реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Жанрово-речевая проблема в студенческих печатных изданиях

При всем различии содержания и стилистики молодёжных изданий существует категория, которая объединяет прессу, составляет ее как единое целое. Такую категорию некоторые учёные называют «моделью газеты»[73] (или имиджем)[74]. Под моделью газеты понимается, с одной стороны, графическое оформление издания и, с другой стороны, жанрово-речевые особенности газеты. Так, например, С.М. Гуревич и В.В. Попов в работе «Производство и оформление газеты» говоря о композиционно-графической схематической конструкции, включают в ее состав основную тематику газеты, ее постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов издания.[75]

Э.А. Лазарева в монографии «Системно-стилистические характеристики газеты» рассматривает лингвистическую модель газеты.[76] Автор использует новый термин «экспрессивно-стилистическая модель газеты», определяя его через выделение трех групп дифференцирующих признаков: жанровых, структурных и экспрессивных. В жанровую модель газеты входит круг жанровых форм и особенности текстов в аспекте жанрообразующих признаков, в структурную - характеристики построения полосы, подборки и отдельного текста (отраженные в заголовочном комплексе), экспрессивная модель - это анализ использования экспрессивных средств в текстах и заголовках.[77]

А теперь обратимся к газете и рассмотрим ее жанровые и речевые особенности.

 

3.1 Жанровые особенности газеты


Публицистические материалы: заметки, репортажи, интервью, очерки, статьи, в которых освещаются различные факты и события, поднимаются актуальные вопросы политики, экономики и культуры – образуют жанровую систему газеты. Прежде чем выделить жанровые особенности газеты «Петрозаводский университет» целесообразно обратиться к статье Л. Е.Кройчик «Система журналистских жанров», в которой исследователь определяет обусловленность жанра на газетной полосе:[78]

конкретными задачами, решаемыми данным изданием, которые определяются составом аудитории, функциями, целями.

объективными свойствами анализируемого или описываемого факта, то есть тематикой.

мировоззрением и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста.

Основываясь на данных критериях, мы проанализируем жанровые особенности студенческой газеты «Петрозаводский университет».

Студенческая газета "Петрозаводский университет" существует с 1956 года. Это еженедельное издание с тиражом 800 экземпляров. На сегодняшний день в штате газеты четыре человека (редактор, корреспондент, обозреватель, оператор компьютерной верстки). Авторский коллектив - студенты, преподаватели, сотрудники, выпускники университета.

Некоторые учёные считают основополагающим признаком молодежной прессы характер аудитории.[79] Мы разделяем мнение этих учёных. Анализируемая нами газета принадлежит к числу изданий для студентов различных вузов, хотя круг ее читателей широк и неоднороден по возрасту, уровню образования, интересам, роду деятельности.

Газета "Петрозаводский университет", как правило, сообщает новости, описывает студенческие будни, публикует решения ректората и пр. В ней наиболее ярко выражены функции: информационная, культурно-образовательная, воспитательная, развлекательная. По своему целевому назначению материалы студенческой газеты можно отнести к публикациям информационно-публицистического типа.

Таким образом, анализируемое нами издание решает следующие задачи:

максимально точно представить информацию, удовлетворяющую запросы своего читателя,

анализировать, давать оценку происходящим фактам и событиям,

воспитывать молодежную аудиторию

От состава аудитории, целевой установка редакции газеты, круга поставленных ею задач зависит тематика и жанровая принадлежность публикаций. Молодёжное, и в частности студенческое, издание направлено на удовлетворение познавательных или развлекательных интересов конкретной социальной группы людей.

Как было уже отмечено, материалом нашего исследования стала газета «Петрозаводский университет» за 1991-1992 (81 номер) и 2008 (10 номеров) годы. В основу жанрового распределения публицистических текстов нами была положена классификация Л. Е. Кройчика. В таблицах (См.: Приложение 1, таблица 1, 2) наглядно представлено количественное соотношение жанров в соответствии с годом и номерами изданий. В виду небольшого объема газеты (8 страниц) для получения наиболее точных, объективных результатов в таблице представлен детальный анализ первых десяти номеров за каждое десятилетие: 1991-92, 2008 годов (всего 410 текстов)

Проанализировав полученные данные, мы выявили существенное количественное превосходство жанров оперативно-новостной группы (заметка) и оперативно–исследовательской (репортаж, отчет, интервью), которые в равной степени представлены как в публикациях за 1991, так и за 2008 годы. Сравнительно в меньшем количестве представлены жанры исследовательско-новостные (корреспонденция, комментарий, рецензия) и исследовательские (статья, обозрение), которые неравномерно отражены в анализируемых изданиях. При сравнительном анализе заметное численное превосходство жанра исследовательско-новостной группы - рецензии (в 10 номерах - 9) в изданиях за 1991 год по сравнению с публикациями за 2008 (3), зато, такому исследовательскому жанру как статье отводится значительное место (в 10 номерах – 6 – 2008 год; 2 – 1991). Жанры исследовательско-образные в таблице не представлены.

Таким образом, правомерным в данном случае является тезис о зависимости количественного состава жанров от целей, задач и характера издания. Причину доминирования одних жанров на страницах газеты и почти полного отсутствия других невозможно установить без содержательно-тематического анализа текстов.

 

3.2 Содержательно – тематический анализ текстов


По нашим наблюдениям в газете «Петрозаводский университет» значительное место отводится новостям о проведении конкурсов или олимпиад, научных конференций, выставок («Школьная олимпиада: это и есть профориентация» // «ПУ», №8, 1991, стр. 1, «Образование и наука Карелии» // «ПУ», №6, 2008, стр.1, «Первенство России» // «ПУ», №8, 2008, стр.2.). Газета также сообщает читателям о событиях в стране, рассказывает о жизни и деятельности других российских вузов (эти сообщения выделены в отдельную рубрику «В вузах страны»)

Очень популярным в «Петрозаводском университете» за 1991-1992 года является освещение успеваемости на разных факультетах, отчет о прошедших сессиях, говорят об успехах, неудачах, четко называют фамилии отличников, тех, кто отчислен, у кого долги. Данная тематика занимает первою полосу газеты и представлена в разных оперативно-исследовательских жанрах, как то: отчет (С. Беляев, зам. Декана ЛИФ, «Экзаменационный марафон» // «ПУ», №3, 1991, стр 1; Н. Тищенко зам декана ФФ «Размышления после сессии» // «ПУ», №6, 1991, стр. 1) или интервью («Количество не перешло в качество» К.Серова берет интервью у Н. Н. Шабалиной доцента финского отделения // «ПУ», №5, 1991, стр.1) и в оперативно – новостных, например, в заметке («О пользе зачетной недели» Н. Реттиев, зам декана матфака //«ПУ», №5, 1991, стр. 1, «Статистика в зеркале статистики», В. Акулов, декан ЭФ; «Целевики – это не так уж плохо» А. Мезенцев, начальник учебного отдела // «ПУ», № 7, 1992, стр. 1).

Очень много публикаций посвящено политическим проблемам, вопросам перехода к рыночной экономике, т. о. печатается очень много нормативных документов («Условия перехода к рыночной экономике» // «ПУ», №6, 1991, стр. 3); «Предвыборная программа В. Н. Васильева» // «ПУ», №3, 1991, стр. 2, «Пособия на детей» // «ПУ», №4, 1991, стр. 3.; «Обращение парткома ПГУ к преподавателям, сотрудникам и сотрудникам университета» // «ПУ» №9, 1991, стр. 1.; «Предложения по законодательной реформе высшего образования» // «ПУ», №28, 1991, стр 2, «Положение о фонде социальной защиты» // «ПУ», №30, 1992, стр. 1.

Газета также содержит статьи на темы воспитания, культуры: В. Филлиповой (доцент кафедры философии) («До того как возникает МУССЕ» // «ПУ», №35, 1991, стр. 2, «Неужели отменят все?» // «ПУ», №28, 1992, стр. 1); И. Григович (профессор, зав. кафедрой детской хирургии) («Университет – интеллектуальный центр?» // «ПУ», №25, 1992, стр. 3-4); Г. Белая, прфессор РГТУ («Высшая школа в современной культурной ситуации» // «ПУ», №27, 1992, стр. 2), Л. Кириллова («Компьютеризация на фоне общей культуры» // «ПУ», №40, 1992, стр. 2). В студенческой прессе поднимаются проблемы языка, речевой культуры, обращается внимание на правильное произношение, написание. Этой тематике посвящены проблемные статьи с элементами конкретных правил («Аз, буки, ять» О. Гальченко // «ПУ»№16, 1992, стр. 3, «Защитим великий и могучий», Л. Лебедева (доцент кафедры русского языка) // «ПУ», № 14, 1991, стр. 4)

Немаловажными на страницах «Петрозаводского университета» являются, на наш взгляд, публикации литературно-художественного плана: фрагменты работы Д. С. Лихачева «О воспитании», стихи выпускника ПГУ Сергея Аркавина // «ПУ», №3, 1991, стр.4, «Маленькие фрагменты из «Большой этики Аристотеля» // «ПУ», №8, 1991, стр. 4, мемуары М. Рокфора «Броня крепка», «Таир» // «ПУ», №1, 2, 1992., рассказы М. Жванецкого, А. Аверченко, цитаты знаменитых философов, писателей, поэтов под рубрикой «Неплохо сказано».

В газете даются полезные советы под рубрикой «Бесплатные советы на любой вкус» («ПУ», №11,15,21,22,31. - 1992, стр. 4) как вывести пятна, как сдать сессию без стресса, практические советы по запоминанию, рецепты «тибетских монахов». Также постоянны рецензии на книжные новинки, журналы, словарные издания, поступившие в библиотеку ПГУ или недавно вышедшие. Немалое место занимаю и статьи «заимствованные» из региональных, столичных газет на проблемные, волнующие темы: «За экзамены денег не возьмут. Остальное неясно» Я. Бессараб («Комсомольская правда») // «ПУ», №16, 1992. стр. 4, «Студенты, а живут безбедно» («Известия») // «ПУ», №21, 1992, стр. 2.

Особенно актуальными в 90-е годы были темы рыночной экономики, патентной деятельности: публикации на тему «Как вести переговоры», как создать «имидж деловому человеку», «Памятка для владельца ваучера», «О работе банков с приватизационными чека», «Реклама: стратегия и тактика», «Дорога на внешний рынок» О. Добрынина (инженер по патентной работе).

Газета «Петрозаводский Университет» за 2008 также информирует читателей о жизни студентов, публикует репортажи с конкурсов красоты, игры КВН, но вместе с тем заметную роль на страницах издания чаще, чем в 90-е годы, появляются статьи проблемного характера, посвященные воспитательным, нравственно-этическим проблемам. Представлены статьи как студентов: «И все – таки самосовершенствование» под рубрикой «Опять воспитывать будете?» П. Яковлева // «ПУ», №1, 2008, стр. 4; «Вот это ламбада!» под той же рубрикой, А. Калинина (1 к., специализации «журналистика») // «ПУ», №2, 2008. Стр. 8 и др., так и преподавателей: «В человеке все должно быть прекрасно» И. Григович // «ПУ», №6, 2008, стр. 4; «Нравственная чистота» // «ПУ» №8, стр. 7; «Люби, любя..» // «ПУ», №10, 2008, стр. 6).

Таким образом, содержательно – тематический анализ показал: на страницах студенческого издания явное преобладание текстов новостного, информативного (группа оперативо-новостных жанров) и комментирующе-оценочного характера (группа оперативно- исследовательских текстов), что по своему содержанию отвечает читательским интересам и запросам. Структурные-языковые особенности именно этих групп текстов будут рассмотрены нами более подробно.

 

3.3 Структурные особенности газеты


В предлагаемом параграфе рассмотрим структурные особенности студенческой газеты. На структуру газетной полосы обратил внимание М. Н. Гуревич, в частности им было отмечено, что при размещении и оформлении различного текстового материалы на газетной полосе используются следующие средства: обыкновенный заголовок и подзаголовок, шапка и рубрика – все эти средства помогают читателю составить представление о теме и содержании текста.[80]

Опираясь на выводы ученого, мы выделили следующие способы оформления текста в газете «Петрозаводский университет»:

обыкновенный заголовок, который предваряет различные виды публикаций, дает первичное представление о содержании: статья с заголовком - «Сказ о двух пирожках, бедном доценте и голодном журналисте» - посвящена актуальной для студентов и преподавателей, теме питания в университетской столовой. («ПУ»№5, 1992, стр.3)

подзаголовок конкретизирует стоящий над ним заголовок. Так, заголовок репортажа «Здравствуй, племя веселое и находчивое» имеет ряд уточняющих подзаголовков: «День первый», «День второй» («ПУ», №6, 2008); «Третьим будешь?» с подзаголовком «Отчет о встречах в верхах»; («ПУ», № 29, 1991)постоянный подзаголовок «Русский рок. Страницы биографии» имеют публикации различной жанровой принадлежности О. Гальченко («ПУ»,№1, 4, 9, 13. 1991), который, как правило, поясняет основной заголовок рубрика, как правило, определяет содержание и характер текста или группы текстов в газетной публицистике. По нашим наблюдениям, рубрикация в газете «Петрозаводский университет» носит непостоянный характер, практически нет четко переходящих из номера в номер, постоянных рубрик, это обусловлено характером издания. Для студенческой газеты «Петрозаводский университет характерна зависимость ее структуры от «сиюминутных» новостей. Увеличения объема новостной информации в газете приводит к снижению доли в ней постоянных рубрик. Нами отмечены постоянные, но нерегулярные рубрики, то есть такие, которые встречаются не в каждом номере, хотя и сохраняют свою тематику, содержание, стилистику, авторство. Приведем примеры некоторых из них (с указанием номера и года издания): «В вузах страны» («ПУ», №5, 11, 13 и др. 1991) – краткие заметки; ряд репортажей различных авторов («Окно в Европу» А. Фукс, «Другая ступень цивилизации» Г. Тюнь и др.) под рубрикой «Наши за границей» («ПУ», №4, 8, 9, 10, 11 35, 39. - 1991); «Официальная хроника» - короткие хроникальные заметки без автора; «Королевский бутерброд» рубрика А. Фукса («ПУ» № 1, 2, 4, 6, 7 и др. 1992), в которой помещены заметки, репортажи с конференций, собраний, эпизоды «общения с верхами», «Опять воспитывать будете?» М. Булгаков «Собачье сердце» («ПУ», № 1, 2, 6.-2008) – включает публикации разных авторов, преимущественно одной жанровой формы (статьи); «Памятные даты в истории ПГУ»; заметки под рубрикой «Управление социального развития сообщает» («ПУ», №2, 6.- 2008).

Итак, нами установлено, что постоянная тематическая рубрикация носит эпизодический характер. Анализ структуры рубрикаций газеты позволил выявить некоторые закономерности:

под одной рубрикой могут помещаться публикации различной жанровой принадлежности, но одного автора («Королевский бутерброд» А. Фукс // «ПУ», 1992);

тексты, принадлежащие разным авторам, но на одну тему в пределах одной рубрики («Окно в Европу» А. Фукс, «Другая ступень цивилизации» Г. Тюнь и др. рубрика «Наши за границей» // «ПУ», 1991).

Итак, анализ газеты показал, что на страницах студенческой газеты актуальной является служебная, или рубрикация «по случаю», например, отчет «Вузовская наука в условиях рынка» («ПУ» №5, 1991, стр. 2) о прошедшем совещании заместителей деканов по научной работе опубликован под рубрикой «Готовимся к обсуждению на ученом совете», которая имеет прямое отражение в тексте: «Это, можно считать, была генеральная репетиция перед заседанием ученого совета»; репортаж «Забудьте на время, что на носу очки, а в душе осень» // «ПУ», №4, 1991, стр. 4) опубликован под рубрикой «Спартикиада «Бодрость и здоровье»; информационная заметка без автора «Абитуриенту на заметку» («ПУ», №2, 2008); репортаж студентки 1 курса специальности «журналистика» А. Бекировой «Наша северная земля» («ПУ», №3, 2008); публикации стихов студентов – «Проба пера» («ПУ», №14, 1992).

 

3.4 Речевые особенности на страницах студенческой газеты «Петрозаводский Университет»


В условиях постиндустриального общества (его также называют информационным) роль информации постоянно возрастает. Как уже было отмечено, значительная доля в информационном потоке принадлежит печатным изданиям: газетам, журналам и т.п. Речевые особенности отдельных газетных жанров разнообразны, они участвуют в реализации основных функций: информационной и воздействующей. Первая из них проявляется в таких особенностях, как документальность, фактологичность, официальность изложения, объективность, сдержанность, наличие стандарта, то есть, большое количество устойчивых и клишированных выражений, журналистские штампы, стандартные термины и названия, используемые с целью создания большей объективности, беспристрастности сообщаемого. Вторая функция (воздействующая, или экспрессивная) выражается в открытой, социальной оценочности, эмоциональности речи, призывности, полемичности и экспрессивности языка как способа выражения авторской оценки и привлечения внимания аудитории.[81]

Экспрессия, экспрессивность, экспрессивные средства языка - понятия неоднозначно трактуются разными учеными.[82]

Как видим, в составе данной категории выделяют следующие содержательные компоненты: оценочность, эмоциональность, образность, интенсификация признака, которые по-разному представлены в разных жанрово-стилевых и индивидуально-авторских контекстах.

В нашей работе под термином «экспрессия» мы понимаем выразительно-изобразительные средства языка, которое выражают ненейтральное отношение к содержанию речи и наилучшим образом (или наоборот) реализуют цели и задачи общения.

Газетные жанры не одинаковы в плане использования в них оценочных средств. Журналист не только информирует читателя о социально значимых фактах, событиях и явлениях действительности, но и даёт оценку сообщаемому. Экспрессия на страницах газеты, прежде всего, связана и с личностью автора, и его речевым воздействием на адресата.

«Образ автора, позиция производителя речи – это главная характеристика речи любого функционального стиля, это центр, в котором сходятся все образующие, все составляющие жанровой формы».[83] По мнению Г.Я. Солганика, проблема автора — одна из главных как для формирования публицистической картины мира, так и для выявления характера средств ее выражения, для формирования газетно-публицистических жанров

Сегодня на смену «директивной, одноцветно идеологизированной прессе пришла публицистика более раскованная по мысли и стилю»,[84] в связи с этим, автор в современной публицистике все отчетливее персонифицируется. Таким образом, принципиальной на сегодняшний день является категория авторства в публицистике, что связано с тенденцией усиления личностного, авторского начала в публикациях любых жанров. Уместно, в связи с этим упомянуть и метафору Л. Е. Кройчика, который сравнивает публицистический текст с двугорбым верблюдом, где первый горб – факт, второй – отношение автора к факту.

В современной литературе связь между жанром и образом автора усложняется, становится более обобщенной, не столь жесткой, но тем не менее не исчезает. Принципиальным отличием образа автора в публицистике является то, что реальный создатель произведения и лицо, от имени которого ведется повествование – совпадают.[85] Образ автора в публицистике – это авторское «я» журналиста, характер его отношения к действительности и, при рассмотрении этой категории применительно к разным жанрам, образ автора имеет различную форму, характер. Так, информационные жанры – обезличены, категория авторства – условна – речь в таких жанрах не содержит, как правило, лексических и стилистических средств, обнаруживающих отношение автора к содержанию сообщаемого. В иных жанрах авторская речь усложняется в связи с иной формой образа автора, включает в себя элементы комментирования, оценки, многообразные формы авторского отношения к сообщаемому (призыв, побуждение, анализирующая речь, рассуждения). Словоупотребление пишущего, его индивидуальная система текстопорождения отражают существенные черты той социальной группы, к которой он тяготеет или принадлежит. Авторское «я» в газетном тексте всегда получает если не явное, то скрытое выражение, поскольку язык устроен так, что практически ни одно высказывание нельзя построить, не учитывая его субъективную модальность.

Таким образом, одним из главных, существенных признаков жанровой формы является образ автора, который во многом определяет способ речевой организации жанра, отбора языковых средств, общую стилистическую тональность произведений. В контексте нашей тематики образ автора заслуживает внимания: студенческая газета «Петрозаводский Университет» разнообразна по своему авторскому составу – студенты, преподаватели, сотрудники университета – так как позволит нам выявить жанровые и речевые особенности текстов.

По мнению исследователей, стилистическая специфика публицистической речи заключается в использовании журналистом особых экспрессивных средств.[86] Далее нам представляется интересным рассмотреть особенности выражения экспрессии на различных языковых уровнях, и прежде всего, на лексико-фразеологическом и синтаксическом. В результате исследования нами было собрано более 200 карточек, фиксирующих наличие эмоционально-экспрессивных средств на различных уровнях. (См.: Приложение 5)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.