![]() |
|
|
Теоретический анализ функционирования имен собственных в современном английском романеТеоретический анализ функционирования имен собственных в современном английском романеСОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Ономастика в процессе номинативной деятельности человека 1.1 Методы и приемы ономастики 1.2 Антропонимы как показатели эволюции культурных, лингвистических процессов и стиля литературного произведения 1.2.1 Английские личные имена 1.2.2 Английские фамилии 1.2.3 Роль личных и фамильных имен в художественной литературе. Имя и образ 1.3. Географическая среда ономастикона и его характеристики 1.3.1 Топонимика Англии в свете иноязычных влияний 1.3.1.1 Кельтский топонимический слой 1.3.1.2 Латинские элементы 1.3.1.3 Скандинавский топонимический слой 1.3.1.4 Французские элементы 1.3.2. Проблема морфологической классификации топонимов Выводы по первой главе Глава II. Лексико-семантические характеристики языковых реалий с опорой на этимологию (на материале произведений Агаты Кристи) 2.1 Агата Кристи: ее произведения и герои 2.2 Лексико-семантические характеристики ономастикона Агаты Кристи 2.2.1 Особенности семантики и этимологии английских имен в произведениях А. Кристи 2.2.2 Деривационные особенности английских имен 2.2.3 Исследование английских имен по составу с опорой на этимологию (на материале произведений А. Кристи) 2.2.3.1 Анализ простых английских имен по составу с опорой на этимологию 2.2.3.2 Анализ сложных английских имен по составу с опорой на этимологию. 2.3 Особенности семантики английских фамилий в произведениях А. Кристи. 2.3.1 Оттопонимические английские фамилии. 2.3.2 Отантропонимические английские фамилии. 2.3.3 Фамилии, образованные от прозвищ. 2.4 Особенности семантики английских топонимов в произведениях А.Кристи. Выводы по второй главе Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Ономастика представляет собой необыкновенно ценный раздел языкознания. Обращение к ономастике вполне закономерно, поскольку имена собственные образуют промежуточную сферу, в которой лингвистические и экстралингвистические факторы вступают в наиболее тесный контакт. Лингвистическая ценность ономастического материала заключается в реализации архаизмов, утраченных в языке, и инноваций, воплощении новых тенденций языкового развития, мощном воздействии на общеязыковую систему. О необходимости исследования имен собственных свидетельствует такая их трактовка как "зеркала культуры" /Топорова, 1996:с.3/ отражающая наиболее престижные понятия, реконструкция этнографических и культурно-исторических реалий на основе имен собственных (в дальнейшем мы будем использовать сокращение "ИС"). Дипломная работа посвящена изучению одной из актуальных и мало разработанных проблем ономастики - исследованию ИС как художественных слов в собственно номинативном аспекте. Актуальность исследования определяется необходимостью дальнейшей разработки теоретических положений ономастики. В настоящее время насущной и интенсивно исследуемой проблемой является проблема поведения языковых единиц в тексте. А отсутствие работ, посвященных систематическому описанию особенностей номинации в художественном тексте, обуславливает необходимость комплексного изучения поведения ИС в художественном произведении и их значения для понимания и интерпретации современного английского романа. Целью нашей работы является описание функционирования ИС в современном английском романе, что способствует его более полному и глубокому читательскому восприятию. Мы также считаем, что ИС способны показать тот факт, что они служат для отражения реалий Великобритании, ее истории, традиций народа и мироощущения автора в литературно-художественном изображении событий. Для достижения этой цели предполагалось решить ряд конкретных задач: 1) выявить авторский именик анализируемых произведений Агаты Кристи и сопоставить его с реальной антропонимической системой Великобритании; 2) выявить географические названия населенных пунктов (городов, сел и т.д.) и проанализировать их с точки зрения морфологического состава, истории образования; 3) показать их связь с деятельностью писателя, это необходимо для того, чтобы понять, почему автор выбирает те или иные названия; 4) проанализировать имена и фамилии персонажей на мотивированность / немотивированность, на связь их с жизнью Великобритании в определенные исторические моменты, с определенными социальными классами. Материалом для исследования послужили ИС, отобранные методом сплошной выборки из произведений Агаты Кристи ("The Labours of Hercules", "The Mystery of King's Abbot", "The ABC Murders", "Ten Little Niggers"). В работе применялись также следующие методы исследования: -этимологический метод всего комплекса и отдельных морфем, входящих в состав наименований; - контекстологический анализ; за основу при этом принимался лексический контекст в понимании И.В. Арнольд /Арнольд,1991 :с.46/; - элементы сопоставительного, структурного и количественного методов; - семантическая классификация имен, фамилий и топонимов. Новизна работы заключается в рассмотрении значимости разноаспектного анализа имен собственных для более глубокого раскрытия темы и идеи произведения. Также исследуется вопрос мотивированности имен литературного героя и отражение реальных традиций именования в современном английском романе. Кроме того, в работе проводится анализ антропонимикона некоторых произведений Агаты Кристи. Язык ее детективов точно отражает время, которое описывается в романах. А того, кто серьезно решил овладеть английским языком, не может не интересовать сама Англия, ее история, подробности образа жизни ее граждан, которые так точно отражены в произведениях "первой леди преступлений". Мир А. Кристи: действующие лица, обстановка, окружающая их - все это мир обычных людей, живущих в небольших городках и деревнях Англии, далеких от промышленных центров с их суетой и проблемами. Американский критик Г. Рамсей, написавший книгу о жизни и творчестве А. Кристи, приходит к мысли, что хорошие детективные романы в будущем смогут служить исходным материалом для исследований, проводимых социологами, ибо в них имеются сведения о таких сторонах жизни общества, которые не находят отражения ни в каких энциклопедиях. Результаты исследования имеют как теоретическое, так и практическое значение. Важным моментом в теоретическом отношении является изучение реализации имен собственных как особого класса слов в художественном произведении. Проведенный комплексный анализ способов именования персонажей в творчестве Кристи и его результаты могут способствовать развитию теории номинации с коммуникативно-стилистических позиций, что, конечно же, служит целям более полного изучения языка и стиля писателя. Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при изучении антропонимов и топонимов как подклассов имен собственных в спецкурсе "Ономастика", в качестве материала для учебных аспектов: интерпретации художественного текста, аналитического чтения и в курсах лекций по лексикологии, стилистике английского языка, страноведению, истории зарубежной литературы, а также при составлении словаря писательницы А. Кристи. Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения и списка литературы. В теоретической главе проанализированы ономастические особенности лексики современного языка, выступающие как результат процесса номинативной деятельности человека. Антропонимическая и топонимическая система ИС английского языка рассматривается как своеобразная мозаика, составленная из именования древних и новых, исконно английских и заимствованных, отличающихся друг от друга по структурным и семантическим признакам. В практической главе выявлены семантические особенности английских имен, фамилий и топонимов, используемых в произведениях А. Кристи, в опоре на этимологические трактовки, представленные энциклопедическими и словарными источниками. Глава I. Ономастика в процессе номинативной деятельности человека Возрастающий интерес к проблемам имен проявляется в различных областях лингвистики в последние десятилетия. Имена собственные входят как составная и наиболее существенная часть в класс имен. Специфика их осознана давно, однако до сих пор особенности употребления имен в различных контекстах остаются неизученными. Спорной является трактовка таких основополагающих моментов, как значение ИС и их классификация. Возможность сознательного, исключительного регулирования со стороны носителей языка в сфере ИС способна в определенной степени продемонстрировать процессы и механизмы номинации. Номинация - наречение предметов и ситуаций с помощью языковых средств, закрепление за определенным референтом. Отметим, что референт (от англ. refer-соотносить, ссылаться; лат. referens, род. п. referentes-относящий, сопоставляющий) -представляет собой объект внеязыковой действительности, который имеет в виду говорящий, произносимый данный речевой отрезок; предмет референции) того или иного специального знака ЛЭС,1990:с.410-411/. Номинация представляет комплексный речемыслительный процесс, имеющий логико-гносиологическое, так и психологическое, как биологическое, так и социальное, как физиологическое, так и чисто языковое основание. Представляя собой, процесс выделения и осмысления обозначаемого предмета или события, а также результаты этого процесса, номинация выступает одновременно и как продукт классификационно-познавательной деятельности человека в выбранной области знания или общественного опыта и как продукт языковой и речевой деятельности. В актах названия (Акт названия или акт номинации - это поведение обозначаемого под определенную ономастическую категорию (предметности; процессуальности или признаковости и их разновидностей,/ЛЭС,1990: с. 346/) выделяется несколько этапов: - выделение и фиксация того, что подлежит обозначению; - какое-то осмысление обозначаемого; - выбор адекватного языкового средства и самого наименования; - установление
более
тесной
и
постоянной
связи
между
обозначаемым - закрепление за данным языковым отрезком определенного содержания и т.д. /Кубрякова, 1978/. Таким образом, номинация связывает мир действительный с миром языковым, устанавливает корреляцию между предметами и выбранным для его названия языковым отрезком, соединяет точку экстралингвистического пространства с точкой языкового пространства. Имена собственные - вторичные названия предметов, дополняющие и уточняющие первичные, нарицательные, и служащие для различения известных подобных предметов друг от друга./ Кубрякова. Части речи в ономасиологическом освещении. М., Наука, 1978/. Их роль для изучения исторического развития языка многие годы недооценивалась. Только с 50-60х гг. 20 века имена собственные стали изучать как сложную самостоятельную систему в специальном разделе языкознания - ономастике. 1.1 Методы и приемы ономастики Ономастика произошла от греческого слова onomastike. то есть искусство давать имена. Термин "оним" (онома, собственное имя) - это слово или словосочетание, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов: его индивидуализация и идентификация. Ономастика исследует фонетический, морфологический, словообразовательный, семантический, этимологический и другие аспекты собственных имен. Теоретическая ономастика использует различные методы языкознания: 1) сравнительно-исторический; 2) структурный (формантный и исследование основ); 3) генетический (устанавливает родство ИС); 4) ареальный (выявляет ареалы сходных элементов ИС); 5) метод ономастической картографии (создание ономастических карт для ономастических исследований); 6) типологический (устанавливающий изоморфизм в онимии); 7) региональный (исследование ономастических регионов); 8) стратиграфический; 9) сопоставительный (сопоставление ИС различных языков); 10) этимологический (применяется с ограничением: выявляется только этимон - апеллятив или первичное собственное имя); 11) статистический (подтверждает активность и тенденции их развития). При исследовании ИС в ономастике используются следующие методы и приемы: 1) прием моделирования; 2) текстологический анализ (применяется к специальным ономастическим текстам, где онимы преобладают над аппелятивами, их особым текстом, особенно к древним, где необходимо разграничение собственных и несобственных имен); 3) дешифровка текста по имени, реконструкция имени; 4) стилистический анализ, который применяется к ИС в художественном тексте и в речи. Объектом ономастического исследования является ИС всех видов, присутствующие в составе любого языка: имена, фамилии, отчества, прозвища людей - антропонимы: названия растений - фитонимы; названия животных, птиц и т.д. - зоонимы; названия географических объектов - топонимы; ИС отдельных неодушевлённых предметов - оружия, посуды, драгоценностей, музыкальных инструментов, обозначающие определенные отрезки и точки времени - хрононимы: названия праздников, юбилеев, торжеств, названия произведений литературы и искусства, названия средств передвижения, стихийных действий и т.д. Ономастическое пространство, т.е. мир окружающих человека ИС, размещенных вместе с именуемыми предметами в реальном земном и околоземном пространстве, а также в пространстве вымышленном или гипотетическом, представляют собой непрерывный ряд незаметно меняющихся типов. Имена, составляющие каждое ономастическое поле, плавно переходят друг в друга. Следовательно, и изучать имена необходимо в их взаимосвязи друг с другом и с экстралингвистическими факторами, влияющими на их формирование и функционирование. Поскольку ИС является социальными в большей мере, чем имена нарицательные, то помимо чисто лексического компонента, в его значение входят и экстралингвистические компоненты, в том числе эстетический, аффективный, морально и социально-оценочный. Поскольку ИС во всей полноте своих характеристик представляют собой как бы точки соприкосновений лингвистического и экстралингвистического (прагматического) планов, значение его оказывается сложным комплексом, включающем сведения о слове переплетающимися со сведениями об именуемом объекте. В этом проявляется специфика ИС. В состав сведений о слове, т.е. в лингвистическую часть значения имени входят и особые мотивы именования, и специфика существования имени в языке и его современное восприятие, и история имени, и этимология его основы. В состав экстралингвистического аспекта имени входят и особые условия существования имени в обществе и культурно-исторические ассоциации, с ним связанные, и специфика связи имени с именуемым объектом, и степень известности объекта и его имени. Группы ИС, разграниченных по предметным областям, могут быть различными по характеру своего значения и сферы функционирования: 1) имена, которые обозначают (фамилии, имена, клички животных, названия мест, исторических дат, событий и т.п.), 2) имена, которые только называют (заглавия книг, названия журналов, этикетки, изделия парфюмерии и т.п.). У ИС 1-го типа в системе языка значение носит денотативный характер, то есть в его основе лежит представление о категории, классе лиц, предметов. ИС, будучи единицами языка - словом или функционально схожим с ним словосочетанием, обладают всеми типами отношений - денотативным (отношение значения слова к предмету), сигнификативным (отношение к понятию), структурным ( отношение значения слова, а также всего слова к другим словам данного языка), однако их качество в ИС, несколько своеобразно по сравнению с соответствующими компонентами значений нарицательных слов, что и обеспечивает ИС языковую-речевую специфику и объединяет их в особую подсистему в пределах общей лексикосемантической системы языка. ИС, конечно, в меньшей степени, чем слова нарицательные, способны быть средством общения; их задача как раз останавливать внимание на индивидуальном, извлекать его из множественного, противопоставлять множественному. Но и ИС как слово обобщает в том смысле, что указывает природой определенной части речи и т.п. на принадлежность понятия к той, а не иной сфере восприятия. Акты номинации собственными именами в художественном произведении, подчиненные авторской целеустановке создания единого художественного целого, представляют собой особый вид номинации, характеризующийся целенаправленностью. Именование такого рода позволяют рассмотреть существенные стороны номинативного процесса. Кроме того, изучение этого аспекта номинации требует выявления особенностей, свойственных ИС потенциально и ИС, используемых в литературе. Это ориентирует на контекстологическое изучение номинативных единиц, что необходимо для получения данных, важных для понимания характера семантики ИС. Перечисленные моменты и объясняют выбор литературных ИС предметом настоящего исследования. 1.2 Антропонимы как показатели эволюции культурных, лингвистических процессов и стиля литературного произведения Антропонимы (в дальнейшем мы будем использовать сокращение А.) -это большая группа ИС, куда входят именования людей, имена личные, патронимы (отчества или другие именования по отцу), фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные или групповые), криптонимы (скрываемые имена). Изучаются также А. литературных произведений, имена героев в фольклоре, в мифах, сказках. А. разграничивает народные и канонические личные имена, а также различные формы одного имена: литературные и диалектные, официальные и неофициальные. Каждый этнос в каждую эпоху имеет свой антронопонимикон, называемый "реестром". Совокупность А. в языке называется антропонимией. А. особенно личное имя, отличается от многих других ИС (онимов) характером индивидуализации объекта: каждый объект номинации (человек) имеет имя. А., как и всякое ИС, не только лингвистическое, но и социально-историческое образование, функционирующее в особых условиях как необходимый элемент человеческого общения. Значение А. -иерархическое целое, центральное место в котором занимает семная структура, составляющая понятийное ядро А., а несколько удаленная периферическое положение отводится социальной и эмоциальной окраске, без соотношения с конкретным миром. Семная структура А. включает следующие компоненты: 1) "существительное"; 2) "одушевленное"; 3) "разумное" (принадлежащее к человеческому роду); 4)"лицо"; 5) "национальность"; 6) "пол" (для личных имен). В современном обществе А. как член классификационной системы номинации выполняет основную назывательную функцию, реализующуюся в двух аспектах: дистинктивном (выделяющим индивида из коллектива) и интеграционном (объединяющим носителей одного А. в общий класс). Таким образом, А., обозначающие индивидуальные лица, лишены коннотации, "способности привносить определенные признаки" /Топорова, 1996:с.6/. Строго говоря, сами по себе А. не имеют никакого значения, т.е. не могут быть определены без обращения к денотату - реальному носителю имени. Следовательно, множество одноименных объектов не обладают никакими совместными свойствами, кроме общего А. Принципиально иное положение сложилось в мифопоэтических традициях. Как известно, основатель функционализма в этнографии Малиновский, выдвинул так называемую теорию "нужд" (needs), согласно которой все элементы, составляющие культуру архаичного племени ( от ИС до мифа) возникают как ответ (answer) на определенный вопрос, продиктованный настоятельной потребностью /Топорова, 1996:с.6/. Исходя из этой концепции, наименование представляет собой не игру или развлечение, а абсолютную необходимость, связанную с глубиной сущности человека. А. представляют собой не этикетку, ярлык, а символ, сложным образом соотносимый с природой индивида. Мифологическое осознание А. как внутренней субстанции проявляется в некоторых культурно-исторических традициях, в которых "наречение именем новорожденного принимает форму отгадывания его сущности..." /Топоров,1980:с.510/. Архаическая модель мира предполагает тождество имени и его носителя. Идея прямого соответствия имени и денотата, трактовка А. как alter ego индивида отражена в брахманической концепции namurupa 'имя и форма' /Топорова 1996:с.7/. Отношение между именем и его носителем можно сопоставить с тенью и человеком, ее отбрасывающим. Отголоски верований Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |