реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ.Н.К. Плотникова. План-конспект лекционного курса

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ.Н.К. Плотникова. План-конспект лекционного курса

0x01 graphic

Международный институт

экономики и права

Н.К. Плотникова

Финансы,

денежное обращение

и кредит

План-конспект лекционного курса

Москва 1998

Плотникова Н.К.

Финансы, денежное обращение и кредит: План-конспект лекционного курса. —

М.: МИЭП, 1998. — 98 с.

Курс разработан в соответствии с принятой в МИЭП концептуальной формулой

образовательной деятельности.

© Международный институт экономики и права, 1998

Введение

Финансово-кредитная система, особенности денежного обращения в любой

стране, в т.ч. и в России, играют ключевую роль в дальнейшем экономическом

и социальном прогрессе. Финансовая либерализация, ужесточение конкуренции

и диверсификация в кредитной сфере ставят новые проблемы перед

экономическими субъектами, увеличивают их риски, заставляют принимать

оперативные и гибкие решения. Сегодня необходимо в сроки, весьма короткие

для России, выйти на уровень современных мировых достижений в области

организации кредитно-финансовых отношений, построения бюджетной системы,

грамотного проведения монетарной политики.

В данном курсе “Финансы, денежное обращение и кредит” излагаются базовые

принципы, нормативные подходы и практические достижения в области

эффективного построения этой важнейшей сферы экономики. Их освоение

позволит студентам приобрести прочные знания и в достаточной степени

квалифицированно вступить на путь специалиста-профессионала.

план-конспект лекционного курса

Тема 1. Финансы: общее понятие и основные функции Финансовая политика

Основные вопросы темы

1. Сущность финансов и их основные функции.

2. Финансовая политика государства: цели и основные инструменты.

1. Сущность финансов и их основные функции

Финансы представляют собой денежные отношения, возникающие между

экономическими субъектами (государством, регионами, хозяйственными

единицами, населением) при формировании и использовании ими денежных

фондов для выполнения своих функций.

Финансы становятся возможными в условиях развитого товарного производства

и зрелой денежной системы, поскольку опираются на известные функции денег

и инфраструктуру рынка. Так, деньги в качестве средства обращения товаров

и услуг позволяют формировать выручку от их продажи. Далее, деньги как

платежное средство используются при распределении этой выручки на оплату

труда, поставок сырья, погашения кредитов, налоговых обязательств, выплату

дивидендов, на покупку финансовых активов и т.п.

Деньги как средство сбережений и накоплений служат для аккумулирования

финансовых ресурсов у различных субъектов и их долгосрочного целевого

использования. Речь идет о бюджетах различных уровней, амортизационных,

инвестиционных, инновационных, страховых, пенсионных и т.п. фондах.

Если эти средства используются в предпринимательском обороте (на покупку

капитальных товаров, строительство, передачу в ссуду, на приращение

запасов и т.п.), то они превращаются в капитал, т.е. в стоимость,

приносящую стоимость, или богатство, дающее доход.

Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения со всеми другими

участниками экономического процесса. Вступая в подобные отношения,

экономические субъекты, по сути дела, распределяют между собой стоимость

ВНП, а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные

сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в

рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них -

материальные и нематериальные блага. Таким образом, финансы выполняют

распределительную функцию, одновременно являясь экономическим стимулом для

всех участников хозяйственного процесса: чем больше будет присвоено

финансовых ресурсов, тем больше окажется возможностей для инвестирования и

расширения масштабов каждого хозяйства, а также для улучшения его

благосостояния.

С переходом к рыночной экономике в России финансы потеряли свое чисто

перераспределительное значение, когда доходы хорошо работающих предприятий

через госбюджет волевым порядком безвозмездно передавались плохо

работающим, убыточным. Теперь финансы должны воздействовать на расширение

инициативы и самостоятельности всех субъектов экономики, реализацию ими

принципа самофинансирования.

Вторая функция финансов - контрольная. Финансы - это непрерывное движение

входящих и исходящих денежных потоков по отношению к конкретному субъекту.

Эти потоки поддаются строгому количественному учету, т.к. деньги выполняют

еще одну важную функцию - они являются универсальным измерителем

стоимости. Таким образом, финансы могут сигнализировать о ходе

экономического процесса, о “ножницах” между доходами и расходами, о

приостановке движения в системе, о причинах и виновниках отклонений.

Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую,

статистическую или оперативную отчетность, ведущуюся по утвержденной

государством методике и признанную достоверной.

Следует подчеркнуть, что распределительная и контрольная функции финансов

действуют одновременно, это две стороны одного процесса, поэтому финансы

являются своеобразным зеркалом экономики и социальной сферы. Если их

состояние характеризуется как кризисное, то это значит, что кризис

охватывает саму экономику.

2. Финансовая политика государства: цели и основные инструменты

Использование финансов в качестве рычага воздействия на экономику, то есть

на прекращение спада производства, на стимулирование тех или иных

отраслей, на хозяйственную самостоятельность каждого субъекта и т.п.,

называется финансовой политикой. Ее проводит государство, опираясь на

правовые нормы, и на такие экономические инструменты, как налоги или

налоговые льготы, процентные ставки, а также на госбюджет как источник

государственных инвестиций. Директивные методы регулирования в рыночной

экономике неприемлемы.

Налоговая политика строится на том, что высокие налоги воспринимаются как

запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие - как

разрешительные. В том же направлении действуют и процентные ставки по

банковским кредитам, на которые государство тоже может воздействовать

своей денежной политикой.

Бюджетная политика государства, во-первых, не должна допускать чрезмерного

дефицита госбюджета, иначе будет получен отрицательный эффект воздействия

на экономику в виде инфляции и замедления инвестиционного процесса.

Во-вторых, расходы госбюджета, предназначенные для экономической сферы,

должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные и

эффективные направления. В-третьих, следует иметь в виду, что расходы

государственного бюджета особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать

мультипликационный эффект, т.е. привести к тому, что общий объем

инвестиций в экономику, с учетом частного сектора, будет гораздо больше

первоначального. Так, в 1998 г. в федеральном бюджете России выделяется

особый “бюджет роста” в объеме около 50 млрд. рублей, который должен

привести к общему итогу - более 400 млрд. рублей инвестиций в экономику

России (с учетом деноминации).

По теории Дж. Кейнса расчет должен опираться на формулу:

I = I[0] * m, где

I - общий объем инвестиций;

I[0] - первоначальный объем инвестиций;

m - мультипликатор (множитель).

Управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти -

Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство. Конституция РФ 1993 г.

в ст.71 устанавливает, что в ведении РФ находится установление правовых

основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование,

денежная эмиссия, основы ценовой политики, а также федеральные

экономические службы, включая федеральные банки. К ведению РФ отнесены

федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды

регионального развития. Принятые Государственной Думой федеральные законы

по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов,

финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной

эмиссии подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и

подписанию Президентом РФ. Только после этого они вступают в силу.

Правительство РФ в соответствии со ст.114 Конституции:

а) разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает

его исполнение, представляет Госдуме отчет об его исполнении;

б) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной

политики.

В основном эта работа выполняется специальной структурой Правительства -

Министерством финансов. В него входят следующие управления: бюджетное,

отраслевое, контрольно-ревизионное, управление по обслуживанию

государственного долга (совместно с ЦБ), управление исполнения бюджета

(Казначейство), налоговых реформ, государственных ценных бумаг и

финансового рынка, управление драгметаллов и камней, государственное

хранилище ценностей (Гохран), управление пробирного надзора, ГОЗНАК.

Государственный финансовый контроль в РФ также осуществляют высшие органы

власти - Федеральное собрание и его две палаты - Госдума и Совет

Федерации. Для этого образована Счетная палата как постоянно действующий

орган государственного финансового контроля. В ее компетенцию входит

контроль за исполнением доходных и расходных статей госбюджета, за их

движением в структуре Центрального банка и других финансово-кредитных

учреждениях РФ.

Важную роль в финансовом контроле играет исполнительная власть, а именно

Министерство финансов РФ. Так же действует Государственная налоговая

служба, подчиняющаяся Президенту РФ. Ее главной задачей является контроль

за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления,

своевременностью внесения в бюджеты всех уровней.

** Литература

1. Гражданский кодекс РФ. Ч.I. 1994.

2. Учебник по основам экономической теории/Рук. авт.кол. В.Д.Камаев. М.,

1994.

3. Финансы, денежное обращение, кредит /Под ред. Л.А.Дробозиной. М.:

Финансы, 1997.

Тема 2. Финансовая система РФ и ее звенья

Основные вопросы темы

1. Основные звенья финансовой системы и ее вспомогательные подсистемы.

2. Новые черты в финансовой сфере России, сочетание административных и

рыночных рычагов.

1. Основные звенья финансовой системы и ее вспомогательные подсистемы

Финансовая система России, как и в других государствах, охватывает четыре

основных звена: общегосударственные, региональные (местные) финансы, а

также финансы хозяйствующих субъектов и граждан. При их формировании

используются как безвозмездные денежные платежи (налоги, бюджетные

средства), так и чисто рыночные инструменты (кредиты, ценные бумаги).

Государственные финансы (на федеральном и региональном уровне) - это

совокупность денежных фондов, управляемых госорганами с целью обеспечения

общегосударственных и социальных потребностей. Финансы хозяйствующих

субъектов - это система денежных потоков, необходимая для осуществления

этими структурами своих функций. Финансы населения - это личные средства

граждан.

Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы

страны. С его помощью происходит перераспределение национального дохода,

что создает возможность маневрировать денежными средствами и влиять на

развитие производства и социальной сферы в интересах всего общества, а

также создавать так называемые общественные блага. Государственное

страхование обеспечивает возмещение понесенных убытков от стихийных

бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Одновременно страхование осуществляют и негосударственные страховые

компании, имеющие соответствующую лицензию.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации

государством временно свободных денежных средств юридических и физических

лиц на началах возвратности и платности для финансирования государственных

расходов. С этой целью государство проводит операции на рынке ценных

бумаг, т.е. либо размещает, либо погашает государственные финансовые

обязательства.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных

властей, предназначенные для финансирования расходов, не включаемых в

бюджет, таких как выдача пенсий, пособий и т.п. Эти средства составляют

более половины всех бюджетных доходов.

2. Новые черты в финансовой сфере России, сочетание административных и

рыночных рычагов

В условиях реформирования российской экономики информация о состоянии

государственного и местных бюджетов, внебюджетных фондов стала открытой,

размеры бюджетного дефицита регламентируются законодательно. Это позволяет

планировать и реализовать на практике меры по устранению дефицитов,

покрывать их за счет внутренних и внешних займов, выпуска государственных

и местных ценных бумаг, а не только за счет эмиссии денег.

Финансовая система РФ с переходом всей экономики на рыночные принципы

претерпела существенные изменения. Прежде всего произошла ее

децентрализация: каждый субъект экономики имеет возможность самостоятельно

аккумулировать финансовые ресурсы в рамках принятых законов. Появился

финансовый рынок.

Во-первых, правомерным источником финансовых ресурсов для всех субъектов

стала банковская система, предоставляющая заемные средства на принципах

платности, возвратности, срочности. Ранее опора была в основном на

безвозмездное бюджетное финансирование.

Во-вторых, в России появился акционерный капитал и рынок ценных бумаг (как

первичный, так и вторичный), позволяющий изыскивать финансовые ресурсы

путем эмиссии ценных бумаг и размещения их среди юридических и физических

лиц. Это дает хозяйствующим субъектам большую свободу маневра капиталами.

По котировкам ранее выпущенных ценных бумаг на вторичном рынке они могут

выверять правильность своего курса, делать наиболее перспективные

инвестиции.

В-третьих, обозначилось встречное движение - интеграция частного капитала

в различных формах для предоставления всевозможных финансовых услуг

субъектам экономики.

Не все формы достаточно развиты на данный момент в России, но мировая

практика выработала следующие:

а) финансово-промышленные группы, в состав которых могут входить

производственные, научные, опытно-конструкторские организации, банки,

страховые и торговые компании, биржи и т.д. В России уже в настоящее время

каждый крупный коммерческий банк входит в какую-либо группу отраслевого

или территориального плана;

б) инвестиционные организации: холдинги, финансовые группы и финансовые

компании. Холдинг - головная компания, владеющая контрольными пакетами

акций дочерних фирм и специализирующаяся на их управлении. Финансовая

группа - объединение без головной компании. Финансовая компания -

организация, финансирующая ряд фирм, но без права управления;

в) банковская система, которая включает банковские учреждения, средства

связи банков, методические и юридические правила взаиморасчетов.

Государственные банковские системы взаимодействуют через международные

объединения;

г) биржевая система, которая состоит из совокупности товарных и фондовых

бирж. Товарные биржи позволяют осуществить оборот товаров и денежных

средств без непосредственного их представления, оперативно сформировать

цены на товары. Фондовая биржа определяет рейтинг предприятий,

своевременно реализует перераспределение потока финансов. Одновременно

функционирует внебиржевой рынок ценных бумаг, который обслуживают

банкирские дома, банки и др. организации;

д) соответствующая среда для функционирования финансов современного

уровня, т.е. обеспечивающие элементы - информационные сети (телефоны,

факсы, радио, телевидение, печать), поддерживающие элементы

(образовательные, юридические, аудиторские учреждения).

** Литература

1. Гражданский кодекс РФ. Ч.I. 1994.

2. Жданов А.А. Финансовое право. М., 1995.

3. Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент (участники рынка,

инструменты, решения). СПб., 1995.

Тема 3. Общегосударственные финансы РФ: структура, функции, принципы

построения

Основные вопросы темы

1. Федеральный бюджет: доходы, расходы, проблемы дефицитности.

2. Функции и задачи налоговой системы. Виды налогов.

3. Государственный долг, проблемы его погашения.

4. Внебюджетные фонды.

1. Федеральный бюджет: доходы, расходы, проблемы дефицитности

Централизация части финансовых ресурсов страны в бюджете имеет важное

экономическое и политическое значение, поскольку служит средством

претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. По материальному

содержанию госбюджет - это централизованный фонд денежных средств

государства, а по социально-экономической сущности - инструмент

перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта

(ВВП) для выполнения правительством своих функций. Действительно, через

бюджет многих стран перераспределяется до 40% ВВП. В России эта цифра

равна почти 20% ВВП (по консолидированному бюджету в плане 1998 г.), или

около 12% ВВП, перераспределяемому через федеральный бюджет.

На данном этапе развития экономики российский бюджет выполняет следующие

задачи:

а) удержать экономику страны от спада;

б) обеспечить финансовую стабилизацию (преодолеть инфляцию);

в) стимулировать инвестиционный процесс;

г) сократить дотации отдельным отраслям по мере перехода предприятий на

самофинансирование;

д) совершенствовать налогообложение для укрепления доходной части бюджета;

е) усилить финансовый контроль за расходованием бюджетных средств и

величиной государственного долга.

Бюджетный процесс - деятельность органов власти по составлению,

рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов. Он

охватывает 4 стадии (3 года):

* составление проекта бюджета;)

* рассмотрение и утверждение - 20 мес.;

* исполнение - календарный год;

* составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение - 5 мес.

Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства,

утверждаемым Федеральным собранием и имеющим статус закона. Финансовый

план составляется в форме баланса и имеет доходную и расходную часть. В

условиях рынка формирование доходной части бюджета имеет в основном

налоговый характер. Налоги - это обязательные, безвозмездные,

безвозвратные платежи в пользу бюджета. Их преимущество состоит в том, что

для всех юридических и физических лиц, независимо от видов собственности и

форм хозяйствования, установлены единые налоги, после уплаты которых они

могут распоряжаться доходом по своему усмотрению. Налоговые льготы также

определяются заранее, в соответствии с законом. Таким образом, подобная

модель мобилизации доходов в бюджет является наиболее стимулирующей для

каждого юридического и физического лица.

2. Функции и задачи налоговой системы. Виды налогов

Сущность налогообложения заключается в изъятии в пользу государства части

доходов юридических и физических лиц, заранее определенной, установленной

в законном порядке.

Налоговая система выполняет функции:

а) фискальную (источник доходов бюджета);

б) перераспределительную (часть доходов одних субъектов изымается в пользу

других через бюджет);

в) стимулирующую (низкие налоги и льготы - поощряют, высокие - запрещают

какую-либо деятельность).

При этом имеет значение уровень налоговой ставки - желательно, чтобы он не

превышал 50% облагаемого дохода (согласно зависимости, открытой

А.Лаффером). Иначе происходит сокрытие доходов, уход в теневую экономику,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.