реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях.

Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы,

определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-

первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом

виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-

третьих, сам эксперимент может многократно повторяться.

Различают несколько видов эксперимента.

1. Простейший вид эксперимента - качественный, устанавливающий наличие

или отсутствие предлагаемых теорией явлений.

2. Вторым, более сложным видом является измерительный или

количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо

свойства (или свойств) предмета, процесса.

3. Особой разновидностью эксперимента в фундаментальных науках является

мысленный эксперимент.

4. Наконец: специфическим видом эксперимента является социальный

эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной

организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента

ограничена моральными и правовыми нормами. Наблюдение и эксперимент

являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого

рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания

науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез

и создания теорий.

Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний

эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс

мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части

(признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является

синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в

единое целое.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов

принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения

данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (

частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и

неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение

мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно

связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление

сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез

подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных

понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью

установления связей между объектами и классами объектов. Примеры

классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д.

Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для

ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов.

А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне

научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к

отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью

углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом

абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих

объекты с разных сторон.

В процессе познания используется и такой прием, как аналогия -

умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их

сходства в ряде иных отношений.

С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое

распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе

подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно

исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а

затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам

переносятся на сам объект.

Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо

труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д.

Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное моделирование, при котором модель воспроизводит

геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики

объекта. Например, модель моста, плотины, модель крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое моделирование, при котором модель и оригинал описываются

единым математическим соотношением. Примером могут служить электрические

модели, используемые для изучения механических, гидродинамических и

акустических явлений.

3. Знаковое моделирование, при котором в роли моделей выступают схемы,

чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением

масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей.

4. Со знаковым тесно связано мысленное моделирование, при котором

модели приобретают мысленно наглядный характер. Примером может в данном

случае служить модель атома, предложенная в свое время Бором.

5. Наконец, особым видом моделирования является включение в эксперимент

не самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает характер

модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует о том, что

нет жесткой грани между методами эмпирического и теоретического познания.

С моделированием органически связана идеализация - мысленное

конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не

осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий

прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом

идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости

и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки -

идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация,

государство и т.д.

Существенное место в современной науке занимает системный метод

исследования или (как часто говорят) системный подход.

Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы

и составляющие, как подход к объектам под углом зрения взаимодействия части

и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как

закона структуры данной совокупности компонентов существовали, что

называется от века, но они были разрозненны. Специальная разработка

системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и

использованию на практике сложных многокомпонентных систем.

Системный подход - это способ теоретического представления и

воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода:

"элемент", "структура", "функция" и т.д. - были рассмотрены ранее в теме

"Диалектика и ее альтернативы". В центре внимания при системном подходе

находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры

объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного

подхода следующие:

1. Изучение феномена целостности и установление состава целого, его

элементов.

2. Исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е.

структуры объекта, что образует ядро системного подхода.

3. В тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций

системы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4. Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими

системами.

Особое место в методологии науки занимают методы построения и

обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение -

использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний

для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:

а) структурным, например, как устроен мотор;

б) функциональным: как действует мотор;

в) причинным: почему и как он работает.

При построении теории сложных объектов важную роль играет метод

восхождения от абстрактного к конкретному. На начальном этапе познание идет

от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих

отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы

умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.

Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести объект, его

целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом

этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному,

но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой

путь от общих абстракций товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины

капитализма проделывает Маркс в "Капитале". При этом само построение теории

может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами,

которые тесно связаны между собой. При историческом методе теория

воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до

настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением

сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии.

Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.

Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в

итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе

развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии

повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния.

Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но

очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику

с того, с чего начиналась ее история - с арифметики, а Маркс рисует

логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм

берет свое начало исторически - с товара. В свою очередь исторический метод

в конечном счете дает ту же, что и логический метод, реальную картину

объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой. В

построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит

аксиоматизации - способу построения научной теории, при котором в основу

его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из

которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто

логическим путем, посредством доказательства. Как уже отмечено выше, этот

метод построения теории предполагает широкое использование дедукции.

Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может

служить геометрия Евклида.

Метафизика, в буквальном смысле -“то, что после физики”; так были

названы Андроником Родосским в изданном им сборнике сочинений Аристотеля

статьи, не имеющие собственного заглавия и помещенные им после трактатов по

физике. Впоследствии название М. стали прилагать к наиболее общей части

философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о

первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли, причем до Канта все

названные вопросы рассматривались догматически, допуская возможность

абсолютного познания. В этом смысле под М. ныне разумеют не критическую (по

терминологии Канта) философию, решающую высшие вопросы познания, исходя из

положения о тождестве познания и действительности. Позитивная философия

Канта признает самую постановку метафиз. вопросов. выходящих за пределы

возможного знания.

Метафизика, 1) философская "наука" о сверхчувствительных принципах

бытия. Термин "М." имеет искусственное происхождение. Александрийский

библиотекарь Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся расположить

произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней содержательной

связью, озаглавил "Metа a tа physikб" ("после физики") его книгу о "первых

родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то

"первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью". В

современной западной буржуазной философии термин "М." часто употребляется

как синоним философии. 2) Противоположный диалектике философский метод,

исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие.

Оба указанных смысла понятия М. исторически преемственны: возникнув как

основная философская "наука" о началах всего сущего, М. на определённом

этапе, на базе механистического естествознания 17 в., была переосмыслена

как общий антидиалектический метод. Это переосмысление сочеталось с

отрицательным отношением к М. как философской спекулятивной науке, которой

был противопоставлен метод точных наук - механики и математики - в качестве

научного образа мышления. В качестве метода мышления, противоположного

диалектике, М. впервые была истолкована в идеалистической форме Г. Гегелем.

К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали научную несостоятельность

метафизического метода мышления. Именно в марксизме понятие "М." приобрело

указанный смысл и в терминологическом отношении.

Диалектика [греч. dialektikй (tйchnе) - искусство вести беседу, спор,

от dialйgomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях

становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве

и борьбе противоположностей. В этом смысле Д., начиная с Гегеля,

противопоставляется метафизике - такому способу мышления, который

рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. По

характеристике В. И. Ленина, Д. - это учение о развитии в его наиболее

полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об

относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно

развивающейся материи. В истории Д. выделяются следующие основные этапы:

стихийная, наивная Д. древних мыслителей; Д. философов эпохи Возрождения;

идеалистическая Д. немецкой классической философии; Д. русских

революционных демократов 19 в.; марксистско-ленинская материалистическая Д.

как высшая форма современной Д. В философии марксизма получило научно

обоснованное и последовательное выражение единство материализма и Д.

Эклектика, эклектизм, эклектицизм (от греч. ekiektikуs - способный

выбирать, выбирающий), соединение разнородных взглядов, идей и теорий.

Термин "Э." ввёл Потамон из Александрии (2 в.), который назвал свою школу

эклектической. Истоки Э. - в подмене одних логических оснований другими.

Пустоту и бесплодность таких построений отмечали многие философы, начиная с

Сократа и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В.

И. Ленин указывал на подмену оснований, подрыв целостности предмета как на

характерную особенность Э.: "... подделка эклектицизма под диалектику легче

всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все

стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и

прочее, а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания

процесса общественного развития" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 21).

Софистика (от греч. sophistike - умение хитро вести прения), 1)

философское течение в Древней Греции, созданное софистами. 2) Рассуждение,

основанное на преднамеренном нарушении законов логики, на употреблении

ложных доводов (см. Софизм).

Софистика, два умственных течения у древн. греков; первое относится к V

в. до Р. Хр., второе ко II в. по Р. Хр. Представители древней С. (Горгий,

Протагор, Продик, Гиппий и др.) преимуществ. софисты в Афинах,

противопоставляли прежнему мировоззрению, основан. на мифол. верованиях,

смелый субъективизм, исходивший из положения: "человек есть мера вещей".

Древние софисты имели заслуги в области грамматики, риторики и проч., но

против их поверхностности, нравствен. беспринципности выступили Сократ,

Аристофан и др., благодаря которым и установилось современ. значение слов:

софизм, софист. Schanz, "Die Sophisten" (1867); Гиляров, "Греч. софисты"

(1888).- Новая С. (II-IV вв. по Р. Хр.), литературное явление, выразившееся

в возрождении греч. прозы и красноречия, преимущ. в Афинах, Смирне,

Константинополе и др. Замечат. С.: Полемон, Герод Аттик, Аристид, Либаний.

Ср. Schmid, "Der Atticismus in seinen Hauptvertretern" (1887-97).

17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.

Детерминизм (от лат. determino - определяю), философское учение об

объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений

материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о

существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно

явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью

порождает, производит другое явление (следствие).

Современный Д. предполагает наличие разнообразных объективно

существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде

соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо

не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда

входят пространственные и временные корреляции, те или иные ассоциации,

функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важными в

современной науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на

языке статистических распределений и статистических законов (см.

Вероятностей теория). Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в

конечном счёте складываются на основе всеобще действующей причинности, вне

которой не существует ни одно явление действительности, в том числеи такие

события (называемые случайными), в совокупности которых выявляются

статистические законы. Применительно к различным областям знания общие

принципы Д. специфицируются (нередко говорят о физическом Д., органическом

Д., социальном Д. и т.п.).

Принципиальным недостатком прежнего, домарксистского, Д. было то, что

он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же

трактуемой чисто механистически; в нём отрицалась объективная природа

случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистические связи

принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.

Связанный с метафизическим материализмом прежний Д. не мог быть

последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в

особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни

и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным

только благодаря диалектическому и историческому материализму. Ядром

марксистской концепции социального Д. является признание закономерного

характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории

предопределён заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы

общества, определяя основную линию исторического развития, вместе с тем не

предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В

общественной жизни постоянно складываются различные возможности,

осуществление которых во многом зависит от сознательной деятельности людей.

Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает

способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.

Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности

вообще или по крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д.

является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех

процессов предопределяется действием нематериального "целеполагающего

начала". Стимулом для оживления индетерминистических воззрений в 1-й

четверти 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистических

закономерностей, наличие которых было объявлено опровергающим причинность.

Однако диалектико-материалистическая трактовка соотношения случайности и

необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики,

раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире,

показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных

процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.

Эволюционная теория Ч. Дарвина, давшая материалистическое объяснение

относительной целесообразности в живой природе, развитие кибернетики,

создавшей учение о саморегулирующихся и самоуправляющихся системах, нанесли

сокрушительный удар по идеалистической телеологии, фатализму, учениям о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.