реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народное хозяйство Украины

беспрепятственного учреждения фирм в любом месте Сообщества и

предоставления услуг, наконец, свободное передвижение капиталов между

странами-участницами. Посредством крупного совместного рынка и свободы

перемещения “факторов производства” рассчитывалось создать более

благоприятные условия для использования преимуществ международного

разделения труда, ускорить структурные сдвиги и, в конечном счете, добиться

повышения эффективности общественного производства в масштабах свей

группировки. Этот рыночный союз позволяет проникнуть через торговлю и

экономическую политику в общую политику, расширить и укрепить

внешнеполитическое влияние.

Интеграционные процессы в Западной Европе сопровождались возрастающим

переплетением капиталов. С 1978 года создается европейская валютная система

с ее основными рычагами: европейской расчетной единицей- ЭКЮ и европейским

фондом валютного сотрудничества. Она базируется на трех основных элементах:

1) европейской валютной единице;

2) системе “европейской валютной змеи”, то есть механизма, тесно

привязывающего валюты ЕС друг к другу (отклонения не должны превышать +_

1,125%);

3) создание ЕВФ из национальных золотодевизных ресурсов.

Валютная система стала определенным шагом на пути установления более

тесного единства, валютной стабилизации, создание мощного заслона против

американского доллара. Валютная интеграция становится неотделимой от

рыночной, аграрной и производственной интеграции и рассматривается как

ключевой элемент будущей системы национального регулирования, ускорителя

интеграционных процессов. Следующие шаги ЕВС- это миссия новых

международных денег, которые по началу существовали бы параллельно с

национальными деньгами, а затем наконец, отказ от национальных денег, ЭКЮ-

валюта, единая для всей группы стран. Эта часть процесса вступила в

начальную стадию своей реализации.

Специфика интеграционных процессов в рамках ЕС во многом определяется

системой централизованного коллективного финансирования из единого бюджета

ЕС. Возникновение этой уникальной системы обусловлено прежде всего теми

долгосрочными целями, которые преследовали основатели ЕС, а именно:

намерением превратить интеграционную хозяйственную группировку в конечном

счете в некое сверхгосударство. Чтобы облегчить перерастание таможенного

союза в их экономический, а затем и политический союз был создан

оригинальный механизм формирования и расходования коллективных финансовых

средств. Единый централизованный бюджет ЕС формируется путем отчисления

таможенных сборов, полученных на любом участке внешней границы ЕС,

компенсационные сборы, сборы с производителей сахара, определенная доля

налога на стоимость, взимаемого с покупателей на внутренних рынках стран, а

также ежегодно выплата в бюджет доли из национальных бюджетов. В финансовый

инструментарий бюджетной системы входят: Европейский инвестиционный банк,

Европейских фонд валютного сотрудничества, Европейский фонд развития, Фонд

ориентации и гарантии сельского хозяйства, Европейский региональный фонд и

Европейский социальный фонд. Единый бюджет предназначен для финансирования

различных программ Сообщества- в социальной, экологической, научно-

технической и других сферах, стабилизации интеграционной стратегии и

надежного функционирования всех институтов ЕС.

Необходимо сказать, что совместный рынок стран-участниц организован в ЕС не

как зона свободной торговли, а как таможенный союз, предполагающий наличие

единого тарифного барьера на всей внешней границе Сообщества, а

следовательно, единую тарифную(вообще протекционистскую) политику в

отношении третьих стран. Наряду с этим предусматривалось осуществление

“совместной торговой политики по единым принципам”. В 1970 компетенция

заключать торговые договоры с третьими странами перешла от национальных

правительств к КЕС. Эта общая торговая политика изначально покоилась на

компромиссе между национальными и региональными интересами (странам-

участницам можно было заключать двухсторонние соглашения с третьими

странами, но при условии что они не противоречат общей торговой политике).

В центе общеэкономической политики ЕС, несомненно находятся экономическое

соперничество с США и Японией за рынки сбыта. Единая политика помогает

организовать успешное сопротивление давлению этих “мировых гигантов”, хотя

наряду с успехами случаются и уступки.

На современном этапе западноевропейская интеграция- фактор экономического

роста. Интеграционные процессы в Европе форсировали повышательную тенденцию

циклического производства. Сообщество стало фактором концентрации и

централизации капитала, способствовало расширению рынка и международному

разделению труда, перестройке хозяйственной структуры, “модернизации

финансового капитала”. Западноевропейская интеграция не только расширила

рынок географически, но и увеличила его емкость. “Общий” рынок стал

рассматриваться как более широкое экономическое пространство, как

продолжение национального рынка. Она вызвала глубокие изменения в

производстве, рост специализации, кооперации, стимулировала темпы роста.

Однако вся история западноевропейской интеграции представляет собой лишь

частичное решение ставящихся задач, просрочение сроков выполнения планов.

Так, например, в “Программе-92” ставилась задача создания Европы без

границ. Эта цель отложена на неопределенный срок. В данный момент

политическая сплоченность отстает от экономической. Существенные

разногласия между странами-участницами по поводу модели экономики в ЕС. Для

Великобритании и Германии привлекательной выглядит модель

неолибералистического подхода, ослаблению государственного контроля, а для

Франции, Голландии, Греции- приверженность неокейнсианским (дирижистским)

методам регулирования экономики. В некоторых случаях государства-участники

предпочитают действия в угоду национальным, а не общим интересам. Таковы

основные проблемы, с которыми столкнулось Сообщество на данном этапе.

Решение их видится в создании Европейского союза, в котором будут

существенно расширены полномочия Европейского парламента и Совета

Министров, введены другие атрибуты наднациональной власти. Этими, а также

другими мероприятиями руководители Сообщества намерены дать новый стимул

экономической и политической интеграции в Западной Европе.

Оценивая перспективы дальнейшего развития ЕС актуален вопрос о направлении,

в каком пойдет его развитие. Пойдет ли оно в интеграцию “вглубь”, по пути

создания экономического и политического союза, или “вширь”, ограничиваясь

урегулированием текущих проблем и расширением числа участников объединения?

Последнее выглядит наиболее проблематичным. Видя выгоды интеграционного

объединения к членству в ЕС стремятся другие европейские страны. Просьбы о

вступлении были поданы от Турции(в апреле 1987) и Австрии(в июле 1989).

Вообще, исходя из Римского договора(ст.237), на участие в Сообществе может

в принципе рассчитывать любая европейская страна. На практике положение

инное. Такое не выгодно самим странам-участникам, так как, по выражению

одного из теоретиков ЕС:” привилегии клубного членства нельзя

распространить на всех: в противном случае не будет смысла в существовании

клуба”. По одной из моделей будущего ЕС “ядро” европейской интеграции

должны составить нынешние участники Сообщества, вслед за которыми в порядке

убывания их вовлеченности в интеграционный процесс расположились бы члены

Европейской ассоциации свободной торговли, а затем восточноевропейские

государства. Участники внутреннего круга участвовали бы во всех аспектах

политики, включая военную. Страны, расположенные во внешнем круге, имели бы

дело только с экономикой.

Литература:

1. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии-

М.Междунар.отношения,1990-288с.

2. Максимова М.М. и др.Европейское сообщество: регулирование интеграционных

процессов-М.:Наука,1986-272с.

3. Барановский В.Г.Европейское сообщество в системе международных отношений-

М.:Наука,1986-320с.

4. Стрежнева М.И.Европейское сообщество и другие европейцы. Статья. -

жур.Мировая экономика и международные отношения.№5,1991.

1.5. “Новые индустриальные страны”: причины экономического взлета.

Сущность феномена новых индустриальных стран (НИС) состоит в том, что во

многих развивающихся государствах преодолевается аграрно- сырьевая

специализация экономики, формируется диверсифицированный промышленный

комплекс, отлаживается модель “открытого хозяйства”, способного

адаптироваться к международным рынкам. К первому поколению индустриальных

стран относят Бразилию, Аргентину, Мексику, Южную Корею, Тайвань, Сингапур,

Гонконг, ко второму- Малайзию, Таиланд, Филиппины, Индию, Пакистан, Турцию,

Египет, Тунис, Марокко, Колумбию, Чили.

Ядром НИС являются “четыре дракона” Юго-Восточной Азии: Тайвань, Сингапур,

Южная Корея, Гонконг.

Освоение электронных технологий в экономике новых индустриальных стран Азии-

пример успешного действия ее перестройки. На рубеже 70-80-х годов

повышение стоимости рабочей силы, ужесточение международной конкуренции,

таможенный протекционизм стран с развитой рыночной экономикой грозили

подорвать экспортную ориентацию экономики этих государств. Для освоения

электронных технологий необходимы инженерные кадры и квалифицированная

рабочая сила, способная к постоянному переобучению, и отлаженный

конкурентный механизм в современном секторе экономики. “Четыре дракона”

располагали и тем и другим.. во второй половине 80-х годов они стали

международными экспортерами электронных товаров- от сверх больших

интегральных схем до ЭВМ. Новые индустриальные страны Тихоокеанского

региона переживают исключительно важный период своего развития. Глубокие

внешнеполитические преобразования, структурная перестройка экономики наряду

с обострением торговых противоречий с основными внешнеэкономическими

партнерами определяли особенности экономического положения Республики

Корея, Сингапура, Тайваня и Гонконга на пороге 90-х годов.

Упрочение демократии в Республике Корея, на Тайване, а также в Сингапуре

объективно ведет к сужению влияния бюрократии на экономические процессы,

способствует ограничению сферы деятельности государственного сектора

пределами экономической целесообразности, формирует благоприятную

политическую среду для развития науки и создания высокотехнологичных

производств. В настоящее время Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг все

активнее втягиваются в процесс компьютеризации экономики с целью

обеспечения конкурентноспособности своего экспорта на рынках развитых

стран. Они фактически подключились к реиндустриализации, что ведет к

большему сближению воспроизводственных структур промышленно- развитых

государств и новых индустриальных стран.

Стратегический успех НИ Юго-Восточной Азии в освоении информационных

технологий- это создание собственной научно-исследовательской базы по

интегральным схемам. В 80-ые годы их емкость росла скачкообразно (с 64 до

1024 кбт).НИ смогли вписаться в инновационный марафон. Южная Корея стала

третьей страной после США и Японии, разрабатывающей и выпускающей

интегральные схемы типа запоминающих устройств емкостью 1 Мбт. Тайвань

специализируется на создании логических интегральных схем. Малайзия,

несколько отстав в области НИОКР, превратилась в мирового производителя

интегральных схем меньшей емкости. Основой функционирования экономики

Гонконга и Сингапура, двух городов- государств, традиционно являлось

осуществление посреднических операций. Первоначально они охватывали

реэкспортную торговлю, позднее также сферу международного кредита. К концу

70-ых годов Сингапур и Гонконг превратились в крупнейшие финансовые центры

Восточной Азии, в которых международный монополистический капитал обрел

партнера в лице китайской буржуазии.

Модель хозяйственного развития Тайваня и Южной Кореи во многом складывалась

под действием политических факторов, в частности, противостояния КНР и

КНДР. Постоянно используя тезис о внешней угрозе, правящие круги Южной

Кореи и Тайваня провозгласили целью стратегии социально- экономического

развития- максимальное наращивание хозяйственного потенциала, достижение

высокой самообеспеченности за счет создания диверсифицированной структуры

экономики, опережающего развития тяжелой индустрии. С начала 70-х годов

Малайзия, Сингапур, Южная Корея и Тайвань первыми в Азии отказались от

политики импортозамещения и перешли к политике “открытых дверей”-

форсированному развитию с помощью иностранного капитала, экспортных

отраслей экономики. Активно перестраивая структуру своей экономики в

соответствии с требованиями мировых рынков, развивающиеся страны Азии

приступили к модификации старых и созданию новых для себя отраслей,

ориентируя их на внешние рынки: сборка электроники и автомобилей,

судостроение, текстильная, обувная и кустарная промышленность, производство

игрушек. При этом главным преимуществом в конкурентной борьбе за рынки

некоторых торговых товаров стала их рабочая сила, которая отвечала

требованиям рыночной конъюнктуры: дешевая, достаточно образованная и

высокопроизводительная. Объем внешней торговли НИ увеличивается с

необычайной быстротой. Совокупный объем внешней торговли НИС Азии вырос с

2,7 млрд. долл. в 1965 г. до 176,9 млрд. долл. в 1995 г., причем не только

за счет трудоемких отраслей, но и за счет капиталоемкой продукции. Их доля

в мировом экспорте с 1960 по 1995 г. увеличилась более чем втрое- с 2,5 до

9,3%.

Сингапур за последние два десятилетия добился самого впечатляющего

прогресса в экономике- средний ежегодный объем производства составил почти

9% в год. В этой стране наивысший в мире процент сбережений- 42% ВВП и

наивысший в Азии (кроме Японии и Брунея) доход на душу населения. Доля

внешнеторгового оборота в ВВП также является наивысшей в мире. В экономике

Сингапура важное место занимает торговля, переработка и транспортировка

нефти, при относительно небольшой доле обрабатывающей промышленности. В

тоже время наметилась тенденция роста концентрации в обрабатывающей

промышленности, что дало возможность стране выйти на рынки капиталоемкой

продукции. Почти все отрасли обрабатывающей промышленности(

судостроительная, резинотехническая, электронная, легкая) ориентируется на

внешний рынок. Удельный вес экспортного производства достиг 69 %. Растет

роль Сингапура как регионального центра сбора, обработки и передачи

коммерческих данных и информации, консультативных и рекламных услуг,

инжиниринга и т.д. Серьезные и скоординированные усилия предпринимают

государство и частный бизнес по развитию туризма, который превратился в

третий по значению источник поступления валюты. В 1995 году число

иностранцев(5,9 млн.чел.) посетивших Сингапур, увеличилось по сравнению с

1989 годом на 34%, а общая сумма от туризма составила порядка 3,4

млрд.долл. В экономике страны по прежнему большое значение продолжает

играть транспорт. Сингапурский морской порт- третий в мире по объему

обрабатываемых в нем грузов (168 млн.тонн в 1994г.). по объему обработки

контейнеров(1994 г.-3,5 млн.шт., рост за год- 27%) местный порт делит с

Гонконгом 1-2-е места в мире. Однако Сингапур- первый в мире порт,

оснащенный современной компьютерной системой, полностью контролирующей ход

погрузки и разгрузки контейнеров, размещение их на причалах, хранение и

т.д. Оснащение порта высокотехнологическим оборудованием продолжается

практически непрерывно. За последние 10 лет производительность труда в

порту увеличивалась ежегодно в среднем на 11,3%. В области внешней

торговли в последние годы продолжался процесс диверсификации, выразившейся

в частности, в опережающем развитии торгово-экономических связей Сингапура

с НИС Тихоокеанского региона. Вывоз продукции, изготовленной

непосредственно в Сингапуре, увеличился на 27%, причем ведущее место в

промышленном экспорте заняли средства связи, компьютеры и их элементы,

бытовая электроника. Важной статьей дохода стала реализация за рубежом

программного обеспечения для компьютеров. Интенсивный экономический рост

содействовал снижению уровня безработицы( с 6,5% в 1988г. до 2,6% в

1994г.).

Гонконг- сейчас это третий финансовый центр мира после Нью-Йорка и Лондона,

страна с процветающей торговлей, банками, коммуникационной сетью, морским

транспортом. Можно выделить текстильную, легкую промышленность, а также

электронику, производство игрушек и электротехнику, при том, что тяжелая

промышленность практически на развита. Преимущества экономики заключаются в

открытости рынков, свободном предпринимательстве, отсутствии ограничений на

торговлю и поощрении зарубежных капиталовложений. В последние годы в

Гонконге наибольшее развитие получили сфера услуг, а также выпуск изделий

электронной промышленности и приборостроения. Организация производства

некоторых видов высокотехнологичной продукции связана с широким притоком в

1986-1988 г.г. инвестиций из Японии. В этих условиях Гонконг стремиться

расширить торгово-экономическое сотрудничество с другими странами региона,

активизировать присущие этой колонии функции посредника в международных

хозяйственных связях. Особое значение для Гонконга имеет развитие

всесторонних связей с КНР. Уже сейчас Китай- крупнейший поставщик товаров

на рынок Гонконга и второй по значению (после США) рынок сбыта

произведенной в Гонконге промышленной продукции. В настоящее время

ожидается дальнейшая переориентация торгово- экономических отношений

Гонконга с США на Японию, КНР, НИС и страны Западной Европы. Намечается

активизация внешнеэкономических связей Гонконга с Вьетнамом и со странами

Восточной Европы.

Тайвань- достаточно быстро переходит от производства текстиля, игрушек и

обуви к выпуску товаров, требующих более высокого уровня технологии, таких,

как автомобили. В эту отрасль уже вложили деньги “Форд”, “Ниссан” и

“Мицубиси моторс”. В перспективе Тайвань ставит целью переход к

производству наукоемкой продукции. Он является одной из наиболее быстро

развивающихся и наиболее ориентированных на экспорт стран в мире.

Экспортная ориентация экономики во многом определяет и хозяйственную

стратегию. Большую роль в успехе “экспортного наступления” Тайваня сыграли

усилия по улучшению структуры экспорта, направленные на освоение все новых

этажей специализации. За короткий срок из сырьевого придатка Японии остров

превратился в производителя широкой номенклатуры товаров широкой и легкой

промышленности, здесь создан мощный научно-информационный потенциал.

Начиная с 60-х годов все более весомую роль в промышленном производстве и

соответственно в экспорте острова стали играть электроника и

электротехника. В настоящее время ориентация на эти наиболее

высокотехнологичные направления производства продолжает сохраняться и даже

усиливаться. Высокое качество, современный технологический уровень и

конкурентноспособные цены экспортной продукции, а также гибкость и высокий

уровень организации внешней торговли обеспечили Тайваню прочные позиции на

ведущих мировых рынках. Значительно расширилась инвестиционная деятельность

Тайваня как по объему, так и по направлениям. В последние годы она включает

целый ряд новых сфер- финансирование научно- исследовательских работ,

производство одежды и обуви, отдельных компонентов электроники. В связи с

этим складывается благоприятная ситуация в развитии внешнеэкономических

связей со странами ЮВА, Индокитая, с КНР.

Южная Корея занимает второе место в мире по судостроению, четвертое по

производству телевизоров, восьмое по впуску стали, десятое по производству

электронной продукции, одиннадцатое по суммарной мощности атомных

реакторов, двенадцатое по объему экспорта. Две южнокорейские компании

“Хюндай” и “Самсунг” в 1989 г. Входили в число ста крупнейших компаний

мира. Фирмы Южной Кореи не только выпускают товары под своими товарными

знаками, которые становятся известными во всем мире- “Лаки Голд Стар”,

“Хюндай”, “Самсунг”, “Даеву” и др., но и производят товары под марками

других стран. Ключевую роль в хозяйственном развитии Южной Кореи играют

высокие темпы развития ее внешнеэкономических связей. Важные качественные

изменения произошли в структуре вывозимых товаров- впервые продукция

электронной промышленности стала главной статьей экспорта, оттеснив

текстиль на второе место. Южная Корея настойчиво пытается расширить доступ

к нетрадиционным и найти новые рынки сбыта, источники сырья,

полуфабрикатов, техники и технологий. В этом плане примечательным

представляется увеличение зкспорта к соседним “драконам”: в Сингапур- на

46%, в Гонконг- на 61%, на Тайвань- почти на 70%. В 90-х курс на

децентрализацию управления экономикой, ее приватизацию, всемерное

стимулирование НТП продолжается. Возрастающую роль в экономическом развитии

страны приобретает внутренний спрос. Фирмы Южной Кореи увеличили реализацию

автомобилей на внутреннем рынке на 45%. Все большее число персональных ЭВМ

находят применение в учреждениях, в системе образования и в быту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.