реферат скачать
 
Главная | Карта сайта
реферат скачать
РАЗДЕЛЫ

реферат скачать
ПАРТНЕРЫ

реферат скачать
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат скачать
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм,

в отличие от индивидуализма, есть стремление человека не просто

самостоятельно реализовать себя, а сделать это непременно за счет другого).

Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать

навязанный еще философией Просвещения культ разума, согласно которому

только разум способен преодолеть анархию зла, сковать его своей

активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное

целое.

XX век стал свидетелем попыток создания еще одного типа морали -

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ. Замысел его создателей в общем-то успешно вписывался в

теорию морали: если нравы людей в конечном счете определяются материальными

условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно

прежде всего изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в

России), причем самым радикальным образом.

Были решительно пересмотрены отношения собственности, производства в

целом, политики, права и т.д. Изменились и нравы, как в силу "естественного

хода вещей", так и под воздействием массированного "нравственного" или

"коммунистического воспитания". Ценности коллективизма, интернационализма,

идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями

множества людей, реальными регуляторами их поведения.

Однако несмотря на колоссальные усилия огромного государ-ственного и

идеологического аппарата, реальная нравственность так и не смогла

дотянуться до уровня "официальной морали", системы норм, зафиксированной

хотя бы в известном "Моральном кодексе строителя коммунизма".

Для того, чтобы разобраться в сути этого своеобразного феномена,

необходимо пояснить сам механизм, способ саморазвития морали. Как же

развивается мораль?

Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность

интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их

новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные

отношения. Их выполнение уже не дает желаемого результата.

Нарастание несоответствия между массовой моральной практикой и

официально закрепленными нормами всегда свидетельствует о НЕБЛАГОПОЛУЧИИ в

общественной жизни. Причем, неблагополучие это может быть сигналом

необходимости двоякого рода перемен:

а) либо общепринятые моральные нормы устарели и требуют замены;

б) либо развитие материальных общественных отношений, отражаемых в

моральных нормах, пошло совсем не в ту сторону, в какую ожидалось, и

порядок надо наводить именно в этой сфере.

Такая ситуация сложилась в нашем обществе в последние десятилетия.

Глубокий кризис в экономике, не работающий хозяйственный механизм, бессилие

руководства изменить положение формировали практику поведения, которая

противоречила официально провозглашенным моральным требованиям. Знаменитая

во времена социалистической экономики формула "план - закон деятельности

предприятия" действовала в весьма своеобразных условиях.

Известно, что многие отрасли народного хозяйства страны, особенно те,

что выпускали товары народного потребления, никогда не получали фондируемых

материалов под стопроцентное выполнение плана. И это не могло не толкать

хозяйственных руководителей на разного рода злоупотребления во имя

выполнения установленных свыше заданий, причем, даже без всякой личной

корысти, а лишь в интересах предприятия.

Так уже на стадии планирования в хозяйственные отношения закладывались

заведомый обман, несоответствие слова и дела. А чего стоила практика

составления фактически двух разных государственных бюджетов -

благополучного для всеобщего обозрения и дефицитного для узкого круга

посвященных!

В конечном счете моральный кризис нашего общества был лишь симптомом

кризиса более глубокого - в экономических основах нашего социалистического

бытия. Их очередной радикальный поворот к старому, основному руслу развития

европейской цивилизации затронет конечно, и мораль. Оздоровит ли он ее? В

перспективе -безусловно да, в ближайшем будущем - вряд ли. Ведь новые

экономические, политические и пр. реальности переворачивают систему

ценностей, сложившуюся в течение жизни многих поколений людей.

В новых условиях частная собственность оказывается не менее священной,

чем общественная; заклейменная преступной спекуляция часто оборачивается

честным бизнесом, а "родной" коллектив бросает человека на произвол судьбы,

советуя опираться на собственные силы и не заниматься иждивенчеством.

Столь "крутая" смена ценностных установок и ориентиров не может пройти

для морали безболезненно. Это напоминает хирургическую операцию без

анестезии: больно, конечно, но потерпите, возможно состояние улучшится.

Пока же кризис морали продолжает углубляться. Надежду на его преодоление

можно видеть, по крайней мере, в следующем:

во-первых, в простых общечеловеческих нормах нравственности (типа "не

убий", "не укради", "чти отца своего" и пр.), которых все-таки большинство

нормальных людей придерживается несмотря ни на что;

во-вторых, в механизме САМОРЕГУЛЯЦИИ морали, которая по самой сути своей

предназначена для соблюдения общего, родового интереса в хаосе

индивидуальных страстей и пороков. Реальная угроза этому общему интересу

может стабилизовать нравы, остановить их деградацию. Моральный инстинкт

редко подводит человечество.

Напомним еще раз, что никакая мораль по самой природе этого

общественного феномена не может быть внедрена, навязана "сверху", с высоты

теоретического уровня (как это возможно, например, в науке). Она должна

вырасти "снизу", сложиться и оформиться на эмпирическом уровне, который

теоретическая мораль может лишь корректировать, служить ему образцом,

идеалом.

Реальной же основой улучшения нравов, т.е. практически складывающихся

нравственных отношений и эмпирического морального сознания, может быть

только наведение ПОРЯДКА в материальной и других сферах жизни нашего

общества.

59. Культура как детерминанта развития общества. Искусство – важнейший вид

духовной деятельности.

Предметной стороной философского размышления является культура.

Центральное место в ней занимает менталитет, сознание, мотивированность

действий и ценностные ориентации личности. социальные философы изучают

культуру как социальный процесс. В данном случае учитываются все изменения,

которые происходят под влиянием человека в природном объекте. Сюда же

включается оценочный момент и соотношение его с понятием цивилизация.

Тойнби и Сорокин рассматривают цивилизацию как ступень в развитии

культуры отдельных народов.

Энгельс и Морган, как конкретный этап общественного развития. Ясперс,

как ценность всех культур. Шпенглер, как конечный момент в развитии

культуры того, или иного народа.

Бердяев, булгаков рассматриваю цивилизацию как высокий уровень

деятельности человека. Представление о цивилизации как о высшем проявлении

духовной сущности человека существует в наши дни.

В социальной философии различаются узкий и широкий аспект в феномене

культура. В узком - это система коллективных, осознанных смыслов (ценности,

убеждения, знания, категории добра и зла, ценностные отношения), которые

проявляются в ценностных установках. Осознание ценностной установки

включает осознание мотивов деятельности, самооценку, которые в своей

совокупности дают определенный идеал, где есть черты, связанные с

общественной практикой и личностно доминирующие (социальные нормы, обряды,

обычаи, традиции). Это передается по наследству, изучается, осваивается. В

широком аспекте культура - это специфический, генетически ненаследуемый

феномен, который формируется в ходе взаимодействия людей со средой

существования, сохраняется и развивается для поддержания определенных

структур коллективной деятельности и общения.

Культура включает результаты материального и духовного производства и

истолковывается как "вторая природа". В ней есть природное и сотворенное

человеком, определяемое социальными отношениями и обществом в целом.

Культура - это способ и мера овладения социальным миром, как форма

детерминации и самопроизводства человека, а также средство реализации

основных человеческих ценностей.

Философские исследования в контексте культуры имеют практическую

ориентацию, т.е. постигая прошлое, настоящее, будущее, формируется новый

подход к диалогу социокультур.

Россия исторически представляет собой уникальный регион, где

социокультурные изменения поисходят наиболее бурно. Группа ученых Карсавин,

Трубецкой, Стучинский считали, что тягостная судьба России связана с

мировосприятием россиян, где:

базовым фактором является поляризация и противоречивость;

издревле повелось у россиян устремляться в пространственность,

необъятность, бесконечность;

наша культура построена не на рациональности. В ней присутствует

языческая стихия и аскетическо-монашеское православие.

Эту точку зрения поддерживают многие ученые на Западе и на Востоке.

В развитии цивилизации, т.е. социокультуры возникает две проблемы:

переход к постиндустриальному обществу или переход к технологической эре.

Эти точки зрения обосновали Бел, Бжезинский, Тофлер. Они едины в одном -

всякий технологический переворот приводит к изменениям не только в

производительных силах, но и в мышлении, во всем образе жизнедеятельности.

Ученые выделяют постиндустриальную и технологическую эру в связи с тем, что

в технологический процесс вошла информатизация. Это, в свою очередь,

предопределяет универсализацию и глобализацию человеческого взаимодействия.

Таким образом, к человечеству предъявляются высокие требования, где

ценностной установкой считается информационное обогащение и приобретение

нового знания. Отсюда вытекают новые требования к личности:

высокая квалификация;

предельная компетенция в своей профессии;

социальная ответственность за принимаемые решения;

виртуозное владение техникой;

учет общечеловеческих и нравственных ценностей.

Эти факторы рассматриваются не как индивидуальные свойства, а как

факторы выживания цивилизации. Акцент делается не на понятии будущей

социокультуры, а на содержательном смысле бытия человека в ней.

Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО.

Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т.д. и

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов,

музыкантов) в области эстетического освоения мира.

Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оно

составляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы

"разлито" во всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у

человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные

ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и

всевозможные проявления их активности - трудовые, спортивные, игровые и пр.

То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической

деятельности человека, которая порождает у него специфическое чувство и

мысли.

Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе

отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности.

Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая

сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве

эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и

самостоятельное значение.

Искусство как "чистая" эстетическая деятельность есть нечто иное, как

обособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство

"вырастает" из практики в длительном историческом процессе освоения мира

человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в

античности.

В доклассовый же период истории то, что обычно называют "первобытным

искусством", искусством в собственном смысле этого слова не являлось.

Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую

очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были

попытки практического воздействия на мир через материальные образы,

символы, репетиции совместных действий и т.д.

Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных от

физического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный

характер, превратиться в род профессиональных занятий.

Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой,

особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир

человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй.

Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика

мышления - все подвергается эстетической переработке и образует

параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой

бывает убедительнее самой действительности.

В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нужен

человечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна:

1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для

многочисленных человеческих устремлений , желаний, страстей и т.д.

Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с

художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только

художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию,

поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты

человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до

логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким

образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на

пределе" его возможностей, в экстремальных условиях.

2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетических

ценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление к

совершенству, оптимуму в любой сфере деятельности.

3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до

уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма

человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-

Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все

это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные

ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство,

следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения,

незаменимый способ социализации человека.

4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нем

бережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимые

особенности самых разнообразных укладов жизни.

60. Исторический процесс: специфика и проблемы формационного и

цивилизационного подходов. Капитализм и социализм – основные тенденции XX

века

Общественные отношения - это способ существования, развития и

самовыражения людей, где они проявляют свою сущность. Важным признаком

общества является целостность и системность. Исторический прогресс с точки

зрения исторической конкретности являет собой картину бесконечного

многообразия, уникальности и определенности систем. Системность общества в

истории представлена сферами его жизнедеятельности, которые органически

вплетены в логику истории, общества и конкретную среду конкретной страны.

История - развивающийся процесс, который важен не только с точки зрения

всего человечества, но и для прогнозирования развития социальных отношений.

Социальное движение осуществляется по кругу, по спирали, циклично.

Определяющим в этом процессе являются три сферы жизнедеятельности человека:

социально-экономическая, социально-демографическая, социально-культурная.

Эти три сферы формируют три типа социальности:

1. отношение личной зависимости. Происходит полное слияние индивида и

общества, человек становится частью общества через принуждение социальных

структур;

2. отношение вещной зависимости при личной независимости. Отношение

индивида и общества строятся на основе купли-продажи с помощью социальной

формы связи - денег;

3. отношение свободных индивидуальностей. Отношение единства "Я" и

общества, свобода - главный собственник всех сфер производства.

Общество, находясь в постоянном движении, меняет характер взаимосвязи,

функциональную структуру и отношения между ними. В ходе этого процесса

возникают или исчезают определенные элементы, трансформируются как внешние,

так и внутренние связи. Специфика социальных изменений состоит в том, что

социальные общности, институты, организации переходят из одного состояния в

другое, т.е. осуществляется их развитие, как направление изменения

материальных и идеальных объектов.

Социальные философы выделяют различные типы механизмов социальных

изменений: эволюционный и революционный, прогрессивный и регрессивный,

имитационный и инновационный. Социальные изменения обусловлены развитием

связей, которые возникают в недрах общества и которые находятся в

постоянном противоречии, конфликтах, дезорганизации. Именно они побуждают

людей к общественным преобразованиям в социальных общностях. В результате

происходит переход системы из одного состояния в другое, или даже смена

качества элементов системы.

Марксистская концепция общественного развития использует изменения на

качественном уровне для обоснования формационных процессов. Формация - это

определенные производственные отношения, соответствующие определенной

социальной структуре общества. Определенной социально-классовой структуре

соответствует определенная политическая организация общества, с конкретной

системой госвласти, институтов, учреждений, регулирующих политические

взаимоотношения между классами, нациями, государством. Всему этому

соответствует определенное общественное сознание, психология, идеология.

Такой подход к обществу позволил Марксу и Энгельсу выработать понятие

общественно-экономической формации, т.е. характеристики общества в целом,

во всей его многогранности и целостности. Формация предполагает социальную

определенность и историческую конкретность. В общественно-экономической

формации в качестве главных выделяют материальные отношения, они подчинены

объективным законам развития общества. Используя формационный подход и

историю человечества, Маркс и Энгельс:

* установили повторяемость этапов исторического развития во всей

цивилизации;

* показали общее, особенное и специфическое в истории отдельных стран

и народов;

* разработали модель общей тенденции развития человечества.

Развитие каждой формации осуществляется на основе конкретного способа

производства материальных благ. Смена формаций, переход от одной к другой,

рассматривается как процесс объективный и прогрессивный, однако не

учитывался тот фактор, что любая формация прогрессивна до определенного

периода после чего начинается упадок или регресс. Теория общественно-

экономических формаций обеспечивает понимание и изучение человечества как

ступеньки единого, закономерного во всей противоречивости прогресса.

Формация представляет естественно-исторический процесс, как неравномерное и

прямолинейное восходящее движение. Формация - это различия внутри

цивилизации. Цивилизация включает в себя:

* всю преобразованную человеком социокультурную и историческую

природу;

* средства этого преобразования и человека, усвоившего способы

жизнедеятельности и способного жить в окультуренной среде.

Таким образом, цивилизация - это совокупность общественных отношений,

как форм организации социокультуры, обеспечивающих продолжение и

существование социокультурных образований. Серьезным упущением в теории

Маркса является то, что из формационных знаний мы не получали познание

человека. Приоритет отдавался общественному, по сравнению, с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


реферат скачать
НОВОСТИ реферат скачать
реферат скачать
ВХОД реферат скачать
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат скачать    
реферат скачать
ТЕГИ реферат скачать

Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.