для экзаменов по философии

квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

1. идеи, теории, образы, духовные ценности;

2. духовные общественные связи индивидов;

3. духовность человека.

Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические

и религиозные виды освоения действительности.

Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и

являются формами общественного сознания, но они не являются видами

духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не

результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются

изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они

не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание -

результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-

либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему

члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое

существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства,

поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу

духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны данные

связи определяется по отношению их либо к материальным, либо к идеальным

объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к

собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые

отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические

отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и

подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов,

представлений, если так можно выразиться, в «чистом» виде. В каждой из этих

форм общественного сознания реальность представляется в целостной и

специфической форме.

Словосочетание «духовное производство» не должно вводить нас в

заблуждение и вызывать попытку отождествить духовное производство с

материальным. Их различия достаточно очевидны. Различен итог производства -

материальные предметы или духовные объекты. В духовном производстве труд

индивидуален, в материальном - индивидуальный и коллективный. Наконец, не

следует забывать, что если цель жизни многих людей - материальное

богатство, то уровень духовного богатства просто не оценим.

Вопрос №27 Познание как предмет философского анализа

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение,

отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть

познавательного отношения к миру Познавательное отношение человека к

действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его

отношений к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности

выступает тем самым как мировоззренческая проблема. Ее решение составляет

вторую сторону основного вопроса философии. Диалектический материализм

последовательно отстаивает положительное решение вопроса о том, возможно ли

адекватное вое произведение действительности в познавательной деятельности

человека. Специфика марксистского подхода к проблеме адекватного отражения

заключается при этом в том. что основанием и критерием истинности знания

является предметная практическая деятельность. Принципиальная позиция

диалектического материализма относительно органической связи познания и

практики была сформулирована Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: «Вопрос о

том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не

вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек

истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления.

Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от

практики, есть чисто схоластический вопрос»

Всякая практическая деятельность, всякое реальное преобразование

наличие данной природной, социальной действительности и самих людей и

отношений между ними обязательно предполагает работу сознания, наличие

идеальных планов деятельности. Практика, таким образом, всегда опосредована

сознанием, идеальным, находится с ним в органическом единстве. Однако

ведущим звеном этого единства является реальное преобразование

действительности. В процессе такого преобразования, преодоления трудностей

изменяется, совершенствуется, развивается идеальный план деятельности

Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, с

точки зрения марксистской философии может быть научно понято лишь как

основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов

деятельности и образует тот мост между сознанием и действительностью,

знанием и бытием, «наведение» которого всегда было неодолимой трудностью

для различных идеалистических направлений в философии. Понимание знания как

основы идеального плана практически-преобразовательной деятельности

является исходным принципом марксистской теории познания, позволяющим

раскрыть сущность единства познания и действительности.

Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности

обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим

знаниям о пей. В ходе осуществления таких связей уточняются,

пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание,

таким образом, является не продуктом пассивного созерцания

действительности.

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этапе развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание

является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято

только в контексте последнего.

Вопрос №28 Чувственная и рациональная ступени познания

Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процесс ее активной

практической деятельности человека.

Вместе с развитием практики, с ее усложнением, внутренним

дифференцированием развивается и человеческое познание. Будучи поначалу

вплетено в ткань реальной человеческой жизни, основу которой составляет

практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном

этане развития общества обособляется в специализированное духовное

производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и

др.) является научно-теоретическая деятельность, по строение особой научной

картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной

жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей,

памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии,

заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру,

несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, заключается в

выработке адекватного вое произведения действительности, без которого

невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование

этого мира.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать

знания, являющиеся таким адекватным воспроизведением действительности,

каковы основания и критерии познавательной деятельности, в процессе которой

возникает и совершенствуется такое знание,— это и составляет

мировоззренческую природу философского анализа познания. В настоящее время

познание изучается не только философией. Сейчас происходит и интенсивное

развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной

психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и

методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии

знания и т. д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания,

рассматривая его отдельные аспекты. Без опоры на их достижения невозможно и

квалифицированное, успешное философское исследование познания. Однако

сущность познавательного отношения к миру является предметом именно

философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных

мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание

является необходимой стороной этого отношения, и само может быть понято

только в контексте последнего.

Структура знания. Рациональное и чувственное познание Чувственное

познание и его элементы

Прежде всего, необходимо рассмотреть познавательную деятельность на той

ее ступени, когда она непосредственно включена в качестве важнейшего

аспекта в процесс практического использования и преобразования

материальных предметов или социальных институтов, то есть конкретных

явлений окружающего мира. Начать с этой формы познавательной деятельности

необходимо потому, что она действительно является начальным этаном

познания. Она, во-первых, является начальным этапом в историческом смысле:

разделение физического и умственного труда и выделение последнего в особый

тип деятельности — сравнительно поздний этан истории, которому предшествует

длительный период развития познавательного опыта людей в процессе

совокупной, еще не расчлененной материально-практической деятельности. Во-

вторых, такая деятельность является начальной в том смысле, что на ее

основе, именно благодаря ей, осуществляется контакт человека с миром

материальных объектов. Она — предпосылка, без которой другие формы

познавательной деятельности не могут существовать.

Как же человек познает вещи и процессы природы, а также все созданные

человеческим трудом, разумом и общественной деятельностью человека явления,

которые приобретают форму материальных объектов и процессов?

Диалектико-материалистическая гносеология подчеркивает, во-первых,

зависимость чувственного познания от непосредственной чувственно-

практической деятельности и, во-вторых, выявляет целостный характер

чувственного освоения материального объекта. Но при этом в пределах

марксистско-ленинской гносеологии считается необходимым и возможным

выделить отдельные, функционирующие в рамках этой целостности элементы

чувственного познания.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучая ощущение в

качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают

различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от

интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности,

установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом

месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Современные биологические науки исследуют сложнейшую структуру нервных

процессов человека, деятельность его мозга, показывая, какие именно

процессы мозговой деятельности выполняют функции «приема» и «переработки»

ощущений. Так, в затылочных отделах коры головного мозга — «центр»

зрительных ощущений, в теменных отделах — осязания, в височных — центр

слуховых ощущений, задняя часть коры головного мозга в основном

«перерабатывает» информацию, тогда как передняя подает сигнал, «инструкцию»

деятельности, лобные доли мозга обеспечивают сравнение эффекта действия с

исходным его замыслом. Естественнонаучный подход к изучению ощущений

характеризуется также тем, что человеческая чувствительность, то есть

способность человека реагировать на воздействие внешнего мира,

рассматривается в тесной связи с эволюцией природы. При этом

устанавливается, что способность отражения в разной степени присуща всем

живым существам, а в зачаточной форме (в форме способности вступать во

взаимодействие и реагировать на воздействие, «отражать» его) свойственна

вообще всей природе. Поскольку такая способность рассматривается как

универсальное, предельно широко понимаемое свойство всего природного мира,

возможно также исследование человеческого ощущения с точки зрения

восприятия и отражения внешнего сигнала, его передачи и переработки

поступающей в организм информации. Такой подход характерен для теории

информации, в частности для кибернетики.

Специфика диалектико-материалистического гносеологического подхода

заключается в том, что такие элементарные формы отражения, как ощущение,

рассматриваются как зависимые компоненты совокупной человеческой

деятельности. Нельзя недооценивать человечески-активный характер процессов,

которые совершаются в тех случаях, когда предмет «дается»,

«предоставляется» сознанию, «вступает» в него. Здесь происходит

существенное, качественное изменение, совершается скачок: факт объективного

но отношению к сознанию раздражения преобразуется, но точному выражению

Ощущение, следовательно, является субъективным, идеальным образом

предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через

«призму» человеческого сознания. Так, болевые ощущения обязательно

порождаются каким-либо существующим вне сознания человека предметом или

каким-либо объективным раздражителем. Мы ощущаем боль от ожога, прежде

всего потому, что на кожу подействовал огонь, раскаленный предмет. Но в

самом огне, в самом горячем предмете, разумеется, нет боли; боль есть

особый ответ нашего организма. Боль — ощущение человеческого существа,

которое имеет своим следствием определенное состояние его психики, эмоций,

определенную ответную реакцию, определенное действие. Ощущение есть

субъективный образ объективного мира еще и в том смысле, что оно не просто

фиксирует воздействие вещей и явлений, существующих отдельно и независимо

от человека, на человеческий организм.

Весьма важно то, что уже в ощущении начинает отражаться объективная

связь ощущающего субъекта (его органов, процессов, совершающихся в его

организме, в его мозгу, в его психике) с теми вполне определенными

явлениями и процессами окружающего мира, с которыми практически

взаимодействует данный субъект. Ощущение, таким образом, стоит у истоков

отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которые реально

вступает и реально включен определенный человек. Так, мы знаем, что предмет

определенным образом расположен в пространстве относительно воспринимающего

субъекта, и ощущение строго зависит от этого «взаимного» пространственного

расположения, пространственного отношения предмета и субъекта: качество,

форма, интенсивность зрительного и слухового ощущения, обоняния зависят от

близости или дальности предмета, от того, каким образом, какой стороной он

«обращен» к воспринимающему человеку и т. п. Ощущения одновременно зависят

и от состояния органов чувств и всего организма (так, у дальтоников иные

зрительные ощущения, чем у обычных людей, у больного человека — иные

обонятельные и вкусовые ощущения, чем у здорового, и т. п.). Но, несмотря

на эту весьма сложную двойную зависимость ощущения и от объекта, и от

субъекта, в процессе практического функционирования сознания у человека

выработалась способность оценивать и повседневно использовать объективную

информацию, поставляемую ощущениями и другими компонентами чувственного

опыта; по интенсивности ощущения мы более или менее определенно судим о

том, насколько нагретым или охлажденным является предмет, как далеко он

расположен от нас, насколько интенсивен реальный источник звука и т. п.

Диалектический материализм и субъективный идеализм принципиально по-

разному истолковывают положение об ощущении как субъективном образе

объективного мира. Материалист подчеркивает объективность источника

ощущений объективность мира, отражаемого в ощущениях, объективность тех

отношений и связей субъекта ощущения и его объекта, которые отражаются в

ощущениях. Одновременно диалектический материализм считает необходимым

точно изучить сложную диалектику объективного и субъективного, которая

имеет место в процессе образования и функционирования ощущений.

Субъективный идеализм же не просто подчеркивает, но абсолютизирует

субъективность образа, который дается ощущением; он истолковывает

субъективность как одностороннюю зависимость ощущения лишь от внутреннего

состояния психики субъекта. Субъективный идеалист игнорирует объективность,

материальность тех предметов и отношений, которые отражаются субъектом.

Восприятие — целостный образ материального предмета наблюдения.

Восприятие зарождается и существует как форма такого активного синтеза

разнообразных проявлений предмета, которая неразрывно связана с другими

актами познавательной и практической деятельности, предшествующими данному

конкретному наблюдению. Именно поэтому процесс восприятия — процесс

активный и по-своему творческий.

В обычном употреблении слово «чувство» имеет еще одно значение: им

обозначают такие весьма важные и типичные для человека эмоции (переживания,

страсти), как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия,

удовольствие, неудовольствие. Эмоции — комплексная и довольно сложная форма

человеческой чувственности. Они весьма разнообразны и по существу, и

особенно по форме выражения. Поэтому мы вправе говорить, что каждый человек

отличается большой индивидуальностью эмоций. Это происходит потому, что

эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного

человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт

характера и темперамента. И все-таки в мире человеческих эмоций можно

выделить закономерности, обозначить типы личностей, обладающих сравнительно

сходным строем эмоций. Рассмотрением этих вопросов занимаются

психологические дисциплины. Для теории познания важно подчеркнуть, что

эмоции, подобно всем другим элементам чувственности, с одной стороны,

заключают в себе аспекты объективного отражения реальных связей, в которые

включен человек; с другой стороны, они фиксируют объективное отношение

человека к миру.

Таким образом, гносеология прежде всего подчеркивает объективную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.