реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

стремился построить переходную теорию эроса и теорию идеального

государства, и на синтезе двух теорий стремился возвысить человека до

умопостигаемого мира между миром идей и миром вещей. Идея не есть понятие

человеческого бытия. Идея относительна, бестелесна, неизменна. Идеи

находится в царстве идеальных сущностей, на вершине пирамиды находится идея

всеобщего блага. Мир идей противостоит миру бытия, это противостояние не

миру чувственных вещей, а миру небытия, мнимому миру, который

неопределенен, изменчив. Искусство по Платону есть подражание идеям.

Способом чувственного восприятия является вера. Интеллектуальное знание

основано на мышлении и рассудке, познание мнимых вещей равно познанию

мнимого мира. Истинное познание – есть познание мнимого мира вещей разумной

душой и представляет собой напоминание видимого в потустороннем мире.

Платон, развивая учение о сущности мира, изучает отношения в обществе и

государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы

господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны,

стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство.

Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить

местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной. Наиболее

правильную характеристику Платона дал Ленин: «Философский идеализм есть

чепуха с точки зрения материализма».

19. Аристотель.

На формирование философии Аристотеля оказало влияние учение Платона «Об

идеях». Аристотель занял критическую позицию по отношению к Платону.

Аристотель был первым, кто исследовал все работы предшествующих ученых –

150 работ. Экзотерические – составлены в форме диалога и представлены для

всех вне школы. Эндотерические – все сочинения представлены для пользования

учеников, но не для широкой публики.

Хорошо сохранились произведения, которые использовались для

мировоззренческих диспутов, которые предназначались для учеников

Аристотеля:

1) философские проблемы метафизики;

2) этические вопросы - экомахова этика;

3) психологические – «О душе»

4) социально – политические.

Аристотель сформулировал где существует частное и общее.

Общее существует в любом месте и в любое время, определяясь в единичное,

через которое оно создается. Общее постигается умом. Для объяснения, что

оно существует, Аристотель признавал 4 причины сущности бытия: 1) всякая

вещь такова, какова она есть (формальная причина); 2) материя и подлежащее,

то из чего возникает материальная причина, движущая целевая причина, то

ради чего что-нибудь существует. Аристотель в материи видел пассивное

начало, активное начало – это суть бытия, форма, которой приписывается

вечность и неизменчивость. Источник всякого движения неподвижен, движущее

начало – бог, но не подвижна – высшая его цель развивающаяся по его

законам. Учение о сути бытия – есть учение объективного идеализма. Форма

присуща самому веществу, но есть вид, который любой форме придает

определенное значение и т.о. он рассматривал предмет чувственного мира и

как материю и как идею. Цель науки он видел: 1) в полном определении

предмета, достигаемым только путем соединения, дедукции и индукции; 2)

знания об отдельных свойствах должны приобретаться из опыта; 3) сущность

должна быть доказана с помощью умозаключения через категориальный

силлогизм.

Так же как и Платон, Аристотель большое внимание уделял социальным

отношениям. Его социальные взгляды разрабатывались с приоритетом человека

перед обществом и государством. Человека Платон называл политическим

животным. Социальность он связывал с семьей, т.к. происхождение и развитие

государства «природно»; от семьи – общение, а от общения государство.

Аристотель говорит: «гражданами могут быть только свободные люди, воины,

философы, а ремесленники, торговцы неполноправные граждане, ибо их жизнь

убивает. Неприемлимым он считал тиранию и демократию. Государство, по его

мнению, существует для того, чтобы предотвратить чрезмерное накопление

гражданами имущества, удержания рабов в повиновении. Рабство природное

явление. Аристотель описал в своей политике государства – город Др. Греции.

20. Ф., метафизика, диалектика. Соц-но-фил-фские воззрения Платона и

Аристотеля

Самое примечательное в философии то, что она выводит, с одной стороны,

человека за пределы обыденной жизни, приобщает его к высшим идеалам и

ценностям и разрывая цепи материальных и временных границ, она обращается к

вечности и ставит и ставит человека перед разрешением вечных вопросов и

проблем, которые не могут ни устаревать, не становиться актуальными.

Аристотель разделил науку на практическую и теоретическую.

Теоретическая: Философия или теология, в отличии философии как физики.

Практическую философию он назвал наукой о реальности по ту сторону

физической. Так появилось понятие метафизики. Для обозначения выхода

человеческой мысли за пределы эмпирического мира и приобщения ее к

метаэмпирической деятельности.

Аристотель в метафизике выделил 4 цели:

1) исследование первопричин или высших начал сущего

2) познание бытия, поскольку оно бытие

3) познание субстанции

4) познание о боге как сверхчувственной субстанции

Понятие метафизики было введено в научный оборот А. Родосским в1в. до н.

э., который издал сочинения Аристотеля

Аристотель метафизику определил как наиболее возвышенную из всех наук и

как своеобразное рафинирование философии, которая не знает ни материальной

нужды, ни потребности, ни выгод и прибыли. Т.е. метафизика рассматривается

Аристотелем в качестве чистой жажды знания, знания ради знания, страсть к

истине, которая свободна от всего материального, эмпирического и

представляет собой самоценность. Метафизика=философия.

Обоснование метафизики принадлежит Платону, открывая реальность

сверхчувственного, надфизического мира, он как бы познавал недоступную

предшествующей философии природы (физис) страницу знаний. Платон делает

вывод: Нельзя объяснить до конца чувственное, воспринимаемое посредством

чувственного и закона физиса. И он предложил два уровня бытия:

1) видимый физический (феноменальный)

2) невидимый метафеноменальный или метафизический

Он подчеркнул, что только метафизический уровень обладает достоинством

истинности и реальности. А видимый, физический – это слепок

метафизического мира, мира идей, красоты и т.д. Мир идей – это и есть

субстанция, реальность бытия, которая определяет все сущие и доступно лишь

наиболее возвышенной части души, носителями которой являются философы.

От Платона исходит деление мира на мир идей и мир теней.

Мир теней – это имитация идей и поэтому метафизика занимает центральное

место в философии личности.

В дальнейшем проблемы метафизики рассматривал Фома Аквинский. Он

утверждал, что метафизика – это одна из частей философии, которая хотя и

говорит о божественном, но не рассматривается в качестве высшего знания и

последним, так как божественное милосердие проявило спасительную

предусмотрительность предписав на веру то, что способен исследовать

рассудок, остальное может привести к познанию бога с ошибкой, т.е. на

первом месте у Аквинского стоит вера, а не разум и в с связи с этим он

считал, что изучать метафизику нужно в последнюю очередь.

Представляя греховную и не греховную жизнь в двух градах земном и

божьем Августин в граде божьем поместил все лучшие: вечность, любовь,

добро, красоту. Т.о. метафизические ориентиры привели Августина к выделению

3 уровней зла: метафизического, морального и физического

Фома Аквинский, обосновывая бога как само бытие человека, его сущность

и сущностное в 3 лицах доказал, что метафизика – это бесконечное

разнообразие созданных вещей и предметов Богом.

На метафизику обратил внимание Декарт. Метафизические учения о

субстанциях, каковыми являются бог, мышление и материя, с соответствующими

характеристиками и различиями, с другой стороны как учение о качествах

человеческого познания, основополагающим среди которых является принцип

сомнения во всем, кроме души и сознания.

Вслед за Декартом метафизикой занимался Кант. Он заявил, что нет больше

метафизики, философия сама себя разрушила. Этот вывод он сделал в связи с

тем, что в этот период появился целый ряд наук, которым философия выделила

тот или иной раздел своего знания и поэтому Кант отдал философии область

теории познания, где не оказалось места учению о боге, мире и душе. К этому

времени возникли науки теология, естествознание, психология. Его ученик

Виндельбандт не согласился с такой характеристикой философии и отверг,

чтобы философию называли наукоученией. «Философия есть учение о знание, но

она не метафизика вещей, а метафизика знания».

Дальнейшее определение сущности метафизики принадлежит Гегелю. Он

вернулся к платоновскому пониманию метафизики и характеризовал ее как

учение о субстанции как реальность и действительность, какими являются

субъект мысль, идея, дух. Но в отличии от Платона Гегель субстанцию

понимает не как застывшую сущность, а как деятельность, процесс,

самодвижение. Дух – это единство множества, создающее себя, т.е. дух – это

процесс, формирующий нечто определенное, а значит и отрицательное по

формуле «тезис – антитезис – синтез».

Движение уха есть также движение самосознания, которое включает три

момента:

1) бытие в себе

2) инобытие, бытие для другого

3) возвратное бытие, себя и для себя

В связи с этим в философию Гегель включает логику, философию природы,

философию духа. Причем логика – это представление бога как он есть в вечной

сущности до сотворения природы и конечного духа.

Природа – есть инобытие духа, самобытие идеи, отказ идеи от себя, ее

бессилие.

Т.о. метафизическая идея Платона о реальном мире идей и мире теней

нашла отражение в философии Гегеля.

В русской ф. проблемами метафизики занимались славянофилы: Федоров,

Соловьев, Флоренский, Бердяев, Булгаков.

Так идеи Платона и Гегеля об устойчивости совершенства и красоты духа и

идей нашли отражение в русской философии.

В современной философии понятие метафизики часто употребляется

тождественно понятию философия.

Хайдеггер пишет: Философия есть философствование. Метафизика – это

философствование, которое пытается ответить на вопросы, что есть люди и

человек

Другая точка зрения – Метафизика – это фундаментальное событие в

человеческом бытие, ее основное понятие суть понятия, которые дает

представление нечто общего универсального.

Бердяев: « Метафизика – это философия»

21.Средневековая ф. Особенности и принципы религиозного стиля мышления.

По сравнению с античной философией, которая дала миру начало многие

философские идеи, средневековая философия сосредоточила внимание на

проблемах христианского учения и обоснования его необходимости для

понимания мира. Средневековая философия ограничивается периодом: V- XV в.в.

н.э., но первые философы работали во II в. н.э.: Афиногор, Телофил, Ириней,

Юстин.

Философия раннего христианства называлась апологетикой, т.е.

сочинениями, смысл которых был направлен на обучение основам христианства.

Они стремились развивать понятийный аппарат, в связи с чем не могли пройти

мимо трудов философов Др. Рима и Др. Греции. Первые труды, где был

использован категориальный аппарат, связан с именем еврейского философа

Филона. Его учение было пополнено школой стоиков. Философия базировалась на

боге, стоявшем между миром и создателем, который находился в

трансцендентальном мире, и для общения с человеком ему нужен посредник

(Христос). Теоретическая тема была связана с богословскими поисками, что и

обеспечило объяснение мира. Христианская философия личности ушла вперед, но

она не давала полного преодоления недостижимости бога. Филон за основу

преодоления пропасти использовал понятие «логос», который был наделен

структурным функционалием. Логос – это закон, приводящий в единство, это

определенность. Являясь, сам по себе абстракцией, он произведен от телесных

вещей. Это царство вечно умопостигаемых идей. Мир создал бог. Логос

выступает как сотворенный богом дух. После сотворения реального мира

божественный разум сделался перманентным миру. Но Филон не отождествил

логос с Христом, это было сделано после смерти Филона и это дало основание

говорить, что существующий логос воплотился в Христа. Он интерпретируется

как Бог, но понятие Бога не тождественно понятию Христа: Бог невидим, а

логос сын, который должен воплотиться в людей, чтобы они через него узнали

об отце. Развитие школы представляет Христианству систему нравственных

ценностей. Т.о. основные положения христианского нравоучения принимают

форму руководящих установок, которые определяют способ восприятия,

осмысления и переработки мысленного материала, т.е. формы философского

теоретизирования и мировоззрения.

Центральной идеей философии является идея бога. Если Античная философия

– космоцентрична, то средневековая философия – теоцентрична. Реальностью

становится не природа, а сверхъестественное начало – Бог. И все

существующее определено им.

Учение о божественном пронизывая историю философии, порождает несколько

типов христианского мировоззрения:

1) креационизм – учение в соответствии с которым, признается, что Бог

создал мир не ?из чего; поддержание бытия мира есть постоянное творение

его Богом. Если воля Бога прекратится, то мир скатится в небытие.

Античные философы, не смотря на трансцендентальность, наделяли мир

творчеством. В средние века это было запрещено. Человек должен был через

духовно-нравственное заботится о спасении своей души. Спастись же можно,

уверуя всесильность Бога, и поэтому христианская философия строится на

том, что Бог не только высшее бытие, но и высшая красота и

нравственность.

2) антропоцентризм – в развитии средневековой философии. Согласно

христианскому учению Бог сотворил человека не вместе со всеми вещами. Этим

самым христианские философы хотели подчеркнуть особую роль человека в мире,

т.е. всё остальное – творение Бога, а человек – венец творения. Мы

господствующее творение на земле. Образы подобия бога составляют сущность

творения на земле. Человек должен быть добрым. Став добрым, человек ощущает

благодать, и это является центральной темой.

3) провиденциализм и эсхатология. В основе христианского учения лежит

учение о постоянной связи человека с Богом. Человек трактуется как бытие,

спасенное Христом и предназначенное для сверхъестественной судьбы.

Исторический процесс рассматривается как развитие богочеловеческого

отношения, характеризующегося с –одной стороны грехопадением, с другой –

восхождением человека к Богу. История, рассматриваясь, как спасительная,

исполнительная и назидательная жизнь, при таком подходе имеет

горизонтальное и вертикальное отношения. Горизонтальное – борьба за жизнь,

за власть. Вертикальное – это влияние бога на исторический процесс;

христианское учение по своей природе – провиденциально, т.е. развивается не

само по себе, а согласно промыслу божьему. Философия истории

провиденционализма определяет судьбу и положение людей. На долю людей

приходится либо содействовать этому Богу, либо противодействовать ему. Он

связан с эсхатологией - учением о конце мира. Мир – это процесс,

предопределяемый Богом, но зависящий от царства эсхатома - это есть цель

существования человечества.

Проблемы взаимодействия разума и веры в средневековой философии. Мистика и

схоластика – два способа средневекового философствования.

Философия средневековья задается проблемой духовных потребностей, это

вызвано потребностями души к богоуподоблению – это есть ничто иное, как

полный переход к подчинению богу. Вера - универсальное измерение

человеческого сознания, это субъективность и духовность, в которых,

проявляется отношение к миру; вера имеет глубокое эмоционально-волевое

состояние и является первичной по отношению к дискурсивному мышлению.

Согласно этой теории разум познает мир при помощи мистического слияния с

божеством. Учение о проникновении божества является мистицизмом. Это берет

начало у Августина Аврелия: «Весь мир проникнут разумом, содержащим светлую

природу. Однако, ни что сотворенное богом не содержит в себе света, все

светит отражающим светом. Истина видима и реально существует, если идет

через бога. Бог – это солнце, которое невидимо, а все остальное делает

видимым. Свет – это истинное откровение». Т.о., в мистицизме –

божественное озарение – это осознание истинности в своей очевидности, душа

созерцает не только умопознавать действительность, но и сам свет, источник

света в его бестелесной сущности. В этот период происходит полное слияние

человека с миром.

Огромным влиянием пользовалась схоластика. Философский язык звучит

как школьная философия, которая предназначена для широкого обучения людей

христианству. Схоластика сформировалась тогда, когда догматы церкви стали и

политическими аксиомами. Схоластика является наследницей христицизма,

апологетики и трудов гностицизма. В схоластике отражена цель бытия.

Вершиной схоластики является авторитаризм. Спор между мистикой и

схоластикой осуществляется не только на уровне теологии, но и на уровне

философии. Первым из философов, который попытался допустить свободомыслия в

применении схоластики и мистики, был Пьер Абеляр. В след за ним эту

методологию использовали Жуль Бер Пуританский и Сильгер Прованский. Они

признавали существование сверхъестественного порядка и подчинение

сверхприродному Богу. Вместе с тем они отстаивали права человеческого

разума и доказывали максимальную рациональность и нецелесообразность

догматизма.

Противоречия в христианстве были обнаружены в форме двух истин или

двойственной истины, где заложено соотношение веры и разума, религии,

теологии и философии. Главный их смысл закл. в утверждении независимости

науки философии от вероисповедческих догм теологии. Существовали различные

варианты теории двух истин. Один из них разработан Шарторской школой. Эти

ученые сводили мир к различию существующего и сущего, предмета и методов

теологии, науки и философии. Теологии они отдали области сверхъестественной

науки, а философии – область знания. Т.о. истина для вне естественного –

вера, истина для науки и философии – разум и опыт. Сильгер Прованский

выступил за полную онтологию философского знания. Перед священнослужителями

была поставлена задача отработать все условия, не уронив авторитет ни

теологии, ни философии. За эту задачу взялся Ф. Аквинский. Учение Ф.

Аквинского выставляет в качестве официального учения – католицизм. Он

обосновал что разум и вера направлены к познанию одной истины – Бога, но

делают это разными путями: разум опирается на философию, вера – на

теологию, т.о. открывается гармония, т.к. бог изучается двумя путями –

естественным и сверхъестественным – через открытия. Наука и философия

приходят к мысли через Бога. Теология помогает принять человеку

кардинальные решения. Знание – это совокупность очевидных истин, а вера –

недоказуемых. Одну и ту же истину нельзя одновременно знать и верить,

поэтому мы имеем достаточное знание, которое объясняется с помощью логики и

рассуждения, но эта истина относительна, а с точки зрения христианства –

ложна. Средневековая философия, сохраняя приверженность христианства,

прошла долгий путь развития и сохранилась до сих пор, как в католицизме,

так и в христианстве.

22.Антропоцентризм и гуманизм, как специфические черты эпохи Возрождения.

Философское и космологическое учение Кузанского и Дж. Бруно.

Философия эпохи Возрождения характеризуется рядом специфических черт,

которые отражают особенности появления и формирования нового типа личности,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.