реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

очень редко сочетаются со счастьем. И чем личность выше и значительнее, тем

выше и ответственность ее перед собой и людьми.

Безусловно, социальная среда, как мы выяснили, оказывает существенное

влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени

личностные ориентации и поведение обусловлены внутренним, духовным миром

человека. Не зря говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем

ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества,

чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими

ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и

утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Она как

бы возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже

преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после

своей биологической смерти.

Во всяком случае личность, застывшая в своем формировании, в своих

устремлениях, - это уже деградирующая личность.

Философская антропология не может обойти стороной ВОПРОС О СМЫСЛЕ И

ЦЕЛИ ЖИЗНИ. Дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле

жизни человека невозможно. Дать абсолютный ответ - значит исчерпать саму

жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается

рациональным объяснением.

Думается однако, что к решению вопроса о смысле и цели жизни не следует

подходить абсолютно отрицательно. Применительно к жизни отдельной личности

он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал

для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы

действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными

последствиями. Достоевский по этому поводу очень хорошо сказал, что без

твердого представления себе, для чего ему жить, человек "не согласится жить

и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были

хлебы". Много глубокого смысла и мудрости содержат также слова Ницше: "тот,

кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК".

Имея ввиду этот реальный, а не абсолютный смысл жизни, мы полагаем, что

в общем плане можно сказать: СМЫСЛ ЖИЗНИ СОСТОИТ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА КАК

САМОЦЕЛИ, ЕГО ВСЕСТОРОННЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ. Как писал Кант, существование

человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его

силах, он может подчинить всю природу".

Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей

ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что

- мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни,

но и реальные средства их осуществления. По мнению С. Л. Рубинштейна, все

это бесконечно превосходит всякую ученость и связано с драгоценным и редким

свойством - мудростью.

Ко всему сказанному следует добавить, что поскольку человек в своей

сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден

только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Общность

индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть

на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти

преодолевается тем, что человек и после смерти остается в результатах своей

деятельности, своего творчества в благородной памяти потомков.

35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии:

исторический аспект

Социальная философия – это философие (учение) о социуме, человеке.

Функции социальной философии:

- Мировоззренческая функция: Мировозрение есть совокупность наиболее

общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и

месте человека в нем.

- Методологическая: философский метод есть система наиболее общих

принципов теоретического исследования действительности.

- Гуманистическая функция: напрвлена на воспитание личности.

- Общекультурная функция: Цицерон: "Культура духа есть философия".

Возвращаясь к выводу о научном статусе социальной философии, отметим,

что относительная самостоятельность социальной философии в системе

философского знания все-таки существует. Обнаруживается она не только в

заметной специализации одних философов и размежевании гносеологических и

социально-философских произведений у других, но, прежде всего, во

внутренней логике развития самой социальной философии, которая отнюдь не

копирует логику развития философии в целом или отдельных ее частей

(онтологии, гносеологии, концепций развития). Если, к примеру, концепции

развития сменяли друг друга по известной триаде «наивная античная

диалектика — многовековое господство метафизики — возрождение диалектики в

философии Нового времени», то логику развития социальной философии

схематично можно изобразить так (рисунок №3):

Рисунок №3

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

Попытаемся вкратце охарактеризовать каждое из этих течений, выявляя при

этом взаимосвязь их генезиса с общей логикой развития социальной философии.

Идеализм в понимании общественной жизни безраздельно господствовал в

философии вплоть до середины XIX в. То, что общественная жизнь представляет

собой переплетение различного рода общественных отношений (политических,

экономических, правовых, нравственных, семейных, религиозных и т.д.)

социальные философы домарксовского периода прекрасно понимали. Но не

справившись с задачей систематизации и субординации этих отношений, по сути

дела все они рассматривали общество как хаос отношений, как сплошное

нагромождение случайностей. Исключение составлял лишь Гегель, но

закономерный характер исторического процесса предопределялся у него не

изменением производительных сил и производственных отношений, а развитием

мирового духа.

Старая социология страдала и метафизичностью, рассматривая общество не

как единый, цельный социальный организм, а как агрегат индивидов, их

механическую сумму. Подобные концепции (Энгельс метко назвал их «теориями

Робинзонад») за деятельностью отдельных людей, стремящихся к своим

определенным целям, не видели их общественной «сцепки» между собой и

подчинения хода истории внутренним общим законам. А коль скоро развитие

общества есть агрегатное движение миллионов независимых, «самостийных»

робинзонов, то верх в нем берут робинзоны наиболее выдающиеся — критически

мыслящие личности, мнение которых и правит миром. Так метафизика и идеализм

сливались воедино, рождая основной принцип субъективистской социологии:

«сознание людей определяет их бытие».

Необходимо иметь в виду, что сопротивление господствующей

идеалистической парадигме спонтанно зарождалось и нарастало внутри самого

социологического идеализма. Так, глубочайшее противоречие между идеализмом

и диалектическим методом мы обнаруживаем в «Философии истории» Гегеля. И

если в целом здесь победил идеализм, то под влиянием диалектики в некоторых

местах мы видим приближение Гегеля к важным материалистическим выводам.

Такова, например, его характеристика предреволюционной Франции конца 18 в.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

Первым внешним оппонентом социологического идеализма явился геогра-физм

или географическое направление в социальной философии. Географизм возник в

начале XVIII в. в трудах Ш.Монтескье, а свое классическое выражение получил

в XIX в. у Г.Бокля, Э.Реклю и др. Вообще-то вопрос о влиянии географической

среды на общественно-политические процессы и нравы общества был поставлен

уже античными авторами — Гиппократом, Геродотом, По-либием. Но

историческими предпосылками возникновения цельной концепции географического

детерминизма послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное

экономическое, а соответственно и социально-политическое развитие Европы.

На этапе своего формирования географизм сыграл прогрессивную роль, ибо он

явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и

философскому идеализму — как объективному, объясняющему историю

предопределением, сверхъестественным вмешательством, так и субъективному с

его концепцией истории как случайного стечения обстоятельств. В

противоположность им географизм за основу общественного развития принял

фактор материальный. Но поскольку географический фактор в действительности

является Далеко не определяющим, то и концепция эта оказалась лишь слабым

выражением материализма в социологии. И именно поэтому она очень часто

сдавала и сдает свои позиции идеализму, а в политическом отношении

оказывается нередко на вооружении реакционных сил.

Наглядным примером этого служит социально-философская Школа, известная

под названием геополитики. Возникнув в тридцатых годах нашего века в

Германии, она выполняла определенный социальный заказ — оправдать

агрессивную политику нацистского государства стесненными географическими

условиями. Если Германия в течение XX в. дважды развязывала мировые войны,

рассуждали они, то виноват в этом вовсе не общественный строй и

политический режим, а недостаточная обеспеченность страны сырьевыми и

энергетическими ресурсами. Геополитическое понятие «жизненного

пространства» и сегодня широко используется реваншистскими элементами в

Германии и определенными кругами в других странах для обоснования своих

экспансионистских программ.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Если великие географические открытия и первичные, лежащие на

поверхности осмысления огромного фактологического материала, последствия

сказались в философии зарождением и мощным всплеском географического

детерминизма, то следствия глубинные, приведшие к эпохе революционной смены

феодализма капитализмом в Западной Европе, создали предпосылки и для более

глубокого философского проникновения в сущность социальных явлений. Речь

идет о предпосылках возникновения исторического материализма.

Многовековое господство идеализма в социологии имело свои социальные

корни, т.е. были объективные обстоятельства, не позволившие социальной

философии придти к материализму на более ранних этапах исторического

развития.

Во-первых, до периода капитализма история двигалась вперед крайне

медленно и поэтому трудно было обнаружить поступательный характер развития

общества, а тем более вскрыть закономерности прогресса и причины смены

одних форм социального устройства другими. Человек рождался, умирал, а

общественный строй оставался таким же, как при его дедах и прадедах. В

таких условиях правомерной была мысль, что «так было и так будет» либо что

жизнь это — «круговорот».

Во-вторых, до периода капитализма чрезвычайно замедленные темпы

развития скрадывали и определяющую роль материального производства.

Капитализм придал развитию общественного производства невиданный доселе

темп. Только в этих условиях определяющее воздействие материального

производства на политику, идеологию, на все стороны каждодневной

жизнедеятельности людей стало очевидным. Тем самым ходом общественного

развития был подготовлен важнейший вывод исторического материализма.

В-третьих, до периода капитализма в связи с отсутствием массовых

революционных потрясений действительно могло казаться, что мнения

выдающихся личностей правят миром. Но падение Бурбонов, кратковременное

торжество и низвержение ряда партий по ходу Французской революции,

господство и падение Наполеона наталкивали на мысль о том, что в

общественной жизни господствуют силы более могущественные, чем воля

королей, мыслителей, полководцев. Тем самым исторически был подготовлен

вывод об объективных законах развития общества, реализуемых благодаря

активной деятельности людей, прежде всего — народных масс.

В-четвертых, до периода капитализма внутренняя связь между социальными

процессами и их причинами была запутана, завуалирована и ее трудно было

обнаружить. С развитием капитализма эта связь все более и более выявлялась,

в особенности в связи с открытыми и массовыми социальными столкновениями.

Ф.Энгельс писал: «Отношения так упростились, что только люди, умышленно

закрывавшие глаза, могли не видеть, что в борьбе этих трех больших классов

и в столкновении их инте* ресов заключается движущая сила всей новейшей

истории»'. Тем самым исторически был подготовлен вывод о роли классов и

классовой борьбы.

К.Маркс и Ф.Энгельс впервые распространили материализм на объяснение

самой сложной формы движения мате^ рии — социальной. Они сумели разобраться

в кажущемся хаосе общественных отношений, четко подразделив общественные

отношения на материальные и идеальные (духовные) и обнаружив первичность

материальных отношений и вто-ричность духовных. В свою очередь материальные

отношения предстали в их анализе, с одной стороны, как экономические, с

другой — как внеэкономические (например, отношения в связи с

воспроизводством человека). На огромном фактическом материале было

доказано, что именно экономические отношения определяют собой и все иные

материальные, и все идеальные отношения, т.е. жизнь общества в целом.

Принцип первичности общественного бытия и вто-ричности общественного

сознания является коренным принципом материалистического понимания истории.

Для решения основного вопроса философии применительно к обществу

исторический материализм принципиально переработал категории «общественное

бытие» и «общественное сознание».

Общественное бытие — это материальные условия жизни общества и

материальные отношения людей друг к другу и к природе. Свойством

материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе

становления и развития общества и существуют независимо от общественного

сознания.

Структура общественного бытия выглядит следующим образом. В

материальные условия жизни общества входят:

а) материально-техническая база жизнедеятельности людей. Под ней

имеется в виду не только материально-техническая база самого

непосредственного производства (орудия труда и предметы труда), но и

соответствующие условия для удовлетворения материальных и духовных

потребностей (средства общения, информации и т.д.);

б) географические условия жизни общества (богатство фауны и флоры,

климат; энергетические ресурсы; запасы полезных ископаемых; количество и

степень плодородия земли, пригодной для обработки); при этом географические

условия подразделяются на экономико-географическую среду, искусственно

созданную человеком на основе материального производства и физико-

географическую среду как совокупность естественных компонентов нашего

географического окружения;

в) демографические условия жизни общества (численность народонаселения,

его плотность, темпы роста, удельный вес самодеятельного населения, степень

удовлетворения материального производства рабочей силой, соотношение мужчин

и женщин в структуре населения, состояние его здоровья).

В материальные общественные отношения входят:

а) производственные отношения, т.е. те отношения, в которые вступают

люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления

материальных благ;

б) материальные стороны других общественных отношений. Дело в том, что

во многих общественных отношениях сочетаются элементы и материальных и

идеальных отношений. Примером таких «комплексных» отношений могут служить

семейные. Такая их сторона как отношение по поводу воспитания детей

несомненно является материальной в основе своей (биологической);

в) экологические отношения — отношения людей к природе, а точнее,

отношения между людьми по поводу их отношения к природе.

Понятие общественного сознания выработано К. Марксом и Ф.Энгельсом в

процессе материалистического объяснения истории и определяется в

диалектической взаимосвязи с понятием общественного бытия. Подвергнув всю

предшествующую историю научному анализу, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к

выводу, что общественное сознание есть отражение общественного бытия:

«Сознание (das Bewustsein) никогда не может быть чем-либо иным, осознанным

бытием (das bewuste Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни...

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание»'.

Общественное сознание — это сложная система чувств, взглядов, идей,

теорий, в которых отражается общественное бытие. Подобно тому как общество

не есть простая сумма составляющих его людей, так и общественное сознание

представляет собой не сумму индивидуальных сознаний членов общества, а

целостное духовное явление. В понятии «общественное сознание» мы

отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те

чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом или

для определенной социальной группы.

Общественное сознание как духовная сторона исторического процесса

выполняет две основные функции, генетически и актуально связанные друг с

другом. Во-первых, это функция отражения общественного бытия, по отношению

к которому оно является вторичным. Преодолев созерцательность старого

материализма, понимание им вторичности сознания как синонима его

пассивности, исторический материализм четко выделил и вторую основную

функцию общественного сознания — его активное обратное воздействие на

общественное бытие.

Во второй половине XIX — начале XX вв. наряду с историческим

материализмом (а в известной степени и в противовес ему) возникает ряд

новых социально-философских парадигм, которые следует хотя бы вкратце

рассмотреть особо.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ

К биологическому детерминизму относятся учения и школы, возникшие во

второй половине XIX в. в немарксистской социальной философии на единой

принципиальной основе — понимание общественной жизни через законы и

категории биологии.

Появление биологического направления в социально-философском знании

имело вполне определенные общенаучные и историко-философские предпосылки. В

качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии,

превратившие ее к середине XIX в. в лидера естествознания (открытие клетки,

закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения

физиологии). Но дело не только в «триумфальном шествии» биологии. Это была

своеобразная реакция на неудачи географизма: материализм в социологии не

хотел мириться с этими неудачами и искал новые аргументы для доказательства

материальной, натуралистической основы существования и развития общества.

Отметим и то немаловажное обстоятельство, что ряд течений и школ в русле

биологического направления возник и как реакция на марксистское,

материалистическое понимание истории, протестуя не против подведения под

историю материалистического обоснования, а против, как им казалось (и во

многом справедливо) его одностороннего, сугубо социального толкования, не

учитывающего биологическую природу человека.

Здесь можно выделить несколько школ.

1. Социальный дарвинизм, выдвигающий принципы естественного отбора,

борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве

определяющих факторов общественного развития. В результате, социальные

конфликты рассматриваются как естественные, вечные и неустранимые, вне их

связи с антагонистическими общественными отношениями.

2. Расизм (расово-антропологическая школа), заявляющий о решающем

воздействии расовых различий на историю и культуру отдельных народов и

общества в целом. В действительности же расовые различия (формы черепа,

цвет волос, разрез и цвет глаз, психические особенности) представляют

биологические признаки десятистепенной важности, вызванные к жизни не

социальными (экономическими или духовными), а природ-но-климатическими

факторами, являются формой приспособления человека как биологического

существа к этим факторам. В свою очередь, они и не могут оказать сколько-

нибудь заметного воздействия на общественное развитие. Убедительным

аргументом в пользу этого может служить тот факт, что каждая из трех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.