![]() |
|
|
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ.Н.К. Плотникова. План-конспект лекционного курсабегство капиталов за границу и казна недополучает доходы. Эта проблема является острой для России: собираемость налогов опускается в отдельные месяцы ниже 60% при уровне теневой экономики в 40% от оборота розничной торговли. По способам изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые имеют конкретную базу налогообложения: доход, имущество, участок земли и т.п. Косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товара и после его реализации отчисляются в бюджет. Налоговые ставки по своему воздействию на налогоплательщика могут различаться как твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на 1 т нефти, на 1 ввозимый автомобиль данного класса и т.п.). Прогрессивные предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Например, подоходный налог имеет целью защитить малоимущие слои населения, сгладить различия между богатыми и бедными. Пропорциональные ставки - стабильны при любом изменении налогооблагаемой базы. Регрессивные ставки - падают по мере роста налогооблагаемой базы. Например, если растут расходы на модернизацию производства, то налоги с этой части капитала снижаются. Применяются для стимулирования каких-либо экономических мероприятий (накопления капитала, укрепления малого бизнеса, инноваций, экспорта и т.п.). Так как существуют федеральный и местные бюджеты, то взимаются федеральные и местные налоги (региональные и муниципальные). В России применяется трехканальная фискальная система и взимаются: а) федеральные налоги; б) налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных округов; в) местные налоги. Такая система соответствует принципу фискального федерализма. 3. Государственный долг, проблемы его погашения Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко просматривается в перечне расходов бюджета. Бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные (инвестиции и прирост запасов). Бюджетная классификация обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов, т.е. кому, сколько и на какие цели. Получатели средств указываются в приложениях к федеральному бюджету. К сожалению, бюджетные средства в России используются недостаточно эффективно, о чем говорит удельный вес тех или иных статей расходов. Так, и в 1998 г. будет сохранен высокий удельный вес расходов на оборону, управление, дотации производственным отраслям и регионам, а на нужды культуры, науки, образования средства все еще отпускаются по остаточному принципу. Поэтому в перспективе в нашей стране должен произойти серьезный перелом в направлениях расходования бюджетных средств. На 1998 г. госбюджет РФ содержит следующие параметры: * доходы - 367,5 млрд. руб. (с учетом деноминации) * расходы - 500,0 млрд. руб. (с учетом деноминации) * дефицит - 132,5 млрд. руб. (с учетом деноминации). Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Причин бюджетного дефицита насчитывается несколько, и все они присущи в данный момент российской экономике, поскольку уже несколько лет подряд наш бюджет дефицитен. Итак, причины дефицита: а) спад производства (в России он преодолен, но подъема еще нет); б) рост издержек производства (связан с неэффективностью, отсталостью по многим направлениям НТП, удорожанием сырья, электроэнергии, транспортных услуг); в) массовый выпуск “пустых” денег (этот метод в РФ запрещен, и инфляция снизилась от максимального уровня 20% в месяц до 1% в месяц в настоящее время); г) “раздутые” социальные программы (это наследие недавнего социалистического прошлого, когда бюджет финансировал и строительство жилья, и оплату коммунальных услуг, и все здравоохранение, образование и т.п.; д) непомерные затраты на финансирование ВПК (со всеми открытыми и закрытыми статьями российского бюджета эти затраты составляют около 40%); е) крупномасштабный оборот “теневого” капитала (который, как известно, не платит налоги, имеет незаконные льготы и т.д.); ж) расточительные статьи расхода бюджета (для России это управление, льготы, содержание аппарата и т.п.). Существуют три основные концепции бюджетной политики. Первая: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Такой подход как раз может дестабилизировать саму экономику, т.к. не позволит в условиях кризиса влить дополнительные средства в производство с целью его поддержки. В настоящее время центральная власть в России подвергается критике именно за свою позицию добиться бездефицитности бюджета в ущерб инвестиционным программам. Вторая концепция допускает дисбаланс бюджета по отдельным годам, но сохранение баланса в целом в ходе экономического цикла. Это означает, что в период кризиса правительство может пойти на перерасход своих средств, а в период подъема вправе сократить свои программы поддержки социальной и производственной сферы и даже увеличить сбор налогов. Спорным здесь является то, что, во-первых, периоды спада и подъема по продолжительности и глубине не совпадают, а во-вторых, мероприятия правительства могут запаздывать во времени и усугублять обстановку. Третья концепция получила название функциональных финансов и сводится к тому, что приоритетным является сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом взимаемые налоги уже играют роль автоматических стабилизаторов, т.к. они растут вместе с ростом доходов и благодаря мультипликационному эффекту несколько понижают деловую активность. Наоборот, во время спада налоги с низких доходов тоже становятся низкими и тем самым стимулируют экономику. Денежная система при этом не должна быть подвержена инфляции. Однако чрезмерный дефицит бюджета чреват развитием гиперинфляции. Поэтому считается, что приближение дефицита бюджета к 10% ВВП и 33% к сумме расходов весьма опасно. Как может быть покрыт бюджетный дефицит? 1. Рост налогов и сборов. 2. Внутренние и внешние займы. 3. Внешнеэкономическая деятельность (реализация резервов прошлых периодов: золотого запаса, недвижимости и т.п.). 4. Денежная эмиссия. Решение проблемы дефицита госбюджета также связано с его секвестированием - сокращением расходов государства. Схема 1. Динамика дефицита госбюджета России +----------------------------------------------------------------+ | | Дефицит в % | | | Год | | Дефицит в % к ВВП | | | к расходам бюджета | | |-----------------+-----------------------+----------------------| | 1993 | 50 | 10,5 | |-----------------+-----------------------+----------------------| | 1994 | 35 | 9,1 | |-----------------+-----------------------+----------------------| | 1995 | 30 | 5 | |-----------------+-----------------------+----------------------| | 1996 | 20 | 3,85 | |-----------------+-----------------------+----------------------| | 1997 | 25 | 4,0 | |-----------------+-----------------------+----------------------| | 1998 (план) | 26 | 3,8 | +----------------------------------------------------------------+ 4. Внебюджетные фонды Кроме госбюджета, в структуру общегосударственных финансов входят так называемые внебюджетные фонды. Они могут создаваться двумя путями: во-первых, выделением из бюджета определенных ресурсов, имеющих особо важное целевое назначение; во-вторых, внебюджетные фонды могут формироваться за счет собственных источников дохода. Ими могут быть специальные налоги и сборы, средства из госбюджета, займы и доходы от инвестирования денежных средств. В развитых странах внебюджетные фонды (государственные и местные) предназначены для решения целого ряда экономических и социальных задач. Фонды экономического направления, такие как инвестиционные, конъюнктурные, страховые, способствуют оказанию помощи малому бизнесу, поддержке предпринимательства в период кризисов, развитию перспективных отраслей и т.д. Социальные фонды используются для выплаты пенсий, оплаты больничных листов, выдачи пособий матерям, инвалидам, безработным и т.п. В России государственные внебюджетные фонды возникли в 1991 г. Они находятся в собственности государства, но являются автономными, имеют строго целевое назначение, совпадающее с их названием. К социальным фондам в РФ относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др. К экономическим фондам следует отнести дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонд финансового регулирования и др. Пенсионный фонд РФ образован в 1990 г. Принцип любого пенсионного фонда - нынешние работники содержат вчерашних за счет обязательных платежей в этот фонд. В России этот фонд имеет следующие источники: страховые взносы работодателей и работающих, средства из госбюджета для пенсий военнослужащим, средства из фонда занятости для досрочных пенсий безработным, добровольные взносы и доходы от финансово-кредитных операций. Каждый хозяйствующий субъект должен отчислять в ПФР следующие суммы: а) использующие наемный труд - 28% от начисленной оплаты труда (платит сама фирма); б) то же в сельском хозяйстве - 20,6%; в) физические лица, занимающиеся частной практикой - 5% своих доходов; г) работающие по найму граждане - 1% от полученной зарплаты. Изменить кризисное положение и вызвать приток средств в Пенсионный фонд должна планируемая в скором времени реформа. Суть ее заключается в том, что каждому потенциальному пенсионеру в России будет присвоен его индивидуальный номер и в соответствии с ним открыт счет в Пенсионном фонде с вручением кредитной карточки, что будет означать переход России на пенсионное страхование. Кредитная карточка будет содержать информацию о местах работы, заработках и перечислениях соответствующих сумм на индивидуальный счет в Пенсионный фонд. Карточка одновременно станет трудовой книжкой гражданина. Все эти процедуры будут обслуживаться компьютерной системой, вводимой в ближайшие три года. От накопленных за весь период средств на страховом пенсионном счете каждого гражданина будет зависеть его будущая пенсия. Этим самым усилится контроль за перечислением денежных сумм в ПФР, будут перекрыты пути для уклонения от взносов и возможности злоупотреблений со стороны управляющих фондом. Фонд социального страхования РФ действует с 1992 г. Его доходы: страховые взносы хозяйствующих субъектов, средства госбюджета, доходы инвестирования свободных средств фонда. Норматив отчислений для юридических лиц - 5,4% от начисленной оплаты труда. Государственный фонд занятости населения РФ образован в 1991 г. Взносы осуществляют юридические лица (2% от начисленной оплаты труда), работающее население и госбюджет. Фонд используется для финансирования трудоустройства, профориентации, обучения, общественных работ, временных пособий. Пособия составляют - первые 3 месяца: 75% от среднего заработка (но не свыше установленного потолка); следующие 4 месяца - 60%; далее - 45%, всего 12 месяцев (в предпенсионном возрасте - 24 месяца). Фонд обязательного медицинского страхования РФ образован в 1991 г. Через него средства должны направляться страховым компаниям, которые и оплачивают услуги медицинских учреждений. Кроме того, средства фонда идут на развитие медицинской науки, на медицинские программы и т п. Фонд медстрахования формируется за счет страховых взносов и бюджетных средств. Плательщики - хозяйствующие субъекты и органы исполнительной власти, которые делают взносы за неработающих (детей, студентов, пенсионеров и т.п.). Тариф - 3,6% от начисленной оплаты труда. Субъекты РФ и местные органы управления имеют право создавать региональные внебюджетные фонды. Они формируются за счет целевых кредитов, доходов от операций с ценными бумагами и оплаты услуг фондов. Из этих фондов осуществляется поддержка малоимущих, строительство жилья, объектов социальной сферы и т.п. Кроме государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов в России начали работать частные пенсионные фонды (Указ Президента РФ от 16.09.92 г.): Всероссийский открытый пенсионный фонд, пенсионные фонды и кассы хозяйствующих субъектов, пенсионные банковские счета граждан. Это может позволить определенной части населения получать еще одну пенсию, дополнительно к государственной. ** Литература 1. Закон РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса”, 1991. 2. Закон РФ “О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам”, 1995 . 3. Закон РФ “О государственном внутреннем долге РФ”, 1995. 4. Балабанов И.Т., Степанов В.М. Бюджетная система РФ. СПб., 1995. 5. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, 1997. Тема 4. Местные (территориальные) финансы - реализация принципа федерализма в финансовой сфере Основные вопросы темы 1. Принцип территориального формирования бюджетов субъектов РФ. 2. Источники доходов и направления расходов региональных финансов. 1. Принцип территориального формирования бюджетов субъектов РФ Бюджетная система страны представляет собой совокупность федерального бюджета РФ, республиканских бюджетов субъектов федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований. Региональные финансы существуют для того, чтобы власти на местах могли выполнять свои функции в соответствии с принципом федерального устройства нашего государства. Элементами региональных финансов являются: местные бюджеты; внебюджетные фонды, муниципальные фонды. Региональные (местные) бюджеты - главная финансовая база органов власти на местах. Вместе с федеральным бюджетом они образуют так называемый консолидированный бюджет РФ. Уже несколько лет подряд соотношение доходов федерального и региональных бюджетов в РФ составляет пропорцию 50:50. В консолидированный бюджет входят: а) федеральный бюджет; б) 21 бюджет субъектов федерации; в) 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; г) 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области; д) около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских). Финансовые отношения центральной и региональных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма. Он означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов, с тем чтобы на местах стремились к развитию своего производства, торговли, кредитной сферы, услуг и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них лица - налога на их доходы. Например, Москва формирует свой бюджет на 50% за счет налогов с малого и среднего бизнеса. 2. Источники доходов и направления расходов региональных финансов В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов. Закрепленные доходы - поступают полностью в соответствующие бюджеты (например, налог республик - налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду; местные налоги - 20 платежей, например, налог на имущество физических лиц, земельный налог и т.п.). Регулирующие доходы - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений. Дотации - твердые суммы, передаваемые нижестоящим бюджетам при их дефиците. Субвенции - средства строго целевого назначения, также передаваемые нижестоящим бюджетам. Кредитные ресурсы - средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них. В 1998 г. поступления в фонд финансовой поддержки регионов РФ из госбюджета составят 14%. К числу территорий-доноров, т.е. пополняющих консолидированный бюджет, относятся Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская, Пермская, Челябинская, Иркутская, Нижегородская, Самарская области, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ. Их вклад в 1997 г. составил более 60%. Остальные субъекты имеют незначительные доходы или же сами нуждаются в помощи федерального бюджета. Принцип бюджетного федерализма - один из самых сложных в реализации. Региональные бюджеты и их целевые внебюджетные фонды (например, на жилищное строительство) могут пополняться за счет местных облигационных займов. Так, высокодоходными являются облигации госзайма Нижегородской области, номиналом 50, 200 тыс. руб., 1 и 3 млн. руб., сроком обращения 1 год. Они имеют купоны, по которым ежеквартально выплачиваются проценты. В Санкт-Петербурге в 1994 г. были выпущены облигации муниципального жилищного займа и муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО). Они реализуются под конкретные объекты, номинал равен 1 кв.м общей площади квартиры, срок обращения 2-3 года. МКО выпускаются мэрией, номинал 100 тыс.руб., срок погашения 3, 6, 9 месяцев или 1 год. Продажная цена устанавливается на торгах ниже номинала на 40-30%, а погашается по номиналу. Началась реализация облигаций московского жилищного займа. ** Литература 1. Закон РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса”, 1991. 2. Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ” /В ред. от 01.07.94 г. 3. Финансы: Учебник /Под ред. В.И.Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. Тема 5. Финансы хозяйствующих субъектов: денежные ресурсы предприятий и источники их формирования Основные вопросы темы 1. Собственные и заемные средства в балансе хозяйствующих субъектов. 2. Основной капитал фирмы: его оборот, амортизация, срок окупаемости. Оборотный капитал. 3. Прибыль фирмы и показатели рентабельности. 1. Собственные и заемные средства в балансе хозяйствующих субъектов Финансы хозяйствующих субъектов - это денежные доходы и поступления, предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, покрытия затрат на производство, вознаграждения работников и другие нужды. Для этого предприятие должно располагать как собственными, так и заемными хозяйственными средствами, которые вкладываются в основной и оборотный капитал (фонды). Собственные средства - это уставной фонд (вклады участников, акционерный капитал, бюджетные ассигнования); полученная прибыль (доход), специальные фонды и резервы. Заемные средства - различные по срокам ссуды банков, кредиторская задолженность и др. Основные фонды - те объекты, которые служат много лет и возвращают затраченные на них средства, а также приносят доход в течение нескольких циклов (лет). К ним относятся здания, сооружения, машины, оборудование и др. Решается задача включить в экономический оборот землю по ее стоимости. Сюда же входят так называемые “неосязаемые” активы - стоимость патентов, лицензий, авторских прав, акции и облигации других субъектов - все это тоже приносит доход. К оборотному капиталу (средствам) относятся производственные запасы (сырье, топливо и т.д.), незавершенное производство, готовые изделия, денежные средства и средства в расчетах. Они оборачиваются за один цикл, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |