реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое перечисление

элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего

многообразия мира объектов. Капилла (7 век д.н.э.) - признанный авторитет

вед, но считал бытие Бога недоказуемым и строит знания на основе

независимого опыта и размышления.

Йога – (соединение, участие, созерцание), упоминается в Ведах. Основатель

Патан Джайли (2 век д.н.э.), разделяют аналогич. санкхъя, но требует

поклонения Брахману-Богу, понимаемому как абсолютный дух, вечный,

всепроницающий, всезнающий, не подверженный ни страданиям и несчастьям,

правящий миром. Главное содержание – разработка космического пути через

тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа

от деятельности чувств, духа, ума, тела.

Локаята – в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам

религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами

чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.

Чарвака – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более позднее

развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона кармы.

Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает существование

только мира и единственной реальностью считает материю, которая состоит из

4 элементов: земли, воды, огня, воздуха. ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ - ФУНКЦИИ ЭТИХ

ЭЛЕМЕНТОВ. Одновременно чарвака подчеркивает выдвинутый еще локаятой

принцип свабхавы, индивидуальной природы каждой вещи. Особенностью чарваки

является сосредоточенность на разработке этической концепции. Чарвака видит

в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением.

Согласно ее учению, реальны только страдания и наслаждение чувственного

бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений,

налагаемых религиозными правилами, чарвака утверждает в качестве

единственной цели человеческого бытия - получение наслаждения. Причем то,

что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать

стремление к его достижению. Последовательный гедонизм делает эту школу

уникальным явлением в истории индийской мысли.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции,

основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание

основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная

редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению

вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ,

КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает

сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет,

воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами

(постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют

весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой

первые четыре субстанции представляют собой соединения атомов (ану -

санскр.) - неизменных протяженных материальных частиц сферической формы.

Хотя атомы никем не созданы и существуют вечно, однако сами они пассивны.

Первое движение атомы получают от невидимой силы - адришты и потом вступают

в соединения под управлением мировой души Брахмы, подвергающей материальный

мир вечному циклическому процессу созидания и разрушения. Чувственно

воспринимаемый мир существует во времени, пространстве и эфире и

управляется всеобщим моральным законом (дхарма).

Ньяя – правило, рассуждение. Основатель Готано (Гаутамо). В центре методы

правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод,

сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках

достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку,

гипотетический документ. Впервые учение о Боге как создающем, сохраняющем и

разрушающем.

Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка:

материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя,

дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что

духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек

верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни.

Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может

быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа,

освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы,

среди покоя и блаженства. Т.о. философия Древней Индии характеризуется

умозрительностью, слабой связью с наукой и сосредоточена на специфически

понимаемой проблеме значения.

14.Древнекитайская философия

Становление древнекитайской философии, как и философии Древней Индии

связана с разрушением традиционных общинных отношений, а также с ростом

научных знаний и в первую очередь астрономии, математики, медицины. Первыми

философами (бродячими мудрецами) были аскетически настроенные люди, которые

боролись против Чжаньго (борющихся царств) и "золотого века" Китая.

Бродячие мудрецы создавали произведения – трактаты, которые в последствии

явились источниками философских форм. Если в Индии философские школы

формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его

ортодоксией. В Индии существование мелких философских школ не привело к

официальному признанию авторитета одной из них. В Китае авторитет был отдан

конфуцианству. Во 2 веке до нашей эры оно добилось статуса государственной

идеологии страны и сохранилось до Нового Времени. Наиболее влиятельными и

соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм.

Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:

1. принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество",

воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и

находятся в динамическом равновесии.

2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той

реальности, которая существует, поэтому она менее обращается к

сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических,

социальных, политических систем, и во всех философских учениях

рассматривает проблемы управления государством и способы

самоусовершенствования человека.

3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало

эстетическое философское отношение к тексту. Это отношение отмечено на

выражении содержания сущности мира, человека и др.

4. В связи с отсутствием понятийного аппарата древнекитайская философия

наполнена абстрактной спекуляцией натурального и мировоззренческого

порядка, поэтому она слабо связана с наукой и не имеет логики.

5. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркивает

исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и

сегодня. Китайская философия относится к другим с чувством превосходства,

особенности национального умозрения и нетерпима ко всем другим.

Конфуцианство – Первый китайский философ. Исходит из концепции Неба и

небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и

природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими

качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель

совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения

им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к

старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип

справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит

его положение и порядок. Этот этичный принцип положен в основу политических

отношений. Главный принцип эффективного управления государства – сила

примера и убеждения. После смерти Конфуция учение распалось на 8 школ, но

важнейшее значение имеют две: идеалистическая (Менц-дзи) и

материалистическая (Син-дзы). Согласно учению Менц-дзы жизнь под-чинена

закону неба, которую исполняет мудрый правитель сын Неба. Человек от

природы добр, ему присущи 4 качества: со-страдание, стыд, скромность,

умение отличать истину от лжи. Впервые в учении Менц-дзы вопрос о

соответствии идеаль-ного Синь – сердце, душа, разум или Чджи – воля и

материя Ци, как два начала природы чел-ка, но приоритет Чджи (воля).

Син-дзы – философия, исходит из концепции Ци – первоматерии, которая

обладает двумя формами Инь и Янь. Мир существует и развивается в согласии с

естественными, познаваемыми законами. Небо активный естественный элемент

мира не управляет человеком, а может быть подчинено людям и использовано в

их интересах. От человека как части природы зависит счастье и несчастье,

богатство и нищета. Главный способ управления страной считается

справедливость, любовь к народу, почитание ритуалов и ученых.

Даосизм – Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы

антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения

всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни

умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле,

Земля – Человеку. Дэ – неопределенный вторичный принцип, благодаря

которому, Дао проявляется в мире вещей, наполняет их энергией. Этические

идеалы даосизма в концепции у-вэй, согласно которой считается правильным

выступать против законников и конфуцианства, т.е. подчиняться естественному

процессу. Цель поведения у-вэй уподобиться Дао, все суета, вселенная

приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший

правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал –

патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно

управлять.

Моизм – Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная

организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать.

Основная идея философии – просвещенная любовь, отвлеченная в отличии от

конфуцианства, абстрактная и, в связи в этим трактуемая как любовь в

родственникам. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы

отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен

любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает

зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение

людей. Мо Дзы ввел свое в религиозное учение Китая.

Легизм – школа законников. В развитии философии принимал участие Гуаньчжинь

Ханфей. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились

на идее построения мощного управляемого государства, но расходились на

методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место

они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью.

Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и

наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии.

Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед

законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-

бюрократической системы Китая.

15. Античная философия

1. Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы, направления,

основные проблемы.

Период развития античной философии охватывает конец VII – III века до н. э.

Древняя Греция явилась очагом западноевропейской философской мысли и

этому способствовали следующие социально-культурные предпосылки:

1) известна плеяда ученых естествоиспытателей Гиппократ, Гераклит,

Эмпедокл, Фуккилла;

2) литераторы и трагики: Гомер, Еврипид, Испил;

3) скульпторы, архитекторы: Фригион – не превзойден до сих пор по расчетам

своих строений;

4) экономические предпосылки, которые способствовали тому, что Др. Греция

стала торговым и социально-культурным центром. Ясперс назвал этот период

осевым временем истории. Был разработан категориальный аппарат философии,

концепции определяющие жизнь людей; во всех аспектах был осуществлен

переход к универсальностям, в связи с этим были отвергнуты все концепции

принятые на бессознательном, ненаучном уровне.

В науке произошел процесс, при котором сознание осознавало сознание, а

мышление делало своим объектом исследования – мышление.

Все ученые пришли к мнению о периодизации античной философии:

- I период VII-V в.в. до н. э. – досократовский период; этот период

Милетской школы, научной концепции Гераклита, Элейской школы,

Пифагорейского союза, Эмпедокла, Анаксагора и древнегреческих атомистов

Левкиппа и Демокрита;

- II период II половина V и конец IV в. до н. э.- этот период вошел в

историю, как классический период. Он связан с творчеством Сократа,

Платона, Аристотеля;

- III период - конец IV - до II в. до н.э. – Элинистический период, связан

с именем Эпикура, стоиков и скептиков. Особенности этого периода в том,

что философы перешли от количественных проблем к этике, скептицизму и

стоицизму.

- IV период –VII в. н.э. – Римские философы: Платон, Ямбглих, Прок,

эпикуреизм.

I период. Античная философия возникла и развивалась во время возрождения

рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы. Выделялись

группы людей, занимающихся умственным трудом и философией. В этот период

все науки стремились дифференцироваться в самостоятельную область знания, и

философия, накапливающая познания в области человека сконцентрировалась на

объекте своего исследования. В древнегреческой философии очень четко

просматривалась материалистическая и идеалистическая философия, получившие

название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на

противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период

зарождается диалектика.

В античной философии и идеалисты, и материалисты в своих концепциях

стремились к универсальности, они стремились к изучению не только

конкретных научных проблем, но и философских. Первые представления о мире

связаны с Милетской школой во главе с Фалесом. Сущностью мира Фалес считал

воду. Ученики Фалеса Анаксимандр и Анаксимен тоже стремились выделить

первооснову. Анаксимен продолжил идею Анаксимандра, который первоосновой

считал айперон. Анаксимен полагал, что первоосновой является воздух.

Воздух, разряжаясь, становится огнем, сгущаясь, становится ветром.

Анаксимен пытается представить сущее на уровне частиц. Псевдоплутар,

характеризуя Милетскую школу, обратил внимание на то, что сущность этих

субстанций бесконечна, а по своим качествам определена.

Пифагор и его последователи субстанционным началом считали числа,

которые управляют материальной и духовной силой, включая нравственность.

Они пытались числовую философию сделать философией гармонии мира. По

свидетельству Аэция Пифагор учил, что есть 5 телесных фигур, которые

являются математическими субстанциями: из куба образовалась земля, из

октаэдра воздух, из пирамиды возник огонь, из икосаэдра – вода, из

додекаэдра – сфера. Из этого возникла гармония космоса, состоящая из 10

сфер и 10 планет. Философия Пифагора - это попытки постижения

количественной стороны мира человека, призванного наблюдать природу

неотделимо от развития философии и математики.

16. Учение о бытие и мире в античной ф. (милетская школа «пифагорейский

союз», Гераклит, элейская школа).

Материалистическая идея взглядов на мир была представлена Гераклитом. Он

написал книгу, в которой обратил внимание на отношение мышления к бытию и

сделал вывод, что материя первична, в основе всего сущего лежит огонь,

который, переходя из одного состояния в другое находится в вечном движении.

Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает

мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет

материалистическое происхождение. Гениальности Гераклита соответствует его

мысль о том, что космос двоичен, его противоречивость является причиной

изменений, изменения происходят в соответствии с логосом – все

закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Эти

изменения положены в основу его теории изменений. (В одну реку нельзя войти

дважды; все течет, все изменяется). Космос, природа – это объективная

реальность, наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит

допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только

прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму. Наряду с атомами

Гераклит признавал наличие пустоты. И принцип взаимоотношения пустоты и

атома рассматривается Гераклитом как принцип движения мира (материи).

В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего

происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с

помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый,

который на уровне созерцательности серьезно занимался проблемами

материальности мира, его метафизического познания, как формы существования

объективной реальности.

II период характеризуется творчеством Сократа, Платона, Аристотеля.

Материальная диалектика Гераклита имела большое значение для развития не

только Элейской школы, но и для развития Платона, Аристотеля.

17. Атеизм «младших физиков» в античной философии, учение о бытии.

(Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит).

Атомисты занялись анализом теории элеатов и отвергли мысль о том, что

апории (?) беспредельно делимы. Они предположили, что вещество,

пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, т.к. в основе их

находятся неделимые атомы. Движение, по их мнению - преодоление

определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время

состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод: атомы

неизменны, неделимы и однородны. Т.о. они пытались проблему изменения

привести к неизменному атому. Наиболее яркой фигурой среди атомистов

являлся Демокрит. По его мнению, все в природе состоит из атомов и пустоты.

Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных

направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде,

воздухе и в огне. Сочетание атомов образует мир, а коль этих сочетаний

множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению

Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов. Т.о. Демокрит

преодолел противоположность материи и духа. Установил единую, универсальную

природу материи и духа. Отсюда берет начало материалистическое направление

в философии как доктрина.

Все явления природы считаются естественными и развиваются по присущим ей

законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в

другое по причинно следственным связям. Демокрит вскрыл внутренние причины

вечного движения материи во времени и пространстве, и признал существование

богов, состоящих из вечных конфигураций атомов. Мир не создан богами, а

существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство

мира. Он создан не за счет внешнего источника движения.

Достоинства:

Т.о. древний атомизм - это следствие философских затруднений, методика

разрешения которых состоит в том, чтобы новые идеи содержали в себе лучшее

от старых, и т.о. старые были бы отвержены. Атомарное, элементарное

неизменное и развитие вселенной и мира, они объясняли механическим

движением атома.

Недостатки:

Не смогли дать теоретическое обоснование атомарности. Многие их

утверждения, в частности понятие «пустоты», «вакуума» в физике отвергнуты.

До сих пор физики не могут подтвердить наличие атомов времени, хрономов и

атомов пространства. Вместе с тем они доказали, что действие квантовано и

его величина измеряется широко известной постоянной планкой «h». Целю

познания считается причинно следственное понимание явления.

18. Философия Платона

исследует второе направление – идеалистическое. Согласно его концепции

чувственное восприятие соответствует эмпирическому познанию мира, а

умопостигаемый мир – это мир идей. Между этими двумя мирами Платон

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.