реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют

производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое

орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и

полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор

семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей:

полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная,

неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и

образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах

(фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя

некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15

тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-

Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные,

которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого

главного института существуют свои системы наработанных практик, методов,

процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких

механизмов , как конвертация валюты, защита частной собственности,

профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг,

рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты

материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования

социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание

является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного

института неосновной институт выполняет специализированную задачу,

обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную

потребность.

ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Функцию социального института можно определить как совокупность

решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является

удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без

чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать,

если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать

средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и

передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая

практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и

освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т.е. такие

функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например,

воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств

существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе

(государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование),

отправление ритуалов (религия).

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие

называют дисфункцией. К примеру, функция института образования - готовить

всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей

задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых

специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь

дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она

способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может

расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а

на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов

может вести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим

образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень

подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете.

В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской

системой образования. Американцы срочно разработали систему практических

мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли

годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но

в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х

по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между

теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых

специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не

хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было

излишне много.

В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество

повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское

обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в

области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии

и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания

технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч

необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за

собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить

ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых

традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет

страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной

внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще

не поддается исчислению.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными,

всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не

заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они

формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и

ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах

деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое

государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент,

правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в

обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону.

Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень

преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных

функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели

добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что

из этого получилось.

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных

процесса:

1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

2. Функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных

функций, появление и продолжение дисфункций;

3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом

времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют

несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

1. Зарождение организации.

2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.

3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим

деятельность, и становятся самоцелью).

4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и

жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или

реорганизуется в новый.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в

понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие

институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные -

сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно

справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения

растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает

средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры,

социальной помощи и др.

Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и

одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других

институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики,

фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров,

промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи,

проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию

школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной

состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той

же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре

подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию

как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения.

Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной

организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы

управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а

чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию,

сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между

ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной

конкуренции.

Итак, подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт

предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий

исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности

общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом,

охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и

ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий,

университетов, фирм, агенств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют

персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и

увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный

институт – это приспособительное устройство общества, созданное для

удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных

норм.

Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых

социальных институтов и благодаря совершенствованию сложившихся институтов.

Это означает, что система социальных институтов, существующих

40. Социальные общности: понятие, формы, структура

Общество – это система, так как это совокупность элементов,

находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое,

способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их

взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою

структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического

подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества

понимается его внутреннее устройство.

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на

экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии

социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту

общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая,

этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие

подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются

социальные группы, социальные институты и социальные организации.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. КОНКРЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ОБЩНОСТЕЙ

Границы социальных групп могут охватывать различные по размеру

социальные общности. Мы очень четко определяем границы малых или больших

групп, оформленных в организации. Каждый из нас знает о своем членстве в

производственном коллективе, в партии или в спортивном обществе. Как мы

видим, в этих случаях важно, чтобы групп была либо малого размера, т.е. в

пределах охвата межличностных отношений, либо имела достаточно четкие

формальные границы, которые контролируются определенными конституционными

отношениями. В связи с этим члены общества, входя в некоторые группы, не

могут идентифицировать свое групповое членство и связи с другими группами

таких сообществ только на основе символического взаимодействия, или,

образцов, мотивов и установок жизни и стандарта потребления.

Наиболее часто такой вид членства в группе заметен, когда люди

воспринимают других по принципу принадлежности к определенному

имущественному слою, по происхождению, по принадлежности, по должностному

принципу. Во всех этих случаях мы сталкиваемся с образованием групп,

членство которых основано на совпадении или близости социального статуса.

Вместе с тем границы могут иметь не статусную природу, а определяться

различиями в социальных позициях. Такие группы формируются в обществе в

результате процессов дифференциации и стратификации. Для того чтобы понять

механизмы этих процессов, мы должны определить природу таких базовых

характеристик общества, как гетерогенность и неравенство и выделить систему

параметров составляющих основу этих характеристик. Благополучие человека в

обществе, его связи с другими людьми, привычки, обычаи, верования, его

интересы и установки во многом связаны с тем местом, которое он занимает в

социальном пространстве.

Многочисленные исследования и наблюдения за поведением индивидов в

социальных группах показывают, что люди, обладающими одинаковыми или

близкими статусами, имеют более тесные контакты и более тесные отношения

друг с другом. Личности, находясь в окружении близких им по статусу людей,

чувствуют себя более комфортно, у них не возникает по отношению друг к

другу ощущения неполноценности или наоборот, превосходства. Люди начинаю

неосознанно или сознательно искать среди социального окружения себе

подобных и создавать на этой основе социальные группы. Кроме того,

многочисленными исследованиям доказано, что люди, обладающими близкими или

одинаковыми статусами в нескольких измерениях социального пространства, как

правило, обладают сходными установками и ориентациями, симпатиями и

антипатиями, политическими приоритетами и многими другими составляющими

структурами мышления. В связи с этим, достаточно важными для научного

анализа обстоятельствами важно определить социальные позиции и социальные

статусы, кат как они представляют собой совершенно разные системы

социальных отношений и несут в себе совершенно разное содержание. Для

определения различий в принадлежности к этой или иной социальной общности

необходимо выделить структурные параметр, составляющие основные структурные

характеристики современного общества. Американский социолог П. Блау

разработал систему параметров, которые определят положение индивида в

обществе.

Гетерогенность. Эта характеристика социальной структуры общества

описывается системой номинальных параметров. Отличительной особенностью

этих параметров является то, что на их основании невозможно распределить

индивидов и социальные группы по ранговому принципу, т.е. нельзя

определить, какой из социальных объектов занимает более высокое, а какой

более низкое место в социальной структуре. Например нельзя сказать, что

человек, исповедующий некоторое религиозное учение, занимает более высокое

или более низкое место, чем человек исповедывающий иное религиозное учение.

Социальное неравенство. Социальное неравенство существовало на

протяжении практически всей разумной истории человечества. Не смотря на то

что во все века неравенство осуждалось, подвергалось уничтожающей критики и

никогда не вызывало симпатий у членов общества, люди в ходе исторической

практики с поразительным упорством сопротивлялись созданию «совершенных»

обществ, основанных на социальном равенстве и отсутствии угнетения и

принуждения одних социальных групп другими. Истоки социального неравенства

многие современные ученые видят в природных различиях людей по физическим

данным, личностным качествам, внутренней энергии, а также по силе

мотивации, направленной на удовлетворение наиболее значимых, насущных

потребностей. Первоначально возникающее неравенство обычно крайне

неустойчиво и не приводит к закреплению социальных статусов. Относительно

примитивная культура не создает социальных норм относительно жесткого

закрепления отношений неравенства. Развитие социальных отношений, появление

сложных обществ и системы социальных институтов предполагает наличие более

сложной сети взаимно пересекающихся обменов социальными ценностями, в ходе

которых происходит постоянное перераспределение этих ценностей. Изначальные

различия людей по физическим данным и личностным качествам приводит к тому,

что наиболее сильные, энергичные, целеустремленные и высокомотивированные

личности получат преимущества входе обмена социальными ценностями. Эти

преимущества дают возможность таким личностям совершать асимметричные,

неравные обмены. В ходе постоянно совершающихся взаимопересекающихся

асимметричных обменов начинается формирование нормативной основы

неравенства. Нормативная основа представляет собой совокупность

специфических норм, закрепляющих поведение индивидов в соответствии с их

рангом. Начинается закрепление и создание законодательной базы для

возвышения отдельных социальных групп.

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих

значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы.

Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти

группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного

статуса в этой сложной социальной системе.

РАЗНОВИДНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Социальная группа - это совокупность людей, которые определенным

образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к

данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся

небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный

личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и

проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет

личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением

к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный,

обезличенный характер.

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на

основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По

размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые

характеризуются следующими признаками: статистический характер,

вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность,

аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др.

общности).

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования

общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов,

предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Они классифицируются по общественным сферам:

- экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые

служат производству и распределению ценностей и услуг;

- политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют

использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

- институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения,

отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

- институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой,

образованием и др;

- институты стратификации (касты, сословия, классы), которые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.