реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Международный маркетинг

Коллективные экспертные оценки: «независимый» эксперимент, «зависимый» эксперимент.

Статистические: регрессионный анализ, прогнозная экстраполяция.

Методы аналогии: объекты неживой природы, объекты живой природы.

Методы творческого решения проблем стимулируют творческую инициативу и позволяют направить ее на выработку новых, нестандартных идей к решению проблем.

Метод “мозговой атаки” представляет спонтанное генерирование участниками множества идей по поставленной проблеме. Участниками могут быть люди разных профессий, не допускаются к обсуждению признанные авторитеты, запрещается критиковать или высказывать отрицательные оценки.

Метод “мозговой атаки наоборот” отличается от предыдущего метода тем, что все участники группы должны выявлять недостатки предлагаемых идей и предлагать пути их устранения.

Метод Гордона предусматривает изложение ведущим концепции к решению проблемы и высказывание участниками своих идей по этому вопросу. Затем ведущий после уточнения исходной концепции вскрывает искомую проблему, а участники высказывают конкретные предложения и излагают свои идеи о том, как их реализовать.

Метод вопросника основан на составлении в произвольной форме перечня вопросов, направленных на выявление возможностей улучшить конструкцию, дизайн, использование товара по другому назначению, его перекомпоновка, уменьшение и т.п. с целью выработки принципиально новых решений и поиска новых идей в заранее предусмотренной области.

Метод вмененных связей включает несколько шагов по выявлению всех входящих в проблему элементов, установлению всех взаимосвязей между этими элементами, описанию этих взаимосвязей в структурированном виде, анализу взаимосвязей с целью установления закономерностей и выявление новых идей, вытекающих из этих закономерностей.

Метод записной книжки основан на фиксировании в специальной записной книжке, блокноте или тетради всех известных фактов, имеющих отношение к решению исследуемой проблемы и результатов обдумывания проблемы и возможных путей ее решения. На основе анализа к концу месяца составляется список самых лучших идей. При коллективном методе выработки идей все участники сдают свои собственные записи координатору, который сводит всю информацию воедино и составляет общий список идей, по которому проводится общее обсуждение.

Эвристический метод основан на умении строить догадки, используя логические рассуждения, интуицию и прошлый опыт и предполагает выявление всех концепций, которые имеют отношение к изучаемому товару и выработки на их основе всех возможных комбинаций и идей.

Научный метод предполагает сбор данных в ходе наблюдений или экспериментов и проверку на основании этих данных различных гипотез с целью выбора наилучшего из всех допустимых решений.

Стоимостной анализ предполагает максимизацию выгоды для предпринимателя и предприятия.

Метод матричных структур представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соответствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки - рыночным показателям этих товаров (на какой круг потребителей рассчитан товар, где можно использовать, кто может использовать и т.п.).

Параметрический анализ предполагает два этапа: первый - идентификация параметров, второй - творческий синтез.

Можно просто опросить потребителей о том , как они оценивают качество продукта. Для этого пригодны простые методы: рейтинг шкалы типа “хорошо - плохо” или выстраивание продуктов в ряд в зависимости от их качества. Метод имеет много недостатков, однако широко используется на практике.


44.   Поисковые методы идей новых товаров: коллективные и индивидуальные экспертные оценки

Начнем с краткого описания индивидуальных и коллективных экс­пертных оценок. В основе этого метода лежит опрос (прямой, заочный, «зависимый» и «независимый» эксперименты) потребителей, посредни­ков, руководителей самого предприятия. Для осуществления этих методов используют рейтинг-шкалы типа «хорошо - плохо» или выстраивание

товаров в ряд в зависимости от их качества. При этом создаются специаль­ные системы стимулирования ценных предложений, активизации интел­лектуальной деятельности респондентов. Эти методы имеют много недос­татков, однако, они широко применяются на практике.

45.   Поисковые методы идей новых товаров: методы аналогий

Широко применяются для генерирования новых идей также и методы аналогий (неживой и живой природы). Известно, что строение, функциони­рование и развитие товара подчиняется одновременно трем группам законов: законам природы, законам общества (рынка) и специфическим законам тех­ники. Мы должны при этом учитывать сложные прямые и обратные связи с неживой, а часто и с живой природой, человеком и обществом.

Методы аналогии имеют много разновидностей: репродукции, при­способляемости, копирования, прецедента, матрицы, реинтеграции (нитки Ариадны), псевдоморфизации, палеобионики, гидробионики (метод авто­ра), биомеханики, биоархитектуры, биокибернетики, инверсии и т.д.

Так, например метод репродукции воспроизводит специфические особенности отдельных предметов природной среды в объектах, что про­ектируются. Воспроизводятся внешние очертания, формы, пропорции и другие особенности объекта подражания.

Метод приспособлений предусматривает несколько несложных опе­раций, выполнение которых позволяет приспособить природные конструк­ции и вещества для потребительских целей. Это, например, декоративные украшения, простые орудия труда.

Непосредственно с воспроизведением связан метод копирования, ко­торый предусматривает использование стандартных приспособлений для копирования и многоразового использования аналогичных решений, най­денных ранее. На этом принципе основано использование трафаретов, шаблонов, моделей и т.д.

В современной практике генерирования идей широко используется метод прецедента. Он предусматривает использование в новом товареоригинального и эффективного функционального принципа, примененного в предыдущих моделях. Например, торговые автоматы, кассы-автоматы.

Метод конструктивного подобия (принцип матрицы) связан с проек­тированием товаров, которые являются геометрической (линейным, пло­ским, объемным) аналогией тех, что существуют. Например, ряд автомо­билей, что построены на общей конструктивной базе. Серия электробыто­вых приборов.

Метод реинтеграции (метод «нитки Ариадны») способствует созда­нию нового сложного товара по аналогии с относительно простым. Извест­но, что ракетный двигатель Ф. Цандлера был разработан по аналогии с паяльной лампой.

Для разработки товаров потребительского назначения довольно чае-то используется метод псевдоморфизации. Используя этот метод создаются товары, по форме аналогичные существующим, однако имеют другое функциональное назначение. Например, авторучка в виде гвоздя, зажигал­ка-пистолет, радиоприемник-кошелек. Широко применяются для генери­рования идей методы, что связаны с подражанием объектам живой приро­ды. Например, метод палеобионики берет за прототипы для новых мате­риалов силуэты землеройных животных (землеройный экскаватор). Метод биомеханики основывается на воспроизведении в разрабатываемых това­рах принципов механики движения птиц (вертолет).

Метод гидробионики основывается на воспроизведении в разраба­тываемых товарах (конструкциях) принципов создания органического мира в водной среде.

Метод биоархитектуры использует для новых товаров формы и про­порции, свойственные объектам живой природы. Проектируемые товары, которые воспроизводят функции, свойственные людям, использует метод биокибернетики.

В последнее время в исследовательской практике широко использу­ются методы бионики - науки, что изучает закономерности и принципы функционирования живого организма с целью создания искусственных механических систем. Гидробионика, аэробионика, грунтобионика являют­ся составными частями бионики.

46.   Поисковые методы идей новых товаров: прогностические и статистические

Статистические методы включают прогнозную экстраполяцию и регрессивный анализ. Они базируются на современном математическом аппарате с использованием функций для аналитического описания поведе­ния объекта, который изучают.

Прогнозная экстраполяция предусматривает аппроксимацию поли­номами, экстраполяцию стандартными функциями, экстраполяцию с оги­бающими кривыми. Все эти методы направлены на поиск наипростейших видов функций, которые максимально приближают к реальному развитию процессов, что анализируются.

Методы регрессивного анализа используют авторегрессивные моде­ли, многофакторные модели, парные регрессии. Главная задача примене­ния статистического анализа в исследованиях прогнозирования заключает­ся в построении многофакторных сравнительных регрессий для экстрапо­ляции по ним прогнозируемых изменений.

47.   Поисковые методы идей новых товаров: коллективные (мозговой штурм, метод синектики, метод контрольных вопросов)

Коллективные методы (мозговой штурм, синектики, фокальных объ­ектов, контрольных вопросов, фокус-группы и др.) базируются на двух общих механизмах - ассоциативном мышлении и заведомо случайном характере поиска. Они просты в использовании, но не связаны с сущно­стью объектов применения.

Метод «мозгового штурма» впервые был предложен американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном в 1953 г. Заметив, что одни изобретатели более склонны к генерированию идей, а другие - к их практическому анализу, А. Осборн предложил поручать поиск идей техни­ческих задач коллективу, состоящему из групп таких «генераторов» и «экспертов». Были разработаны следующие правила «мозгового штурма».

1. Оптимальное количество людей - 12-25 человек Одна половина из них генерирует идеи, другая - их анализирует. В группу «генераторов» включают людей с бурной фантазией, склонных к абстрактному мышлению, но не скептиков. Нельзя включать в эту группу одновременно руководителей и подчиненных, т.к. их присутствие будет стеснять друг друга. Желательно, чтобы в состав этой группы вошли специалисты-смежники и один-два чело­века со стороны, не имеющие отношения к решаемой задаче. В группу «экс­пертов» вводят людей с аналитическим, критическим складом ума. Руково­дит «сессией» ведущий, наиболее опытный участник «мозгового штурма».

2. Основная задача «генераторов» предложить максимальное коли­чество идей нового товара, продукции (фантастических, шутливых и т.д.). Идеи протоколируются или фиксируются с помощью магнитофона или видеозаписи. Задача «экспертов» состоит в отборе наиболее приемлемых идей. Ведущий без критических замечаний, задает вопросы, иногда подска­зывает или уточняет высказывания участников дискуссии, следит, чтобы беседа не прерывалась.

3. Продолжительность «сессии» зависит от сложности решаемой задачи, и не должна превышать 30-50 мин.

4. Между участниками «мозгового штурма» должны быть установ­лены свободные и доброжелательные отношения. При генерировании идей запрещается всякая критика, скептические улыбки, жесты и мимика Надо, чтобы идеи, выдвинутые одним участником, подхватывались и развива­лись другими. Анализ идей группой «экспертов» проводится очень внима­тельно. Без тщательного анализа не должны быть отвергнуты даже самые фантастические и абсурдные идеи. При этом учитывается мнение каждого «эксперта». Идеи оцениваются в десятибалльной системе. В случае расхо­ждений в оценке проводят дополнительный анализ.

5. Если сессия окончилась безуспешно и задача не решена, повто­рять ее с предыдущими участниками не имеет смысла. Нужно заменить состав группы или изменить формулировку задачи.

Дальнейшим развитием «мозгового штурма» стал метод поиска новых идей, предложенный В. Дж. Гордоном и названный им синектикой. В перево­де с греческого это слово означает «совмещение разнородных элементов».

В отличие от «мозгового штурма» для синектики формируют посто­янные группы людей (оптимальный состав 5-7 человек) различных специ­альностей, с обязательным предварительным обучением.

Синектор в процессе обучения должен овладеть следующими каче­ствами: умением абстрагироваться; мысленно отделяться от предмета обсуждения; склонностью к раздумьям, фантазиям; способностью пере­ключаться, отходить от навязчивых идей; умением слушать других, терпи­мо относиться к чужим идеям; привычкой находить в обычном необьиное и в необычном обычное.

В работе синекторы широко используют четыре типа аналогий: прямую (как решаются задачи, похожие на данную); личную (отождествление себя с техническим объектом); символическую (дать буквально в двух словах суть задачи); фантастическую (ввести какие-нибудь фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи).

Организация «сессии» синекторов аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит лишь в том, что в группе синекторов используются неко­торые приемы психологической настройки. Заседание руководитель начи­нает с обсуждения проблемы в общем виде. В ходе обсуждения он посред­ством вопросов сужает область проблемы и направляет обсуждение в нуж­ное русло. Когда появляются первые решения (экспромты), в работу вклю­чается эксперт-помощник руководителя. Он должен быть хорошо знаком с основами синектики и ориентироваться в сути проблемы. Главная его зада­ча - выявление, отбор рациональных идей.

В ходе анализа проблемы и первых попыток ее решения синекторы переформулируют проблему в своем понимании. Этот этап называют фор­мулировкой «проблемы как ее понимают» (ПКП).

На следующем этапе начинается генерирование идей решения про­блемы. При этом используются все виды аналогий: прямая, личная, симво­лическая и фантастическая. Полученные идеи рассматривают и выявляют их возможности. Приемлемая идея развивается, конкретизируется и ведет­ся поиск путей ее реализации.

Метод контрольных вопросов (список) - это краткая памятка изо­бретателю. Некоторые списки содержат не вопросы, а рекомендации, в них есть и то, и другое. Иногда используют не один, а несколько списков, кото­рые применяют в определенной последовательности.

В практике творческой деятельности широкое распространение по­лучили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйлоар-том, Д. Пирсоном, Д. Пойа, Г. Я. Бушем.

Одним из лучших считается список, составленный английским изо­бретателем Т. Эйлоартом, который представляет собой программу его работы. Приведем список этих вопросов.

1. Перечислитьвсе качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные и аналогичные задачи. Выделить главные.

3. Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, моле­кулярные и другие аналогии.

5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, ме­ханическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).

6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жид­кость, твердое тело, пену, пасту и др.; тепло, магнитную энергию, свет, силу удара и т.п.; различные длины волн, поверхностные свойства и т.п., переходные состояния - замерзание, конденсацию, переход через точку Кюри и т.п.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.

7. Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8. Узнать мнения некоторых совершенно неосведомленных в дан­ном деле людей.

9. Устроить групповые обсуждения, выслушивая все и воспринимая каждую идею без критики.

10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китай­ское и др.

11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис — все с ней.

12. Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, техни­ческие музеи, магазины дешевых вещей), пробегать глазами журналы, комиксы.

13. Набросать таблицу цен, величин, перемещений, типов материа­лов и т.п. разных решений проблемы или ее частей, искать проблемы в решениях или новые комбинации.

14. Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

15. Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (ско­рее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16. В воображении залезть внутрь механизма.

17. Определить альтернативные проблемы и системы, которые изы­мают определенное звено из цепи и, таким образом, создают нечто совер­шенно иное, уводя в сторону от нужного решения.

18. Чья это проблема? Почему его?

19. Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные тол­кования этой проблемы имели место?

20. Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

21. Определить общественные граничные условия и причины их ус­тановления.

48.   Поисковые методы идей новых товаров: коллективные (метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций фокус-группы)

Коллективные методы (мозговой штурм, синектики, фокальных объ­ектов, контрольных вопросов, фокус-группы и др.) базируются на двух общих механизмах - ассоциативном мышлении и заведомо случайном характере поиска. Они просты в использовании, но не связаны с сущно­стью объектов применения.

Метод фокальных объектов состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодо­леть психологическую инерцию. В данном случае совершенствуемый объ­ект лежит как бы в фокусе переноса. После оценки полученных сочетаний эксперты предлагают наиболее подходящие варианты для использования.

Этот метод был трансформирован Г.Я. Бушем в метод гирлянд слу­чайностей и ассоциаций. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для изобретателя. От метода фокальных объектов он отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий достигается ис­пользованием синонимов объектов.

Фокус-группа широко используется в маркетинговых исследованиях для выявления предпочтений представителей различных сегментов; суть этого метода - в организации «мозгового штурма» с участием ведущего и шести-десяти человек (потенциальных потребителей товаров).

49.   Поисковые методы идей новых товаров: индивидуальные (морфологический анализ, генерирование с помощью диаграммы идей, функционально-стоимостной анализ)

Индивидуальные методы (морфологическая матрица, графический алгоритм, функционально-стоимостной анализ и др.) наоборот, более сложны в использовании, зато хорошо связаны с сущностью объектов при­менения.

Морфологический анализ - первый способ системного подхода в об­ласти изобретательства, предложил в 40-х годах прошлого века швейцар­ский астроном Ф. Цвики, привлеченный к участию в ракетных исследова­ниях. По его словам «Этот метод ... охватывает всю совокупность решений данной проблемы».

Суть метода сводится к построению морфологической матрицы, строками которой являются характеристики, определяющие решение про­блемы, а по вертикали перечислены возможные значения этих характери­стик. Каждый вариант решения образуется как комбинация сочетаний различных значений характеристик решаемой проблемы. Анализ всего множества вариантов позволяет путем их сопоставления и оценки выбрать наиболее предпочтительные, будь то вариант ракетного двигателя, упаков­ки товара или рыночная ниша.

Основные шаги по построению морфологической матрицы следующие:

1. Дается точная формулировка проблемы. В нашем варианте - это анализ современных вариантов сегментации рынка недвижимости.

2. Устанавливается достаточный перечень параметров возможных вариантов решения проблемы по различным параметрам. Например, это могут быть параметры: назначение объекта недвижимости, территориаль­ный параметр, параметр различия типов прав на недвижимость и другие.

3. Для каждого из отобранных параметров устанавливается некото­рое количество возможных состояний, исходя из конкретных условий ре­шаемой задачи. Например, для параметра территории - это могут быть город, пригород, поселок, село и др.

4. Далее идет построение морфологической матрицы, строками которой являются параметры решаемой задачи, а по каждой строке перечислены его возможные или допустимые значения.

5. Получение возможных вариантов решений поставленной пробле­мы достигается путем построения цепочки, каждое звено которой соединяет какое-либо состояние параметра последующего уровня, и так с самого верх­него уровня матрицы до самого нижнего, каждая такая цепочка представляет собой описание некоторой области в рынке недвижимости. Количество та­ких различных описаний секторов рынка составляет величину различных сочетаний параметров по всем уровням матрицы.

6. Из большого числа секторов рынка отбираются варианты, кото­рые могут иметь практический интерес для фирмы, предполагающей от­крыть свой бизнес в рассматриваемой отрасли.

7. Формируется состав критериев оценки вариантов предпочти­тельной рыночной ниши с точки зрения занятости ее конкурирующими фирмами, затрат на освоение, перспектив роста спроса, возможной при­быльности, возможностей проникновения в нее фирмы и т.д.

 8. Каждый из вариантов (цепочек) оценивается по шкале предпоч­тений экспертными или математическими методами. После этого подво­дится итоговая оценка по каждой рыночной нише и выбирается наиболее привлекательный из вариантов, который определяет перспективную нишу рынка для внедрения или развития компании.

Преимущества морфологического анализа заключаются во всесто­роннем рассмотрении любой проблемы с самых различных точек зрения, в том числе, при выборе и оценке рыночной ниши. Сопоставление вариантов позволяет выбрать наилучшую рыночную нишу из большого множества альтернатив.

Метод генерирования с помощью диаграммы идей предусматривает использование графического материала, который синтезирует прошлый опыт становления и развития того товара, который рассматривается. Эта диаграмма идей обеспечивает расширение и углубление характеристик объекта.

Функционально-стоимостной анализ - это метод стоимостного ис­следования объекта (изделия, явления, процесса), направленный на повы­шение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов. Этот метод нашел в настоящее время довольно широкое применение во многих отраслях народного хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.