реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Задачи административного права как отрасли права

Задачи административного права как отрасли права

Задачи административного права как отрасли права.

Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Нормы АП:

1.        Устанавливают формы и методы государственного управления.

2.        Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.

3.        Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере  управления.

4.        Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.

Задачи АП как отрасти права:

1.        Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

2.        Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

3.        Защита граждан и общества от административного произвола.

Дисциплина курса «Административное право» — систе­ма обучения, которая строится исходя из учета отрасли и науки административного права. В дисциплине курса изучаются основ­ные понятия, положения, институты, принципы и задачи науки административного права, а также система норм отрасли пра­ва, правоприменительная практика и эффективность действия этих норм, а также основные понятия, положения, термины (пра­вовые дефиниции), позволяющие глубже изучить дисциплину.

Административное право как учебная дисциплина изучает­ся в высших юридических учебных заведениях. Построение си­стемы курса во многом зависит от профиля вуза, где изучается дисциплина административного права.

Дисциплина имеет свои особенности, которые отражаются прежде всего в построении институтов системы курса. К числу ее особенностей следует отнести прежде всего комплексность и объемность предмета и объекта регулирования управленчес­ких отношений, без которых не может существовать ни одно государство и общество, так как эта публичная отрасль права регламентирует отношения в сфере государственного управле­ния и охраняет нормы других отраслей права.

Предмет и метод административного права.

Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе  организации и деятельности  исполнительной власти.

Методы АП:

1.        Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.

2.       Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.

3.        Дозволение  - предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.

Понятие и содержание управления, социального и государственного управления. Управление – организующая деятельность людей для достижения определённых целей. Управление обусловлено наличием субъекта и объекта управления, между которыми существует прямая (команда) и обратная (информация о выполнении или невыполнении команды) связь.

Социальное управление – упорядочивающее воздействие на совместную деятельность людей, основанное на соподчинённости воли участников управленческих отношений.

Государственное управление (разновидность социального управления) исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

.Особенности и признаки государственного управления.

Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе.

Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями.

Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность.

Признаки государственного управления - организационно-распорядительная деятельность, реализующая функции государства, осуществляемая уполномоченными субъектами.

Функции государственного управления.

1.        Разработка и реализация государственной политики.

2.        Установление организационных основ хозяйственной жизни.

3.        Управление государственными учреждениями.

4.        Регулирование функционирования негосударственных учреждений.

5.        Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц.

6.        Осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления.

Виды, признаки, понятие органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов исполнительной власти:

1.        Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).

2.        Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.

3.        Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.

4.        Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

Органы исполнительной власти делятся:

1.       В соответствии с федеративным государственным устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.

2.        По характеру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление)

3.        В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

4.       По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные.

Понятие, признаки и структура административно-правовых норм.

Административно-правовая норма – норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Признаки норм административного права.

Нормы административного права устанавливают компетенцию, регулируют и регламентируют деятельность исполнительной власти, а так же определяют порядок взаимодействия между субъектами управления.

Структура административно-правовой нормы:

1.        Гипотеза – условия действия.

2.        Диспозиция – предписания, дозволения и запреты.

3.        Санкция – меры воздействия.

Виды административно-правовых норм.

Административно-правовые нормы делятся:

1.        По содержанию и регулированию общественных отношений на общие (все сферы отношений) и специальные (конкретные отношения).

2.        По  предмету регулирования на материальные (права, обязанности и ответственность участников регулируемых отношений) и процессуальные (способы, порядок, процедуры реализации государственного управления).

3.        По предмету воздействия на субъектов на обязывающие, запрещающие, дозволительные, поощрительные и рекомендательные.

4.        По территории действия на территориальные (один субъект РФ) и межтерриториальные (несколько субъектов РФ).

5.        По времени действия на срочные и бессрочные.

6.        По кругу лиц на действующие на всех либо действующие на отдельные группы юридических или физических лиц.

7.        С учётом федеративного устройства на общефедеральные и устанавливаемые субъектами РФ.

Способы реализации норм АП.

4 формы реализации норм АП:

1.       Исполнение – точное следование юридическому предписанию.

2.       Применение – издание индивидуального юридического акта (приказ о назначении на должность)

3.       Соблюдение

4.       Использование – возможность воспользоваться предоставленным правом.

Действие норм АП во времени.

По времени действия нормы АП делятся на срочные и бессрочные.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную сил. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Административно-правовые отношения, понятие, черты.

Административно-правовые отношения – общественные отношения, регулируемые нормами АП.

Элементы а-п отношений: субъекты, объекты и юридические факты.

Юридические факты – это факты, из которых возникают, изменяются и прекращаются  а-п отношения: правомерные и неправомерные действия и события.

Особенности а-п отношений:

1.       В качестве одной из сторон выступает орган исполнительной власти (должностное лицо), наделённый управленческими полномочиями, правом принимать  решения, издавать нормативно-правовые акты и применять меры принуждения.

2.       А-п отношения могут возникнуть по инициативе одной из сторон, согласие второй стороны не является обязательным.

3.       Большинство споров решаются во внесудебном порядке путём издания властного одностороннего распоряжения органом исполнительной власти.

Виды административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения делятся:

1.        В зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы исполнительной власти)

2.       По характеру юридических фактов на порождённые правомерными или неправомерными действиями отношения

3.       По содержанию на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы права)

4.        В зависимости от особенностей участников отношений.

5.        В зависимости от государственного устройства

Источники АП, порядок их официального опубликования.

Источники АП – юридические акты государственных органов, в которых содержатся нормы АП.

1.       Акты федеральных органов: законы РФ (К РФ и акты Федерального Собрания РФ – ФКЗ, ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента, постановления правительства и т.д.)

2.       Акты субъектов РФ: законы субъектов РФ (К и законы субъектов  РФ) и подзаконные акты (указы президентов и губернаторов, постановления правительства и т.д.)

3.        Акты органов местного самоуправления: распоряжения и решения

4.       Международные акты

Субъекты административно-правовых отношений.

Субъекты административно-правовых отношений – наделённые государственными властными полномочиями органы и должностные лица и лица,  на которых возложены обязанности.

 Субъекты административно-правовых отношений:

1.        Государственные органы и  их служащие.

2.        Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения.

3.        Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Общая характеристика административно-правового статуса граждан РФ.

Административно-правовой статус гражданина РФ – комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закреплённые нормами АП. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного К РФ и ФЗ. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).

Виды административной дееспособности:

1.        Полная – с 18.

2.        Ограниченная – с 16.

3.        Частичная – с 7.

Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определённых заболеваний.

Система прав и обязанностей граждан, закреплённая нормами административного права.

Права граждан в сфере государственного управления делятся:

1.       В зависимости от механизмов реализации на абсолютные (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают) и относительные права (для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)

2.       В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены и оснований возникновения на общие (распространяются на все отрасли управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере управления – право на предпринимательство)

3.       По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба) 

Обязанности граждан в сфере государственного управления делятся:

1.       По степени возможности реализации на абсолютные (возлагаются на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные (возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог)

Граждане России как субъекты административного права. Граждане и их административно-правовой статус.

Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1.   принципы административно-правового статуса граждан;

2.   гражданство;

3.   административная правосубъектность (право-дееспособность граждан);

4.   права и обязанности граждан с сфере государственного управления;

5.   административная ответственность граждан;

6.   юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

·    Конституция РФ, 12.12.1993;

·    Декларация прав и свобод человека и гражданина, 22.11.1991;

·    ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», 10.10.1995;

·    ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», 26.02.1997;

·    ФЗ «Об общественных объединениях», 19.05 1995;

·    Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», 28.11.1991;

·    Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», 27.04.1993;

·    ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», 19.09.1997;

·    ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления», 26.11.1996;

·    ФЗ «О беженцах», 19.02.1993;

·    ФЗ «О вынужденных переселенцах», 19.02 1993;

·    ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности», 12.01.1996;

·    ФЗ «О свободе собственности и религиозных объединениях», 26.09.1996;

·    Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан.

Виды административно-правовых статусов граждан:

1.   общий административно-правовой статус граждан – общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными правовыми актами;

2.   родовой (специальный) административно-правовой статус – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);

3.   индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей

Административно-правовой статус граждан.

Адм.-пр-й статус гражд. РФ – часть общего правового статуса, установленного К РФ, законом «О гражданстве РФ» и др. актами.

Адм.-правовой статус гражд.  – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами АП, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами гос. и МСУ).

Правовое положение граждан определ-ся объемом и характером адм. правосубъектности.

Элементы правосубъектности:

адм. правоспособность – способность гражданина иметь опред. права, предусм. нормами АП, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере гос. управления.

адм. дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотр. нормами АП, и нести ответственность в соотв. с адм.-прав. нормами.

Виды адм. дееспособности:

а) полная – с 18 лет; б) ограниченная – с 16 лет; в) частичная – с 7 лет.

На адм. дееспособность влияет наличие у граждан опред. заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указ. обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Согласно ст. 2.8. Кодекса РФ об адм. правонаруш. не подлежит адм. ответственности физ. лицо, кот. во время соверш. противоправных действий (бездействия) находилось в сост. невменяемости, т.е. не могло осознавать фактич. хар-р и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить им вследствие хронического психич. расстройства, временного психич. расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. Правовое положение иностр. гражд. регламентируется Конст. РФ, межд. договорами, Правилами пребывания иностр. гражд. в СССР.

Согл. Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) иностр. гражд. и лица б/гражд. пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражд. РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или межд. договорами.

находящиеся на территории РФ ино. гражд. и лица б/гражд. подлежат адм. отв. на общих основаниях с гражд. РФ. Вопросы об ответственности за адм. правонаруш., совершенные на территории РФ иностр. гражданами, кот. согласно действующим законам и междунар. договорам пользуются иммунитетом от адм. юрисдикции РФ разрешаются дипломатич. путем.

Зак-во различает иностр. граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории РФ, а также проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ на иных законных основаниях, - временно пребывающие.

Особенности правосубъектности лиц, находящ. на терр. РФ и не являющихся ее гражданами:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.