реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

озаботило их?

Они установили, что реализация идеи бесконечного прогресса в развитии

цивилизации натолкнулась на реальные трудности существования человека,

связанные с исчерпанием ресурсов, влиянием побочных его продуктов на

экологию Земли и многим другим. Философы поняли, что при оценке научных

достижений люди должны руководствоваться не только их происхождением (оно

всегда кажется благостным), но и их включенностью в контекст сложнейших и

зачастую противоречивых социальных процессов. При таком подходе

традиционное понимание науки и техники как безусловного блага для

человечества нуждается в серьезной корректировке.

Именно поэтому философские вопросы сегодня затрагивают самый широкий

спектр бытия техники и концентрируются в основном на двух направлениях:

техника и практическая деятельность человека и социальные проблемы техники

и научно-технического прогресса. В этот круг проблем включаются, в

частности, исследование взаимозависимости инженерного и социального

аспектов современной техники, показ ев всеобъемлющего характера,

эвристической и прикладной функций.

Современное производство превращает природу в рабочее место человека,

природные процессы становятся управляемыми, им заранее могут быть заданы

определенные свойства, и они, таким образом, превращаются в

технологические. Здесь таится огромная опасность для человечества: создавая

новую систему "человек-техника-окружающая природа", оно скорее

руководствовалось волей, чем разумом. И как следствие: корни экологических

катастроф лежат в игнорировании или непонимании целостного характера

биологических систем. Редукционистская методология, где эффективность

сложных систем исследуется на основании анализа их отдельных частей, не

срабатывает.

Не только природа должна быть представлена как динамичная система, но и

человек, взаимодействующий с ней через технику, должен быть включен в

целостность более высокого порядка.

Существование человека в органическом единстве с окружающей средой можно

описать как саморазвитие. Человек приспосабливается к окружающей среде, но

она изменяется в результате его деятельности, и особенно быстро в наше

время. Таким образом, настоящее бытие человека заключается в том, что он

должен приспособиться к плодам своей деятельности, т.е. реализовать процесс

самоадаптации, который приобретает сегодня доминирующий характер.

Развиваются техника и технологии воздействия на окружающую среду, а также

технологии самоадаптации, т.е. формируется культура жизни в созданной

человеком среде. Природа не рассматривается как единственный источник

развития. Таким источником для человека становится еще и его

саморазвивающаяся культура.

В современной цивилизации социальные институты, культура (в ее

институционном выражении), техника и социальные технологии представляют

собой элементы единого развивающегося формообразования, которое через

человека приобретает характер целостности. Поэтому осмысливать проблемы

техники и научно-технического прогресса можно лишь с позиций методологии

историзма и целостности.

50.Философские проблемы технического прогресса. Человеческий разум и наука.

Современная цивилизация, взятая глобально, имеет различные

характеристики, индустриальные, постиндустриальные, информационно-

компьютерные. Наиболее часто ее называют ТЕХНОГЕННЫМ ТЫЛОМ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ

ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Такое определение рубежа, достигнутого человечеством на исходе XX

столетия, лежит в русле социально-философского рационалистического

истолкования истории. Оно, разумеется, отличается от характеристик,

используемых в различных конфессиональных формах религии и эзотерической,

оккультной мысли. Эта идея (в основном разработанная западной философией)

непохожа и на формационный подход, заданный классическим марксизмом. Не

отрицая эвристических возможностей его идей, все же следует сказать, что их

оказалось недостаточно для уяснения мировой ситуации конца нашего века.

Поэтому в качестве сущностной характеристики эпохи правомерно

использовать названные нами понятия - ТЕХНОГЕННЫЙ МИР, ИНДУСТРИАЛЬНАЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Разумеется, модель исторического движения, трактуемая как

традиционное-индустриальное-постиндустриаль-ное-информационное-

экологическое общество, не высвечивает всех граней человеческой истории.

Эта модель может и должна быть дополнена. Однако она хорошо работает на

выяснение сути и характерных особенностей науки и техники как важнейших

компонентов общественной жизни наших дней.

глобального социума лучше судить по тем вершинам, которых достигли

лидеры.

Если в прошлых столетиях проблемы науки интересовали лишь узкий слой

причастных к ней интеллектуалов, а отношение к технике было сугубо

прикладным, то наше время оба эти явления выдвинуло в центр общественного

внимания, привлекло к ним взоры миллионов людей. Осмысление их значимости

для истории и каждого человека стало насущной задачей философской мысли.

Укажем на то обстоятельство, что если НАУКА - древний объект философской

мысли, то ТЕХНИКА предметом профессионального философского анализа стала

сравнительно недавно. Философия техники возникла только в XIX в. в

Германии, Франции, в начале XX в. в России (работы Энгельмейера). Середина

нашего столетия ознаменовалась обостренным вниманием философов к этой

проблеме (Мартин Хайдеггер, Карп Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и

др.).

В истории философской мысли само понятие "техника" трактовалось по-

разному. Еще в древней Греции (это мы уже выяснили) использовался термин

"техне", который означал мастерство, искусство, понимаемое как умение нечто

сформировать, создать из естественного материала. В марксистской традиции

техника представлена как система искусственных органов общественного

человека, составная часть производительных сил общества, их вещный элемент.

По Хайдеггеру, - это наша первооснова, корневое человеческое начало, способ

самореализации человечества.

Количество определений можно было бы умножить. Их немало. Однако выделим

в них главное: все они варьируют то ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ТЕХНИКИ,

которое можно было бы назвать ПРИНЦИПОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. Иными словами,

техника есть то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя,

общество.

Культурное призвание, основная социальная функция техники состоит в

конструировании, реконструировании предметной реальности. При более

конкретном видении техника представляется орудийно, предметно или же

технологично. Чем человек воздействует на объекты, изменяя их, - это

техника.. И КАК именно он воздействует - это тоже техника, но она

обнаруживает себя уже как ТЕХНОЛОГИЯ.

Есть несколько концепций ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. В частности,

привлекательны и актуальны идеи о ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ,

высказанные американским философом и социологом Льюисом Мамфордом. Он

выделил три технических эпохи:

1) "эотехническая" (1000-1750 гг.) имеет в основе технологию "воды и

дерева";

2) "палеотехническая (от 2-й половины XVIII в. до середины XX в.)

опирается на комплекс "угля и железа";

3) "неотехническая" (ныне длящаяся) использует комплекс "электричества

и сплавов". Как видим, в основу периодизации положен основной вид энергии и

то "вещество", которое занимает центральное место в создании технических

устройств.

Один из крупнейших физиков XX в. Макс Борн, стремясь показать главные

рубежи развития техники, в книге "Моя жизнь и взгляды" высказал интересную

мысль о том, что одним из решающих факторов истории является тот вид

энергии, которым человечество располагает в данный момент. В этом свете вся

история человечества распадается на два - только два - великих периода:

первый - от Адама до наших дней, второй - с появлением атомной энергии,

отныне и на все будущие времена.

Переход от первого периода ко второму знаменуется окончанием потребления

солнечной энергии и началом использования ее чисто земных источников.

Многие авторы фиксируют "самодвижение" техники от ручных орудий к

полностью автоматизированным, компьютеризированным системам. Примеры

периодизации технической истории можно продолжить. Важно подчеркнуть одно:

НЕТ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ВНЕ "ТЕХНОСФЕРЫ", ТЕХНИКА ИСТОРИЧНА, не стоит на

месте, обновляется. Технические новинки служат катализатором, импульсом

коренных изменений во всей системе общественной жизни.

Отношение человека к миру техники неоднозначно. Так, до наших дней дошли

идеи недоверия, враждебности к технике - ТЕХНОФОБИЯ. В древнем Китае

старцы-мудрецы не пользовались колесом для водочерпания, предпочитали

носить воду из 'реки в бадейках. Свои действия они мотивировали тем, что,

мол, технические приспособления отнимают у человека свободу действий.

Техника, рассуждали они, облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но плата

за это непомерна - порабощается человеческое "Я".

История знала и луддитов, разрушителей станков, появившихся в конце

XVIII - начале XIX вв., и современных неолуддитов, обвиняющих бездушную

машинерию наших дней, которая, по их словам, превращает человека в

безмолвную деталь социального механизма, целиком зависящую от

производственной и бытовой техники.

Мыслители разных идейных направлений не раз высказывали и продолжают

высказывать опасение о возможном выходе техники из-под контроля людей. Еще

в 30-е годы нашего века Освальд Шпенглер в книге "Человек и техника"

утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. Техника

вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет

собственному ритму.' И в этой бешеной гонке человек, считающий себя

властелином, будет загнан насмерть. "Бунт машин" - расхожая тема в

современной массовой культуре.

Автомобиль во многих странах - показатель уровня престижности,

вожделенная цель, символ успеха. Автомобильная промышленность и

транспортная система, поглощая нефтяные ресурсы, цветные и черные металлы,

сегодня во многом формируют внутреннюю и международную политику, финансовые

отношения, быт и нравы.

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия - от глобальных до

сугубо интимных - иной раз порождает безудержную апологию техники,

своеобразную идеологию и психологию техницизма. Трубадуры подобных идей с

восторгом переносят на человечество и личность характеристики, присущие

машинам и механизмам. ТЕХНИКА ДЕМОНИЧНА, МИР - ЭТО "МЕГАМАШИНА" - ТАКОВЫ

ИСХОДНЫЕ ТЕЗИСЫ ТЕХНИЦИЗМА как образа мыслей, согласия с самоподчинением

технике. К чему приводит одностороннее "технизированное" рассмотрение

человеческих проблем, можно судить по релятивистской концепции

"КИБОРГИЗАЦИИ". Согласно этой теории, в будущем человек должен отказаться

от своего тела. Современных людей сменят "киборги" (кибернетические

организмы), которые, соединив живое и техническое, дадут какой-то новый

сплав.

Такое упоение техническими перспективами, на наш взгляд, опасно и

антигуманно. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных

органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) - вещь разумная и

необходимая. Но надо помнить о том рубеже, за которым конкретный индивид

перестает быть самим собой. Без тела нет человека. Его организация не может

быть радикально вытеснена никакими техническими приспособлениями.

Технический и технологический фетишизм в наши дни отнюдь не редкость. Им

сильно заражена техническая интеллигенция, он проникает в сферу

хозяйственной и политической элиты. Техницизм, связанный с абсолютизацией

техники, утверждает ее автономность и самодостаточность. Он полагает, что

можно решить любые социальные коллизии, минуя человека как активного

субъекта истории, пренебрегая характером наличных общественных отношений.

Нам должна быть чужда технологическая мифология, стремление все и вся

"машинизировать". Человек и человечество — это не машина, не техническая

система. Не человечество технично, а техника человечна. Она воплощает в

себе то, что извлечено человечеством из природы, то, что утверждает в мире

его собственные мощь и разум.

Конечно, утверждение на планете техносферы, возникновение

"окультуренной" природы, несущей на себе печать ума и воли людей, не могут

не порождать новых острых проблем. Стремительное развитие техносферы

опережает эволюционно сложившиеся приспособительные, адаптивные

возможности человека. Затруднения в состыковании психофизиологических

потенций человека с требованиями современной техники и технологии

зафиксированы повсеместно и теоретически и практически. Забывать этого

нельзя.

Развитие техники, как отмечалось в мировой философии (Ж. Эллюль),

подчас порождает ситуацию абсурда. Так, например, стремительное

распространение коммуникационных технических сетей (телефон, радиотелефон,

компьютерные сети) опережает возможность их значимого и ответственного

наполнения. Могучие технические средства распространяют банальности,

забиваются мелочной, пустой, бессодержательной информацией. Многие

технические инновации (изобретения, конструкторские разработки) подчас

опережают свое время, оказываются экономически невыгодными. Массовое

количество технических приспособлений, их внедрение в производство и быт

опережают интеллектуальный (и особенно нравственный) уровень массового

сознания. Возникает необходимость включения в технические системы

ограничителей, обеспечивающих то, что англичане называют "фул пруф" (защита

от дурака). Забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы,

аварии, трагические происшествия.

И все же технический прогресс при всей его жесткости неостановим. И

если можно говорить о видимом, действительном прогрессе (восхождение от

простого к сложному, от низшего к высшему), в чем-либо, то это прежде всего

в области развития техники.

Человеческий разум и наука.

Из всех духовных творений человека в наши дни наибольшее внимание,

пожалуй, привлекает к себе наука. Входе развития современной

социотехнологической революции (информационно-компьютерной,

биотехнологической, экологической) к ученым все чаще обращаются взоры

миллионов людей, политических партий, хозяйственных структур и

правительств. Вся общественно-экономическая, социально-политическая и

культурная ситуация наших дней такова, что наука в мире приобрела

несоизмеримую с недавним прошлым весомость и влияние.

О науке спорят, ее восхваляют и бранят, поддерживают и проклинают, на

нее возлагают радужные надежды, ей же предъявляют счет за горести

человечества. Спектр оценок науки многокрасочен: от безудержной апологии до

призыва вешать ученых и объявить мораторий на научные открытия.

Сейчас в России резко падает .как престиж науки, так и статус ученых.

Наша наука шагает вверх по лестнице, ведущей вниз. А мировая наука не стоит

на месте. И во многих государствах она . поддерживается властными и иными

структурами. Все же не будем терять надежды. Интеллектуальный потенциал

Отечества могуч и еще далеко не исчерпан. Выскажем уверенность в том, что

наша наука не только выживет, но и, как феникс, воспрянет из пепла,

порадует всех нас новыми открытиями, прозрениями и свершениями.

Говоря о науке, поставим два вопроса (они сформулированы известным

методологом науки наших дней Полом Фейерабендом): 1) ЧТО ЕСТЬ НАУКА - как

она действует, каковы ее результаты? 2) В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ НАУКИ?

Действительно ли она лучше, чем космология индийского племени Хопи,

теоретические построения Аристотеля, древнекитайское учение о Дао? А может

быть, наука ничем не отличается от разнообразных мифов, являя собой их

разновидность?

Примем во внимание, что сегодняшнее наукоучение (философская доктрина

науки, ее единая теоретико-методологическая модель) исходят из толкования

науки как некоторого исторически конкретного вида рациональности.

Понятие рациональности в истории философской мысли формировалось как

производное от "рацио" - разума, т.е. определения того человеческого

мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных

мысли, логических операций, проверяемых, достоверных расчетов. РАЦИОНАЛИЗМ

- тот подход к миру, который усматривает в разуме высшую из способностей

человека.

В самом широком смысле рациональность может быть истолкована как

СПОСОБНОСТЬ РАЗУМА (ИМЕННО РАЗУМА) К ЦЕЛОСТНОМУ ОХВАТУ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И

СОБСТВЕННОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ.

Наука и выступает как рациональное зерно, ориентированное на добывание

достоверной истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая

предстает как логически организованная и доказуемая. НАУКА в собственном

смысле слова, как сегмент человеческой культуры, ЕСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО

ПРОИЗВОДСТВУ НОВЫХ ЗНАНИЙ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБЪЕКТИВНОЙ

ЗНАЧИМОСТЬЮ.

Она направлена на изучение действительности "объектно", в отвлечении от

оценочно-субъективных моментов, разумеется, такая цель как получение

"абсолютно чистого" образа изучаемого объекта невыполнима. На любом выводе

науки лежит печать времени, принятой сообществом ученых научной парадигмы,

особенностей личности исследователя. Но направленность науки именно такова

- на объект "как он есть".

В современном обществе наука представляет сложное, со многими звеньями,

глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Своей вопрошающей,

постигающей, испытывающей, исследующей стороной она обращена ко всему

сущему. Когда-то было сказано об искусстве, что оно "не брезгливо", ему до

всего есть дело. К науке это можно отнести в еще большей степени. Нет той

стороны, грани, аспекта мироздания, которые не могли бы стать объектом

научного исследования. Его возможности и границы определены возможностями и

границами научной социальной практики (понимаемой в самом широком смысле

слова). В конечном счете наука, будучи всеобщим продуктом деятельности,

характеризует реальный уровень и возможности самой практики.

В техногенной цивилизации конца XX столетия научная рациональность

обретает особую значимость. Отношение к миру с позиции научной

рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления

контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия

человека с миром и самим собой.

"Знание-сила". Этот тезис Ф.Бэкона, ставший названием популярного

отечественного журнала, известен давно. Но сила - опора власти. И не только

власти политической, но и власти над природными процессами, над самим

собой; это обладание и самообладание. Властная устремленность научных

свершений поднимает достоинство человека, укрепляет его уверенность, дает

твердую почву под ногами.

В современном обществе наука стала непременным социальным видом высоко

специализированной, профессиональной деятельности. Подготовка ученого -

наиболее длительный и наиболее дорогой процесс во всей системе складывания

кадрового потенциала. Наука сегодня главный, а во многих случаях

единственный, источник принципиальных инноваций в технику и технологию.

Атомная или лазерная, компьютерная или биоинженерная технология

"соскользнули" с пера ученых и не могли прорасти сами по себе из

повседневного производственного опыта.

Разумеется, эти положения не следует истолковывать в духе однобокого,

узкосциентического, гипертрофированного противопоставления науки другим

составляющим человеческого духа. Как бы ни была важна наука, она не

зачеркивает значимость нравственных ценностей, эмоциональных порывов,

художественных поисков, религиозного опыта, эзотерических прозрений и т.д.

Сегодня очень остро встал вопрос о месте в панораме духа ВНЕНАУЧНОГО

ЗНАНИЯ. Иногда его трактуют как нашествие мракобесия, антинауки, подмены

подлинной рациональности шарлатанной паранаукой. Но дух человеческий не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.