реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ.Н.К. Плотникова. План-конспект лекционного курса

бегство капиталов за границу и казна недополучает доходы. Эта проблема

является острой для России: собираемость налогов опускается в отдельные

месяцы ниже 60% при уровне теневой экономики в 40% от оборота розничной

торговли.

По способам изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые

имеют конкретную базу налогообложения: доход, имущество, участок земли и

т.п. Косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товара и после

его реализации отчисляются в бюджет.

Налоговые ставки по своему воздействию на налогоплательщика могут

различаться как твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения,

независимо от размеров дохода (например, на 1 т нефти, на 1 ввозимый

автомобиль данного класса и т.п.).

Прогрессивные предполагают возрастание величины ставки по мере роста

дохода. Например, подоходный налог имеет целью защитить малоимущие слои

населения, сгладить различия между богатыми и бедными.

Пропорциональные ставки - стабильны при любом изменении налогооблагаемой

базы.

Регрессивные ставки - падают по мере роста налогооблагаемой базы.

Например, если растут расходы на модернизацию производства, то налоги с

этой части капитала снижаются. Применяются для стимулирования каких-либо

экономических мероприятий (накопления капитала, укрепления малого бизнеса,

инноваций, экспорта и т.п.).

Так как существуют федеральный и местные бюджеты, то взимаются федеральные

и местные налоги (региональные и муниципальные). В России применяется

трехканальная фискальная система и взимаются: а) федеральные налоги; б)

налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных

округов; в) местные налоги. Такая система соответствует принципу

фискального федерализма.

3. Государственный долг, проблемы его погашения

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в

которой выделяются целевые направления государственной деятельности,

вытекающие из основных функций государства. Это четко просматривается в

перечне расходов бюджета. Бюджетные расходы делятся на текущие и

капитальные (инвестиции и прирост запасов). Бюджетная классификация

обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов, т.е. кому, сколько

и на какие цели. Получатели средств указываются в приложениях к

федеральному бюджету.

К сожалению, бюджетные средства в России используются недостаточно

эффективно, о чем говорит удельный вес тех или иных статей расходов. Так,

и в 1998 г. будет сохранен высокий удельный вес расходов на оборону,

управление, дотации производственным отраслям и регионам, а на нужды

культуры, науки, образования средства все еще отпускаются по остаточному

принципу. Поэтому в перспективе в нашей стране должен произойти серьезный

перелом в направлениях расходования бюджетных средств.

На 1998 г. госбюджет РФ содержит следующие параметры:

* доходы - 367,5 млрд. руб. (с учетом деноминации)

* расходы - 500,0 млрд. руб. (с учетом деноминации)

* дефицит - 132,5 млрд. руб. (с учетом деноминации).

Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета

превосходят его доходы. Причин бюджетного дефицита насчитывается

несколько, и все они присущи в данный момент российской экономике,

поскольку уже несколько лет подряд наш бюджет дефицитен.

Итак, причины дефицита:

а) спад производства (в России он преодолен, но подъема еще нет);

б) рост издержек производства (связан с неэффективностью, отсталостью по

многим направлениям НТП, удорожанием сырья, электроэнергии, транспортных

услуг);

в) массовый выпуск “пустых” денег (этот метод в РФ запрещен, и инфляция

снизилась от максимального уровня 20% в месяц до 1% в месяц в настоящее

время);

г) “раздутые” социальные программы (это наследие недавнего

социалистического прошлого, когда бюджет финансировал и строительство

жилья, и оплату коммунальных услуг, и все здравоохранение, образование и

т.п.;

д) непомерные затраты на финансирование ВПК (со всеми открытыми и

закрытыми статьями российского бюджета эти затраты составляют около 40%);

е) крупномасштабный оборот “теневого” капитала (который, как известно, не

платит налоги, имеет незаконные льготы и т.д.);

ж) расточительные статьи расхода бюджета (для России это управление,

льготы, содержание аппарата и т.п.).

Существуют три основные концепции бюджетной политики.

Первая: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Такой подход как раз

может дестабилизировать саму экономику, т.к. не позволит в условиях

кризиса влить дополнительные средства в производство с целью его

поддержки. В настоящее время центральная власть в России подвергается

критике именно за свою позицию добиться бездефицитности бюджета в ущерб

инвестиционным программам.

Вторая концепция допускает дисбаланс бюджета по отдельным годам, но

сохранение баланса в целом в ходе экономического цикла. Это означает, что

в период кризиса правительство может пойти на перерасход своих средств, а

в период подъема вправе сократить свои программы поддержки социальной и

производственной сферы и даже увеличить сбор налогов. Спорным здесь

является то, что, во-первых, периоды спада и подъема по продолжительности

и глубине не совпадают, а во-вторых, мероприятия правительства могут

запаздывать во времени и усугублять обстановку.

Третья концепция получила название функциональных финансов и сводится к

тому, что приоритетным является сбалансированность экономики, а не

бюджета. При этом взимаемые налоги уже играют роль автоматических

стабилизаторов, т.к. они растут вместе с ростом доходов и благодаря

мультипликационному эффекту несколько понижают деловую активность.

Наоборот, во время спада налоги с низких доходов тоже становятся низкими и

тем самым стимулируют экономику. Денежная система при этом не должна быть

подвержена инфляции.

Однако чрезмерный дефицит бюджета чреват развитием гиперинфляции. Поэтому

считается, что приближение дефицита бюджета к 10% ВВП и 33% к сумме

расходов весьма опасно.

Как может быть покрыт бюджетный дефицит?

1. Рост налогов и сборов.

2. Внутренние и внешние займы.

3. Внешнеэкономическая деятельность (реализация резервов прошлых периодов:

золотого запаса, недвижимости и т.п.).

4. Денежная эмиссия.

Решение проблемы дефицита госбюджета также связано с его секвестированием

- сокращением расходов государства.

Схема 1.

Динамика дефицита госбюджета России

+----------------------------------------------------------------+

| | Дефицит в % | |

| Год | | Дефицит в % к ВВП |

| | к расходам бюджета | |

|-----------------+-----------------------+----------------------|

| 1993 | 50 | 10,5 |

|-----------------+-----------------------+----------------------|

| 1994 | 35 | 9,1 |

|-----------------+-----------------------+----------------------|

| 1995 | 30 | 5 |

|-----------------+-----------------------+----------------------|

| 1996 | 20 | 3,85 |

|-----------------+-----------------------+----------------------|

| 1997 | 25 | 4,0 |

|-----------------+-----------------------+----------------------|

| 1998 (план) | 26 | 3,8 |

+----------------------------------------------------------------+

4. Внебюджетные фонды

Кроме госбюджета, в структуру общегосударственных финансов входят так

называемые внебюджетные фонды. Они могут создаваться двумя путями:

во-первых, выделением из бюджета определенных ресурсов, имеющих особо

важное целевое назначение; во-вторых, внебюджетные фонды могут

формироваться за счет собственных источников дохода. Ими могут быть

специальные налоги и сборы, средства из госбюджета, займы и доходы от

инвестирования денежных средств.

В развитых странах внебюджетные фонды (государственные и местные)

предназначены для решения целого ряда экономических и социальных задач.

Фонды экономического направления, такие как инвестиционные, конъюнктурные,

страховые, способствуют оказанию помощи малому бизнесу, поддержке

предпринимательства в период кризисов, развитию перспективных отраслей и

т.д.

Социальные фонды используются для выплаты пенсий, оплаты больничных

листов, выдачи пособий матерям, инвалидам, безработным и т.п.

В России государственные внебюджетные фонды возникли в 1991 г. Они

находятся в собственности государства, но являются автономными, имеют

строго целевое назначение, совпадающее с их названием.

К социальным фондам в РФ относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального

страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного

медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К

экономическим фондам следует отнести дорожные фонды, фонд воспроизводства

минерально-сырьевой базы РФ, фонд финансового регулирования и др.

Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. Принцип любого пенсионного фонда -

нынешние работники содержат вчерашних за счет обязательных платежей в этот

фонд. В России этот фонд имеет следующие источники: страховые взносы

работодателей и работающих, средства из госбюджета для пенсий

военнослужащим, средства из фонда занятости для досрочных пенсий

безработным, добровольные взносы и доходы от финансово-кредитных операций.

Каждый хозяйствующий субъект должен отчислять в ПФР следующие суммы:

а) использующие наемный труд - 28% от начисленной оплаты труда (платит

сама фирма);

б) то же в сельском хозяйстве - 20,6%;

в) физические лица, занимающиеся частной практикой - 5% своих доходов;

г) работающие по найму граждане - 1% от полученной зарплаты.

Изменить кризисное положение и вызвать приток средств в Пенсионный фонд

должна планируемая в скором времени реформа. Суть ее заключается в том,

что каждому потенциальному пенсионеру в России будет присвоен его

индивидуальный номер и в соответствии с ним открыт счет в Пенсионном фонде

с вручением кредитной карточки, что будет означать переход России на

пенсионное страхование. Кредитная карточка будет содержать информацию о

местах работы, заработках и перечислениях соответствующих сумм на

индивидуальный счет в Пенсионный фонд. Карточка одновременно станет

трудовой книжкой гражданина. Все эти процедуры будут обслуживаться

компьютерной системой, вводимой в ближайшие три года. От накопленных за

весь период средств на страховом пенсионном счете каждого гражданина будет

зависеть его будущая пенсия. Этим самым усилится контроль за перечислением

денежных сумм в ПФР, будут перекрыты пути для уклонения от взносов и

возможности злоупотреблений со стороны управляющих фондом.

Фонд социального страхования РФ действует с 1992 г. Его доходы: страховые

взносы хозяйствующих субъектов, средства госбюджета, доходы инвестирования

свободных средств фонда. Норматив отчислений для юридических лиц - 5,4% от

начисленной оплаты труда.

Государственный фонд занятости населения РФ образован в 1991 г. Взносы

осуществляют юридические лица (2% от начисленной оплаты труда), работающее

население и госбюджет. Фонд используется для финансирования

трудоустройства, профориентации, обучения, общественных работ, временных

пособий. Пособия составляют - первые 3 месяца: 75% от среднего заработка

(но не свыше установленного потолка); следующие 4 месяца - 60%; далее -

45%, всего 12 месяцев (в предпенсионном возрасте - 24 месяца).

Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Через

него средства должны направляться страховым компаниям, которые и

оплачивают услуги медицинских учреждений. Кроме того, средства фонда идут

на развитие медицинской науки, на медицинские программы и т п. Фонд

медстрахования формируется за счет страховых взносов и бюджетных средств.

Плательщики - хозяйствующие субъекты и органы исполнительной власти,

которые делают взносы за неработающих (детей, студентов, пенсионеров и

т.п.). Тариф - 3,6% от начисленной оплаты труда.

Субъекты РФ и местные органы управления имеют право создавать региональные

внебюджетные фонды. Они формируются за счет целевых кредитов, доходов от

операций с ценными бумагами и оплаты услуг фондов. Из этих фондов

осуществляется поддержка малоимущих, строительство жилья, объектов

социальной сферы и т.п.

Кроме государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов в

России начали работать частные пенсионные фонды (Указ Президента РФ от

16.09.92 г.): Всероссийский открытый пенсионный фонд, пенсионные фонды и

кассы хозяйствующих субъектов, пенсионные банковские счета граждан. Это

может позволить определенной части населения получать еще одну пенсию,

дополнительно к государственной.

** Литература

1. Закон РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса”,

1991.

2. Закон РФ “О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных

кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам”, 1995 .

3. Закон РФ “О государственном внутреннем долге РФ”, 1995.

4. Балабанов И.Т., Степанов В.М. Бюджетная система РФ. СПб., 1995.

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Л.А. Дробозиной. М.:

Финансы, 1997.

Тема 4. Местные (территориальные) финансы - реализация принципа

федерализма в финансовой сфере

Основные вопросы темы

1. Принцип территориального формирования бюджетов субъектов РФ.

2. Источники доходов и направления расходов региональных финансов.

1. Принцип территориального формирования бюджетов субъектов РФ

Бюджетная система страны представляет собой совокупность федерального

бюджета РФ, республиканских бюджетов субъектов федерации, бюджетов

национально-государственных и административно-территориальных образований.

Региональные финансы существуют для того, чтобы власти на местах могли

выполнять свои функции в соответствии с принципом федерального устройства

нашего государства. Элементами региональных финансов являются: местные

бюджеты; внебюджетные фонды, муниципальные фонды.

Региональные (местные) бюджеты - главная финансовая база органов власти на

местах. Вместе с федеральным бюджетом они образуют так называемый

консолидированный бюджет РФ. Уже несколько лет подряд соотношение доходов

федерального и региональных бюджетов в РФ составляет пропорцию 50:50.

В консолидированный бюджет входят:

а) федеральный бюджет;

б) 21 бюджет субъектов федерации;

в) 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и

Санкт-Петербурга;

г) 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной

области;

д) около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).

Финансовые отношения центральной и региональных властей в России строятся

на принципе бюджетного федерализма. Он означает финансовое самообеспечение

административных единиц за счет соответствующих налогов, с тем чтобы на

местах стремились к развитию своего производства, торговли, кредитной

сферы, услуг и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными

плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица - налога на их

доходы. Например, Москва формирует свой бюджет на 50% за счет налогов с

малого и среднего бизнеса.

2. Источники доходов и направления расходов региональных финансов

В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных

бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и

субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы - поступают полностью в соответствующие бюджеты

(например, налог республик - налог на имущество предприятий, лесной доход,

плата за воду; местные налоги - 20 платежей, например, налог на имущество

физических лиц, земельный налог и т.п.).

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в

нижестоящий сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя

из размеров процентных отчислений.

Дотации - твердые суммы, передаваемые нижестоящим бюджетам при их

дефиците.

Субвенции - средства строго целевого назначения, также передаваемые

нижестоящим бюджетам.

Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмездной основе под

проценты или без них. В 1998 г. поступления в фонд финансовой поддержки

регионов РФ из госбюджета составят 14%.

К числу территорий-доноров, т.е. пополняющих консолидированный бюджет,

относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская,

Пермская, Челябинская, Иркутская, Нижегородская, Самарская области,

Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ. Их вклад в 1997 г.

составил более 60%. Остальные субъекты имеют незначительные доходы или же

сами нуждаются в помощи федерального бюджета. Принцип бюджетного

федерализма - один из самых сложных в реализации.

Региональные бюджеты и их целевые внебюджетные фонды (например, на

жилищное строительство) могут пополняться за счет местных облигационных

займов. Так, высокодоходными являются облигации госзайма Нижегородской

области, номиналом 50, 200 тыс. руб., 1 и 3 млн. руб., сроком обращения 1

год. Они имеют купоны, по которым ежеквартально выплачиваются проценты. В

Санкт-Петербурге в 1994 г. были выпущены облигации муниципального

жилищного займа и муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО).

Они реализуются под конкретные объекты, номинал равен 1 кв.м общей площади

квартиры, срок обращения 2-3 года. МКО выпускаются мэрией, номинал 100

тыс.руб., срок погашения 3, 6, 9 месяцев или 1 год. Продажная цена

устанавливается на торгах ниже номинала на 40-30%, а погашается по

номиналу. Началась реализация облигаций московского жилищного займа.

** Литература

1. Закон РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса”,

1991.

2. Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ” /В ред. от 01.07.94 г.

3. Финансы: Учебник /Под ред. В.И.Родионовой. М.: Финансы и статистика,

1995.

Тема 5. Финансы хозяйствующих субъектов: денежные ресурсы предприятий и

источники их формирования

Основные вопросы темы

1. Собственные и заемные средства в балансе хозяйствующих субъектов.

2. Основной капитал фирмы: его оборот, амортизация, срок окупаемости.

Оборотный капитал.

3. Прибыль фирмы и показатели рентабельности.

1. Собственные и заемные средства в балансе хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов - это денежные доходы и поступления,

предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, покрытия

затрат на производство, вознаграждения работников и другие нужды. Для

этого предприятие должно располагать как собственными, так и заемными

хозяйственными средствами, которые вкладываются в основной и оборотный

капитал (фонды).

Собственные средства - это уставной фонд (вклады участников, акционерный

капитал, бюджетные ассигнования); полученная прибыль (доход), специальные

фонды и резервы.

Заемные средства - различные по срокам ссуды банков, кредиторская

задолженность и др.

Основные фонды - те объекты, которые служат много лет и возвращают

затраченные на них средства, а также приносят доход в течение нескольких

циклов (лет). К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и

др. Решается задача включить в экономический оборот землю по ее стоимости.

Сюда же входят так называемые “неосязаемые” активы - стоимость патентов,

лицензий, авторских прав, акции и облигации других субъектов - все это

тоже приносит доход.

К оборотному капиталу (средствам) относятся производственные запасы

(сырье, топливо и т.д.), незавершенное производство, готовые изделия,

денежные средства и средства в расчетах. Они оборачиваются за один цикл,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.