реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народное хозяйство Украины

году они поглощали до 40% дохода фермеров. То, что кризис с особенной силой

проявился в США, было следствием усиления неравномерности развития

капитализма, а также того, что после первой мировой войны значительно

возросла доля США в мировом капиталистическом производстве. США,

выпускавшие в 1913г. 36% мировой промышленной продукции, повысили свою долю

в 1920 г. до 47%. Увеличение удельного веса США в мировом производстве и

рост всемирной экспансии американского империализма привели к обострению

его противоречий и сделали его более уязвимым в смысле воздействия

противоречий капиталистической системы мирового хозяйства.

В силу трудностей сбыта и невозможности получить где-либо кредит, по всей

стране прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистики, за

годы кризиса потерпели крах более 130 тыс. торговых и промышленных фирм, 19

крупных железнодорожных компаний, более миллиона фермерских хозяйств.

Падение производства в США оказалось большим, чем в других

капиталистических странах. Общий уровень промышленного производства в

1933г. упал по сравнению с 1929г. на 46% ( табл. 1.3.), а производственные

мощности оказались загружены всего на одну треть. Промышленность стары была

отброшена более чем на 20 лет назад, к уровню 1911г.

Таблица 1.3

Основные показатели экономического развития США в 1929-1938 гг.

| Показатели |1929 |1932 |1938 |

|Индекс промышленного производства |119 |64 |105 |

|(1923-25 = 100%) | | | |

|Добыча угля, млн.т |543,7 |321,1 |355 |

|Добыча нефти, млн.баррелей |83,9 |65,4 |91,5 |

|Производство чугуна, млн.т |42,6 |8,8 |19,5 |

|Производство стали, млн.т |56,4 |13,7 |28,8 |

|Производство автомобилей, млн.шт |5,4 |1,4 |4,8 |

|Потребление хлопка, тыс.кип |7970 |5503 |5914 |

|Сбор пшеницы, млн. квинталов |223,8 |135,1 |194,7 |

|Экспорт, млн. долл |5157 |1576 |3300 |

|Импорт, млн. долл |4315 |1288 |3100 |

Возникнув в США, кризис стал быстро перерастать в мировой экономический

кризис. Сказался большой экспорт ее капитала, натиск ее промышленности и

сельского хозяйства на мировой рынок сбыта, растущий ввоз в США сырья и

полуфабрикатов, финансовая зависимость ряда стран от американских банков,

действие международных монополий под эгидой финансовых магнатов США- все

это поставило западноевропейские, южноамериканские и азиатские страны под

сильное влияние тех процессов, которые происходили в экономике США.

Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон

экономике США. В громадной степени ухудшилось положение народа.

Характеризуя обстановку в стране в начале 30-х годов, У.Фостер писал:

“Соединенные Штаты, в прошлом страна хваленого капиталистического

процветания, стали страной, где властвовал кошмар голода, нищеты и

пауперизма”.

С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с

президентом Гувером. Правительство, призванное “кабинетом миллионеров”,

заботилось в основном о благополучии монополий и игнорировало социальные

программы. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим

кандидатом в президенты- Ф.Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании

Рузвельт сформировал “мозговой трест”, который разработал теорию “нового

курса”.

Теоретической базой “нового курса” явились воззрения английского экономиста

Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея- необходимость активного

вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого

государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно

вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.

Д.Кейнс впервые в экономической теории поставил вопрос о необходимости

перехода к государственному регулированию экономики, уделяя первоочередное

внимание поискам способов смягчения экономических кризисов и массовой

безработицы. На практике эту теорию впервые успешно реализовал президент

США Ф.Рузвельт.

9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса. Работа

сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял

множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США.

Основу любой экономики составляет финансовая система. Поэтому первым из

законодательных актов, принятых конгрессом был “Чрезвычайный банковский

акт”. Были закрыты все банки и проведена тщательна ревизия. В результате

получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно

1/3 от существовавших).

Другие финансовые мероприятия правительства Рузвельта (отмена золотого

стандарта, сосредоточение в руках государства золотого запаса США,

девальвация доллара) были направлены главным образом на увеличение

финансовых ресурсов государства и на усиление его регулирующих функций.

Одновременно были приняты меры к успокоению мелких вкладчиков: акты

конгресса, принятые в 1933 году ограничили масштабы биржевой спекуляции и

дали правительству полномочия на создание федеральной корпорации по

страхованию банковских вкладов.

Ядром “нового курса” было реформирование промышленности. Согласно принятого

конгрессом “Закона об оздоровлении национальной промышленности” была

создана Национальная администрация оздоровления промышленности во главе с

генералом Джонсоном. Она провела принудительное картелирование

промышленности во главе с генералом. Было создано 17 промышленных групп,

для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки

сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен.

Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность

рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало

обязательным.

В результате введения этих эаконов уже весной 1934 года начался побьем

производства в промышленности. Предприятия полностью выполнявшие законы

получали право льготного сбыта продукции. Выполнение этих законов позволило

наиболее правильно переориентировать экономику с учетом возможностей сбыта

продукции и интересов государства.

Другой серьезной проблемой для США была огромная армия безработных. Для

урегулирования этой проблемы была образована Администрация общественных

работ во главе с министром внутренних дел Г.Икенсом. Весной 1933 г. начали

создаваться трудовые лагеря для безработных. В них было занято свыше 10

миллионов человек. На осуществление программы общественный работ

правительство выделило 13 миллиардов долларов. В начале 1934 года была

образована Администрация гражданских работ во главе с Г.Гопкинсом. Она

обеспечила работой еще 4 миллионов безработных.

За 4 года существования трудовых лагерей, занятые в них безработные,

работая за жилье и питание построили 755 миль дорог, 75 тысяч школ, 584

аэродрома, 3700 стадионов, 12 миллионов футов канализации, множество ферм.

Была проведена полная электрификация сельской местности, обустройство

национальных парков.

По мере подъема производства и создания новых рабочих мест, программа

общественных работ сворачивалась.

Важной составной частью “нового курса” был закон о помощи фермерам,

принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты

сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с

государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота.

Согласие на заключение контракта давало право на получение премии.

Источником этих субсидий стал налог на первичную обработку

сельскохозяйственных продуктов, то есть в конечном счете- налог на

потребителей. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного

производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства.

Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского

хозяйства.

Однако, несмотря на то, что на осуществление этой программы были затрачены

огромные средства, покупательная способность американского фермерства не

достигла даже довоенного уровня. Только крупные фермеры получили немалые

выгоды от сокращения производства.

Закон о помощи фермерам предусматривал также рефинансирование фермерской

задолженности. С этой целью была создана Администрация фермерского кредита,

которая начала выдачу займов фермерам-должникам по более низким процентам.

За 1933-1935 годы общая сумма займов составила 2 миллиарда долларов. Эти

средства укрепили в первую очередь крупные фермерские хозяйства. Что

касается мелких фермеров, их положение не улучшилось. За первые три года

“нового курса” было продано за долги около 600 тысяч ферм, а владельцы их

поступили в распоряжение Национального бюро труда, которое перераспределяло

трудовые ресурсы и занималось перераспределением фермеров.

Одновременно с экономическими мерами правительство США принимало меры по

защите прав трудящихся. В июле 1935 года был принят закон о трудовых

отношениях. Запрещалось преследовать рабочих за создание профсоюзов и

участие в стачках. Права профсоюзов подтверждались законом. Одновременно

предпринимателям запрещалось создавать компанейские профсоюзы, которые

действовали в угоду администрации.

Кроме того был принят закон о социальном страховании, который устанавливал

пенсии для рабочих старше 65 лет, пособия по безработице, пенсии инвалидам,

сиротам и вдовам, потерявшим кормильцев и другие социальные пособия.

В духе “нового курса” проводилась и внешняя политика США. По инициативе

Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с

СССР, а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего

благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести

перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким

внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.

В результате мер, предпринятых администрацией Рузвельта, к 1936 году

кризисные явления в экономике США были в основном преодолены.

Таким образом, политика “нового курса”, проводимая американской

администрацией во главе с президентом Рузвельтом явилась эффективным

способом преодоления экономического кризиса. “Мозговому тресту” Рузвельта

удалось понять необходимость активного вмешательства государства в

экономику страны, и сделать это, избежав социальных потрясений.

Благодаря жесткому контролю государства за промышленностью и финансами,

перераспределению ресурсов с учетом интересов государства, а не монополий,

удалось оздоровить экономику, и за счет государственных заказов вызвать

промышленный подъем.

Политика в области сельского хозяйства была менее эффективной, и результаты

ее сказались несколько позднее.

Создание трудовых лагерей позволило безработным выжить в условиях кризиса,

смягчить социальную напряженность, и вести работы, требующие большого

вложения рабочей силы. Эти же работы, произведенные строительными

компаниями, стоили бы государству гораздо дороже.

Важным фактором политики “нового курса” было сочетание в едином комплексе

мер экономических и социальных. Только государство, регулируя экономические

процессы, и принимая меры по защите населения, помогло экономике

Соединенных Штатов преодолеть кризисные явления. Благодаря успешному

проведению политики “нового курса” Соединенные Штаты Америки преодолели

самый глубоких и разрушительный кризис в истории капитализма и остались

ведущей страной капиталистического мира.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что “новый курс” Ф.Рузвельта

предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций:

первую(тактическую)- вывод США из кризисной ситуации;

вторую(стратегическую)- создание экономических основ общества, социально-

ориентированного рыночного хозяйства.

Литература:

1. Джингарадзе В.З. “Экономическая история США”.-М.Выс.шк.,1973.-159 с.

2. Иванов С.В.”Война с бедностью” Ф.Д.Рузвельта:Социальные программы

“нового курса” в США.-Саратов:Изд-во Саратовского университета, 1989.-148с.

3. Мальков В.Л.,Наджафов Д.Г.”Америка на перепутье. Очерк социально-

политической истории “нового курса” в США”.-М.:Наука, 1967.-228с.

4. Сивачев Н.В.,Язьков Е.Ф.”Новейшая история США”.-М.:Выс.шк., 1973.-159 с.

5. Яковлев Н.Н.”Франклин Рузвельт- человек и политик”.-М.:Наука,196.-176с.

1.4 Капиталистическая экономическая интеграция. Развитие стран ЕЭС в

современных условиях.

Важной вехой, открывшей новую страницу в истории Западной Европы и

символизирующей победу идей европейского единства над разногласиями и

раздорами между государствами, считается на Западе 1 января 1958 года,

когда начали функционировать ЕЭС и Евроатом. В 1967 году, после слияния

трех ранее самостоятельных региональных организаций ЕЭС, Евроатома, а также

Европейского объединения угля и стали была организована интеграционная

группировка западноевропейских стран - “Европейские сообщества” (ЕС) или

так называемые страны “Общего рынка”. Первоначально в состав ЕС входили

Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург. В 1973 году к ним

присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 году - Греция, а в

1986 году - Испания и Португалия. Из “шестерки” оно превратилось в

“дюжину”. Сейчас в ЕС входят 14 наиболее экономически развитых стран

Европы. За три десятилетия своего существования западноевропейская

интеграция стала наиболее комплексной и масштабной, охватывая

производительные силы, социальную структуру, политические институты. Она

показала тенденцию к устойчивости, углублению и расширению.

Интеграционная стратегия Сообщества исходит из фазности, ступенчатости его

развития. Она должна проходить последовательными этапами:

а) зона свободной торговли, когда участники ликвидируют таможенные барьеры,

но каждый участник сохраняет собственный тариф против “третьих” стран;

б) таможенный союз, отмена тарифов между участниками и единый тариф против

“третьих” стран;

в) общий рынок, свободное передвижение граждан и капиталов внутри

объединения;

г) экономический союз, единая экономическая политика;

д) полная интеграция (согласовываются валютная, фискальная сферы, кредит,

конъюнктурная политика).

И, как итог, - дальнейшее превращение региона в сверхгосударство

федеративного или конфедеративного типа - своеобразные Соединенные Штаты

Западной Европы, то есть приход к созданию экономически и политически

единого регионального комплекса.

Развитие ЕС шло приблизительно таким же путем, но гораздо медленнее, чем

ожидалось. Разделительную черту в двух основных фазах эволюции ЕС провели в

середине 70-х - начале 80-х гг. экономические кризисы 1974-1975 и 1980-

1982, которые ощутимо ударили по экономике страны Общего рынка. Если в 60-х

годах либерализация движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы вела

к созданию таможенного союза, то в 80-90-х годах основной упор ставится на

интеграцию рынка, то есть полная ликвидация таможенных границ, национально-

государственных анклавов в промышленной сфере, стягивание научных

потенциалов, совершенствование европейской валютной системы. Новая

стратегия предусматривает ориентацию на развитие научно-технической сферы

интеграции, технологической и промышленной автономии, “европейской

промышленно-научной зоны”. Сюда следует добавить возрастание политической

интеграции, как одной из самых приоритетных направлений.

Структура институтов ЕС включает 15 специализированных комитетов (валютный,

по экономической политике, по сельскому хозяйству, по энергетике, по научно-

техническим исследованиям и др.), 20 генеральных директоратов (по внешним

связям, по конкуренции, по занятости и другим социальным вопросам, по

сельскому хозяйству, по бюджету и т.д.), а также Европейский совет, который

состоит из четырех “китов” Сообщества: Суд европейских сообществ, Комиссия

европейских сообществ (КЕС), Совет министров европейских сообществ и

Европейский парламент. На этом структура не исчерпывается, есть еще ряд

финансовых фондов, комитетов, отделов и агентств. Такая структура позволяет

вести слаженную работу по всем аспектам сотрудничества стран - участниц в

различных сферах и вести единую политику, приводя ее к взаимовыгодному

результату.

Западноевропейское интеграционное развитие налагает заметный отпечаток на

современные международные отношения. Большая часть внешнеполитической

деятельности стран-участниц реализуется именно через интеграционное

объединение. Для этой цели в ЕС есть целая система координационных

механизмов, предназначенных для разработки общей линии в отношении внешнего

мира. И деятельность его в политике не ограничивается торгово-

экономической сферой. Объединение стран Общего рынка стало влиятельной

силой внутри капиталистического мира, способной не только конкурировать с

США в экономической области, но и политически дистанциироваться от

Вашингтона. США утрачивает роль гегемона и теряют обширную “сферу влияния”

не только в Европе, но и в близлежащих регионах. Это немаловажная победа

объединенной Европы.

Еще одна сфера совместной политики ЕС - это региональная политика

сообщества. В пределах ЕС имеются регионы, отличающиеся высокоразвитой

промышленной структурой. Есть здесь и слаборазвитые регионы, расположенные

главным образом на окраинах Сообщества (Южная Италия, Ирландия, северо-

западные регионы Греции и др.). Для них характерны повышенный удельный вес

сельского населения, повышенный уровень безработицы, слабо развита

инфраструктура. Такая территориальная несбалансированность создает ряд

экономических, социальных и политических проблем как для стран-членов, так

и для ЕС в целом. Национальные правительства поощряют развитие в таких

районах инфраструктуры, чтобы привлечь сюда частных инвесторов. Но не

всегда отдельное государство может справиться со своим грузом проблем.

Поэтому, согласно Римскому договору, одной из целей ЕС является

выравнивание уровней развития стран-членов путем повышения существующих

региональных различий и преодоления отсталости слаборазвитых районов.

Региональная политика ЕС базируется на трех принципах. Первый состоит в

том, что при разработке совместной политики принимаются во внимание

региональные особенности стран-членов с тем, чтобы выгоды от такой

совместной политики получали в первую очередь наименее развитые районы.

Второй - это более полная координация национальных региональных политик на

базе общих критериев для каждого из таких регионов, принятых на уровне

Сообщества. Третий принцип - это предоставление финансовой помощи этим

районам по линии финансово-кредитных институтов Сообщества. Эти средства

распределяются в соответствии с важностью региональных проблем, и их

значение для решения этих проблем в некоторых странах-членах довольно

велико.

В конце 70-х в 80-х годах процесс наднационального регулирования

распространяется на новую хозяйственную сферу - промышленность. Современный

этап развития западноевропейской интеграции отмечен вмешательством органов

ЕС в промышленную структуру, научные исследования сферу подготовки кадров.

Он связан с оздоровлением промышленной структуры, началом, по сути, нового

этапа индустриализации в Западной Европе, выходом на развитие новых

технологий, “размыванием границ”, кооперацией в сфере технических средств,

норм, стандартов, инфраструктуры и т.д.

При КЕС создан механизм совместной научно- технической политики. Сообщество

становиться на путь создания “научно-технических стимуляторов”- программ

развития в области новых технологий. Сами программы становятся мотором

интеграции стран Западной Европы, рассматриваются как фактор унификации ЕС.

Сотрудничество идет во всех приоритетных сферах, таких как программ

термоядерного синтеза, информатики, робототехники, создания европейской

системы телекоммуникаций, Европейского агентства космических полетов, в

области авиастроения и биотехнологии.

Сообщество ведет совместный курс во многих других отраслях. Это

сотрудничество в сфере аграрной политики, в сфере социальной политики,

совместная деятельность в сфере энергетики, в транспортной политике,

совместные действия по охране окружающей Среды и обеспечению ядерной

безопасности, в сфере образования и в других сферах. Среди этих сфер

наибольшего прогресса ЕС добилось в сельскохозяйственной отрасли, но

положительные сдвиги в других сферах также налицо.

Наиболее развита инфраструктура институтов ЕС по экономике. Она охватывает

восемь генеральных директоратов и семь специализированных комитетов.

Сообщество проводит регулирование совместного рынка, вывод в финансовый мир

европейской валюты- “экю”, принимает совместный бюджет, ведет единую

экономическую политику к другим странам.

По замыслам организаторов ЕС, общий рынок должен был прежде всего

обеспечить “четыре свободы”: свободное движение товаров между странами-

участницами, свободную миграцию рабочей силы по свей территории ЕС, право

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.