![]() |
|
|
Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии. Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет соответствовать точному отображению другой. Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда мы рассматриваем любой объект отдельно. Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно новых специальных пространственно-временных структур. 47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель. Теория познания – раздел философии, называется гносеология, изучает проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности, формы, уровни. Термин «Гносеология» употребляется в современном мире в двух основных значениях: 1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов. 2. Как философская концепция предметом исследования, которой является научное познание в его специальных характеристиках. Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах), развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно преобразуется в подлинное соц – гум исследование при изучении личности как познающего субъекта теории познания опирается на данные истории, физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод – математика, кибернетика, естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное познание имеет два уровня: - теоретическое - эмпирическое Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления, чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит, представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное. Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант…. образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация (посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания: объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта воспроизводятся в особенностях субъекта. Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями, способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только ……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная реальность. Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном. Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического уровня познания используется понятие чувственной ступени познания. Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы взаимодействия Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира. ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в качестве компонента более сложного образа - восприятия. ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных ощущений. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных. Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции, обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для исследования. В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня познания: 1. Чувственно-практическая ступень – движение знания по заданной схеме отношений предмета 2. ступень эмпирического знания как часть теоретически-идеализированных объектов, которые задают формы деятельности познающему субъекту именно на стадии теоретического обобщения. На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в естествознании в естествознании считал эмпирическое знание Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и т.п.). Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием практики. Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция рассудка - расчленение и исчисление. Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное, повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом. Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не на его содержание. РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход рассудка и разума. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых остановимся на следующей лекции. ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя, качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы и др.). СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России). УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример умозаключения: 1. Все люди смертны (посылка). 2. Сократ - человек (обосновывающее знание). 3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием). Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к "преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической и т.д. 48.Основные Формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности. Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого естествознания". Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ: Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, интуитивные убеждения, предчувствия и пр. Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой, спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные знания, вырабатывают навыки общения и т.п. Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фантастическом отражении реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д. В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ, наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д. К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции). Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научной и философской форм познания - рациональность, которая эмоции и веру содержит в качестве подчиненных моментов. ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям (критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих форм знания мы рассмотрим на следующей лекции. Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания - заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания. Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на которой мы и остановимся. ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная наблюдениями. ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские и т.д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них - ниже). Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального положения дел и т.п. Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер). ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |