![]() |
|
|
Транспортное обеспечение туризма (на примере воздушного транспорта Республики Казахстан)Самой большой проблемой крупных аэропортов в Европе является задержка рейсов. Около 70 % самолетов взлетают с опозданием, и виной тому — интенсивность движения. Согласно правилам безопасности, между взлетами двух самолетов должно пройти не менее 2 мин, поэтому для разрешения на взлет порой приходится «стоять в очереди». Больше всего задержек рейсов от общего количества задержек отмечается в аэропортах: во Франкфурте - 14,7 %, Схипхоле (Амстердам) — 9,4 %, Хитроу (Лондон) — 6,6 % им. Шарля де Голля (Париж) — 6,5%. Выход из такого положения власти видят в строительстве новых взлетно-посадочных полос и терминалов, однако, как правило, этому противятся жители окрестных населенных пунктов. Итак, подведем итоги к вышесказанному. XX век – пора бурного развития воздушного транспорта. Однако, следует заметить, что первые летательные аппараты, такие как воздушные шары и дирижабли, были изобретены более 220 лет назад. А Леонардо да Винчи еще в 1438 г. создал предпосылки конструкции вертолета и разработал винт, который был способен подниматься и снижаться вертикально. Но его идею на практике стало возможным реализовать намного позднее. Первые конструкции не были так широко и повсеместно востребованы как сейчас. Следствием этому было несколько причин. Первая - это новизна самого явления – воздухоплавания. Вторая причина - это неоднократные попытки подняться в небо, заканчивающиеся трагически. Но по истечению времени и с учетом прошлых ошибок авиаконструкторы стали создавать все более надежные конструкции летательных аппаратов: неуправляемые воздушные шары реконструировались в дирижабли, имеющие моторы и воздушные винты, сложные системы управления. При этом увеличивались дальность полета, его длительность, скорость и грузоподъемность. Постепенно стали появляться такие конструкции как планеры и дельтапланы. Которые применялись в целях аэронавигации, метеорологии и в военной авиации. Последние десятилетия XX века охарактеризовались существенным ростом авиационных перевозок во всем мире. В значительной степени это обусловлено бурным развитием туризма. Самым подходящим транспортом для туристов стали самолеты. Главными критериями являются, безусловно, и прежде всего, высокая надежность, грузоподъемность, пассажировместимость и дальность полета с полной нагрузкой без дозаправки топливом до 12 тыс. км. Последними достижениями авиатехники являются самолеты американской компании «Boeing» и европейского консорциума «Airbus Industry». Самолеты компании «Boeing» отличаются большой надежностью, комфортными условиями для пассажиров, соответствуют экологическим требованиям Международной организации ICAO, а также предоставляют авиакомпаниям максимум гибкости при их использовании. Семейство воздушных лайнеров «Airbus Industry» имеет высокую экономичность, низкие показатели по расходу топлива и уровню выбросов в атмосферу. Из российских самолетов можно выделить ТУ-204 и ТУ-214, остальные самолеты, разработанные авиаконструкторами России, устарели морально и не соответствуют мировым показателям безопасности полетов. Самолет ТУ-204 — одно из последних достижений российских производителей. По летно-техническим и экологическим показателям он не уступает зарубежным самолетам, таким, как А-320 и В-757. Он более экономичен, в связи, с чем запас топлива позволяет ему совершать семичасовые перелеты. Пунктом для приема и отправки воздушных судов является аэропорт. В его комплекс входят такие сооружения, как аэродром, аэровокзал, наземные сооружения технического обслуживания воздушных судов. В аэропорту проходит обслуживание пассажирских перевозок, грузов и почты, обеспечение полетов иностранных и национальных авиакомпаний в пределах аэропорта, регулярности и безопасности полетов, метеорологических наблюдений, осуществляется техническое обслуживание воздушных судов, заправка их топливом, уборка мусора. В аэропорту за 2,5 часа перед вылетом пассажиры проходят регистрацию, таможенный и визовый контроль. В мире насчитывается около 1000 международных аэропортов. Причем 50 из них входят в категорию наибольшей пропускной способности свыше 10 млн. пассажиров год. В Алматы также есть международный аэропорт. В конце 2004 года было завершено строительство нового терминала, оснащенного новейшим оборудованием, который не уступает европейским аэропортам. 2 ОБСЛУЖИВАНИЕ ТУРИСТОВ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ 2.1 Правовые основы регулирования перевозок туристов воздушным транспортом Воздушная перевозка представляет собой транспортировку пассажиров и багажа, выполняемую авиационными предприятиями на воздушных судах за установленную плату, а также наземными транспортными средствами перевозчика [11]. Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории одного государства. Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территории двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства. Период перевозки включает в себя: при перевозке пассажира — период времени с момента входа пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, пока он не покинет перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика; при перевозке багажа — период времени с момента принятия багажа к перевозке и до выдачи получателю или передачи его согласно установленным правилам другой организации. При этом под перроном понимается часть летного поля гражданского аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, груза и почты, а также для других видов обслуживания. Регулирование перевозок воздушным транспортом осуществляется в соответствии с международным законодательством (если перевозка носит международный характер) или с национальным законодательством (если перевозка носит внутренний характер). Основными документами, регулирующими международные воздушные перевозки, являются международные глобальные и двусторонние конвенции. Двусторонние соглашения заключаются, как правило, между двумя государствами, чье сотрудничество определено рамками других договоров (рамками СНГ, ЕС и т.д.). В международных соглашениях широкого значения участвует большой круг государств, которые разрабатывают международные нормы и правила, регулирующие полеты, а также принципы организации воздушных перевозок над территориями этих государств. Одним из первых правовых документов в области международной гражданской авиации явилась Варшавская Конвенция «Соглашение для унификации основных правил международных воздушных перевозок» от 12 октября 1929 г. с изменениями и дополнениями 1955 и 1975 гг. Условия данной Конвенции применяются по всем перевозкам пассажиров и багажа по воздуху, предоставляемым перевозчиком как за полное вознаграждение, так и с учетом различных льгот (включая бесплатные перевозки), если перевозчик не предусматривает иное в своих Правилах. Кроме того, такие Правила регулируются национальными законами, правительственными постановлениями, кодексами [12]. Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955г., Гватемальским протоколом 1971г. и Монреальским протоколом 1975г. Важным пунктом Варшавской конвенции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа. Согласно этому документу, ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажиров на международных рейсах в большинстве случаев ограничивается суммой 10000 $ США. Ответственность за утрату и повреждение багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20 $ США за килограмм зарегистрированного багажа и 400 $ США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира. 4 ноября 2003г. вступила в силу Монреальская конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999г.), которая отменила лимиты, установленные Варшавской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135 000 $ США каждому пострадавшему — даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров. К моменту вступления в силу Монреалькую конвенцию подписало 31 государство (Барбадос, Бахрейн, Белиз, Ботсвана, Македония, Греция, Иордания, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Колумбия, Кувейт, Мексика, Намибия, Нигерия, Новая Зеландия, Танзания, ОАЭ, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Румыния, Сирия, Словакия, Словения, США, Чешская Республика, Эстония, Япония). Официально Казахстан не присоединился к новому документу, поэтому в нашей стране при реализации международных авиаперевозок пока действует Варшавская конвенция. Тем не менее, некоторые перевозчики, особенно частные, уже начали увеличивать свои расходные статьи в соответствии с новыми веяниями международных стандартов. Естественно, что позволить себе это в состоянии только стабильные и крупные авиакомпании, которые могут предоставлять большие гарантии и страхующие самолеты на суммы 750 млн.—1 млрд. $ США (за такие деньги возмещение может быть более чем достаточным). Остальные компании будут ждать правительственных решений. Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская «Конвенция о международной гражданской авиации» 1944г. Чикагской конвенцией был заложен ряд принципов осуществления полетов в мировом воздушном пространстве, согласно которым каждое договаривающееся государство предоставляет другим договаривающимся государствам следующие права: - пролетать над его территорией без посадки; - приземляться с некоммерческими целями (для заправки, смены экипажа, технических целей и др.); - выгружать пассажиров, почту и груз, взятые на борт на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно; - брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории государства, национальную принадлежность которого имеет воздушное судно; - брать на борт пассажиров, почту и груз с местом назначения на территории любого другого договаривающегося государства и право выгружать пассажиров, почту и груз, прибывшие с любой такой территории. Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны—участницы Соглашения [13]. Несмотря на то, что принятые Чикагской конвенцией права государств по осуществлению международных полетов на практике ограничиваются некоторыми рамками, они создают необходимые условия для осуществления воздушных сообщений между государствами, обеспечивают безопасность полетов, а также способствуют благоприятным отношениям между странами и развитию туризма. Среди правовых документов, регламентирующих международное воздушное сообщение, важное значение имеют также «Соглашение о международном воздушном транспорте» (Чикаго, 1944г.); «Соглашение о транзите по международным воздушным линиям» (Чикаго, 1944г.); Римская «Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 1952г.); Токийская «Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963г.) и др. Каждая авиакомпания определяет правила перевозки людей и грузов самостоятельно. Эти правила должны соответствовать национальному законодательству стран, по которым проходит маршрут поездки, и международным двухсторонним и многосторонним договорам. Если они вступают в противоречие с национальным законодательством какого-либо государства, то на территории этого государства они имеют силу лишь в части, не противоречащей законам [14]. Целью государственного регулирования деятельности гражданской авиации является создание условий для формирования современной авиатранспортной системы, соответствующей потребностям общества в перевозке пассажиров и грузов, а также выполнения социальных, оборонных и других специальных требований в интересах национальной и экономической безопасности Казахстана. Законодательством Республики Казахстан в сфере гражданской авиации определены правовые и организационные основы государственного регулирования деятельности физических и юридических лиц в области гражданской авиации [7]. Задачами государственного регулирования являются: 1) создание условий для эффективного функционирования гражданской авиации (сохранение и развитие авиационной инфраструктуры, ведение государственного реестра воздушных судов, совершенствование процедур лицензирования и сертификации авиационной техники, работ и услуг, аттестации авиационного персонала и т.д.); 2) создание условий для добросовестной конкуренции в гражданской авиации; 3) развитие нормативной правовой базы в отрасли гражданской авиации; 4) совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров, технических средств обучения, обеспечение высокого уровня квалификации авиационного персонала; 5) координация деятельности по строительству и эксплуатации аэропортов и аэродромов; 6) обеспечение мониторинга технико-эксплуатационного состояния парка воздушных судов и наземных служб; 7) приведение деятельности авиационных предприятий в соответствие с требованиями законодательства Республики Казахстан. 15 декабря 2001 года был принят Закон Республики Казахстан N 271-II «О государственном регулировании гражданской авиации». Действие Закона распространяется на организации гражданской авиации и эксплуатантов, деятельность которых связана с выполнением и обеспечением воздушных полетов (ст. 3). В соответствии со ст. 6 данного Закона, авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров, багажа, грузов и почты и (или) выполняющие авиационные работы гражданскими воздушными судами, создаются только в форме акционерного общества в порядке, установленном законодательными актами РК. Официальный статус авиакомпании определяется государственной регистрацией юридического лица в органах юстиции, наличием сертификата эксплуатанта и соответствующей лицензии, выдаваемых уполномоченным органом. Ни одно юридическое лицо, не имеющее официального статуса авиакомпании, не может именоваться «авиакомпанией» или характеризовать себя как осуществляющее авиационные услуги и (или) работы. Ст. 7 Закона подразделяет авиамаршруты на международные и внутренние. Международные авиамаршруты определяются в соответствии с международными договорами РК. Внутренние авиамаршруты утверждаются уполномоченным органом. Распределение авиамаршрутов осуществляется на конкурсной основе. Свидетельство на авиамаршрут удостоверяет право авиакомпании выполнять перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты на определенном авиамаршруте. Свидетельство на авиамаршрут является неотчуждаемым и не передается другим физическим или юридическим лицам. На один авиамаршрут может быть выдано несколько свидетельств. Выполнение нерегулярных полетов осуществляется только с разрешения уполномоченного органа. 25 апреля 2003 года был издан Приказ Председателя Комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций РК от N 182 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Республики Казахстан». Эти Правила применяются ко всем технологическим процессам воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая относящееся к ним обслуживание, которые осуществляются перевозчиками РК [15]. До настоящего времени действует Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. N 723 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 27.07.2000 г. N 1132) «Об утверждении Правил контроля, досмотра ручной клади, багажа, грузов, почты, бортпитания, экипажа воздушного судна и личного досмотра пассажиров». Данные Правила разработаны в соответствии со статьей 97 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан», Чикагской (1944 года) конвенции о международной гражданской авиации. Целью контроля и досмотра является обеспечение безопасности полетов, охрана жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, наземного персонала, населения и средств аэропорта от актов незаконного вмешательства [16]. В нормативных актах, определяющих развитие туристской отрасли в РК, также затрагиваются вопросы государственного регулирования воздушных перевозок. Так, в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. № 1947 «О первоочередных мерах развития туристской отрасли» сказано, что Министерство транспорта и коммуникаций совместно с Агентством РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого предпринимательства должно рассмотреть возможность применения скидок к действующим тарифам на транспортные услуги для туристских групп на внутренних и международных рейсах [17]. В Постановлении Правительства РК от 26 октября 2000 г № 1604 «Об утверждении Плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-2003 годы» предусмотрено создать благоприятные условия для иностранных туристов при прохождении пограничного и таможенного досмотра и регистрации в аэропортах [18]. 2.2 Технология обслуживания авиапассажиров Наиболее значимыми международными организациями гражданской авиации, определяющими большинство правил, процедур, рекомендаций и методических материалов по стратегическим направлениям развития международной гражданской авиации, являются ICAO и IATA. Каждая из них имеет многолетний опыт деятельности [3]. ICAO (International Civil Aviation Organization) образовалась 7 декабря 1944 г. в Чикаго подписанием 52 странами Конвенции по международной гражданской авиации. ICAO занимается воздушной навигацией, безопасностью воздушного транспорта и координацией летных служб. В октябре 1947 г. ICAO стала специализированным агентством Организации Объединенных Наций в рамках Комитета по экономике и социальным вопросам (ECOSOC). В настоящее время членами ICAO являются 187 стран мира. В сентябре — октябре 2001г. в Монреале (штаб-квартире ICAO) состоялась очередная, 33-я Ассамблея ICAO, призвавшая разработать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиации в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамблее было решено с 2004г.: 1) расширить Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов; 2) создать Международный механизм финансирования в целях безопасности полетов; 3) укрепить Программу технического сотрудничества ICAO; 4) разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков. Помимо этого, Ассамблея приняла резолюцию, обусловленную тем, что в последнее время увеличилось количество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплинированными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается принять соответствующие законы и положения, позволяющие преследовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было совершено правонарушение. В области экологической безопасности Ассамблея одобрила решение Совета ICAO принять новый, более жесткий, стандарт для снижения шума. Этот стандарт будет введен в действие 1 января 2006г. в отношении вновь конструируемых воздушных судов. Международная организация IATA (The International Air Transport Association) была образована в Гаване (Куба) в апреле 1945 г. Цель организации заключалась в объединении авиакомпаний для совместной работы по повышению безопасности полетов, надежности авиатехники и экономической эффективности на благо всех пользователей авиатранспортом. Сегодня IATA насчитывает 230 членов из более чем 130 стран мира. IATA проводит активную политику, направленную на снижение всевозможных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых с участников воздушного движения (так, благодаря лоббистским усилиям IATA удалось на 7,5 % снизить сборы за посадку и стоянку воздушных судов в новом афинском аэропорту Спарта); содействует тому, чтобы взимаемые в виде сборов средства использовались для развития авиационной инфраструктуры. В центре внимания IATA находятся вопросы, связанные со снабжением подвижного состава топливом, так как доля затрат на топливо составляет в среднем 15 % эксплуатационных расходов авиакомпаний. В области реализации услуг IATA является законодательным органом, по всем вопросам, связанным с разработкой тарифов на международные пассажирские перевозки; устанавливает правила регистрации пассажиров, порядок бронирования мест, обработки, оформления и выдачи багажа; устанавливает стандарты обслуживания пассажиров в полете, включая требования к организации работы бортпроводников и их подготовке, требования к обеспечению питанием в полете, к оборудованию и к организации медицинской помощи на борту. IATA разрабатывает процедуры аэропортового обслуживания пассажиров и багажа; проводит конференции по координации расписания авиакомпаний и проблемам загруженности аэропортов; предоставляет возможность коллективного обсуждения авиакомпаниями соответствующих правил и процедур. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |