реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Кандидатский по философии

Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества,

постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных

потребностей. В ходе этой повседневной деятельности люди совершенствуют

свои навыки и способности, изменяются с возрастом. Умирают, рождаются и

подрастают все новые и новые поколения. Уже в силу этих естественных

причин, проистекающих преимущественно из замедленных процессов, происходят

достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

Но, кроме процесса повседневного функционирования общественной жизни,

обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы

жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и

революционных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин

качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменением природных

основ социальной жизни (Ш. Монтескье, В. Вернадский, Л. Гумилев), другие

искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методах организации

производства (К. Маркс, У. Ростоу), третьи связывали процесс социального

развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г.

Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов оказывает определенное воздействие на развитие

общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные,

экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой.

Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и

способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного

развития производства, образования, медицины.

Велика роль технических изобретений. Так, изобретение и применение

паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем

вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью,

буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки,

как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все области

общественной жизни, структуру различных общностей людей - малых и больших,

- их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия.

Так, активный экспорт в Японию в XIX-XX вв. достижений науки из Западной

Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический

срок Япония, несмотря на поражение во второй мировой войне, превратилась в

одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны немало примеров и

противоположного характера, когда проводимая господствующими силами

политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых

товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка:

устаревали их институты и социальные структуры.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу

существующим институтам, социальным структурам и власти, постольку оно

постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и

искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям

(дарвинизм), генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению

паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении СОЦИАЛЬНЫХ предпосылок общественного развития -

экономических и культурных - нельзя не учитывать того, что все люди

являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами,

подверженными силам притяжения, электромагнитным полям, космическим лучам,

термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и

природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о

явлении, движущими силами которого являются также ПРИРОДНЫЕ, биосферные

факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза,

включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и

социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития

общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие

реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс

глубоких социальных перемен.

СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ выражаются в коллективных, совместных действиях

людей, совершающихся более или менее организованно для достижения

определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений.

Причиной социальных движений являются неудовлетворенные экономические,

культурные, политические потребности людей. Именно они вызывают состояние

психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство

проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу

сложившейся ситуации. Состояние беспокойства может охватывать большие или

меньшие общности - вплоть до целых классов и народов.

Состояние беспокойства, напряженности - исходный пункт социальных

движений. Характер этих движений определяется их целями, применяемыми

методами, а также количеством вовлеченных в них людей. По этим признакам

различаются реформаторские и революционные движения.

РЕФОРМАТОРСКИЕ ДВИЖЕНИЯ обычно охватывают некоторые ограниченные круги

и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и

поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны

властей. Реформаторы стремятся к достижению изменений, например, путем

улучшения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные,

пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный,

легальный характер, реформаторские движения иногда приводят к глубоким

общественным изменениям.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ в начальных стадиях могут быть похожи на

реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия:

охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие

напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, жизненные потребности

людей. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и

репрессиям со стороны властей.

Но основное отличие революционных движений - в целях и методах. Их цель

- не мирная реформа, а ниспровержение существующего социального строя путем

применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости,

наличия особых организаций, способных стать зачатками новой политической

власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки,

коренным образом изменяют строй общества, его классовую структуру, состав

социальных институтов, систему ценностей, обычаи, образ поведения. Наиболее

глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют

классы, народы. Таковы революции 1789-94 гг. во Франции, 1917 г. в России,

1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате

национально-освободительных революций, свершившихся в XX в., особенно после

второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Революции не только морально оправданны, но и необходимы, если они

направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но

неверно, видимо, считать, что только с революциями связано развитие

общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся:

сопровождаются страданиями и массовой гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику

общества, и его динамику, т.е. рассмотрение составляющих его групп,

институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и

развития.

Проблемы современного информационно-технического общества.

Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает нам основание

рассмотреть проблемы современного этапа эволюции этой глобальной системы. В

наши дни этот этап называют по-разному: научно-технической революцией,

технологической революцией, информационной, компьютерной,

телекоммуникационной и т.д. Дело не в терминах, а в существе процесса,

происходящего в обществе, которое с 70-х гг. XX в. чаще всего называют

постиндустриальным.

Эти дефиниции (определения) относятся в основном к западной и японской

цивилизациям, хотя определенные черты подобных процессов просматриваются и

в других общественных организмах. Главное здесь - РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор

определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в.

теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие

компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить

Производство.

Для философского анализа основное в данном процессе то, что ИЗМЕНИЛОСЬ

ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ПРИРОДОЙ И

ТЕХНИКОЙ: появились информационное общество и информационный человек,

своеобразный коллективный интеллект обитателей планеты. Кричать "ура!" по

этому поводу или не торопиться с восторгами? Во всяком случае не мешает

прислушаться к высказываниям тех современных мыслителей, которые

обеспокоены нынешним состоянием дел в мировой цивилизации.

Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш век глубоко уверен в своих

творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира,

он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими

средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи,

наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

Нобелевский лауреат К.Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь

"смертных грехов" цивилизованного человечества, назвав среди них:

перенаселенность планеты; опустошение жизненного пространства; безудержный

рост производства и потребления; разрыв традиции и вследствие этого

глубокое отчуждение между молодым и старым поколениями; научное

доктринерство; ядерное оружие.

Все названное заставляет по-новому взглянуть на ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА как интегральный показатель уровня развития общества. При всех

поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по

масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь человека не стала

безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди все

ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных

компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и

серьезных ученых, политиков.

Не случайно практически во всех современных цивилизациях набирают силы

КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, сутью которых является фанатичное стремление

кардинально изменить личность и общество в соответствии с высшими

метафизическими представлениями и заповедями. Парадокс этого явления

состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности современного мира -

демократию, либерализм, автономию личности и т.д., - фундаментаписты

охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические

достижения компьютерной революции. Они готовы железной рукой загнать

человечество в рай, устроенный, по их представлениям, на основе

тоталитарной идеологии.

Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что

фундаментализм сегодня являет собой наибольшую угрозу для развития мирового

сообщества.

Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы, самой надежной

космической техники и т.п. заставляют еще раз вернуться к оценке и

переоценке системы ценностей современного мира, вспомнить этический принцип

"благоговения перед жизнью", сформулированный еще в 1915 г. выдающимся

мыслителем и гуманистом Альбертом Швейцером. Значение этого принципа на

рубеже XX-XXI вв. не только не уменьшилось, наоборот, колоссально возросло.

Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно

несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к

познанию механизмов стабилизации, обеспечению устойчивого развития,

минимизации превращения в действительность возможных непредсказуемых

процессов и явлений.

В связи с этим вспоминаются знаменитые слова одного из величайших умов

XX в. Альберта Эйнштейна. Его как-то спросили: чем будут сражаться люди в

третьей мировой войне? Он ответил, что не знает, чем они будут сражаться в

третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне

сражаться будут дубинами.

При всех успехах науки, техники, технологий главная надежда все же

связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше

называли провидением, а сегодня - законами истории и закономерностями

развития общества, сделать все для того, чтобы предотвратить вселенскую

катастрофу.

Подведем итоги. Общество - это сверхсложная система, включенная в

суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем

происхождении, функционировании и развитии. Источник ее развития

представляет собой единство разных сил - природных, собственно социальных и

духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и никогда не может быть

предсказано с абсолютной точностью.

Общество - вероятностная система с еще далеко не полностью

реализованными потенциальными возможностями и с закономерной

непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что мировая

цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо без промедления

решать глобальные проблемы современности и определять новые горизонты

развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия

культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и

экономических концепций.

Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при

исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения

права каждого человека и биосферы в целом на существование в соответствии с

их предназначением и сущностью.

21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества

Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не

включается лишь то, что сущностно выделяет из универсума человека и

общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях "природа и общество",

"человек и общество". Общество и человек имеют определенную природную

основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто

используемое выражение "вторая природа", т.е. "очеловеченная природа",

может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она

остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он

придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как

природа в ее символическом значении.

Весьма близки по своему значению понятия "природа" и "материя". Материя

— это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит

психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают.

Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя.

Когда используется понятие "природа", то обычно предполагается некоторое

отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами,

понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию

материи. По этой причине нам привычны высказывания типа "отношение человека

к природе" и режет ухо высказывание типа "отношение человека к материи".

Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи

используется ныне весьма редко.

Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом

философского анализа.

Античная философия строится на примате природного. Выдающиеся

древнегреческие философы воспринимали природу | как полноту бытия,

эстетически прекрасное, результат целесооб- ' разной упорядочивающей

деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо

превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится

не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

Средневековая христианизированная философия развивает концепцию

ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко

над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к

возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек

может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление

плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным

ритмам.

Возрождение, вроде бы возвращаясь к античным идеалам понимания природы,

дает им новое толкование. Выступая против средневекового резкого

противопоставления Бога и природы, возрожденческие философы их сближают и

довольно часто доходят до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и

природы. У Дж. Бруно Бог стал просто-напросто природой. Античные философы в

силу указанных выше оснований не могли быть пантеистами. Впрочем, они часто

выступали с позиций гилозоиз-ма, считая Космос живым (гиле — жизнь) целым.

Возрожденческая философия фактически реализовала лозунг "Назад к природе".

Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала

философии. Впоследствии лозунг "Назад к природе" будет приобретать

популярность по политическим (Руссо), экологическим (движение "зеленых") и

другим основаниям.

В Новое время природа впервые становится объектом тщательного научного

анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности

человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают.

Относительно низкий уровень развития науки и вместе с тем овладение

человеком мощными силовыми агентами природы (тепловой, механической, а

затем и электрической энергией) не могли не привести к хищническому

отношению к природе, преодоление которого растянулось на века, вплоть до

наших дней.

Необходимость такой организации взаимодействия общества и природы,

которая отвечала бы нынешним и будущим потребностям развивающегося

человечества, была выражена в концепции ноосферы, французских философов

Тейяра де Шардена и Е. Ле-Руа и русского мыслителя В.И. Вернадского.

Ноосфера — это область господства разума. Концепция ноосферы была развита в

начале 20-х годов XX в., впоследствии ее концептуальные идеи получили

детальную разработку в особой науке — экологии.

Наша краткая историческая справка показывает, что человек всегда

находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он

определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в

условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно

вынужден проверять природу на "человечность". С этой целью он использует

все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного

содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных

исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при

изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от

камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология.

Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что

человек способен познавать природные явления и регулировать свои

взаимоотношения с ними.

На наш взгляд, есть четыре фундаментальных факта, которые выражают

"человеческое лицо" природы.

Во-первых, природа такова, что она обладает возможностью порождения

человека. Из физики известно, что фундаментальные структуры бытия

характеризуются так называемыми константами: постоянная Планка, скорость

света, гравитационная постоянная и другие. Выяснено, что если бы эти

константы были хотя бы в незначительной степени другими, то устойчивые

структуры типа человеческого тела не могли бы существовать. В отсутствие

человека некому было бы познавать природу. Вселенную. Вселенная такова, что

возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью.

Во-вторых, человек рождается "из природы". На это указывает хотя бы

процесс деторождения.

В-третьих, природная основа человека есть тот фундамент, на котором

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.