реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Необратимость времени в макромире позволяет говорить о его асимметрии.

Пространству присуща и симметрия, и асимметрия, т.е. объекты в пространстве

могут располагаться так, что одна половина заполненного пространства будет

соответствовать точному отображению другой.

Связать пространство – означает отсутствие разрывов в материи и ее

помех. Вместе с тем пространство может быть относительно прерывным, когда

мы рассматриваем любой объект отдельно.

Возникновение социальной материи обусловлено проявлением качественно

новых специальных пространственно-временных структур.

47.Гносеология, как философская дисциплина, ее база и цель.

Теория познания – раздел философии, называется гносеология, изучает

проблемы природы познания, его возможности и границы, субъект и объект

познания, исследует условия достоверности знания, притер… его истинности,

формы, уровни. Термин «Гносеология» употребляется в современном мире в двух

основных значениях:

1. Как учение о всеобщих механизмах и законах познавательной деятельности

человека, о знаниях вообще не зависящих от его форм и видов.

2. Как философская концепция предметом исследования, которой является

научное познание в его специальных характеристиках.

Теория познания связана с антологией (о бытие), дном (о всеобщих законах),

развитии бытия и познания, а так же с логикой в ее различных модификациях и

методологией. Так как субъектом познания является человек, окружающий мир

использует данные философии, антропологии, социологии и других социальных

наук. Это вызвано тем, что познавательный процесс всегда протекает в

определенных социокультурных условиях, где гносеология постепенно

преобразуется в подлинное соц – гум исследование при изучении личности как

познающего субъекта теории познания опирается на данные истории,

физиологии, медицины. Бог мат. …. вывод – математика, кибернетика,

естествознание и гуманитарные науки. Следует помнить, что в гносеологии

нельзя отдавать приоритет ни одной из теорий познания. Научному познанию

отдается приоритет в системе духовной культуры, так как оно обслуживает

практику, в ходе которой удовлетворяются потребности человека. Научное

познание имеет два уровня:

- теоретическое

- эмпирическое

Фундамент познания составляют представления – непосредственно впечатления,

чувственные образы, которые возникают у человека, которые он слышит, видит,

представляет. Вся материя обладает свойством отражения. Это относится к

органам чувств, человеку присуще широкое отражение, которое предполагает

наличие материальных систем способных изменить свое состояние, в них

внутренне запрограммировано, закодировано генетически сущностное.

Активность эмпирического познания Локк сосредоточил на формировании

эмпирических констанций, которые включают в себя как научные, так и

ненаучные житейские способы отражения действий. Эмпирически констант….

образы познания вещей, хотя нельзя говорить о полном и исчерпывающем

познании образов иного ибо они не всегда и не в полной мере соответствуют

реальности. Это вызвано тем, что человек отражает избирательно какой то

аспект вещи, явления, процесса в соответствии со своими интересами и

целями. На этом уровне познания всегда присутствует репрезентация

(посредничество) – в данном случае язык, который обусловлен исторически и

отвечает на вопросы формирования того или иного образа с определенной долей

условности. Процесс познания определяется наличием двух систем познания:

объекта и субъекта, в ходе их взаимодействия, особенности объекта

воспроизводятся в особенностях субъекта.

Субъект в познании, с точки зрения философии характеризуется как

сложная иерархия носителей знания, в широком смысле – все человеческое

сообщество либо отдельные группы общества. В узком смысле - отдельные

индивидуально малые общности человека, которые воспр-..т знаниями,

способностями, талантом, инициативностью. Субъект познания имеет не только

……. сущность, но это живая личность с ее страстями, интересами, чертами

характера, темпераментом. Субъект познания - ……… бытия на который

направлена мысль субъекта. Поиск сущности в объекте всегда предопределяется

потребностями человека заинтересованностью своего либо материального, либо

духовного бытия. Две точки зрения, что считать объектом познания. Одни

считают объектом то, что вошло в сферу человеческой деятельности, их

принцип – нет объекта без субъекта (что не воспринимается, не может быть

объектом познания). Другие считают – объект познания – вся объективная

реальность.

Есть точка зрения, что объект, как и субъект, может быть пассивным в

познании. То, что субъект может быть пассивным, настаивают представители

эмпиризма, Локк считает пассивность субъекта соответствует тому, что в его

ощущениях лишь отпечаток черты объекта. Взаимосвязь объекта и субъекта

познания состоит в том, что объекту соответствует субъект с неким эталоном.

Таким образом, активность субъекта определяется организацией мелких

констант в единую систему. В данном случае, при анализе эмпирического

уровня познания используется понятие чувственной ступени познания.

Чувственный опыт и рациональное мышление, их основные формы и способы

взаимодействия

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей

показывает, что любое знание есть единство двух противоположных моментов,

сторон - чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них.

Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их

обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы

разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены,

теоретически нагружены, регулируются разумом.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ (ИЛИ ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ) осуществляется через органы

чувств - зрение, слух, осязание и др., которые у человека есть "продукты

всемирной истории", а не только биологической эволюции. Органы чувств - это

единственные "ворота", через которые в наше сознание могут проникать

сведения об окружающем нас мире. Будучи моментом чувственно-предметной

деятельности (практики), живое созерцание осуществляется в трех основных

взаимосвязанных формах. Это ощущения, восприятия и представления, каждая из

которых есть субъективный образ объективного мира.

ОЩУЩЕНИЯ представляют собой отражение в сознании человека отдельных

сторон, свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы

чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, играющие наиболее важную

роль, слуховые, осязательные, вкусовые и др. Они, как правило, выступают в

качестве компонента более сложного образа - восприятия.

ВОСПРИЯТИЕ - это целостный образ предмета, непосредственно данный в

живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез отдельных

ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,

воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в

данный момент. Сюда относятся образы памяти (Спасская башня Кремля), образы

воображения (русалка, кентавр) и др. В отличие от восприятия, в

представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это

обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета, но уже в нем

совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и

отбрасыванием несущественных.

Эмпирический уровень познания в отличие от чувственной ступени

характеризуется рациональной обработкой показателей органов чувств

человека. Чувственные образы, оформленные в эмпирической конституции,

обособляются в системы, которым соответствуют реальные системы объективного

мира. Система предполагает модель, которая не претендует на полноту

отражения, но является эмпирическим объектом, т.е. предметом для

исследования.

В философской литературе различают две ступени эмпирического уровня

познания:

1. Чувственно-практическая ступень –

движение знания по заданной схеме

отношений предмета

2. ступень эмпирического знания как

часть теоретически-идеализированных

объектов, которые задают формы

деятельности познающему субъекту

именно на стадии теоретического

обобщения.

На уровне эмпирического объекта реальный предмет рассматривается как

готовый , неизменный и сформировавшийся. В данном случае присутствует

принцип логики рассудка: объект изучается как целостность вне истории, а с

точки зрения функционального взаимодействия с другими объектами как

механическими системами. Может быть описана, подвержена всем методам и

присутствует в данном случае логика массовидного, устойчивого и

неизменного. Эмпирический уровень познания и чувственная его ступень

объясняют основу без чего познание не состоится, так как в эмпирическом

знании присутствует чувственный опыт разных исследователей. Полностью

считать эти знания законом нельзя. Вопрос соотношения чувственного и

рационального как и роль эмпирического и теоретического уровней познания

рассматривались неоднозначно. Галлилей – родоначальник экспертного метода в

естествознании в естествознании считал эмпирическое знание

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

МЫШЛЕНИЕ - осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и

опосредованного отражения действительности, обеспечивающий на основе

чувственных данных раскрытие ее закономерных связей и их выражение в

системе абстракций (понятий, категорий и др.). Человеческое мышление

органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как

определенной знаковой системе, которая может быть естественной или

искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и

т.п.).

Мышление человека - не чисто его природное свойство, а выработанная в

ходе истории функция социального субъекта. Поэтому мышление, его формы,

принципы, категории, законы внутренне связаны с историей социальной жизни,

обусловлены развитием практики.

Выделяют два основных уровня мышления - разум и рассудок. РАССУДОК -

исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит

в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это

способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои

мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Здесь

сознательно отвлекаются от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их

понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, неизменное. Главная функция

рассудка - расчленение и исчисление.

Мышление в целом невозможно без рассудка. Он необходим всегда, но его

абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Рассудок - это обыденное,

повседневное житейское мышление или то, что называют здравым смыслом.

Логика рассудка - формальная логика, которая изучает структуру высказываний

и доказательств, обращая основное внимание на форму "готового" знания, а не

на его содержание.

РАЗУМ (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания,

для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и

сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на

этом уровне мышление может постичь сущность вещей, их законы и

противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Главная

задача разума - объединение многообразного, вплоть до синтеза

противоположностей и выявление коренных причин и движущих сил изучаемых

явлений.

Процесс развития мышления включает в себя взаимосвязь и взаимопереход

рассудка и разума.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ) - способы отражения действительности

посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются

понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные

формы рационального познания, такие, как гипотеза, теория и др., на которых

остановимся на следующей лекции.

ПОНЯТИЕ - форма мышления, отражающая общие закономерные связи,

существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их

определениях. Наиболее общие понятия - это философские категории (материя,

качество, противоречие и др.). Понятия выражаются в языковой форме - в виде

отдельных слов (атом, водород и др.) или в виде словосочетаний,

обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы

и др.).

СУЖДЕНИЕ - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы

действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение,

обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным

(Париж стоит на Сене), либо ложным (Орел - столица России).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления, посредством которой из ранее

установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится

новое знание (также обычно в виде суждения). Классический пример

умозаключения:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ - человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением

или следствием).

Важнейшей характеристикой знания является его ДИНАМИКА, т.е. его рост,

изменение, развитие и т.п. Развитие знания - сложный диалектический

процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот

процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от логоса к

"преднауке", от "преднауки" к науке, от классической науки к неклассической

и т.д.

48.Основные Формы познания и учение об истине. Роль научной рациональности.

Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с

момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы

развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и

взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный

феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как

научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений

из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого

естествознания".

Итак. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ:

Уже на ранних этапах развития человечества существовало ОБЫДЕННО-

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Оно поставляло элементарные сведения о природе, а

также о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и т.д. и

представляло собой простой набор сведений, норм, правил и т.п. Сфера

обыденного познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы,

интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Одна из исторически первых форм - ИГРОВОЕ ПОЗНАНИЕ как важный элемент

деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры (деловой,

спортивной, актерской и др.) индивид активно познает окружающую

действительность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя

богатства культуры. Не случайно в математике, экономике, кибернетике и

других науках сегодня все чаще применяются специальные модели и сценарии

для проигрывания различных вариантов сложных процессов и решения

теоретических и практических задач. Игры питают неиссякаемую

любознательность детей, формируют их духовный мир, дают определенные

знания, вырабатывают навыки общения и т.п.

Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло

МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ. Его специфика - в фантастическом отражении

реальности, в бессознательно-художественной переработке народной фантазией

загадочных явлений природы и общества. Мифология давала определенные знания

о природе, космосе, о самих людях, условиях их бытия, формах общения и т.д.

В рамках мифологии зарождалась ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ,

наиболее развитая в искусстве. Хотя оно специально и не решает

познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный

гносеологический потенциал. В структуру любого произведения искусства

всегда в той или иной форме включаются определенные знания о людях и их

характерах, о разных странах и народах, их быте, обычаях, нравах и т.д.

К древним формам познания, генетически связанным с мифологией, следует

отнести также ФИЛОСОФСКУЮ и РЕЛИГИОЗНУЮ (о них шла речь на первой лекции).

Здесь же отметим, что если для религиозного познания характерно соединение

эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность

научной и философской форм познания - рациональность, которая эмоции и веру

содержит в качестве подчиненных моментов.

ТИПОЛОГИЗАЦИЮ ЗНАНИЯ можно провести по самым различным основаниям

(критериям). Выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные,

эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и

частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и т.п. Некоторые из этих

форм знания мы рассмотрим на следующей лекции.

Непосредственная цель познания в любой его форме - ИСТИНА. Путь к ней

обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник

истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания -

заблуждение. Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания.

Они выражают две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента

единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику, на

которой мы и остановимся.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - ЗНАНИЕ. НЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, НЕ СОВПАДАЮЩЕЕ

С НИМ. Заблуждение главным своим источником имеет ограниченность,

неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого

познания. Оно по своей сути есть искаженное отражение действительности,

возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

Например, заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя

отдельные моменты истины в ней имеются. Содержатся заблуждения и в научной

астрономии, но в целом это область истинного знания, подтвержденная

наблюдениями.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГООБРАЗНЫ ПО СВОИМ ФОРМАМ. Следует, например, различать

заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные

и философские и т.д. Среди последних существуют такие, как эмпиризм,

рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. ( о них -

ниже).

Заблуждения следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в

корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо ложного знания,

дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то ошибка -

результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности:

ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д. Выделяют ошибки

логические - нарушение принципов и правил логики (формальной или

диалектической) и фактические, обусловленные незнанием предмета, реального

положения дел и т.п.

Развитие практики и самого процесса познания показывает, что те или иные

заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как,

например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные

знания (формирование химии из алхимии). Важнейшее условие преодоления

заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных

условий, зрелость общественно-исторической практики, развитие и углубление

знаний. Создание этих предпосылок требует конструктивно-критического, а не

апологетического (защитительно-оправдательного) подхода к

действительности, реализации метода "проб и ошибок" (К. Поппер).

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПАДАЮЩЕЕ С НИМ.

Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом

созерцании или в мышлении. Достижение истины - непосредственная цель

познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.