реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

которая может быть периодической, циклической, но всегда обеспечивает

ритмичность, которая выражает наличие стабильности в динамическом.

В социальной философии существует два основных подхода к социальному

развитию:

эволюционистский;

стабилизационный принцип, открытый Парсонс - гармоническое развитие

через интеграцию;

отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает

развитие через социальную борьбу;

принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное

состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений,

классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом,

некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию.

Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Оно включает

в себя РЕАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, которые и объединяют людей.

С точки зрения СОЦИАЛЬНОГО НИГИЛИЗМА существуют только отдельные

люди, индивидуумы, а общественных связей и, следовательно, общества не

существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное

слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода

является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей

и значение общественных организаций.

С точки зрения крайнего, ВОИНСТВУЮЩЕГО КОЛЛЕКТИВИЗМА, напротив,

общество не только существует, но и является более полноценным и высоким,

чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и

ничего, кроме общества. Отдельные же люди - всего лишь частицы, винтики,

"моменты", как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как

ноги и руки человека являются частями его тела..

Современная философия рассматривает человеческое общество как

совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части и

элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому

общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.

От других природных систем, в том числе физических и биологических,

общество отличается своей особой сложностью.

При всем исключительном значении феномена человеческой деятельности в

социальной жизни роль ее все же не следует преувеличивать, а тем более

абсолютизировать. Потому что социальная жизнь, основываясь на человеческой

деятельности, тем не менее не сводится к ней. Совместная деятельность людей

составляет содержание социальной философии. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ определяется как

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру.

Содержание ее составляет целесообразное осмысление, изменение и

преобразование данного мира. Оно имеется уже в простейшем индивидуальном

социальном действии.

Основные типы общественной деятельности: материальная, духовная,

регулятивная, или управленческая, деятельность обслуживания.

Признавая большую роль материального производства, современная

социальная философия все же склонна считать, что его качественное отличие

от других сфер жизни общества не дает оснований сводить к нему все

многообразие человеческой деятельности.

Важнейшую роль играет ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, в процессе которого

формируются идеи, создаются научные и художественные ценности. Правда, эти

ценности так или иначе материализуются в физических вещах (книгах,

картинах, скульптурах и т.п.). Но главное в этих предметах не материальная

сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

РЕГУЛЯТИВНАЯ, или УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ, т.е. деятельность различного рода

администраторов, управляющих, политиков. Специфическая задача этой области

- поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности. Без нее

общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и

духовного производства.

Деятельности по обслуживанию людей. Это труд врача, учителя, артиста,

работников сферы обслуживания. Сфера обслуживания - одна из самых

динамичных в современном обществе.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО: самодеятельность,

самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

42.Бытие: жизненные корни, судьба в 20 веке.

Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная

материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах,

волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного

бытия объединяет усилия милатцев и элиотов.

Сформированный Платоном мир «Эдосо» – результат попытки приблизиться

к вечному бытию.

Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из

небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням

философского осмысления мира, материи, человека. Общественноисторический

смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения

духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).

Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и

существование в нем отдельных вещей.

Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,

универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.

Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.

Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.

Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие

автоматически предполагает наличествование небытия.

Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве

многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие

неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие

неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие,

борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие

соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более

хрупко.

Бытие существует в следующих формах:

Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам

второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является

первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления

второй природы социально-экономические, связанные с пространством и

временем человеческого существования.

Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет

собой вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам

биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает

духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с

животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди

способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность – высший тип

бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,

индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что

составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств,

переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы.

Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений,

впечатлений, переживаний.

Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием

собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с

другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между

быть или не быть. На этом противоречии, по мнению Чанышева, возникает

религия. Он обращает внимание на то, что человек в стремлении сделать бытие

более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом,

такой феномен, как любовь.

В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для

философов получается дихотомия (существование не существующего). Чанышев

(его поддерживает большинство философов мира) написал «Трактат о небытие».

Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не

относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в

той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя

из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство

небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие

относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование

как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия

характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия

характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не

осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и

связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия

для любых индивидов.

Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но

если только человек свое бытие связывает с существованием, то он

превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.

Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.

Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в

экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).

43.Сознание, его сущность и происхождение. Бессознательное как феномен

сознания. Категория "оно", "Я", "сверх-я" в философии З. Фрейда.

Существует несколько концепций обосновывающих сущность категории

сознания, связанных с пониманием мира и человека в нем.

Гилозоизм – сознание – свойство всей материи или сознание, как особая

разновидность материи.

Сознание с философской точки зрения обладает универсальным

познавательным принципом, который характеризуется тем, что чем больше мы

знаем о деятельности мозга, тем меньше мы получим информации о его

психологическом состоянии. Сущность сознания связана с сущностью его

содержания и образами реальных вещей и мира в целом.

Мамардшвилли. Сознание есть, но его нельзя ухватить и представить как

вещь. Познать его можно через язык описания.

Законы и уравнения анализа сознания:

субстрактный (проблема сознания и мозга),

содержательный (сознание и отраженный объект),

общностный.

Сознание – это мысли, образы вещей не присущие пространственным,

физико-химическим характеристикам вещи. А сам образ возникает не на

собственной основе, а на базе материального.

Сознание предстает как явление субъективной реальности, обладающей

информацией. Способность оперировать информацией составляет момент

творческий, составляет сознание. Рождаясь человек не мыслит, а приобретает

эту способность.

Источник активности сознания потребности, интересы, цели субъекта. Из-

за сознательной деятельности вещи из первой природы переводятся во вторую

природу, а сознание приобретает объективное бытие в вещах этой культуры, а

также в языке, религии, фольклоре и т.д. Сфера сознания не исчерпывается

содержанием психологической жизни. В поведении появляется бессознательное

(навыки, которые являются механизмом контроля за действиями человека).

Бессознательное регулирует поведение человека и освобождает его от рутинных

знаний. Бессознательно хранящаяся в памяти старая информация не исчезает из

памяти, но ведущей в деятельности и поведении человека является

сознательное.

Сознание создает адекватные реальности образы и объекты, т.е.

отражает реальные действия субъекта.

Эмпирическое сознание – обусловлено эмпирическим опытом,

Обобщение результатов эмпирического опыта – выработка категорического

аппарата,

Абстрактное сознание.

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как

они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя

характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой

психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое

значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на

индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда.

Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения.

Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических

состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках,

описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека

представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного,

предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся

над бессознательным.

Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация

трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа

деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и

«внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я»

- внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними.

«Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне

усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.

Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли

Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с

целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд

сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их

более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу

человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к

Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность

человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений,

где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт

смерти» – тонатос.

Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с

внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир»

бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся

обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально

одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд,

следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за

человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять

ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит

в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в

область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека,

сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей

нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму

сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия,

механически распространив их на сферу социальных явлений.

44.Формирование философского понятия МАТЕРИЯ.

Важнейшей категорией философии является материя. Сущность этой

категории развивалась аналогично всякому научному понятию от простого к

сложному.

Гегель взял понятие единичное, особое, всеобщее. Таким образом, он

выстроил схему рационального подхода к изучению материи. Изучая единичное

мы выявляем сущность конкретного явления вещи, процесса. Когда мы

устанавливаем взаимосвязь объекта с другими, выявляем законы данного круга

объектов, т.е. особенное. Особенное – то, что характерно для всеобщего и

выявляет сущность не только данных объектов, но и сущность существующих

вещей.

Наивно материализованные представление о материи связаны с поиском

архиявления, вещей или процесса, как первоосновы мира.

Мост между единичным и общим был перекинут Евклидом и Демокритом,

доказавшим, что все состоит из мельчайших частиц и любая вещь отличается от

другой сочетанием атомов, их величины и формы. В 18 –20 веках упор идет на

абстрактное представление всеобщего. Особняком стоит Гольбах: материей

является все то, что действует на наши органы чувств. В этот период ученые

пришли к согласию в выявлении материи, но реальные представления были

различны. Однако идет попытка связать материю с сознанием, чтобы дать

различие между духом и субстанцией. И сегодня во всех рациональных

концепциях материя – философская абстракция для выражения противоположности

сознательного и бессознательного к качеству носителя.

Всеобщие свойства материи: объективность, абсолютность,

относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность,

неуничтожимость и несотворимость. Структурно материя выделяет: Вещество и

антивещество, поле, биополе и социальные системы.

Вещество: система мегател, система макротел – твердые, жидкие,

газообразные состояния, электронно-позитронные, ядерные, электромагнитные,

гравитационные и торсионные поля.

Биологические системы: белковые тела, микро растения, биоценозы,

биогеоценозы, биосфера.

45.Философское понятие движения.

Способом существования материи является движение как таковое, но это

не только перемещение в пространстве, но и изменение вообще. Движение

абсолютно, покой относителен.

Всеобщие свойства движения: объективность, абсолютность,

относительность, неуничтожимость и несотворимость.

Были попытки классифицировать формы движения материи, но более всего

ученые поддерживают точку зрения Энгельса, который выделил:

механическое движение,

физическое движение,

биологическое движение,

социальное движение.

Совершенные формы говорят не об одной форме движения, а о группе форм

движения материи:

группа фазовых форм движения (от электрических частиц до макротел)

группа химических форм, где присутствует любой температурный режим,

за пределами которого происходят изменения атомов,

биологические формы – белково-нуклеидовые движения, вода присутствует

так, как растворима.

группа социальных движений: развитие производственных сил, изменение

политического строя и т.д.

Таким образом, современный взгляд на формы движения материи

характеризуется живой природой и социально – организованными процессами.

Между всеми формами движения материи существует взаимосвязь. Высшие

биологические и социальные формы движения возникли из низших, поэтому

изучать вещи необходимо с учетом всех групп форм движения материи. Движение

– это сущность бытия материи.

46.Философское понятие пространства и времени.

Движение материи существует в пространстве и времени – это предельно

широкие сущности, которые до сих пор не имеют определения.

Пространство – вместилище тел –обозначалась объективная протяженность

форм, тел, вещей и их упорядоченность в человеческом ощущении.

Время – вместилище событий, либо гармонизирующее ряды ощущений, либо

объективно присущая всем вещам деятельность.

Пространство и время раскрывают содержание философских рассуждений в

историческом, научно-теоретическом или практическом плане.

Таким образом, и пространство и время – это не субстанции. Они

характеризуют сущность отношений.

Сущность пространства – совокупность отношений, выражающих

координацию сосуществования объектов.

Сущность времени - совокупность отношений, выражающих координацию

сменяющих друг друга явлений.

И пространство, и время существуют в объективной реальности.

Свойства пространства и времени: объективность, независимость от

сознания, восприятие и измерение.

Э. Кант полагал, что время – это априорная, доопытная форма

созерцания, присущая рассудку во всякой деятельности человека. В движущихся

системах время течет медленнее (теория относительности). С другой точки

зрения время течет медленнее там, где больше поле тяготения масс.

Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и

одномерном времени. В теории относительности 4-х мерное время имеет одно

измерение и течет от прошлого к будущему, доказывается это путем

необратимости причинно-следственных связей.

Пространство и время бесконечны и делимы до бесконечности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.