реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Народное хозяйство Украины

Одновременно в Украине происходили процессы ограничения покупательной

способности основной массы потребителей, со все большим отставанием ее

уровня от темпов роста потребительских цен, что вызывало очередной паралич

процессов расширенного воспроизводства и экономического кругооборота.

Товаропроизводитель, который не может сбывать свой товар по его реальной

стоимости, неизбежно становиться банкротом. Поскольку собственные

потребители неплатежеспособны и как-то живут, не покупая новых товаров, а

выход на внешние рынки - вследствие дискриминационной торговой политики

зарубежных стран или неконкурентоспособности отечественных товаров - не

возможен, то, понятно, усиливается и кризис сбыта.

Несмотря даже на катастрофический спад промышленного производства, а также

на все большее сокращение объемов выпуска товаров, которые при этом

неуклонно дорожают (это лишает все больший круг покупателей возможности их

приобрести), создается внешнее впечатление товарного перепроизводства. На

полках магазинов много товаров, которые никто ни покупает. Как уже

отмечалось, те товаропроизводители, которые не возмещают своих затрат на

выпуск и сбыт товаров, вынуждены сворачивать или вовсе прекращать их

выпуск. Нет заказов, нет сбыта, нет производства.

Таким образом, процесс производственно спада, а также непроизводственного

роста производственных затрат (себестоимости продукции) и оптовых цен

является решающим фактором в общей ценовой нестабильности и подпитывания

инфляции. Движение оптовых цен и издержек обращения непосредственно влияет

и на соотношение рыночных спроса и предложения, формируя уровни розничных

цен на потребительском рынке. Бурные темпы предыдущей инфляции, обострение

дефицитности и подорожание ресурсов продолжают подстегивать процесс

обесценения денег. Как сообщил Минстат Украины, не случайно за 9 месяцев

1995 года цены в Украине вновь выросли в 2,32 раза (в том числе на

продовольственные и непродовольственные товары - 1,9 и на платные услуги -

в 5,2 раза), а уровень инфляции в сентябре подскочил до 14,2%[10](то есть в

3-4 раза против отдельных предыдущих месяцев этого же года). Инфляционная

спираль продолжает раскручиваться. И это не коррелирует с биржевым курсом

карбованца на валютных торгах межбанковской биржи. Инфляционный процесс

имеет более глубокие экономические корни, вызывается действием совокупности

различных факторов, и прежде всего - стоимостным ростом и деформацией

воспроизводственного процесса и обращения на внутренних и внешних рынках.

Причины и источники роста затрат могут быть самыми разными, но именно они

провоцируют инфляционные явления и стремление прибегать к самым легким и

иллюзорным эмиссионным разрешениям обостряющихся кризисных явлений.

По замыслу идеологов архирыночных отношений, неконкурентноспособность и

страх перед банкротством должны катализировать активизацию

высокопроизводственного труда людей, предпринимателей, стремление каждого

из них работать лучше и интенсивнее, быстрее реформировать и

модернизировать производство, зарабатывать больше денег и, соответственно,

лучше жить. И в абстрактном смысле это не вызывает возражений. Однако не

следует забывать, что это тоже принудительный метод - не административного

и не грубосилового (под страхом оружия - концлагеря, тюрьмы и т.п.), а

более мягкого, экономического давления на человека, с не меньшей угрозой

голода и нищеты. Но главное в том, что далеко не всегда и не везде принцип

экономического давления срабатывает как следует. Более того: он вызывает

противоположную реакцию, провоцирует активизацию противоправных, преступных

действий. Все зависит от знаний и умения осуществлять всесторонне

обоснованную и гибкую государственную политику в отношении рыночных реформ,

исходя из конкретных условий и реальных возможностей, в интересах

большинства населения страны.

Подчеркну еще раз, что нельзя эффективно реформировать социально-

экономический строй, пренебрегая интересами человека, интересами

большинства социальных слоев общества. Вообще экономические интересы людей

определяют успех или провал в достижении любых целей политического курса

государства. Начинать реформу с обвального падения уровня реальных доходов

населения бессмысленно. Но именно так произошло в Украине в начале 90-х

годов. В Экономическом докладе Президента Украины 1994 г.отмечено, что

номинальные денежные доходы населения за период 1990-1994 гг.выросли в 4,9

тыс.раз, а уровень реальных доходов населения ( вследствие спада

производства и обесценения национальных денег) упал до отметки 19% по

сравнения с 1991 г.[11].

В то же время Европейский центр макроэкономического анализа фиксирует

несколько иные темпы спада уровня реальных доходов: 1991г. - 100%, 1992 -

55,7%, 1993 - 36,5% и 1994 г. - 24,5%[12]. Иначе говоря, разница с данными,

которые опубликованы в докладе Президента, довольно существенна (завышение

на 5,5 процентного пункта). Но за 1 полугодие 1995г. этот показатель по

месяцам в расчетах указанного Центра выглядит так: январь- падение до

17,3%, февраль - 17,8%, март - рост до 20,2%, апрель - 20,9%, май - 22,1% и

июнь - 24,8%[13]. Получается, что с марта реальные доходы населения Украины

начали расти и достигли в июне почти четверти уровня 1991 г., поднявшись на

7 процентных пунктов против уровня февраля.

Это не совпадает с помесячной динамикой, рассчитанной по данным Минстата

Украины, хотя тенденция к определенному повышения доходности во втором

квартале очевидна. В среднем за 1 квартал 1995 года индекс этого показателя

составил 0,895, за 2 квартал - 1,209, а в среднем за полгода - 1,082, то

есть сдвиги в строну повышения были довольно незначительны. И это отвечает

процессу общеэкономических изменений. Достижение весомого и стабильного

роста реальных доходов населения в условиях продолжения производственного

спада (особенно - в промышленности) не реально, ибо пока отсутствуют

конкретные источники для стабильного прироста доходов на здравых

экономических началах. А это означало бы рост и ритмичность собственного

товарного производства, повышение его качества, снижение себестоимости и

цен на конечные изделия под рыночный спрос.

Модернизация действующих и создание новых, конкурентоспособных производств

осуществляеся на базе и по мере реальных накоплений и инвестиций, что

требует введения жесткого менеджмента и режима экономии, роста

производительности труда, повышения качества и снижения себестоимости

продукции, ее своевременного сбыта потребителям по ценам рыночной

конъюнктуры. Настоящий хозяин только так и действует. Он четко управляет

процессами приобретении необходимых ресурсов по принципу "как можно

дешевле", превращая их как можно быстрее (эффективнее - в непрерывном

потоке) в готовые высококачественные товары с минимумом затрат, и продажи

этих товаров по принципу "как можно дороже" (но точно учитывая спрос и

платежеспособность покупателей). Как правило, экономического выигрыша в

конкуренции товаропроизводителей добивается тот, кто стремиться иметь

больший объем прибыли за счет не искусственного подъема цен выше их

реального стоимостного уровня, с соответствующим ограничением круга

покупателей, а наоборот - выпуска массы более дешевых и более качественных

товаров и продаже их самому широкому кругу потребителей. Прибыль от

"больших объема и многообразия товаров" почти всегда больше и стабильнее по

сравнению с прибылью, которая получена за счет дороговизны единичных или

мелких партий товаров. Овладеть товарным рынком - значит удовлетворить

спрос и получить деньги от наибольшей массы покупателей.

Ввиду критического кризисного состояния экономики Украины, когда

подавляющее большинство промышленных и аграрных предприятий, да и само

государство, оказались на грани банкротства, для обеспечения выхода из него

необходимо создать экономические условия для мощного импульса к действию

мотивационного фактора развития предпринимательства и труда, усилить

рыночную платежеспособность за счет упорядочения систем оплаты труда,

налогообложения, кредитования, валютно-финансового регулирования и т.д.

Таким образом фундаментом новой экономической стратегии Украины являются:

-экономический интерес человека к свободному предпринимательству, развитию

товарного производства и рынка, которое обеспечивают конкретные

собственники-хозяева, выпускающие товары и услуги в структуре, в качестве и

стоимости под потребительский спрос;

-введение в оборот твердой конвертируемой денежной единицы вместо

обесцененного рубля;

-научно-технический прогресс с применением активной инновационной,

инвестиционной и структурной политики;

-переход на принципиально новую модель экономики макро- и

микроэкономического уровней, равноправное функционирование разных форм

собственности и хозяйствования, крупных, средних и мелких его систем,

конкурентноспособных на внутреннем рынке;

-знание и умение осуществлять современный бизнес на здоровой экономической

основе, управлять этим сложным процессом, пользуясь законами

воспроизводства и рынка, рыночной конкуренции;

-высокая культура, организованность и дисциплина во всех сферах

человеческой деятельности.

Радикальная экономическая реформа имеет два решающих направления.

Первое ее направление - реформа валютно-финансовой и кредитной систем:

Она включает в себя введение конвертируемой валюты, активное осуществление

комплекса антиинфляционных мер - преодоление бюджетного дефицита,

бесконтрольной эмиссии денег, экономически неоправданной внутренней и

внешней задолженности в целях обеспечения устойчивого курса гривны.

Для этого нужно:

а) нарастить производство конкурентноспособной продукции (товаров и услуг)

как для внутреннего, так и для внешнего рынков, имея ввиду соответствующее

увеличение экспорта и импорта, обеспечение сбалансированного

внешнеторгового оборота, без чего превратить Украину в равноправного

партнера мирохозяйственных связей невозможно;

б) создать резервный валютный фонд в иностранной валюте, который бы

страховал стабильность денежной единицы в условиях довольно изменчивой

конъюнктуры рынка.(Для создания такого фонда наряду с наращиванием

внешнеторгового оборота, увеличением валютных поступлений от экспорта и

туризма можно, даже как исключение, использовать часть внешних кредитов,

хотя это неэффективное их применение, так как они "замораживаются" и не

дают прямых прибылей.

В) создать собственный золотой и алмазный фонд, включая в них и другие

высокоценные товары с наиболее стабильными ценами на внешнем рынке. (Это

тоже станет своеобразным резервным фондом конвертируемой валюты. Для этого

Украине необходимо иметь свою часть золотого и алмазного фондов бывшего

СССР и наладить добычу золота из собственных месторождений. Имея запас

драгоценностей, государство может выпускать "Золотой заем" для продажи за

валюту или же заложить его в гарантию стабильной стоимости денежной

единицы).

Но, исходя из того очевидного факта, что Украина сегодня не имеет ни

необходимого объема конкурентноспособных товаров, ни фонда конвертируемой

валюты, ни золотого и алмазного запасов, государство вынуждено будет

начинать или с договоренности об общей монетарной единице, или с выпуска

собственных бумаг, денег, которые на первом этапе не будут иметь внешней

конвертируемости.

Но выпуск собственных национальных денег, является действительно

эффективной мерой тогда, когда будут гарантироваться стабильность и

скорость их обращения, а также возможность покупать за них любой товар или

любую услугу без всяких ограничений. Это определяет их высокий авторитет

как среди производителей, так и сред потребителей. Такие деньги способны

будут выполнять огромную стимулирующую функцию в деле повышения

производительности труда, развертывания массовой предпринимательской

деятельности и накопление товарного рынка. Если же с момента появления

новые деньги начнут входить в инфляционный "Штопор", то они не оправдают

своего главного назначения и даже валютных расходов на выпуск и введение.

Одновременно необходимо изменить валютно-финансовую и кредитную политику,

подчинив ее стимулированию предпринимательства, обеспечению равновесия

спроса и предложения на товарных рынках, ускоренного развития рыночной

экономики.

Второе направление реформы - осуществление коренного изменения

экономической и отраслевой структуры народного хозяйства, форм и методов

хозяйствования с ориентацией на потребности изменчивого рынка.

Экономика, в которой 70% приходится на отрасли так называемой группы "А" и

лишь 30% на отрасли группы "Б" искусственно деформирована.

Структурная перестройка не возможна без соответствующего первоначального

капитала, мощных экономических стимулов, инвестиций и новейших технологий

четкой системы хозяйственного управления на микро- и макоэкономическом

уровне.

Структурная перестройка народного хозяйства выдвигает ряд требований.

Во-первых: необходимо ускорить конверсию оборонных отраслей, их

переориентацию на создание современных технологий для переоснащения

производства продукции под запросы внутренних и внешних потребителей, а

также на непосредственный выпуск товаров, особенно когда он технологически

возможен без коренной капиталоемкой модернизации.

Именно эти предприятия и объединения призваны поднять общий технологический

уровень нашего производственного потенциала и производства товара,

конкурентноспособного на наших рынках.

Во-вторых: нужно провести деверсификацию капитала в крупных промышленных

объединениях и на предприятиях, превратить их в комплексные хозяйственные

системы, которые кроме основного (профильного) продукта, будет производить

многообразие товаров непосредственно на потребительский рынок.

В-третьих: следует разумно осуществить разгосударствление и приватизацию,

создав настоящую предпринимательскую среду и рыночную конкуренцию на

современных цивилизованных началах.

В-четвертых: государство создает все условия для либерализации рыночных

отношений и цен, для развития торговли и возможностей свободного перелива

не только готовых товаров, но и инвестиций, трудовых и материальных

ресурсов, то есть совокупного капитала, в те сферы, где наибольший дефицит

и самая высокая норма прибыли.

В-пятых: функционируя в условиях рыночного регулирования хозяйственные

системы, независимо от размеров и форм собственности могут стать

восприимчивыми к новейшим научно-техническим разработкам, постоянно следить

за технологическим и организационным обновлением хозяйства, ибо без такого

невозможно выжить в конкурентной борьбе.

В-шестых: приоритет в стратегическом курсе развития экономики Украины

следует отдать прежде всего, обеспечению энергетической, продовольственной

и экологической безопасности народа.

В связи с мизерными запасами нефти на собственной территории, особенно

остро стоит проблема с жидким топливом и смазочными материалами.

С переходом на расчеты в конвертируемой валюте за сырье, импортируемое из

России, нефть придется закупать в объемах из расчета на весьма

расточительную энергоемкость хозяйства и необходимость загрузки мощностей

нефтеперерабатывающей промышленности на сумму 7,4 миллиардов, а газ - 7

миллиардов долларов.

На покрытие только этих затрат предстоит существенно увеличить экспорт

своих товаров на внешние рынки в расчетах по мировым ценам. К тому же

остродефицитными для экономики Украины являются древесина, хлопок и многие

известные металлы. Что осложняет экономическую ситуацию на Украине. Выйти

из нее могут помочь:

-применение жесткой политики энерго и ресурсосбережения.

-постепенный переход от экспорта сырья на производство и экспорт более

дорогих покупаемых товаров конечного потребления.

- широкое использование (там, где это возможно) возобновляемых местных

энергоисточников ( энергии солнца, воды, ветра, термальных вод, малых рек,

а также биоэнергетики).

- поиски и введение в хозяйственный оборот принципиально новых,

экологически чистых энергоносителей (в частности газовой энергетики,

источников водородной энергии), а также гарантий безопасности атомной

энергетики.

В-седьмых: Украина имеет наибольшие возможности выйти в ближайшее время из

продовольственного кризиса и экспортировать сахар, растительное масло,

льняные ткани и готовые изделия из них, пшеницу, алкогольные напитки

(водку, вина высших сортов), табачные изделия и т.д.

Если умело выделить зоны производства экологически чистых продуктов

питания, наладить их глубокую переработку и надлежащую товарную упаковку с

помощью современных технологий мирового уровня, то наши продукты будут

конкурентноспособными даже на высоко насыщенном Европейском рынке.

Для этого необходимо выработать и ввести разумную аграрную и

агропроизводственную политику, исходя из экономических интересов

крестьянства, его собственного выбора относительно форм и методов

хозяйствования. Крестьянин должен стать свободным хозяином земли, других

средств производства, продуктов и доходов, то есть настоящим

предпринимателем в рыночной экономики. Система его взаимоотношений с

поставщиками машин, удобрений и других промышленных товаров и услуг, а

также с покупателями сельскохозяйственной продукции и в том числе с

государством, должна строиться на принципах перепродажи по паритетным

ценам, которые обеспечивали бы высокую, стабильную доходность и рост

накоплений крестьянских хозяйств, кооперативных и государственных систем.

Но экономика Украины достигнет современного мирового уровня лишь тогда,

когда все ее звенья возглавят специалисты-профессионалы с глубоким знанием

проблем воспроизводства и рынка не только внутреннего, но и внешнего;

когда они будут разговаривать со своими зарубежными коллегами на одном

профессиональном языке, находить с ними общие экономические интересы,

смогут быть конкурентноспособны в своих экономических и организационно-

управленческий действий. В современных трудных условиях в определении

экономической стратегии нужно быть особенно внимательными, не попасть на

влияние на сегодня модных, но настолько же и легковесных идей как

экономического романтизма, так и экономического авантюризма.

Рыночная экономика - это эффективная в тоже время жесткая система реализма

и выживания. Она основывается исключительно на высоком уровне экономических

интересов, знаний и умения на точных расчетах эффективно вести хозяйство,

организовать беспрерывный процесс совершенствования технологий, купли

необходимых ресурсов, продажи готовых товаров и управлять им, на

объективных законах рыночной экономики на теории функционирования в ней

валютно-финансовой системы, различных форм собственности в условиях

конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка.

4.2. Проблемы хозяйственного взаимодействи

Украины с государствами СНГ.

Распад СССР породил в бывших союзных республиках две противоположные

тенденции. С одной стороны, бывшие союзные республики стремились закрепить

свой национальный суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За

этим, главным образом, стояло расхождение реальных экономических интересов,

обусловленное различиями в развитии производительных сил и предшествовавший

период, и желание мексимальнео использовать национальные ресурсы для

удовлетворения потребностей внутреннего рынка в условиях ухудшающейся

экономической ситуации. С другой стороны, все более настойчивыми

становились требования сохранить ранее существовавшие производственно-

технологические связи с другими бывшими союзными республиками, и в первую

очередь, с Россией. Это обосновывалось наличием единой сети транспортных

коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции научно-

технического потенциала, общностью технических условий поизводства,

единством использования стандартов и прочими условиями.

Итог 1995 года, завершившего четвертый год самостоятельной экономической

политики, большинству новых независимых государств дал немало для

экономического анализа ситуации, сложившейся в противоречивой обстановке, а

также дла выработки возможных путей восстановления нарушенных связей. В

1995 году, как и в предыдущие несколько лет, в бывших союзных республиках

отмечалось постоянное ухудшение функционирование экономики. Так, в странах

СНГ в 1994-1995 годах продолжалось падение объема валового национального

продукта (ВНП), которое в среднем составило 19% и 16% соответственно. В

1995 году объем ВНП в этих станах продолжал падать, уровень падения

составил от 7,5% в Узбекистване до 35,6% в Грузии.

В то же время лишь в Туркменистане омечался рост ВНП, в первую очередь за

счет роста сельскохозяйственного производства, где важнейшей экспортной

культурой был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки

нефтепродуктов. Спад промышленного производства был еще более глубоким. В

целом за период 1990-1994 гг.сокращение ощего объема призводства в странах

СНГ достигло почти 50% для России и 60% для Латвии, Литвы, Молдовы и

некоторых других бывших республик СССР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.