![]() |
|
|
Финансовое право РФ (шпаргалка)| |особенности, структура, виды. | |Констит-я; ФКЗ «О Прав-ве РФ» от | | |17.12.97; Постан-я Конс-го суда; БК |Финансово-правовые нормы — это исходные| |от 30 июля 98; НК Ч.1и2; ФЗ « О |первичные элементы, из которых состоит | |женияых» 2.12. 90; ФЗ « О счетной |финансовое право как отрасль права. Им | |палате» 11.01.95; ФЗ « о банках и |свойственны все общие черты правовой | |банков-й деятел-ти» 3.02.96; ФЗ « Об|нормы, но присущи и особенности, | |основах налог-й системы РФ» |характерные именно для данной отрасли | |27.12.91; указы През-та; Постан-я |права. | |Правит-ва(устанав-ся ставки там-й |Как и любая другая норма права, | |пошлины); акты ОИВ субъектов РФ; |финансово-правовая норма представляет | |акты фин-во-кред-х органов –Минфин |собой установленное и охраняемое | |РФ,Центробанк, МНС; т.ж ф-п нормы |государством правило поведения | |могут содер-ся в актах ОГУ |участников общественных отношений, | |Нормы финансового права Российской |выраженное в их юридических правах и | |Федерации содержатся в большом числе|обязанностях. | |разнообразных правовых нормативных |Особенности финансово-правовой нормы | |актов, или источниках. К ним |обусловлены тем, что она, в отличие от | |относятся акты представительных и |норм других отраслей права, регулирует | |исполнительных органов |отношения, возникающие в процессе | |государственной власти разных |планового образования, распределения и | |масштабов и уровней и органов |использования государством и органами | |местного самоуправления (общие и |местного самоуправления финансовых | |отраслевые, федеральные, |ресурсов, необходимых им для | |республиканские, областные, местные |осуществления своих задач. Это | |и др.). Итак, источники финансового |выражается в особенностях: а) | |права Российской Федерации — это |содержания финансово-правовых норм; б) | |правовые акты представительных и |характера установленных в них | |исполнительных органов |предписаний; в) мер ответственности за | |государственной власти и местного |нарушение предусмотренных правил и г) | |самоуправления, в которых содержатся|способов защиты прав участников | |нормы финансового права. |финансовых отношений. | |Главный источник финансового права —|Содержание финансово-правовых норм | |Конституция Российской Федерации, |составляют правила поведения в | |конституции и уставы субъектов |общественных отношениях, возникающих в | |Федерации. |процессе финансовой деятельности | | |государства. Эти правила выражаются в | | |предоставлении участникам данных | | |отношений таких юридических прав и | | |возложении на них юридических | | |обязанностей, осуществление которых | | |обеспечивает планомерное образование и | | |использование централизованных и | | |децентрализованных денежных фондов | | |(доходов) государства и органов | | |местного самоуправления соответственно | | |их задачам в каждый конкретный период | | |времени, вытекающим из политики по | | |социально-экономическому развитию | | |страны. | | |Лучшему уяснению особенностей и роли | | |финансово-правовых норм способствует их| | |классификация. Ее можно провести по | | |нескольким основаниям. | | |В зависимости от способа воздействия на| | |участников финансовых отношений, | | |определяющего характер их юридических | | |прав и обязанностей, финансово-правовые| | |нормы подразделяются на три вида: | | |обязывающие, запрещающие и | | |уполномочивающие. | | |Обязывающие финансово-правовые нормы | | |требуют от участников финансовых | | |отношений (государственных органов, | | |предприятий, граждан) совершить | | |определенные действия, устанавливают их| | |обязанности в сфере этих отношений. | | |Они, например, предписывают налоговым | | |органам известить | | |граждан-налогоплательщиков о суммах и | | |сроках предстоящих платежей, а | | |гражданам — уплатить своевременно эти | | |платежи. | | |Запрещающие финансово-правовые нормы | | |содержат запрет на совершение | | |определенных действий, устанавливают | | |обязанность участников финансовых | | |отношений воздержаться от них. Так, | | |Банкам запрещено задерживать исполнение| | |поручений налогоплательщиков на | | |перечисление налогов в бюджет | | |Уполномочивающие финансово-правовые | | |нормы устанавливают права участников | | |финансовых отношений на совершение | | |определенных самостоятельных действий в| | |предусмотренных рамках. Например, | | |органы местного самоуправления вправе | | |вводить на своей территории местные | | |налоги в рамках их перечня, основного | | |содержания и предельных размеров, | | |установленных законодательством РФ. | | |В зависимости от своего содержания | | |нормы финансового права могут быть | | |материальными и процессуальными. | | |Материальные финансово-правовые нормы | | |закрепляют виды и объем денежных | | |обязательств предприятий и граждан | | |перед государством, источники | | |образования кредитных ресурсов банков, | | |виды расходов, включаемых в бюджеты и | | |внебюджетные фонды, то есть | | |материальное (денежное) содержание | | |юридических прав и обязанностей | | |участников финансовых отношений. | | |Процессуальные финансово-правовые нормы| | |устанавливают порядок деятельности в | | |области сбора, распределения и | | |использования государственных денежных | | |фондов. | | | | |7. Финансово-правовые отношения: |9. Субъекты ФП a). Порядок защиты прав| |понятие, особенности, структура, |и законных интересов субъектов | |виды. |финансовых правоотношений. | | | | |Для достижения целей, поставленных |Финансовое право, регулируя | |государством в процессе финансовой |относящиеся к его предмету | |деятельности, необходима правовая |общественные отношения, определяет | |урегулированность значительной части |круг участников или субъектов этих | |возникающих при этом отношений. |отношений, наделяет их юридическими | |Урегулированные нормами финансового |правами и обязанностями, которые | |права, они становятся |обеспечивают планомерное образование, | |финансово-правовыми отношениями: |распределение и использование | |возникают на основе норм финансового |государственных денежных фондов. | |права, их участники находятся во |Носители этих прав и обязанностей | |взаимной связи через субъективные |являются субъектами финансового права.| |юридические права и обязанности, |Следует различать понятие «субъект | |такие связи (отношения) охраняются |финансового права» и «субъект (или | |принудительной силой государства. |участник) финансового правоотношения»,| |Итак, финансовые правоотношения — это|хотя они во многом совпадают. Субъект | |урегулированные нормами финансового |финансового права — это лицо, | |права общественные отношения, |обладающее право-субъектностью, то | |участники которых выступают как |есть потенциально способное быть | |носители юридических прав и |участником финансовых правоотношений. | |обязанностей, реализующие |А субъект финансового правоотношения —| |содержащиеся в этих нормах |это реальный участник конкретных | |предписания по образованию, |правоотношений. Юридические права и | |распределению и использованию |обязанности в сфере финансовой | |государственных денежных фондов и |деятельности принадлежат субъектам | |доходов. |финансового права в силу действия | |Финансовые правоотношения имеют свои |финансово-правовых норм, независимо от| |особенности. Основная особенность, |участия в конкретных правоотношениях. | |которая определяет и другие | | |отличительные черты финансовых |Особенности круга субъектов | |правоотношений, заключается в том, |финансового права раскрывает их | |что они возникают в процессе |подразделение на три основные группы: | |планового образования, распределения |а) общественно-территориальные | |и использования государственных (а |образования: б) коллективные субъекты:| |также муниципальных) денежных фондов |в) индивидуальные субъекты. | |и доходов, то есть в процессе |К общественно-территориальным | |финансовой деятельности государства и|образованьям — субъектам финансового | |органов местного самоуправления. |права РФ относятся государства, | |Отсюда и другая их особенность: |автономные и | |финансовые правоотношения являются |административно-территориальные | |разновидностью имущественных, так как|образования. | |возникают по поводу денежных средств,|Такой круг субъектов свойственен | |точнее — финансовых ресурсов |бюджетным правоотношениям. | |государства. Такой объект |Законодательство закрепляет право на | |правоотношений налицо, например, при |государственный или местный бюджет | |возникновении их между государством и|именно за этими субъектами, а не за | |предприятиями в случаях внесения |государственными органами, что | |обязательных платежей в бюджет или, |выражает принцип народовластия, | |напротив, при получении из него |закрепленный в Конституции РФ. | |ассигнований. |Принадлежность бюджета | |Следующая особенность финансовых |общественно-территориальным | |правоотношений состоит в том, что |образованиям является и необходимым | |одной из сторон в них всегда |атрибутом, отражающим их | |выступает государство или его |организованность в соответствующую | |уполномоченный орган, органы местного|единицу — государство, автономию, | |самоуправления. Это обусловлено тем, |административно-территориальное | |что само государство в интересах |подразделение. | |общества осуществляет финансовую |Коллективными субъектами финансового | |деятельность: организует поступление |права являются государственные и | |денежных средств в различные |общественные организации, к числу | |государственные денежные фонды, |которых относятся: органы | |распределяет и использует их на |государственной власти и управления; | |социально-экономические программы и |предприятия, организации, учреждения, | |другие общественно необходимые |основанные на разных формах | |потребности. |собственности. | |В связи с существованием материальных|Органы государственной власти и | |и процессуальных норм финансового |управления относятся к числу субъектов| |права, выделяемых в зависимости от |финансового права, участие которых | |объекта правового регулирования, |обязательно в финансовых | |финансовые правоотношения также могут|правоотношениях. В их круг входят | |быть материальными и процессуальными.|органы представительной власти и | |Через материальные финансовые |исполнительной власти федерального | |правоотношения реализуются права и |уровня и субъектов Федерации. | |обязанности субъектов по получению, |Особую группу составляют органы | |распределению и использованию |местного самоуправления, | |определенных финансовых ресурсов. Эти|осуществляющие самостоятельное решение| |финансовые ресурсы выражены в |финансовых вопросов местного значения.| |конкретном размере или определенном | | |виде доходов и расходов Основное |Участие в правоотношениях не только | |содержание субъективных материальных |органов государственного управления, | |финансовых прав и обязанностей |но и органов представительной власти —| |заключается в возможности или |характерная особенность круга | |необходимости получения, уплаты, |субъектов финансового права, в | |распределения, расходования, |отличие, например, от | |перераспределения, изъятия и т. П. |административного права, субъектами | |этих конкретно определенных |которого органы представительной | |финансовых средств. В результате |власти не являются. | |реализации данных прав и обязанностей| | |в конечном итоге регулярно образуются| | |и используются государственные | | |денежные фонды. | | |В процессуальных финансовых | | |правоотношениях выражается | | |юридическая форма, в которой | | |происходит получение государством в | | |свое распоряжение финансовых | | |ресурсов, их распределение и | | |использование. Поэтому процессуальные| | |субъективные права и обязанности | | |(полномочия) направлены на | | |использование определенной | | |юридической формы и порядка | | |финансовой деятельности. Например, на| | |стадии составления проекта бюджета к | | |ним относятся обязанность | | |Правительства РФ представить в | | |установленный срок Государственной | | |Думе проект федерального бюджета по | | |определенному перечню показателей. | | | |Понятие, особенности и задачи | |9. Субъекты ФП a). Порядок защиты |финансового контроля. | |прав и законных интересов субъектов | | |финансовых правоотношений. |Финансовый контроль — составная часть,| | |или специальная отрасль, | |К юридическим лицам — субъектам |осуществляемого в стране контроля. | |финансового права относятся и |Наличие финансового контроля | |индивидуальные (семейные) частные |объективно обусловлено тем что | |предприятия, такие семейно-трудовые |финансам как экономической категории | |объединения граждан, как крестьянские|присущи не только распределительная, | |(фермерские) хозяйства, являющиеся |но и контрольная функции. Поэтому | |самостоятельными хозяйствующими |использование государством финансов | |субъектами. Они вступают в финансовые|для решения своих задач обязательно | |правоотношения по поводу уплаты |предполагает проведение с их помощью | |налогов и других обязательных |контроля за ходом выполнения этих | |платежей государству, использования |задач. Финансовый контроль | |дотаций из бюджета, государственного |осуществляется в установленном | |кредита, других источников |правовыми нормами порядке всей | |финансирования. |системой органов государственной | |Индивидуальные субъекты финансового |власти и органов местного | |права — это гражжен. Их права и |самоуправления, в том числе | |обязанности связаны главным образом с|специальными контрольными органами при| |налоговыми и другими обязательными |участии общественных организаций, | |платежами, поступающими в |трудовых коллективов и граждан. | |распоряжение государства. |Значение финансового контроля | |Законодательство устанавливает в |выражается в том, что при его | |качестве основных условий привлечения|проведении проверяются, во-первых, | |гражданина к уплате налогов наличие у|соблюдение установленного | |него дохода, превышающего |правопорядка, в процессе финансовой | |установленный необлагаемый минимум, |деятельности государственными и | |или определенного имущества, |общественными органами, предприятиями,| |подлежащего налогообложению |учреждениями, организациями, | |(строения, транспортные средства, |гражданами и, во-вторых, экономическая| |земельный участок и др.). |обоснованность и эффективность | |Защита прав и законных интересов |осуществляемых действий, соответствие | |субъектов финансовых правоотношений |их задачам государства. Таким образом,| |производится в административном или |он служит важным способом обеспечения | |судебном порядке, что в настоящее |законности и целесообразности | |время является общим правовым |проводимой финансовой деятельности. | |правилом. |Итак, финансовый контроль — это | |Административный порядок действует |контроль за законностью и | |главным образом в случае применения |целесообразностью действий в области | |мер государственного принуждения в |образования, распределения и | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |