реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

обладающего широким научным, социально- творческим потенциалом. Здесь были

гиганты мысли и титаны слова: Л. Да Винчи, Микеланджело, Данте, Ботичели и

это далеко не полный перечень имен.

Термин Возрождения понимается в двух смыслах:

Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания мира.

Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в безграничные

возможности человека

Возрождение как преодоление установившегося взгляда на мир, где было

провозглашено творчество Бога

Возрождение – самоценность и неповторимость человека

Особо следует подчеркнуть, что эпоха Возрождения не перечеркнула, а

уважительно отнеслась к наработкам ученых предшествующих поколений, т.е.

было сохранено уважительное отношение к творческому потенциалу ученых

прошлого.

С социально-экономической точки зрения осуществляется переход от

феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение

личности от феодальной, сословной зависимости.

Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с

расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения и заменой

частнопредпринимательского труда мануфактурным.

Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и способствовало

формированию наций, буржуазных государств и образованию государственных

монополий.

Основными чертами Философии эпохи Возрождения являются:

Человек воспринимался, как высшая ценность, обладающая божественным

свойством разума.

Человек утверждался не только в практической деятельности, но и в

искусстве.

Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны со свободой и

гуманизмом.

Стремление к творческой новизне обеспечивает компромисс между

антропоцентризмом и гелиоцентризмом и между идеологией жизнеутверждения и

чувством трагичности жизни.

Утверждается пантеистическое понимание мира.

Крупнейшим мыслителем эпохи возрождения является Н. Кузанский, (занимал

пост кардинала римской католической церкви) составил географическую карту,

предложил реформу Юлианского календаря. Высказал мысль о решении задачи о

квадратуре круга и о бесконечности вселенной на основе диалектики максимума

и минимума. На взгляды Н.Кузанского большое влияние оказал Сократ,

который утверждал: «Знает по настоящему тот, кто понимает свое незнание». В

учении о бытии Н. Кузанский отрицал характерный для Платона дуализм бытия

и небытия единого и бесконечного. Единому ничего не противоположно, оно

тождественно.

Бесконечность то, больше чего ничего не может быть, это максимум.

Абсолютный максимум единственен. Это высший предел, ему ничего не

противостоит. С ним совпадает минимум, таким образом, максимум находится во

всем и раз он абсолютен, то он воздействует на все окружающее, поэтому

максимум представляет собой непоколебимую веру и его почитают как Бога.

Н.Кузанский в отличие от христианства считает Бога надприродным существом.

Бог - свернутый мир, вселенная развернутый мир. Бог заключается во всем и

является развитием всего. Бог не является абстракцией, извлеченной из вещи

посредством разума. Таким образом, по Н. Кузанскому нельзя соединять идею

Бога с вещами, но мы должны помнить о том, что все сотворено Богом. Бог во

всех вещах и как все они в нем, поэтому он существует и во вселенной и в

вещах и в человеке.

Иисус Христос, по мнению Н. Кузанского, существует соединенный с

человечностью и в человеке он пребывает максимально. Но коль он равен

всякому бытию, как в Божьем сыне, так он пребывает в лице троицы и все

существует в нем как в слове.

Н. Кузанский пытается таким образом растворить Бога в вещах и вещи в Боге.

Этот пантеизм как бы завершает философский взгляд на мир, где явно

просматривается антропоморфизм в видении Бога.

Для доказательства бесконечности бытия Кузанский использовал математическую

аргументацию. Именно в ней он видел совпадение минимума и максимума.

Человека, по Кузанскому, следует представлять через единство света, души и

инаковость телесной тьмы. В человеке явно видны три области: низшая,

средняя и высшая. Каждая из них делится тоже на три, то есть в человеке

существует 9 3-х порядков.

Познание осуществляется на трех уровнях:

Ума. Субстанциональная форма. Он одушевляет тело, наделяя его жизнью, давая

возможность ощущать.

Рассудочное. Здесь сосредоточено все то, что близко к ощущению.

Разум. К нему относится умопостижение. Разум близок к истине, как

многогранник к кругу.

Взгляды Н. Кузанского определили мировоззрение Дж. Бруно, который

утверждал, что мир бесконечен в форме безмерной эфирной области, в которой

находятся бесчисленные и бесконечные области. Тело и эфир образуют полное и

пустое, аналогичное атомам и пустоте Демокрита. Дж. Бруно называл атом

полнотой, пустоту – пустотой. На основании этого Дж. Бруно говорит о том,

что любой предмет состоит из четырех элементов. В одних преобладает

активное качество, в других есть что-то другое, что они чувствительны к

воде, третьи - к огню, четвертые – к земле.

С одной стороны Дж. Бруно говорит, что мир бесконечен, но это целокупная

бесконечность, то есть существует во всем мире и во всякой его части, в

противоположность бесконечной вселенной, в которой есть элемент

целокупности, но не во всех частях ее, которые мы можем постичь.

Бесконечные миры находятся в вечном движении,

Дж. Бруно отвергает вечный двигатель, как начало движения и делает вывод

что, миры одушевлены бесконечной двигательной силой, а Земля движется

вокруг собственного центра и солнца вследствие своего жизненного инстинкта

– это гилозоим.

Познание имеет 4 уровня: чувства, разум, интеллект и дух. Чувства –

зеркальное отражение мира; разум постигает истину посредством рассуждений;

интеллект позволяет использовать принципы и заключения; дух дает

собственную живую форму.

Эразм Ротердамский, Томас Мор, Мишель Монтень свою ф. строили в плоскости

проблем человека, общества и этики.

Человеческая жизнь, считал Эразм Ротердамский, есть не что иное, как

борьба. Мир заставляет людей бороться с любыми пороками (многие

стремительны) и поэтому смысл их существования преодоление пороков с

помощью молитв и знания. Человек ведет на небо, а знание укрепляет в

человеке спасительные помыслы. Важной предпосылкой преодоления пороков, по

Э. Ротердамскому, является знание священного писания и в связи с этим,

учения схоластов считаются бесполезными, и в противоположность

схоластического учения он разрабатывает свою гуманистическую «Философию

Христа».

По его мнению, отвечающую теологию должна заменить этика. Ученые философы

должны заниматься «Философией свободной игры».

Подлинный смысл Христианства, Э. Ротердамский видел в следовании законам

любви и милосердия, а не в слепом соблюдении внешних обрядов.

«Философия Христа» - это переработка христианской этики в соответствии с

принципами этики Возрождения, практическое учение жизни.

Томас Морр – основоположник утопического социализма, общества, где нет

богатых и бедных, собственности. Все власти избираются. Управление

осуществляется немногими законами, которые призваны устанавливать свободу

людей. Томас Морр отрицая частную собственность не смог преодолеть рабство

и насилие в своем государстве. Люди, занятые умственным трудом занимаются

созерцанием. Таким образом, и равенство и справедливость Т. Морра были

символичными.

По Т. Морру, философствовать – значит сомневаться. Склонность к убеждению и

готовность поддаваться убеждению происходят от простодушия и невежества.

23.Философия и наука нового времени: эмпиризм, рационализм, методология

знания.

Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного

общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения

утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные

общества характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что

обусловливало:

1. Рационализацию производства и повышение интереса к экспериментально-

математическому естествознанию.

2. Определению методики научного познания как опытного и эмпирического

знания, приносящего пользу производству.

Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и

эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.

С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному

феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.

Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую

связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и

обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со

сдвигами, происходящими в обществе.

Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.

Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на

изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки –

настраивать на ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих

недостатках. Выделил два типа наук: - которые опираются на веру

(астрология, магия) – неблагородные, и науки, которые происходят из трех

способностей души, сосредотачивающих в себе знания, память (на ней

основывается история), воображение (поэзия), рассудок (философия).

Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными

впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими

законами природы и фактами действительности.

У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь

воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через

творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в

философии выделяются:

. учение о Божестве

. учение о природе

. учение о человеке

Кроме того учение о природе Бэкон разделил на:

. теоретическую философию (причины явлений и процессов)

. практическую философию (результат)

К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,

ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:

индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих

методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и

светоносный – позволяющий познать природу.

Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По

мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но

и в качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая

направлена на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и

опровергающие его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила

считать Бэкона основоположником индуктивного метода познания.

Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай

за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что

философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь

к совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:

1.

2. создающие базу для чего-либо иного.

Декарт: «Я мыслю – значит я существую».

Философия имеет две части:

1. Метафизика (выяснение понятий Бога, не материальности души и др.)

2. Физика (сущность природы, земли и всех остальных тел).

Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,

ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …

Поиск…….Декарт связывал с научностью, которая основывается на

«универсальной математике». Цель этого метода – превратить познание в

органическую деятельность, освободив ее от случайностей.

Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт

считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.

Гоббс считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех

вещей. Метод исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто

аналитический, но с одной стороны Гоббс дополняет его синтетическим и

следует выведение принципов и чувственных восприятий осуществляется

посредством аналитического, а все остальное по средствам синтетического

метода. Гоббс – материалист.

Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,

Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в

себе представляется через себя и нуждается в представлении себя другой

вещью, из которой она должна быть образована.

Ум – субстанция, составляющая сущность всего.

Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется

через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из

многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –

противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….

Характеризуя природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную,

природа вечна и бесконечна.

Основу философии Лейбница составляет учение о множественности

субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают

функцией протяженности. Сущностью монад является деятельность,

осуществляющаяся в форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад –

непрерывная смена внутренних состояний, которые мы можем наблюдать,

созерцая жизнь собственной души. Те монады, которые обладают чувствами –

суть души, а обладающие разумом – духи. Таким образом, мир и одухотворен и

одушевлен. Монады замкнуты и самостоятельны, и любая из них содержит в себе

космос. Деятельность монад синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается

гармония жизни и мира в целом.

Теория познания в философии Нового времени.

По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным

восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к

чувственным восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким

образом, попадают в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и

заблуждения, стремясь к этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об

истинных и ложных знаниях, Бекон выделяет четыре вида идолов, которые

определяют знания:

Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,

что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства

и ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение

человека миром искривленное и обезображенное)

Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны

роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных

черт индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения

книг, мнения авторитетов.

Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова

ставятся в соответствие и рождается…

Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов

философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также

аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.

Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –

муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,

производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.

Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.

Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.

Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то,

что необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,

воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В

познании по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой.

Врожденными идеями являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные

понятия и аксиомы. Идеи и истина – воплощение естественного света разума.

Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и

отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света

разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной

очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила:

Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным.

Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы

их разрешить.

Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к

познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей,

которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим.

Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие.

Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта

и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два

источника:

Объекты ощущений

Деятельность ума

Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их

незаметных частиц.

Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей.

Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и

абстрагирование.

Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение

(чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные

способности к доказательствам и умозаключениям.

В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения

эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины

фактической, т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего,

чего бы ни было в чувствах, кроме самого разума. Особую область знания

философов Нового Времени составляет Философское знание.

Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как

таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу.

Философия человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное

значение занимает этика, где Бэкон выделил два учения:

Учение об идеале или образе блага.

Учение об управлении и воспитании души.

Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все

люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по

отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против

всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе

покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии

Гоббс не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди

должны заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе

произошло формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий

делегировать власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким

образом, родилась идея общего договора.

Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные, равные и

независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь, при

котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с

другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни.

Сходные мысли высказывал Спиноза, который в «Общественный Договор»

вводит приемлемые формы государственной власти: демократия, аристократия,

монархия. Заставить уважать свободу личности можно на основе этики

разумного эгоизма: «этично то, что практично».

Свобода не должна противостоять необходимости и человек может быть

свободен, если он существует по необходимости. Спиноза соединял свободу с

разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается свободным, тот

должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о

существовании того строя, в котором в котором они находятся.

24.Соц-но-ф-ские воззрения Гоббса, Локка, Руссо: проблемы ест-ного права и

общ-ого договора.

Большой вклад в развитие материалистической философии, теории познания

внес великий английский мыслитель ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные

произведения - "Философские элементы учения о гражданине" (1642) и

"Левиафан" (1651).

Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по его

мнению, есть совокупность тел. Ничего бестелесного не существует. Нельзя

отделить мышление от материи, которая мыслит. Все предметы (тела) и

изменения в них происходят благодаря механическому движению материальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.