реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

концепциями, которые формировались в той или иной философской школе. Любая

философская школа имеет свою уникальную идею, которая защищается от

опровержений со стороны других философских школ.

3. Объект и предмет философии

Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный

категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на

объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют

объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект в латинском означает

предмет и поэтому объект философии – природу и предмет философии –

феноменальную деятельность человека они отождествляли.

Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый

предмет в пространстве и во времени.

Гоббс: Предмет философии – всякое тело, которое есть в реальности,

которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с

другими телами.

С зарождения марксизма предметом философии становится понятие «материя».

Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект

философии определяется сознанием (Фихте).

Бердяев доказал, что философия исследует не объект реальности, а мучается

смыслом личной судьбы и жизни людей. Объект – это то, что интригует жизнь

людей, то есть судьба субъекта, в которой трепещет вся Вселенная. Т.е.,

творческое сознание личности, когда все осмысливается на уровне Вселенной.

Герцен подчеркивает, что непроницаемый предмет, т.е. то, что может быть

как материальным, так и идеальным.

Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая

существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом

человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной

реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает

осваиваться субъектом, т.е. объект – это форма человеческой деятельности в

процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе

человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)

Предмет философии – это вещи, явления или отдельная часть чего-то,

обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими

вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:

1) материальными – вещи, явления,

2) идеальными – понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама

человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными,

рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку

или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

Предмет философии – это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и

создается субъектом в зависимости от объекта.

Предмет – это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он

является следствием объекта.

Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и

предмет материален.

Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только

могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному

классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы

философии человека, общества и мира.

Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:

1) мира - философская антология и космология,

2) человека – философская антропология, персонализм и экзистенциализм,

3) общества – социальная философия.

Выделяют два уровня

- внутренний – микрокосмос,

- внешний – макрокосмос.

Один уровень без второго не дает цельное представление о личности. Но в

связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она

свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все

подчинено единству всего сущего (Гуссерль),

2) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью

определенных связей (Шлегель),

3) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть

ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),

4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное

учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом

или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания

человека на земле (Бердяев),

5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую

свободу личности, где человек рассматривает себя как частица

объективной воли, которую он познает как свою собственную, т.е.

через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель),

6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).

Любая философия все равно характеризует духовное основание

мировоззрения личности.

Шопенгауэр призывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно

считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны

составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.

Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней

взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство,

целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где

первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.

Но самым древним предметом философии является:

1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности,

души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и

предназначения существования,

2) выявление социальной сущности человека, т.е. непосредственная

зависимость его общественных структур привела к тому, что

предметом философии стали проблемы общества.

Обществен-ые отн-я как исторически сложившиеся формы совмест-ой деятел-

ности людей.

Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны

выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека.

И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а

в связи с этим и философия истории.

Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в

качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это

использовали философские школы натуралистического и натурфилософского

направления, объединяемые общим направлением философия природы.

Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся

проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования,

религиозно-нравственные вопросы.

К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка.

К сопутствующим – проблемы натурфилософии.

Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая

недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает,

что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта

проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений:

материализма и идеализма.

Различия между этими двумя направлениями стираются при более углубленном

понимании того и другого.

Основных вопросов философии столько, сколько в ней проблем.

Камю: Решить стоит ли жить или нет, значит решить основной вопрос

философии.

Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое

явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных

условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов

философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем,

составляющих предмет философии.

4.Ф. как форма знания: эволюция, формы, уровни.

Вопрос о соотношении философии и науки является дискуссионным.

Исторически между философией и наукой, в любом ее виде существовала

тесная связь.

1.Научное познание явилось одним из истоков философии и средств победы

логоса над мифом.

2.Философия была длительное время колыбелью научного знания.

3.Вплоть до нового времени наука развивалась в рамках философии, что дало

основание ей называться Царицей наук.

Но, начиная с 17 века, после дифференциации научного знания, связь

философии и науки была разорвана. Кроме того, эта связь даже укрепилась в

некоторых философских учениях в метафизику знания.

В результате этого философия приобрела такие сущностные черты науки как:

1.объективность понятий;

2.логическая последовательность и цельность;

3.самоопределение через систему рациональных категорий;

4.веру в безграничность мира и бесконечность знаний;

5.отсутствие тайны, чуда, авторитета.

Все это послужило основанием считать философию универсальной, всеобщей или

синтезирующей науку о мире и человеке.

Но внутренним устремлением философии было любомудрие. Это ставило ее в

оппозицию науке.

Для философии характерно субъективное индивидуальное начало или

субъективная трактовка понятий.

ВЕРНАДСКИЙ: ПОДЛИННАЯ ФИЛОСОФИЯ – ГЛУБОКО ЛИЧНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ.

Философию интересует не столько целостность, сколько бесконечная

раздвоенность противоположностей действительности, где есть рациональное и

нерациональное.

Безграничность научного познания для философии – это существенный вопрос.

Таким образом, философия и наука, взаимодополняя друг друга, роднятся с

искусством и художественным творчеством.

Шеллинг: Весь механизм познания, который использует философия,

объективируется художественным творчеством.

А искусство для философии есть наивысшее, где есть то, что позволяет людям

в изначальном единении видеть природу, историю и в них человека. То есть

представление о природе и человеке, которое искусственно строит философ,

для искусства изначально и естественно.

Кант (характеризуя отношения философии и искусства): В мире есть

удивление и благоговение, которые характерны для человеческого общества и

которые создают поэтическую форму неба и морального закона в человеке.

Перменид, Лукреций, Кант считали философское и поэтическое творчество

нераздельным.

Фихте: Настанет то время, когда философию будут изучать наизусть.

Ницше: Философия – это радостное восприятие жизни.

Гоббс: Философы – скульпторы и художники жизни, но они не творят формы, а

выявляют сущность, подражая акту творения.

Философия и теология стоят перед одними и теми же проблемами, но решают

сущностно различными средствами:

в религии – вера и откровение;

в философии – разум и знание

Как бы они не конфликтовали, приоритет всегда на стороне философии. И это

вызвано тем, что философия ориентирует на вопросы гуманизма и вечности без

каких-то обязательств, которые в определенной мере есть в религии.

Отождествление науки и религии происходит у тех философов, которые

считают, что любомудрие, актролоцентризм, поиски смысла жизни и есть смысл

философии.

Фактически философия вбирает в себя весь круг проблем связанных с жизнью

человека, общества и природы.

Бедсмор отвечая на вопрос взаимоотношения философии и науки связал его с

убыстряющимся техническим и промышленным прогрессом. В результате этого он

пришел к выводу, что развитие техники и промышленности идет за счет

оскудения гуманистического начала и вызвано этом тем, что:

1) Научно-технический прогресс развивается на основе удовлетворения не

духовных, а материальных потребностей людей.

2) Естественные науки не стремятся преодолеть пагубность этого пути и при

наличии социальных заказов не только не воспринимают гуманизм философии, но

и отрицают ее.

Философия переносит свои знания и воззрения в обыденную жизнь, к чему не

стремится наука. Наука всегда безразлична во всем, что касается индивида.

Поэтому философия используя научные данные все таки находится в объятиях

искусства и религии.

У религии с философией установлены тесные связи. Религия как и наука –

одни из истоков философского знания. Философия всегда питалась и питается

религиозными источниками. Фактически философия вбирает в себя весь круг

проблем связанных с жизнью человека, общества и природы.

5.Философия и наука: единство и отличие познавательных функций. Проблемы

научности философского мировоззрения.

Содержательная сторона и предмет философии раскрываются в ее функциях.

Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом в виде 3-х

вопросов:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная

функции философии.

Дополнительно мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.

Гносеологическая функция философии несет в себе весь груз вопросов

познания.

Философия познания имеет 2-а аспекта:

1) вопросы познаваемости мира;

2) познание самого знания

Гносеология – знание о знании.

Познание мира и человека есть функция естествознания и психологии.

Философия познает человека с точки зрения знания мира и своего места в

нем, иначе говоря, философское познание проблемы ставит человека перед

решением других не менее сложных проблем, которые непрерывны в самом

процессе познанного и непознанного.

Философские агностики (Юм, Беркли, Кант) подчеркивают трудности и наличие

границ в познании.

Агностицизм противостоит другим философским направлениям и школам,

которые уверовали в безграничность возможностей науки, чувств, эмоций,

ощущений.

Нравственно-аксиологическая функция имеет принципиальное значение для

философских учений, провозгласивших философию – нравственной

деятельностью.

В них в качестве нравственных ценностей признаются поступки и действия

людей, направленные на нравственность.

Их внимание сфокусировано на идеалах, пропитанных духом человечности.

Изучением нравственности занимается этика. Однако связи этики и философии

взаимообусловлены и являются определяющими в аксиологии.

Аксиологическая функция философии раскрывает все типы ценностей:

1.положительные и отрицательные;

2.нормативные и предписывающие, оценочные;

3.материальные и духовные

В аксиологии ценность – целевая и нормативная категория, выражающая все

то, что может быть целью, идеалом предметов влечения, интереса.

Различают этические, эстетические, религиозные, правовые и иные ценности.

Ценности имеют исторический аспект. Они обусловлены деятельностью

человека, его сознанием и волей, хотя внешний мир, общество, социальные

отношения сущностно влияют на ценности.

Мировоззренческая функция философии является интегрирующей, так как она

решает вопросы космоса и человека, бога и мира, развития и творения, смерти

и жизни, смысла истории и человеческого существования.

В связи с этим философия иногда отождествляется с мировоззрением.

Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества,

включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний,

оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает

организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся

осмысленными, а сама деятельность целенаправленной.

Уровни мировоззрения:

- жизненно-практический (обыденный);

- теоретический (интеллектуальный)

Жизненно-практический складывается на основе традиций и опыта.

Преобладают здесь чувства, эмоции, переживания, соответствующие условий

быта, национальность.

В основе теоретического лежат различные формы знания предполагающие

теоретическое освоение мира.

В результате этих 2-х уровней возникает мировосприятие (мироощущение) и

миропонимание.

Мировоззрение несет в себе многообразные формы жизненно-практических и

теоретических знаний мироощущения и миропонимания. Фундаментом

мировоззрения являются знания, оценки, ценности, идеалы.

Знания в мировоззрении – вся совокупность о мире и человеке.

Оценки – выражают отношение людей к миру и самим себе.

Ценностные ориентации – формируют идеалы.

Идеал – всеобщая форма целеполагающей деятельности людей, характерная для

всех сфер человеческой жизни ( то есть идеалы могут быть нравственными,

эстетическими, религиозными).

Мировоззрение воплощает в себе единство познавательного, нравственного,

социологического, в каждом из которых проявляется соответствующая его

функция.

Если исходить из понимания философии как науки, то можно говорить о

методологической функции.

Методология – учение о методе.

Метод – вид или способ познания (Гегель), где соотносится объективное и

субъективное.

Метод вступает и в качестве приемов выработанных для познания и

деятельности.

Философия может быть методологией, потому что е. понятие в отличие от

конкретных наук имеет универсальный характер и применим к любым сферам

деятельности.

Фихте: Философия поднимает человеческий ум выше, чем любая другая наука.

Философский метод многообразен и дает общий путь решения задач, то есть

выступает в качестве одного из принципов знания; в силу совпадения

объективного и субъективного в методе, философия позволяет не навязывать

никому своей воли.

Методологическая, диалектическая рефлексия позволяет раскрывать процесс

знания мира и человека.

Категории диалектики – универсальные понятия и они в каждом методе

способствуют построению любой специфической теории. Поэтому диалектика

выступает в качестве любой конкретной науки.

В категориях диалектики, идеях и принципах философии аккумулируется весь

опыт человеческого знания, что позволяет выделить синтезирующую функцию.

6. Специфика социально-философского знания, его роль и значение в системе

миропонимания и мироотношения. Осознанность человеческого бытия.

Именно античная концепция идеи оценивается сегодня, как смыслообразующая

основа современной постиндустриальной цивилизации. Этот вывод подтверждает

подход к философии, как max универсальный, всеохватывающий, основательным,

фундаментальным, сущностным знанием.

Современная философия ставит вопрос о социальной ответственности человека

перед обществом. Впервые вопросы бытия сформировал Кант. Что я могу делать?

На что я могу надеяться? Что такое человек? Кроме этого философия помогает

человеку сориентироваться в вопросах науки, ценностей и религии.

Философия отвечает на вопросы: Что такое добро и зло? Что такое

прекрасное и безобразное, что истина и творчество?

Ни одна философская концепция не исчезает, она только видоизменяется,

осмысливает социокультуру на более высоком уровне.

Точку зрения, что философия наука, поддерживали Гегель, Гусер.

Другую позицию, что философия это искусство поддерживали Шопенгауэр,

Шеллинг, Ницше, экзенстенциалисты: Камю, Ясперс, постмодернисты: Фуко

утверждал, что в основе философии лежит не только разум, но и чувственно

эстетическое которое стремиться не столько понимать сколько возвышать.

В данном случае акцент делается на индивидуальном алгоритме, интуитивном

и творческом.

В центре философии таким образом стоят не вопросы бытия в целом, а

проблемы жизни и судьбы человека, не мировоззрение, а мироощущение.

Философия давая ответ на наиболее значимое для человека включает в него и

искусство, морально значимое и эстетичное. Это делает философию практичной.

Таким путем она вырабатывает смысл человеческих деяний, она вплетается в

человеческую деятельность и в тоже время это разновидность человеческой

деятельности.

Философия представляет собой форму теоретического знания одновременно

формирует духовность, кругозор, широту знаний, интеллект и стремление к

высшим познаниям.

Высшее познание это:

выход из повседневности - бытие как понимание мира

использование способов познавательной деятельности - соединение теории и

эмпирии

осмысление общественной жизни - превращение в субъекта познания

Высшая форма познания характеризуется как духовностью так и социальным

оптимизмом.

Философия это и любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором.

Платон под «Софией» понимал не только благо приобретения, но и великое

присущее только божеству. Это объективное качество разумно устроенного и

гармоничного мира.

Человек не может слиться с «Софией» из-за своей смертности, но может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.