реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Жанрово-речевая проблема в студенческих печатных изданиях

Еще одной очень яркой особенностью языка СМИ является так называемый стеб.[37] «Стеб – это не только стилевая манера, но и определенное мировоззрение, точнее, отсутствие мировоззренческих позиций, когда высмеивается все и вся, когда в лихом, разухабистом стиле пишут о политике, катастрофах, убийствах – о самых серьезных вещах, никак не располагающих к шутке или смеху».[38] По словам А. Агеева, данный стиль общения возник как «своеобразная культурная самооборона, весьма, впрочем, глухая и не всегда ясно осознаваемая «носителями языка», которая противопоставлялась официальному политико-патетическому жаргону и, вместе с тем, «великому русскому языку». [39]

Таким образом, нами выявлены сферы применения данного стиля, тематический диапазон, черты, основные функции публицистического стиля. Как показал анализ литературы, посвященной языку СМИ, стилистика газетной публицистики стала изменяться под влиянием разговорной речи, процессов немотивированного заимствования и жаргонизации. Не избежала такого влияния и региональные, студенческие печатные издания. Изменения затронули не только язык и стиль газетной публицистики, но и ее жанровую систему. Прежде, чем анализировать жанровые особенности газеты «Петрозаводский Университет» мы рассмотрим разные мнения ученых по вопросам классификации жанров и критериев их выделения.

Глава 2. Жанровая организация публицистического стиля


Любой функциональный стиль существует лишь как совокупность жанров, вне жанров функциональный стиль представляет собой научную абстракцию, общее представление о языковом и речевом облике той или иной разновидности литературного языка. Функциональный стиль имеет двустороннюю основу: языковую и речевую, которые и проявляются во всех жанрах данного стиля, таким образом, функциональный стиль – фактор, объединяющий жанры, организующий их систему.

Сначала определим, что такое жанр. В литературоведении под жанрами понимают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений».[40] В публицистике жанр – это «устойчивая группа публикаций, объединенная сходными содержательно-формальными признаками».[41]

До недавнего времени тексты газетно-публицистического стиля анализировались не как целостное образование, а по отдельным языковым уровням, вопросы языкового оформления газетных текстов в соотнесении с жанрами редко рассматривались.

В основе анализа современных жанров лежит подход, предложенный М. М. Бахтиным, в соответствии с которым жанры рассматриваются как модели развертывания взаимодействия автора и предполагаемых жанровых моделей адресата, ориентируясь на которые журналист корректирует свои целеустановки и речевую форму высказывания. Рассматривая речевые жанры как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний», ученый полагал, что они «даны нам так же, как нам дан родной язык» и «научиться говорить – значит научиться строить высказывание».[42] Безразличное отношение к особенностям жанровых разновидностей речи в любой области лингвистического исследования приводит, по словам ученого, к формализму и чрезмерной абстрактности, искажает историчность исследования, ослабляет связи языка с жизнью. Ведь язык входит в жизнь через конкретные высказывания, через конкретные же высказывания и жизнь входит в язык. [43]

Основными свойствами речевых жанров являются объективность, нормативность и историчность; особое отношение к действительности, дифференциация по сферам человеческой деятельности, многообразие и разносторонность, и еще очень важно отметить, что речевые жанры вырабатываются людьми в определенную эпоху в соответствии с конкретными условиями социальной жизни.

М. М. Бахтин усматривал связь времени и категории жанра и вслед за Д.С. Лихачевым признавал литературные жанры категорией исторической:[44] «Литературные жанры…постоянно меняются и сменяются. Дело не только в том, что одни жанры приходят на смену другим и ни один жанр не является для литературы «вечным», - дело еще в том, что меняются самые принципы выделения жанров, меняются типы и характер жанров, их функции в ту или иную эпоху».[45] Определенная функция (научная, техническая, публицистическая, деловая, бытовая) и определенные, специфические для каждой сферы условия речевого общения порождают определенные жанры.

К речевым жанрам ученый относил «и короткие реплики бытового диалога…, и бытовой рассказ…, и короткую военную команду, и развернутый и детализированный приказ и довольно пестрый репертуар деловых документов, и разнообразный мир публицистических выступлений…; …и все литературные жанры от поговорки до многотомного романа».[46] Одним из важнейших теоретических положений М.М.Бахтина является то, что жанры – явление не только художественной литературы, но и в любой сфере деятельности общение осуществляется в речевых жанрах относительно устойчивых тематических, композиционных и стилистических типов высказываний.[47]

Бахтин выделил 3 фактора, которые создают в своей совокупности целостное единство высказывания как речевого жанра:

Предметно-смысловая исчерпанность

Речевой замысел, или речевая воля говорящего

Типические композиционно-жанровые формы завершения.

Все эти факторы и являются наиболее общими и обязательными условиями, определяющими целостный характер речевых жанров.

Все речевые жанры подразделяются на первичные и вторичные: «Вторичные речевые жанры – романы, драмы, большие публицистические жанры и т. п. – возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного). В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные жанры, сложившиеся в условиях непосредственного общения»,[48] таким образом «первичные жанры» – образуются в условиях непосредственного речевого общения, а вторичные возникают в рамках художественного, научного и других форм сложного культурного общения.[49]

Таким образом, к наиболее важным теоретическим положениям М.М.Бахтина, которые получили продолжение и дальнейшее развитие в трудах Л. В. Щербы, В. В. Виноградова, М. Н. Кожиной, Е. А. Земской, Г. Я. Солганика, М.Ю. Федосюка относятся:

функциональный подход к изучению речевых жанров;

текстовая направленность речевых жанров;

деление жанров на первичные и вторичные (сложные);

наличие жанров не только в художественной литературе, но и в любой сфере деятельности, что свидетельствует о необозримом количестве жанров;

возможность трансформации речевых жанров;

свободный характер правил формирования речевых жанров;

интертекстуальность речевого жанра и интерперсональность «высказываний».

Анализу жанровой системы и языку современной прессы посвящены исследования М. Н. Кожиной, И. П. Лысаковой, А. А. Тертычного, О. А. Лаптевой, С. М. Гуревича, О. Р. Валуйской, Л. Р. Дускаевой, Л. Е. Кройчика. Такая ученая, как М. Н. Кожина немало работ и монографий посвятила выявлению особенностей функционирования публицистического стиля на содержательном и языковом уровнях и определению понятия «жанр» в частности.[50]

Особый интерес и несомненную ценность для нашего исследования представляет анализ языковых средств, использующихся в газетно-публицистическом стиле на разных языковых уровнях, в особенности, на лексическом и синтаксическом, а также положении о взаимодействии, смешении различных стилей: в рамках публицистического стиля могут находиться элементы разговорного, официально-делового и научного стилей.[51] Исследователи А. А. Тертычный, О. А. Лаптевой, С. М. Гуревича, О. Р. Валуйской, Л. Е. Кройчик много внимания также уделяют вопросам классификации жанров и принципов их выделения.

Основанием для выделения публицистических жанров А. А. Тертычный считает их функциональную природу и выделяет жанры:

информационные (заметка, корреспонденция, репортаж, интервью)

аналитические (статья, рецензия, обзор аналитический, пресс-релиз)

художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет).

О. А. Лаптева, в отличие от А.А. Тертычного, выделяет две группы жанров, которые сильно различаются по характеру языковых средств, при этом обе группы могут выступать одновременно в одном номере газеты, но на разных полосах. Различаются группы по преобладающим в них функциям: если это информативная функция – жанры строгие, если функция воздействия – жанры нестрогие. Далее различаются языковые средства, которые используются в том или ином жанре: в жанрах первой группы преобладают книжно – письменные и общелитературные средства, жанры второй группы представлены общелитературными средствами, где очень велика роль экспрессивно – выразительных средств разной природы (разговорные и внелитературные).[52]

Строгие жанры (хроникальное сообщение, информационная заметка, официально сообщение, публикация документа, закона, постановления руководящего органа власти) – обычно краткие тексты, которые занимают место первой полосы в газете. Нестрогие жанры (очерк, проблемная статья, сообщения и размышления о культурной жизни, обозрения, рецензии, документальна проза) – более объемны, могут быть информационными и аналитическими.

В функциональном отношении две эти группы также различны: строгие жанры обладают информативной функцией, в то время как нестрогие сочетают в себе все три функции: информативную, воздействия и эстетическую и «несут на газетную полосу языковые средства разных разрядов и питают общество неологизмами, разговорными и просторечными словами, жаргонизмами, неслыханными новыми варваризмами».[53]

С. М. Гуревич в зависимости от назначения объединяет жанры в несколько групп:[54]

жанры новостной информации (заметка, отчет, репортаж)

диалогические жанры (интервью, диалог, беседа)

ситуативно-аналитические (комментарий, корреспонденция, статья, обозрение)

эпистолярные жанры (разновидности письма внередакционного автора)

художественно-публицистические жанры (зарисовка, очерк;

сатирические жанры – фельетон, памфлет, пародия, сатирическая заметка, эссе)

О. Р. Валуйская рассматривает жанровую систему с точки зрения количества интерпретативных ходов, которые раскрывают смысловую неоднозначность текста. Так, по мнению исследовательницы, тексты публицистики имеют четкую смысловую структуру и, как наиболее типичные, выделяются:[55]

«фактуальная» смысловая структура, то есть реальный факт является доминантой изложения и развертывание смысла, последовательность рассуждений и умозаключений идет от него.

«концептуальная» смысловая структура – развертывание смысла идет от «авторской концепции», при которой трансформация факта подчинена логике авторской мысли.

Как отмечает О. Р. Валуйская, в газетных текстах средств массовой информации ведущим типом развертывания смысловой структуры является развертывание «от факта», такая четкая заданность смысловой структуры публицистического текста «является основой того, что скрытый смысл восстанавливается, хотя имеет место и вероятностное восстановление смысла».[56] Неоднозначность при восстановлении смысла обусловлена жанровыми особенностями текстов, которые объединяют в следующие группы: информационные, аналитические и художественно – публицистические. Например, газетное сообщение (информативный жанр) – ряд событий, имевших или имеющих место, основная цель таких текстов – информирование. В текстах этого жанра отмечается полное отсутствие авторского «я», им присуща актуальность, социальная значимость, объективность и, как характерная особенность, рубрикация, «нацеливающая читателя на однозначное восприятие нижеследующих сообщений».[57]

Более сложными для интерпретации, по мнению исследовательницы, являются аналитические жанры публицистики (корреспонденция, статья, обозрение), так как они более насыщены тропами и фигурами речи (метафорами, аллюзиями), что и создает базу для более сложной интерпретации, требующей увеличения количества интерпретативных ходов по восстановлению смысла. И, наконец, наиболее сложными являются те жанры, где автор как личность выходит на первый план (эссе, памфлет, фельетон, репортаж).

Исследователь Л. Р. Дускаева рассматривает газетные жанры «как нормативные формы духовной (воздействующе-коммуникативной) речевой деятельности», таким образом, основным критерием для выделения становятся основные виды социальной духовной деятельности.[58] Публицистический стиль, по ее мнению, сформировался как способ осуществления политической деятельности, которая в журналистике предстает через социальное ориентирование, и каждое из направлений такого ориентирования предстает в системе «своих» жанров. Л.Р. Дускаева предложила следующую классификацию:

1. Информирующие жанры. Они сообщают новости, помогают читательской аудитории получать представление «о быстро меняющейся общественной обстановке, обо всем существенном, характерном в этих изменениях.[59]

2. Оценочные (диагностирующие) жанры, которые осуществляют оценочную интерпретацию явлений, событий и их участников, определяя их роль и место «с точки зрения актуальных требований дня».

3. Побудительные жанры (императивные), способствующие выработке определенного поведения у массового читателя.

Таким образом, анализ представленных работ отображает все многообразие точек зрения на проблему жанровой классификации тестов.

В настоящее время большинство ученых отмечает активную перестройку газетных жанров, «что отражает общую тенденцию развития газетно-публицистического стиля, где периодически обновляются жанровые стандарты».[60] «Жанр фиксирует сдвиги в духовной жизни общества и меняется вместе с ней. Это дает основания увидеть в жанрах и через жанры «движение времени».[61]А. Н. Тепляшина отмечает, что в настоящее время в системе жанров происходит два основных процесса: активная эволюция жанров и свободная комбинация признаков различных жанров в одном произведении, что и создает предпосылки к построению новой теории жанров.[62]

По утверждению Л. Е. Кройчика, с изменением поэтики публицистического текста в 90-е годы ХХ века, подверглась трансформации и система журналистских жанров.[63]Жанры советской прозы представляли собой три большие группы:

информационные – заметка, интервью, репортаж, отчет;

аналитические – статья, корреспонденция, письмо, обзор печати, обозрение, рецензия;

художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет.

Внутри данной схемы присутствовала своя иерархия: передовая статья – «флаг номера» (без нее не возможен выход газеты), фельетон – «король жанров», корреспонденция – «кусочек жизни» и т. д. «Концерт политической газеты» (термин ввел В. И. Ленин) подразумевал четкое местонахождение публикаций определенного жанра на газетной полосе и регулярность его появления: так, например, политическая информация на первой полосе, экономическая – на второй, международное обозрение – еженедельно, экономическое – раз в месяц.

Изменения жанровой системы выражаются в трансформации существующих жанровых форм, которые связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как «наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…»[64].

Чжао Вэньцзе отмечает, что динамика газетных жанров проявляется: [65]

В количественном соотношении текстов различных жанров на страницах газет, то есть устаревание одних жанров и активизация других. Объясняется данный процесс изменением языкового вкуса читательской аудитории, переосмыслением роли самого газетного текста в общественном сознании. Отмечается, что одним из ведущих информационных жанров газетно-публицистического стиля является заметка, так как «отвечает главному требованию современного общества – подавать информацию в компактной форме изложения».[66]

По мнению уже упомянутого нами исследователя, происходит модификация традиционных газетных жанров, что приводит к сдвигам во всей жанровой системе. Например, в информационных жанрах проявляется тенденция к усилению субъективного, авторского начала: жанр репортажа - «самый «живой жанр», воспроизводящий действительность глазами автора-рассказчика» - выходит за рамки информационного жанра и приближается к художественно-публицистическим. Жанр рекламной информации, получивший развитие в конце 1990-х годов, может быть представлен в виде различных газетно-публицистических жанров (от объявления до очерка).

Сдвиги в жанровой системе происходят, по мнению Чжао Вэньцзе, в результате комбинирования в одном тексте фрагментов различной жанровой принадлежности. Появляются комбинированные жанры вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью.[67]

Подобное комбинирование, смешение в одном тексте фрагментов различной жанровой принадлежности, ведет, по наблюдениям ученых, к размыванию границ между газетными жанрами.[68] Этот процесс А. А. Тертычный называл синкретизацией, под которой понимал смешение жанров и в результате этого появление новых.[69]

Данный процесс изучала Л. Р. Дускаева. По наблюдениям исследовательницы, в настоящее время уже не встречается такой жанр, как передовая статья, так как основные ее черты – директивность, риторичность, лозунговость, менторский дидактизм – «неуместны» сейчас, исчезает очерк, памфлет и фельетон и получают распространение жанры, в основе которых лежит диалог: беседа, экспресс-интервью, экспресс-опросы, эксклюзивные интервью, а такие жанры, как эссе, комментарий, прогноз, исповедь приобрели большую значимость в связи с активизацией личностной тенденции в СМИ.

В. Г. Кройчик в статье «Система журналистских жанров» отмечает, что публицистический текст включает в себя три важных компонента:[70]

сообщение о новости или возникшей проблеме

фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации

приемы эмоционального воздействия на аудиторию.

В связи с эти автор предлагает разбить газетные тексты на 5 групп:

1) оперативно-новостные,

2) оперативно-исследовательские,

3) исследовательско-новостные,

4) исследовательские,

5) исследовательско-образные, или художественно-публицистические.

Так, основной целью оперативно – новостной группы текстов является максимально кратко, точно, оперативно предоставить информацию, отвечающую запросам аудитории, что и осуществляется в жанре заметки.

Оперативно – исследовательские тексты представляют собой истолкование сообщаемой информации: сообщают детали и подробности того или иного события, комментируют, оценивают происходящее. Представлены жанрами репортажа, отчета, интервью.

Группа иследовательско-новостных текстов (жанры корреспонденции, комментария, рецензия) объединяет стремлениежурналиста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации, а с другой – проанализировать, дать оценку описываемым фактам. Таким образом, акцент переносится с изложения факта на его интерпретацию, комментарий.

Логический, рациональный анализ, система рассуждений журналиста в центре повествования, использование различных источников информации, сопоставление различных точек зрения – все это является чертами исследовательских текстов, которые представлены жанрами статьи, письма, обозрения.

К последней группе исследовательско–образных текстов относятся жанры очерка, фельетона и памфлета, для которых основополагающим является метод образного познания действительности.

В нашей работе при анализе газеты «ПУ» мы будем опираться на концепцию Л. Е. Кройчика, который утверждает, что в связи с произошедшими в российской прессе изменениями (усиление авторского начала, раскованность стиля, нацеленность прессы на диалог с аудиторией, возросшая роль художественного приема в обработке материала),[71] серьезно встает проблема пересмотра традиционной классификации жанров и тщательного изучения её основных речевых характеристик. Данная классификация отражает все особенности, (отмеченные ранее) жанровой системы современных СМИ.

Глава 3. Жанрово-речевая проблема студенческих печатных изданий. Газета «Петрозаводский университет»


Современная российская пресса очень разнообразна: региональные издания, развлекательные газеты и журналы, «качественная», бульварная пресса, женские, мужские издания, публикации для детей и юношества. На сегодняшний день молодежная пресса представляет совершенно особый сегмент средств массовой информации. Это типологически особая группа периодики, которая выполняет несколько иные задачи, имеет иную функциональную направленность по сравнению с остальными типами СМИ. М. Е. Аникина отмечает, что в силу возрастных и социально-психологических особенностей молодежной аудитории основной функцией в таких изданиях становится социализаторская функция, которая заключается в «представлении аудитории и распространении различных моделей поведения, в оказании определенного влияния на принимаемые читателем решения и разумной, тактичной корректировки их деятельности, в широком смысле – во введении в общественную жизнь, помощи молодежи в адаптации к существующим условиям».[72] Кроме того молодежные периодические издания выполняют целый ряд иных функций: информируют, развлекают, организуют и поддерживают общественный диалог, что является для молодого читателя очень важным (газетная полоса выступает как «площадка для обмена мнениями»). Сегодня отмечается падение интереса молодежной аудитории к печатным СМИ, но в то же время они играют значительную роль в процессе получения новым поколением знаний, усвоения системы сложившихся в обществе норм и нередко становятся источником жизненного опыта, недостаточного в силу возраста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.