![]() |
|
|
Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом. Здесь были гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте, Ботичели и это далеко не полный перечень имен. Термин Возрождения понимается в двух смыслах: Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания мира. Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в безграничные возможности человека Возрождение как преодоление установившегося взгляда на мир, где было провозглашено творчество Бога Возрождение – самоценность и неповторимость человека Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а уважительно отнеслась к наработкам ученых предшествующих поколений, т.е. было сохранено уважительное отношение к творческому потенциалу ученых прошлого. С социально-экономической точки зрения осуществляется переход от феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение личности от феодальной, сословной зависимости. Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения и заменой частнопредпринимательского труда мануфактурным. Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и способствовало формированию наций, буржуазных государств и образованию государственных монополий. Основными чертами Философии эпохи Возрождения являются: Человек воспринимался, как высшая ценность, обладающая божественным свойством разума. Человек утверждался не только в практической деятельности, но и в искусстве. Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны со свободой и гуманизмом. Стремление к творческой новизне обеспечивает компромисс между антропоцентризмом и гелиоцентризмом и между идеологией жизнеутверждения и чувством трагичности жизни. Утверждается пантеистическое понимание мира. Крупнейшим мыслителем эпохи возрождения является Н. Кузанский, (занимал пост кардинала римской католической церкви) составил географическую карту, предложил реформу Юлианского календаря. Высказал мысль о решении задачи о квадратуре круга и о бесконечности вселенной на основе диалектики максимума и минимума. На взгляды Н.Кузанского большое влияние оказал Сократ, который утверждал: «Знает по настоящему тот, кто понимает свое незнание». В учении о бытии Н. Кузанский отрицал характерный для Платона дуализм бытия и небытия единого и бесконечного. Единому ничего не противоположно, оно тождественно. Бесконечность то, больше чего ничего не может быть, это максимум. Абсолютный максимум единственен. Это высший предел, ему ничего не противостоит. С ним совпадает минимум, таким образом, максимум находится во всем и раз он абсолютен, то он воздействует на все окружающее, поэтому максимум представляет собой непоколебимую веру и его почитают как Бога. Н.Кузанский в отличие от христианства считает Бога надприродным существом. Бог - свернутый мир, вселенная развернутый мир. Бог заключается во всем и является развитием всего. Бог не является абстракцией, извлеченной из вещи посредством разума. Таким образом, по Н. Кузанскому нельзя соединять идею Бога с вещами, но мы должны помнить о том, что все сотворено Богом. Бог во всех вещах и как все они в нем, поэтому он существует и во вселенной и в вещах и в человеке. Иисус Христос, по мнению Н. Кузанского, существует соединенный с человечностью и в человеке он пребывает максимально. Но коль он равен всякому бытию, как в Божьем сыне, так он пребывает в лице троицы и все существует в нем как в слове. Н. Кузанский пытается таким образом растворить Бога в вещах и вещи в Боге. Этот пантеизм как бы завершает философский взгляд на мир, где явно просматривается антропоморфизм в видении Бога. Для доказательства бесконечности бытия Кузанский использовал математическую аргументацию. Именно в ней он видел совпадение минимума и максимума. Человека, по Кузанскому, следует представлять через единство света, души и инаковость телесной тьмы. В человеке явно видны три области: низшая, средняя и высшая. Каждая из них делится тоже на три, то есть в человеке существует 9 3-х порядков. Познание осуществляется на трех уровнях: Ума. Субстанциональная форма. Он одушевляет тело, наделяя его жизнью, давая возможность ощущать. Рассудочное. Здесь сосредоточено все то, что близко к ощущению. Разум. К нему относится умопостижение. Разум близок к истине, как многогранник к кругу. Взгляды Н. Кузанского определили мировоззрение Дж. Бруно, который утверждал, что мир бесконечен в форме безмерной эфирной области, в которой находятся бесчисленные и бесконечные области. Тело и эфир образуют полное и пустое, аналогичное атомам и пустоте Демокрита. Дж. Бруно называл атом полнотой, пустоту – пустотой. На основании этого Дж. Бруно говорит о том, что любой предмет состоит из четырех элементов. В одних преобладает активное качество, в других есть что-то другое, что они чувствительны к воде, третьи - к огню, четвертые – к земле. С одной стороны Дж. Бруно говорит, что мир бесконечен, но это целокупная бесконечность, то есть существует во всем мире и во всякой его части, в противоположность бесконечной вселенной, в которой есть элемент целокупности, но не во всех частях ее, которые мы можем постичь. Бесконечные миры находятся в вечном движении, Дж. Бруно отвергает вечный двигатель, как начало движения и делает вывод что, миры одушевлены бесконечной двигательной силой, а Земля движется вокруг собственного центра и солнца вследствие своего жизненного инстинкта – это гилозоим. Познание имеет 4 уровня: чувства, разум, интеллект и дух. Чувства – зеркальное отражение мира; разум постигает истину посредством рассуждений; интеллект позволяет использовать принципы и заключения; дух дает собственную живую форму. Эразм Ротердамский, Томас Мор, Мишель Монтень свою ф. строили в плоскости проблем человека, общества и этики. Человеческая жизнь, считал Эразм Ротердамский, есть не что иное, как борьба. Мир заставляет людей бороться с любыми пороками (многие стремительны) и поэтому смысл их существования преодоление пороков с помощью молитв и знания. Человек ведет на небо, а знание укрепляет в человеке спасительные помыслы. Важной предпосылкой преодоления пороков, по Э. Ротердамскому, является знание священного писания и в связи с этим, учения схоластов считаются бесполезными, и в противоположность схоластического учения он разрабатывает свою гуманистическую «Философию Христа». По его мнению, отвечающую теологию должна заменить этика. Ученые философы должны заниматься «Философией свободной игры». Подлинный смысл Христианства, Э. Ротердамский видел в следовании законам любви и милосердия, а не в слепом соблюдении внешних обрядов. «Философия Христа» - это переработка христианской этики в соответствии с принципами этики Возрождения, практическое учение жизни. Томас Морр – основоположник утопического социализма, общества, где нет богатых и бедных, собственности. Все власти избираются. Управление осуществляется немногими законами, которые призваны устанавливать свободу людей. Томас Морр отрицая частную собственность не смог преодолеть рабство и насилие в своем государстве. Люди, занятые умственным трудом занимаются созерцанием. Таким образом, и равенство и справедливость Т. Морра были символичными. По Т. Морру, философствовать – значит сомневаться. Склонность к убеждению и готовность поддаваться убеждению происходят от простодушия и невежества. 23.Философия и наука нового времени: эмпиризм, рационализм, методология знания. Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что обусловливало: 1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально- математическому естествознанию. 2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического знания, приносящего пользу производству. Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени. С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии. Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со сдвигами, происходящими в обществе. Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц. Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки – настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру (астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия). Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими законами природы и фактами действительности. У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в философии выделяются: . учение о Божестве . учение о природе . учение о человеке Кроме того учение о природе Бэкон разделил на: . теоретическую философию (причины явлений и процессов) . практическую философию (результат) К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи, ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет: индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и светоносный – позволяющий познать природу. Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания. Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие: 1. 2. создающие базу для чего-либо иного. Декарт: «Я мыслю – значит я существую». Философия имеет две части: 1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.) 2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел). Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика, ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и … Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на «универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в органическую деятельность, освободив ее от случайностей. Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив. Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического метода. Гоббс – материалист. Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом, Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой вещью, из которой она должна быть образована. Ум – субстанция, составляющая сущность всего. Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи – противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и …. Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную, природа вечна и бесконечна. Основу философии Лейбница составляет учение о множественности субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность, осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад – непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами – суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается гармония жизни и мира в целом. Теория познания в философии Нового времени. По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые определяют знания: Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение, что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение человека миром искривленное и обезображенное) Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения книг, мнения авторитетов. Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова ставятся в соответствие и рождается… Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также аксиомы наук, которые воспринимаются на веру. Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники – муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки, производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы. Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка. Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта. Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то, что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум, воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой. Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума. Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила: Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным. Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы их разрешить. Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей, которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим. Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие. Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два источника: Объекты ощущений Деятельность ума Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их незаметных частиц. Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей. Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и абстрагирование. Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение (чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные способности к доказательствам и умозаключениям. В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины фактической, т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего, чего бы ни было в чувствах, кроме самого разума. Особую область знания философов Нового Времени составляет Философское знание. Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу. Философия человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное значение занимает этика, где Бэкон выделил два учения: Учение об идеале или образе блага. Учение об управлении и воспитании души. Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии Гоббс не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди должны заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе произошло формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий делегировать власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким образом, родилась идея общего договора. Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные, равные и независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь, при котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни. Сходные мысли высказывал Спиноза, который в «Общественный Договор» вводит приемлемые формы государственной власти: демократия, аристократия, монархия. Заставить уважать свободу личности можно на основе этики разумного эгоизма: «этично то, что практично». Свобода не должна противостоять необходимости и человек может быть свободен, если он существует по необходимости. Спиноза соединял свободу с разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается свободным, тот должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о существовании того строя, в котором в котором они находятся. 24.Соц-но-ф-ские воззрения Гоббса, Локка, Руссо: проблемы ест-ного права и общ-ого договора. Большой вклад в развитие материалистической философии, теории познания внес великий английский мыслитель ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные произведения - "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и "Левиафан" (1651). Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) и изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |