реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Набор ответов для экзаменов по философии

чувственную (прежде всего материальную) деятельность индивидов, социальных

групп и классов. Бытие понимается как реальный процесс жизнедеятельности

людей.

Вопрос №16 Природа и общество

Возникновение общества. История чело общества в определенном смысле

являет картину его изменяющегося взаимодействующего с природой. Однако

общество не существует изначально. История его возникновения не отделима от

истории становления самого человека. Являясь частью природы человек

постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо.

Этот процесс имеет своим началом выделение чел из животного мира, формируя

у него социальных побудит мотивов в поведении. В силу вступает наряду с

естественным и социальный отбор (применительно к сообществам). Выживали те

сообщества которые подчинялись определенным социально значимым требованиям:

сплоченности взаимопомощи. Это социально значимое закреплялось естественным

отбором и передачей опыта. В преобразовании первобытного стада в

человеческое общество все большую роль играли социальную закономерности на

фоне действия биологических. Это осуществлялось в первую очередь в процессе

труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общей

способ деятельности.

Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в

котором человек своей собственной деятельностью опосредуется, регулирует и

контролирует обмен веществ между собой и природой. То есть труд - та

главная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно

человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без

формирования языка, которая является важнейшим средством осуществления

трудового процесса.

Природная Среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и

история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество

является частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в

пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и

сфера приложении его сил. Географ седа - это та часть природы, которая

составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной, в

процесс общ производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

С самого возникновения человеческого общество изменяло окружающую

природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на

природу обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ

потребностей. При этом происходит расширение рамок географической Среды,

накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного

состояния. Если лишить соврем географическую среду ее свойств, созданных

трудом многих поколений, и поставить современное общество в исходные

природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества.

Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Географическая Среда

оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если

в условиях тундры население занимается оленеводством, а в субтропиках -

разведением цитрусовых. Влияние географической Среды на общество - явление

историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем

больше его зависимость от географической Среды.

Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географ средой? Нет.

Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого

- биосфера. В результате длит эволюции, биосфера сложилась как

динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она

развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его

влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется

переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой

сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная

с более глубокими и всесторонними формами преобразованиями воздействия

общества на природу.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человека с

проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения

равновесия системы общество - природа. «Не стоит обольщаться победами над

природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед имеет

правда в первую очередь те последствия, на которую мы рассчитывали, но, во-

вторых, и в третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, кот

очень часто уничтожают значение первых». «Мы все воюем с природой, а надо

мирно существовать в ней».

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: «чем полнее свобода,

тем выше ответственность».

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного

способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это,

прежде всего, означает, что человек должно осознать себя как единое целое в

своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение

равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг

с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в

решениях этих проблем. В современном обществе потребления решение

экологических проблем невозможно...

Вопрос №17 Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики

Исторические формы диалектики:

Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести

спор». Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности

складывается диалектический подход к миру

Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о

развитии и всеобщих связях

Стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится

в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок.

Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский

трактат назывался «метафизика». Однако со времен Гегеля под метафизикой

понимается метод познания, метод подхода к действительности,

противоположный диалектике. Пьер Абеляр «Да и Нет».

Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие

присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в

мире, а в нашем сознании.

Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с

идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими

открытиями в области естествознании, которые сделали возможным

диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь

на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую

диалектику.

ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая

С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а

окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при

этом самостоятельными.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ:

1. развития, 2. всеобщей связи

Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он

рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного

развития.

Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов,

которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить

различный характер.

Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля,

сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение

определенной связи между явлениями, объектами, процессами. Связь

внутренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями

и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными.

Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере

деятельности. Сфера применения законов диалектики практически

безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом

сознании

Законы диалектики

. Закон единства и борьбы противоположностей

. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений

. Закон отрицания отрицания

1. вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория

первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к

Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е.

каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а

в силу наличия в себе противоположных процессов.

2. вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос:

как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом

сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных

количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому

качеству.

3. показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие

представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых

происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего

к высшему.

Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического

развития, охватывая его со всех сторон. Категории диалектики. Каждый из

законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это,

значит, раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон

раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие,

противоположность.

Тождество - совпадение, сходство одного объекта с другим или состояний

одного и того же объекта по отношению друг к другу. Существует тождество,

которое всегда включает в себя развитие тождества, приводит его в

состояние противоположности. Отношения между ними составляют диалектическое

противоречие.

Диалектическое противоречие - это такое отношение противоположных

моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и

которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и

одновременно их взаимоотрицание.

Единство противоположностей, как правило, временно, преходяще, а борьба

противоположностей абсолютна в том плане, что возникают все новые

противоположности по отношению друг к другу.

Мир соткан из противоположностей Этапы развития диалектического

противоречия

1. зарождение различия между противоположностями

2. развертывание противоположностей. Поляризация сторон в рамках единого

целого

3. его разрешение

Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из

одного качества в другое.

Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания

Метафизика: отрицание является полным и абсолютным

Диалектика: характеризуется преемственностью. Любое отрицание

предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное, что может

быть в развивающемся объекте.

Вопрос №18 Человек как единство социального и биологического. Две стороны

антропосоциогенеза

Человек как субъект предметно-практической деятельности

Со второй половины XIX века, когда стало общепризнанным, что человек —

продукт биологической эволюции, центральным для всей антропологической

проблематики сделался вопрос об основном отличии людей от

высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.

Поведение животного представляет собой одну из форм функционирования

его организма. Именно структура организма детерминирует потребности

животных и программы их поведения. Всякое животное рождается на свет, уже,

будучи наделенным богатым набором инстинктов, которые заранее (и даже «с

запасом») обеспечивают его приспособленность к известным условиям обитания,

но именно поэтому ограничивают индивидуальные вариации поведения. Животные

генетически приурочены к видовым «поведенческим амплуа», и никакая нужда не

научит, например, рысь вести себя так, как ведут себя волк или лиса.

Иначе обстоит дело с человеком. Все люди, живущие на Земле в течение,

по крайней мере 50 тыс. лет, относятся к одному и тому же биологическому

виду - Homo sapiens (человек разумный). Этот факт общепризнан. Но вот

никому пока не удалось отыскать врожденное «поведенческое амплуа» этого

вида. Во-первых, как метко выразился К. Маркс, человек может вести себя «по

мерке любого вида» (в качестве охотника, например, он способен применять

самые удивительные комбинации выжидательной и преследовательской тактики).

Во-вторых,— и это самое существенное — наблюдаются глубокие различия в

поведении людей, принадлежащих исторически различным обществам или группам.

Но может быть, именно эти «внутривидовые» различия и следует понимать

как врожденные или, по крайней мере, биологически закрепляемые? Нет, это не

так. Мальчик-индеец, во младенчестве привезенный в Париж, со временем

делается «стопроцентным парижанином». Сын простолюдина, воспитанный в семье

дворянина, усваивает все условности потомственного дворянского быта (то же

можно сказать и о дворянском отпрыске, выросшем в семье крестьянина).

Многообразные различия, которые мы видим среди представителей вида Homo

sapiens, свидетельствуют об индивидуальной вариативности поведения,

неизвестной животному миру. Не означает ли это, что к человеческим

поступкам вообще нельзя прилагать понятие «заданной программы»? Отнюдь нет,

просто применительно к людям понятие «программа» приобретает совершенно

новый смысл. Генетические программы, определяющие инстинктивное поведение

животных, фиксируются в молекулах ДНК. Главными же средствами передачи

программы, определяющей поведение людей, являются язык (членораздельная

речь), показ и пример. Место «генетических инструкций» занимают нормы,

место наследственности в строгом смысле слова — преемственность.

В большинстве современных антропологических, этнографических и

социальных теорий специфичное для человека нормативно-преемственное

программирование поведения называется культурой '. Ученые разных

направлений сходятся в признании того, что именно культура, которая с

детства осваивается человеческим индивидом, будучи заданной, ему другими

(взрослыми) представителями человеческого рода, играет решающую роль в

определении человеческих поступков. Культура же признается исходным

отличительным признаком и самого типа сообщества, характерного для Homo

sapiens.

Если понимать под обществом просто совокупность индивидов, которые

живут в постоянном взаимодействии между собой, то придется признать наличие

общества и у животных. Именно такого взгляда неоправданно придерживаются

многие исследователи немарксистской ориентации. Объединение животных — это

либо стадо, где над всеми «социальными инстинктами» еще доминирует

индивидуальный инстинкт самосохранения, либо специфические объединения

насекомых типа муравейника или улья, которые являются не столько

сообществом равноценных особей, сколько «коллективным сверхиндивидуумом»,

даже «сверхорганизмом», отдельные члены которого живут и действуют по

принципу биофизиологического разделения функций. Только люди образуют

общество в собственном смысле слова. И это означает, между прочим, что они

не могут быть ни возвращены в стадное состояние, ни приведены к

функционально-иерархическому сочленению типа муравейника.

Чем же общество отличается от естественных, «псевдосоциальных»

объединений животных особей? Прежде всего, тем, что это целостность

надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации

организмов и даже не па органической дифференциации их потребностей и

стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет

там, где нет культуры, то есть «сверхприродной» нормативно-ценностной

системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных

выводов современной антропологии.

Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого

объединения животных особей. Однако оно еще не объясняет ни того, как

общество возможно, ни того, как оно па деле возникло. Выражаясь философским

языком, культура — это форма, в которой развиваются и передаются из

поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не

причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.

Стремление объяснить общество как следствие культуры — характерная

черта идеалистического истолкования общественной жизни. Приверженцы

последнего издавна тяготели к отождествлению надбиологического с духовным и

идеально-осознанным. Вне поля зрения при этом оставались две важнейшие

теоретические задачи. Во-первых, выявление материальных надбиологических

отношений; во-вторых, объяснение того, как, посредством какого простейшего

реального акта люди сами отличили и продолжают отличать себя от животных.

Обе эти задачи были четко поставлены и обрисованы Марксом и Энгельсом.

«Людей,— писали основоположники марксизма,— можно отличать от животных по

сознанию, по религии — вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать

себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные

средства — шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя

необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму

свою материальную жизнь» '. Социальное невозможно без производства. Только

там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс

труда), может иметь место общество — социокультурное объединение людей. Оно

образуется и воссоздается, поскольку совершается процесс, «в котором

человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и

контролирует обмен веществ между собой и природой» 2. Поэтому общественное

существо есть обязательно существо производящее. Производство — не просто

отличительный, но основополагающий признак Homo sapiens.

Материальное производство есть преобразование природных объектов,

материальное творчество. Оно вызывает на свет мир артефактов — «содеянных

вещей», начиная с каменного наконечника стрелы и кончая луноходом. Именно

наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем

надежнейшим свидетельством присутствия Homo sapiens внутри какого-то

временного периода или пространственного ареала.

С возникновением ремесла, а затем и промышленной техники мир

артефактов, создаваемая человеком «вторая природа», становится все шире и

многообразнее.

Материальное производство как творчество, в котором воплощены различные

физические и духовные способности человека, обозначается в марксистской

философии понятием «предметно-практическая деятельность». В принципе и в

идеале понятие это имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в

некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно,

обладающую осознанно целесообразным характером. Оно (пусть неявным образом)

уже содержит в себе представление о таких присущих человеку качествах

действующего субъекта, как рациональное мышление, самосознание и

способность выбора.

Маркс и Энгельс высоко ценили основные определения человека,

выработанные мыслителями нового времени: «человек — существо разумное»,

«человек — существо, обладающее самосознанием», «человек — существо

моральное и свободное». Вместе с тем они требовали, чтобы определения эти

были додуманы до конца — до понимания того обстоятельства, что и разум, и

самосознание, и свобода как абстрактные характеристики человеческой

активности непременно должны иметь корни в предметно-материальном действии.

Проблема антропосоциогенеза

Выделение человека из животного мира — столь же грандиозный скачок, как

и возникновение живого из неживого. Ведь речь идет об образовании такого

рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.