реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

др.). Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обусловленность

реальной действительностью, практикой и независимость содержания истинного

знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля

вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъективна по форме: ее

познают люди и выражают в определенных понятиях, законах, категориях и т.п.

Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в качестве

истины, закона науки оно было открыто И. Ньютоном.

ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постижения объекта

сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как

процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое,

неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое,

преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и

той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные

ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по

степени точности и полные его отражения. Между ними нет китайской стены.

Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, моментов

имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом -

гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание

все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда

опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смертны" и т.д. Это т.н.

вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из

суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а

в процессе творческого развития познания на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине)

выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение

по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо

заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой),

либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о

существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.).

Относительность истины заключается в ее неполноте, условности,

приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и

относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преувеличивает значение

устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчивой стороны каждой истины.

В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абсолютной истины нет,

ИСТИНА ВСЕГДА КОНКРЕТНА. КОНКРЕТНОСТЬ - ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ИСТИНЫ.

Это значит, что любое истинное знание (в науке, философии, искусстве и

т.п.) всегда определяется в своем содержании и применении условиями данного

места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые

познание должно учесть как можно полнее и точнее. Игнорирование

определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его

действительной применимости неминуемо превращает истину в свой антипод - в

заблуждение. Даже такая простая истина, как 2+2=4 является таковой только в

десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная

истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с

этими своими характерными признаками (свойствами).

По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались

различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались:

общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является

выгодным, полезным, приводит к успеху - прагматизм (от греч. прагма - дело,

действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от

лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно верят; то,

что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций

в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия

истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию

познания общественно-исторической практики.

Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт,

нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс,

т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что

КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОДНОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И

ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во

всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо

теоретические или иные положения. В то же время данный критерий

относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется,

наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный

момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в

процессе познания.

В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИНСТВО ТЕОРИИ И

ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философской гносеологии. Это такое

их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее

познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт

познавательного процесса.

49. Научное познание, его специфика и строение. Методолгия научного

познания. Роль в развитии техники.

Основными принципами научного познания являются объективность подхода к

анализу, объективность истины, практическая ценность, воспроизводство

знаний и доказательность.

Критериями истинности являются:

3. Внутренняя системность знания и его

непротиворечивость

4. Опытная проверяемость

5. Восприимчивость

6. Открытость для критики

7. Научная строгость

СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время анализ науки и

научного познания моделировался по естественно-математическим методам

познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой, о чем

наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос интерес

к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном

познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует

иметь ввиду два его аспекта:

1) любое познание в каждой из своих форм всегда социально, потому что

представляет собой общественный продукт и детерминировано культурно-

историческими причинами;

2) один из видов научного познания, который имеет своим предметом

социальные (общественные) явления и процессы - общество в целом или его

отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.

При исследовании недопустимо как сведение социальных явлений к природным

(попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания),

так и противопоставление природного и социального, вплоть до полного их

разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание отождествляется с

естественно-научным и механически, некритически сводится (редукция) к нему.

Это натурализм, выступающий в формах механицизма, физикализма, биологизма

и др. Во втором случае налицо противопоставление естествознания и наук о

культуре, сопровождаемое нередко дискредитацией "точных" наук

("гуманитаристика").

Оба типа наук - ветви науки как целого, характеризующиеся единством и

различием. Каждая из них, при тесной взаимосвязи, имеет свои особенности.

Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующем:

1. Его предмет - "мир человека", а не просто вещь как таковая. А это

значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен

человек как "автор и исполнитель своей собственной драмы", он же и ее

исследователь. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными вещами и их

свойствами, а с отношениями людей. Тут тесно переплетается материальное и

идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное и т.п.

Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реализуются определенные

цели и т.д.

Поскольку общество - деятельность людей, постольку социальное познание

исследует ее многообразные формы, а не природу. Обнаружение законов этой

деятельности есть вместе с тем открытие законов общества и, на этой основе,

законов и принципов самого познания, мышления.

2. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными

(оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого

и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды, нормы, цели и т.п.)

ценностями. Они определяют человечески весомое и культурное значение

определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические,

мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности,

принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты

входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на

содержании получаемых при этом знаний.

3. Характерной чертой социального познания является его преимущественная

ориентация на "качественную окраску событий". Здесь явления исследуются

главным образом со стороны качества, а не количества. Поэтому удельный вес

количественных методов в гуманитарных науках намного меньше, чем в науках

естественно-математического цикла, хотя их применение становится все более

широким. При этом главное внимание уделяется анализу единичного,

индивидуального, но на обнове общего, закономерного.

4. В социальном познании нельзя пользоваться ни микроскопом, ни

химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим оборудованием.

Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь исключительно велика

роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в естествознании формой

постижения объекта является монолог (ибо природа "молчит"), то в

гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.).

Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается в

процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир смыслов"

другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией) его чувств,

мыслей и стремлений, Понимание как приобщение к смыслам человеческой

деятельности и как смыслообразование тесно связано с самопониманием и

происходит в условиях общения людей.

5. В силу указанных выше обстоятельств в социальном познании

исключительно важную роль играет "хорошая" философия и верный метод. Их

глубокое знание и умелое применение позволяют адекватно постигать сложный,

противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и

процессов, природу мышления, его форм и принципов, их пронизанность

ценностно-мировоззренческими компонентами и их влияние на результаты

познания, смысло-жизненные ориентации людей, особенности диалога

(немыслимого без постановки и разрешения противоречий-проблем) и т.д. Это

тем более важно еще и потому, что для социального познания характерны

отсутствие общепризнанных парадигм (ведущее зачастую к "теоретическому

анархизму"), подвижность и расплывчатость его эмпирического базиса, сложная

природа теоретических обобщений (связанная прежде всего с включенностью в

них ценностных компонентов и "личных модальностей").

Это вкратце все о предмете и специфике научного познания. Теперь

остановимся на ЕГО СТРОЕНИИ.

Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся система знания. Она

включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ - эмпирический и теоретический. Они

хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою

специфику. В чем она заключается?

На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное

познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь

присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется

преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных

живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание

наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и

иная фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического

познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных

звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и

средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ,

индукция (об этих приемах - ниже). Однако не следует забывать, что опыт

никогда, тем более в современной науке, не бывает слепым: он планируется,

конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически

нагружены. Поэтому ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ - это, строго говоря, не

сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а

теоретические схемы, "концептуальные каркасы действительности". Они состоят

из абстрактных объектов ("идеальных конструктов") разного рода -

постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т.п.

Мы, оказывается, сами "делаем" наш опыт. Именно теоретик указывает путь

экспериментатору. Причем, теория господствует над экспериментальной работой

от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории.

Соответственно, не может быть и "чистого языка наблюдений", так как все

языки "пронизаны теориями", а голые факты, взятые вне и помимо

концептуальных рамок, не являются основой теории.

Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет

преобладание рационального момента - понятий, теорий, за-конов и других

форм и "мыслительных операций". Живое созерцание здесь не устраняется, а

становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их

универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью

рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает

в себя систему абстракций "высшего порядка", таких, как понятия,

умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных исследуемые объекты мысленно объединяются,

постигается их сущность, "внутреннее движение", законы их существования,

составляющие основное содержание теорий - "квинтэссенции" знания на данном

уровне.

Важнейшая задача теоретического познания - достижение объективной истины

во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко

используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование -

отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация - процесс

создания чисто мысленных предметов ("точка", "идеальный газ" и др.), синтез

- объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция

- движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к

конкретному и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем

развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность

на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т.е. исследование самого процесса

познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т.д. На основе

теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание,

научное предвидение будущего.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, граница

между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки

эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо

абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

ЭМПИРИЗМ сводит научное познание как целое к эмпирическому его уровню,

принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. "СХОЛАСТИЧЕСКОЕ

ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ" игнорирует значение эмпирических данных, отвергает

необходимость всестороннего анализа фактов как источника и основы

теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом

являются иллюзорно-утопические, догматические построения, такие, например,

как концепция о "введении коммунизма в 1980 г." или "теория" развитого

социализма.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое,

следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из

них относятся: проблема, гипотеза и теория ("узловые моменты" построения и

развития знания на его теоретическом уровне).

ПРОБЛЕМА - форма знания, содержанием которой является то, что еще не

познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о

незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не

есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента

(этапа движения познания) - ее постановку и решение. Правильное выведение

проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно

поставить проблему - необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем),

например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо

конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе

которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те

или иные концептуальные идеи, в т.ч. и гипотезы.

ГИПОТЕЗА - форма знания, содержащая предположение, сформулированное на

основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в

доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный

характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых

гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются,

уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка

дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон,

и теория Ч. Дарвина, и т.д. Решающей проверкой истинности гипотезы является

практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль).

Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин,

становится научной теорией.

ТЕОРИЯ - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное

отображение закономерных и существенных связей определенной области

действительности. Примерами этой формы знания являются классическая

механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности

Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда

люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение,

веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических

идей.

Методология научного познания.

МЕТОД (от греч. методос) в самом широком смысле слова - "путь к чему-

либо", способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в

познавательной. Понятие "методология" имеет два основных значения:

1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той

или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);

2) учение об этой системе, теория метода. Так, методология науки

исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного

исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы

реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью

методологическое к рациональному. "Все сущее не делится на разум без

остатка", так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.

Итак, МЕТОД (в той или иной своей форме) - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫХ

ПРАВИЛ, СПОСОБОВ, НОРМ ПОЗНАНИЯ И ДЕЙСТВИЯ. Он есть система предписаний,

принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной

задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он

дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.