реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народное хозяйство Украины

преодоления товарно - денежных отношений, закона стоимости. Введение

продразверстки не сняло полностью проблему товарообмена. В августе 1918

года СНК РСФСР принял декрет "Об обязательном товарообмене в сельских

местностях". Ставился вопрос о товарообмене с сельским хозяйством и в 1919

году. Однако государство не обладало необходимой для нормального

товарообмена массой промышленных товаров, и главным каналом получения

сельхозпродуктов оставалась продразверстка. В этом отношении интересен

также ленинский анализ структуры производства, заготовок и потребления

хлеба в 26 губерниях Советской России. В 1919 году примерно половину хлеба

городам давал Комиссариат продовольствия, остальное - рынок. И, как отмечал

В.И.Ленин, "за хлеб, доставленный государством рабочий платит в девять раз

меньше, чем меночникам". Это свидетельствует о том, что по существу в

период "военного коммунизма" происходили лишь процесс резкого и

интенсивного сжатия товарно - денежных отношений, их значительная

деформация, но не полное преодоление. В реальной действительности деньги,

цена, торговля все же функционировали. Особенность заключалась в том, что

пролетарское государство их не использовало как инструмент экономической

политики. Другими словами, существенным противоречием экономики "военного

коммунизма" является ее двойственность: существование натурального и

централизованно планируемого сектора параллельно с официально запрещенным

"нелегально- рыночным", без которого не обеспечивался процесс

воспроизводства.

Бесспорно экономические принципы "военного коммунизма" не могли не

сказаться на политическом союзе рабочего класса и крестьянства, союзе,

который определил победу Великого Октября.

В одной из наиболее известных работ "Путь к социализму и рабоче-

крестьянский союз" Н.И.Бухарин подробно разъяснил разницу между

революционной природой рабочего и крестьянина. Рабочий продает свои руки

хозяину и начинает работать на него без малейшей надежды на какое- либо

улучшение своего положения, ибо чем больше работает он, тем больше отбирает

у него капиталист- хозяин. "Но каждый крестьянин, имеющий свое хозяйство,

свою собственность, ищет главным образом, выход в том, чтобы увеличивши

свое хозяйство и свою собственность, попасть в следующий, высший разряд

крестьянского населения и таким образом подниматься со ступеньки на

ступеньку. Крестьянин поэтому имеет известное уважение и известное доверие

к более крупным собственникам. Он не научается поэтому ненавидеть богатый

класс той ненавистью, которой отличается рабочий класс, стоящий лицом к

лицу с капиталом... Нужен классовой борьбы и прямых столкновений с

противником, чтобы развенчать в глазах крестьянина его классовых врагов."

Такой опыт крестьянство сполна получило с 1919 по 1921 года. Диктатура

Наркомпрода поставила его точь в точь в таком положении, в каком находился

пролетариат при капитализме. Эксплуатация без малейшей надежды на улучшение

положения. И крестьяне восстали. Украина, Дон, Сибирь, Тамбов и, наконец,

Кронштадт неопровержимо доказали, что крестьянство прозрело. "Экономика

весны 1921 года превратилась в политику: "Кронштадт",- писал В.И.Ленин. и

далее он подчеркивал, что "отчасти под влиянием нахлынувших на нас военных

задач и того, казалось бы, отчаянного положения, в котором находилась тогда

республика, в момент окончания империалистической войны, под влиянием этого

обстоятельства и ряда других. Мы сделали ту ошибку, что решили произвести

непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению.

Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нам нужное количество хлеба, а

мы разверстаем его по заводам и фабрикам,- и выйдут у нас коммунистические

производство и распределение."

Социально- политические и экономические последствия такого подхода

известны. Реакцией власти на невыносимость положения народа была отмена

"военного коммунизма" и переход к НЭПу.

3.2. Новая экономическая политика на Украине.

Территория Украины была полем последних крупных боев гражданской войны.

Завершение боевых действий против армии Врангеля и начало мирных

переговоров с Польшей означало наступление новой полосы в истории

Советского государства. Военный вопрос потерял свое значение. Выдвинулась

задача возрождения разоренной революционными потрясениями и войнами страны.

Одновременно руководство правящей большевистской партии оценило создание

более благоприятной военно- политической ситуации как решающее условие для

развертывания социалистического строительства.

Экономическое положение Советских республик в этот период было

исключительно трудным. Их общие потери за годы интервенции и гражданской

войны составляли около 39 миллиардов золотых рублей, в том числе Украины -

10 миллиардов. Производство промышленной продукции в Украине снизилось до

одной десятой довоенного уровня. Из 11 тысяч предприятий действовало в 1921

году только 2552. Колоссальный ущерб понес и крупнейший в стране Донецкий

угольный бассейн. Также на территории республики было уничтожено около 4

тысяч и частично выведено из строя более 2 тысяч железнодорожных путей.

Многие районы Украины оказались буквально отрезаны от остальной страны.

Война тяжело сказалась и на сельском хозяйстве. Резко сократилось

количество крупного рогатого скота, обнаружилась значительная нехватка

сельхозмашин, инвентаря. Материальные потери, политическая нестабильность,

многократные смены власти в украинской деревне привели к ухудшению

обработки земли, падению урожайности, к сокращению на 15% посевных

площадей, а под зерновыми культурами на одну треть.

Экономические трудности были усугублены внутриполитическими осложнениями. В

1920 году выявилось решительное нежелание крестьянства терпеть

продовольственную разверстку. Введенная как мероприятие чрезвычайного

порядка, она рассматривалась сельским населением как тяжелое, но

необходимое зло - до тех пор, пока существовала угроза со стороны

интервентов и белогвардейщины. Теперь же крестьянство стало упорно

требовать возвращения к системе свободного распоряжения производственными

продуктами, к свободе торговли.

Выполнение разверстки срывалось. Так, на Украине из урожая 1920 года она

была выполнена только на 40%.

Задержка с принятием соответствующего решения органами Советской власти

обернулась мощными крестьянскими выступлениями. В Тамбовской губернии

продолжался мятеж, возглавляемый А.С.Антоновым. на Украине крестьянство

составляло большую часть вновь вспыхнувшего махновского движения. В конце

1920 - начале 1921 года оно широкой волной разразилось по Донецкой,

Екатеринославской и Кременчугской губерниям.

Наконец, в марте 1921 года началось восстание в Кронштадте. Участники его

овладели военно - морской базой, кораблями, выдвинули лозунги,

поддерживающие требования крестьянства и выражавшие недоверие большевикам.

Все эти события были признаками утраты большевиками контроля за

политической ситуацией. Необходима была быстрая смена политического и

экономического курса. Огромную роль в этот переломный момент истории сыграл

В.И.Ленин. отбросив "военно - коммунистические" иллюзии, он пришел к выводу

о необходимости удовлетворить желание крестьян заменить разверстку

продовольственным налогом и предоставить возможность использовать

оставшийся продукт по своему усмотрению. Так было положено начало новой

экономической политике.

НЭП был нацелен прежде всего на выведение советских республик из глубокого

социально - экономического кризиса, на восстановление хозяйства и подъема

народного благосостояния. Для достижения этих целей в ходе НЭПа были

использованы такие важнейшие средства, как:

- восстановление эквивалентного обмена между городом и деревней;

- введение коммерческого расчета в сферу промышленности и торговли;

- создание твердой валюты и развитой кредитно- банковской системы;

- широкое использование различных методов стимулирования труда рабочих и

крестьян.

В более широком плане НЭП понимался как путь к социализму через

государственный капитализм при сохранении незыблемой и монопольной

политической власти партии большевиков. При этом государственный аппарат

мыслился как инструмент, позволяющий держать товарно- денежные отношения в

определенных границах.

Первое принципиальное решение было принято политическим руководством страны

в марте 1921 года на Х съезде РКП(б) - резолюцией "О замене разверстки

натуральным налогом". Спустя несколько дней, 27 марта чрезвычайная сессия

Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) приняла

соответствующее постановление о введении продналога на Украине. 29 марта

Совнарком УССР издал декрет о нормах и размерах налога.

Продовольственный налог на 1921 год устанавливался в размере 117 млн. Пудов

вместо 160 млн., намеченных ранее разверсткой. Из них 18 млн. Пудов

оставалось в распоряжении местных Советов для оказания помощи сельской

бедноте.

Практические меры по осуществлению НЭПа на Украине были связаны прежде

всего с реализацией закона о закреплении землепользования, принятого V

Всеукраинским съездом Советов. Им предусматривалось использование

крестьянами земель, отобранных у помещиков и кулаков, в течение 9 лет.

Ранее эти участки земли закреплялись только на один год, и это лишила

крестьян экономического стимула к серьезной заботе о производительном

труде.

Перемены в государственной политике были с удовлетворением встречены в

украинской деревне. Уже в 1921 году началось оживление хозяйственной жизни,

расширилась запашка (яровой клин увеличился на 18% по сравнению с 1920

годом). К сожалению, эти положительные перемены были во многом смяты

тяжелой засухой. Урожай 1921 года составил в республике только 430,5 млн.

пудов зерна, тогда как в 1920 году было собрано 768,5 млн.пудов. засушливым

для юга Украины оказался и следующий год. Недостаток хлеба в городе и селе

привел к массовому голоду.

Даже после хорошего урожая 1923 года продовольственное положение на Украине

оставалось сложным. Положение в сельском хозяйстве республики

нормализовалось к концу 1924 года.

Во всю мощь проявилось благотворное влияние НЭПа, в частности, после

постановления ВЦИК от 19 апреля 1921 года "О восстановлении и укреплении

сельского хозяйства Украины". В республике было создано акционерное

общество "Село- помощь", которому государство выделило большие материальные

и финансовые средства. С помощью этого общества крестьяне получали посевной

материал, рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и т.п. Целевые

кредиты крестьянам на развитие технических культур, на приобретение машин,

удобрений и др. выдавал Сельхозбанк, созданный в 1923 году.

Дальнейшим развитием новой экономической политики в деревне стала замена

продовольственного, натурального налога единым денежным

сельскохозяйственным налогом. Решение об этом было принято ВЦИК и СНК УССР

19 мая 1923 года. Этот декрет учитывал возросшую товарность сельского

хозяйства республики, постепенную нормализацию товарно - денежного

обращения между городом и деревней. Важно отметить, что он составил только

2-3% общего дохода крестьян. К тому же он впоследствии несколько раз

уменьшался в размере.

Следует заметить, что постепенный подъем сельского хозяйства Украины

проходил на фоне весьма противоречивой социально - политической обстановки.

В целом, к началу 20-х годов украинское крестьянство стало более

однородными в результате аграрных преобразований наделы бедняцко -

середняцких хозяйств возросли в 1,5 раза- за счет передачи им помещичьих,

удельных, церковных и части кулацких земель. В середине 20-х годов бедняки

составляли 33% всех хозяйств по сравнению с 58% в дореволюционный период, а

середняки - около 63% по сравнению с 30-35%. Число богатых крестьян же

сократилось соответственно с 12-15% до 3-5%.

В деревне не был остановлен процесс пролетаризации крестьянства.

Увеличилось число беспосевных хозяйств : с 3,2% в 1923 году до 4,4% в1926.

Росло количество крестьян, нанимавшихся в батраки: в 1925 году на селе

нанималось 240,8 тысяч рабочих, а в 1937 - 431,5 тысяч.

Все это создавало остроконфликтные ситуации в межклассовых отношениях,

закладывало основу социально - экономических потрясений в украинской

деревне.

В условиях НЭПа значительно активизировалось кооперативное движение

крестьян. Простейшей и наиболее доступной для сельских тружеников формой

кооперации была потребительская кооперация (заготовки и сбыт продукции). В

1921 году из системы потребкооперации выделялась сельскохозяйственная

кооперация. В ее рамках создавались объединения как для совместного ведения

сельского хозяйства, так и для снабжения крестьян орудиями производства,

семенами, удобрениями, для переработки излишков продукции и т.д.

Всего к середине 20-х годов на Украине существовало 6712 потребительских и

11320 сельскохозяйственных кооперативных обществ. Всеми видами

производственной кооперации было охвачено 1,5 млн. Или свыше 30%

крестьянских хозяйств, а с учетом потребительской кооперации - больше

половины сельского населения.

Общие итоги восстановления сельского хозяйства республики на основах НЭПа

были значительны, хотя и противоречивы. Уже весной 1925 года посевные

площади на Украине составляли 95% уровня 1913 года.

Благосостояние крестьянских хозяйств во второй половине 20-х годов

возросло. В 1924-25 годах товарооборот сельской розничной торговли возрос в

2,6 раза.

Вместе с тем, количество товарной продукции, поступавшей на рынок их

деревни, не удовлетворяло спрос городского населения. Низкой осталась

культура сельскохозяйственного производства, а государство не имело

возможности резко наращивать вложения в сельское хозяйство. В результате

оно осталось в лучшем случае на уровне, уже достигнутом в дореволюционный

период.

В период НЭПа осуществляется коренная реформа управления промышленностью.

Схема управления отраслью приобрела такой вид: Высший совет народного

хозяйства (ВСНХ) - синдикат - трест. ВСНХ, будучи освобожденным от

оперативного руководства предприятиями, стал заниматься разработкой только

планов развития промышленности в целом, осуществлением контроля за их

выполнением, проведением единой технической политики. Синдикаты ( созданные

на паях хозрасчетные торговые объединения трестов )выполняли функции сбыта

продукции, посредством заказов регулировали работу трестов. Основной же

производственной единицей стали ( до конца 30-х годов) хозрасчетные

объединения - тресты. Они были наделены правами планирования, распределения

средств, расстановки кадров. Тресты всецело отвечали за безубыточность

своих предприятий (декретом от 10 апреля 1923 года было установлено, что

государственная казна за долги трестов не отвечает ). В конечном же счете

это означало, что из пассивного объекта управления сверху государственное

предприятие превращалось в активный субъект социально - экономической

политики.

Логическим следствием денатурализации хозяйственных отношений в стране

стало восстановление товарно - денежной и финансово - кредитной подсистем.

В результате денежной реформы 1922-1924 годов был осуществлен переход к

твердой валюте. Возобновили работу банки. Поставив под жесткий контроль

рублем производственную деятельность трестов, банки стимулировали более

эффективный труд. Промбанк ввел порядок выдачи трестам долгосрочных ссуд

под новое строительство на конкурентной основе.

Предоставление значительной хозяйственной самостоятельности трестам

органически увязывалось, далее, с развитием плановых начал в народном

хозяйстве. Так, в 1921 году был создан центральный плановый орган страны

(Госплан). При этом НЭП не менял единого государственного хозяйственного

плана и не выходил из его рамок, а менял подход к его осуществлению. Иначе

говоря, в условиях НЭПа важное значение приобретала проблема сочетания

плана и товарно - денежных отношений, плана и рынка.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что охарактеризованный процесс был далеко

не однозначным. Демократические методы хозяйствования ( когда одним из

важнейших регуляторов, управляющих развитием экономики, становится рынок),

содействовали экономическому прогрессу страны. Но в то же время постепенное

утверждение сталинского режима ( с его командно - административной системой

) неуклонно вело к нарастающему отчуждению трудящихся от собственности и

власти, к снижению мотивации производительного труда, усилению противоречий

в экономических и социальных отношениях.

С допущением местного товарооборота, разрешением частнопредпринимательской

деятельности, восстановлением рынка в масштабах всей страны обеспечивалась

смычка между городом и селом. Важнейшую роль в этом успехе играл также

перевод государственных предприятий на коммерческий расчет.

Широкому внедрению хозяйственного расчета препятствовал ряд причин:

нехватка основных и оборотных средств, экономически подготовленных кадров,

отсутствие развитого снабженческо - сбытового аппарата, длительная

неприбыльность предприятий возрождаемой тяжелой индустрии и т.д.

Многие из этих переведенных на коммерческий расчет предприятий практически

не смогли работать на началах самофинансирования и окупаемости. В связи с

этим государственные предприятия стали объединяться в тресты. Чаще всего

объединялись предприятия, производящие однородную продукцию, или же

разнородные, но технологически связанные между собой. На трестах лежала вся

полнота ответственности за организацию производства и сбыта, выполнение

годовых заданий и качество выпускаемой продукции. Именно трест, особенно

середины 20-х годов, являлся юридическим лицом и субъектом самостоятельных

имущественных прав. Предприятия же, входившие в его состав, прав

юридического лица, производственной, коммерческой и финансовой

самостоятельности не имели. В качестве основной промышленной хозрасчетной

единицы трест просуществовал около 9 лет. Если же в начале НЭПа тресты -

автономные и оперативно самостоятельные звенья социалистического сектора

производства, то с 1927 года они превращаются в хозяйственных агентов

государства, выполняющих плановые задания. Потенциальные возможности

трестов как участников рыночных отношений не были использованы и в силу

ряда других объективных причин. В частности, из-за неразвитости собственной

системы материально- технического снабжения и сбыта они не могли стать на

рынке ни полноценным продавцом, ни покупателем.

Осознав неразрешимость проблемы материального обеспечения и сбыта готовой

продукции своими силами, тресты по своей инициативе стали создавать такие

хозяйственные организации как синдикаты. Синдикатские формы организации

государственной промышленности возникли в марте 1921 - январе 1923 года.

Синдикаты представляли собой объединения добровольного типа, которые

строили свои отношения с трестами на договорных коммерческих началах.

Капитал синдикатов формировался за счет кредитов банка, государственных

ссуд, паевых взносов трестов и выпуска акций. Основные функции синдикатов

состояли в том, чтобы способствовать своим трестам- пайщикам в реализации

готовой продукции и обеспечения их материалами, полуфабрикатами, сырьем,

топливом. Деятельность синдикатов строилась на коммерческой основе (т.е.

была платной). Их работники были заинтересованы в получении прибыли.

В самые первые годы своего существования ни тресты, ни синдикаты с задачей

организации все более масштабного товарооборота ( особенно в

территориальном разрезе ) не справлялись. Не имелось и компетентных

государственных органов, которые занимались бы на должном уровне изучением

зарождавшегося рынка, учетом спроса и предложения, действенным

регулированием товаропотоков в пределах городов, уездов, губерний

(областей), республик, страны в целом. В связи с этим был восстановлен

такой важнейший элемент капиталистической практики хозяйствования как

биржа. Биржа представляла собой регулярно действующий рынок по торговле

определенными товарами, непосредственно не выносимыми на рынок, имеющими

четкие качественные и количественные характеристики, подтверждаемые

документами, и цены, которые официально устанавливаются на основе спроса и

предложения. Первые советские биржи возникли по инициативе самих торгующих.

Постановлением СТО от 28 августа 1922 года и примерным уставом биржам

ставилась задача "выявлять отношение спроса к предложению, облегчать и

упорядочивать как товарообмен, так и связанные с товарообменом товарные и

торговые операции". На основе этих общих положений определились следующие

основные направления деятельности бирж: создание централизованного рынка;

выявление состояния рынка и цен и информации о нем торгующих и

правительственных органов; регулирование рынка; защита интересов торговли;

содействие развитию более сложных и высоких форм торговли (переход от

продажи конкретных товаров к сделкам на срок и по образцам, применение

междубиржевых сделок и т.д.). По мере развертывания биржевой торговли в ней

наростало участие частного капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.