![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимумШпора по философии, кандидатский минимум|1.Философия. Этапы развития. (с древ.греч.)|24. Истина и оценка. Противоречивый | |– любовь к мудрости. Ф. это не наука, а |характер их взаимосвязи. | |отношение чел. к миру. Ф. зародилась в 7-6 |Со времен античности истина есть знание, | |в. до н.э. в Индии, Китае, Древ. Греции. |соответствующее действительности. Но кроме | |Принято считать, что впервые слово |соответствия действительности истина | |философия употребил Пифагор, он жил в 6 в. |включает и другие характеристики: | |до н.э., когда на смену родоплеменным |доказанность, наличие критерия истины, | |организациям пришли |включенность в определенную познавательную | |государственно-классовые отношения, |систему и др. | |появилась необходимость в мудрецах (Питтак,|Истина – адекватное отражение объективной | |Фалес). |реальности познающим субъектом, | |Античная фил-ия – фил. Др. греков и римлян |воспроизводящее познаваемый предмет так, | |охватывает период с 6 в.до н.э. по 6 н.э. |как он существует вне и независимо от | |Этапы а.ф.: ранная классика – натуралисты, |сознания. | |досократики – Парменид, Зенон, Фалес, |Истина имеет субъективную и объект. | |Анаксимандр, Пифагор, Демокрит и др.; гл. |стороны. субъективность ее означает, что | |проблемы –«Физис» и «Космос», и его |она находится в человеке, в его сознании и | |строение; 2-ой этап – сред. Классика |степень ее раскрытия зависит от уровня | |(Сократ и его школа; софисты, Гипий, Горгий|развития самого человека. Объективна истина| |и др.) гл. проблема – сущность человека, и |потому, что в ней фиксируется содержание, | |3-й этап – высокая классика (Платон, |относящееся к субъективным предметам, | |Аристотель и их школы) гл. проблема – |существующим независимо от сознания. | |синтез фил. знания, его проблем, методов и |Истина понятие многоплановое. | |др.; 4- этап – элиинизм (Эпикур, Пиррон, |1. Классическая концепция – важное место | |стоики раннего периода – Панеций, |отводит такому признаку как объективность. | |Поссидоний; поздние римские стоики или |Эта концепция не полностью раскрывает суть | |неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.|истины. К.Маркс – истина это знание | |гл. проблемы – мораль и свобода чел., |совпадающие с объектом; - объективность | |проблема познания и т.д. |истины; - практика. По1) – истина д.б. | |Средневековая европейская христианская фил.|доказана, логически выведена; по2) – мы | |1-15 вв. Этапы: 1. патристика –гл. |можем прибегать к нормативным истинам, где | |проблемы-сущности Бога и его |2 не работает; 3) – нельзя применить | |тройственности, отношение вера и разума, |практику к прошлому, прогнозам. | |понимание истории как движение к конечной |2. Когерентная теория (связанность) – | |опредленной цели, свобода воли чел. и |истина состоит не в соответствии знаний | |возможность спасения его души, проблема |воспроизводимой в них действительности, а в| |происхождения зла и др.; 2. схоластика – |формальной согласованности и логической | |гл. проблемы – постижение сущности христ. |непротиворечивости высказываний в рамках | |учения не только верой, но и с помощью |той или иной системы. Создал Нейрат. | |науки – философии; 3. фил. Ренессанса |Позитивные моменты: логическая | |(Возрождение) в Европе 14-16 вв. идеалом |непротиворечивость, принцип соответствия | |знания становится не религиозное, а |научных идей в развитии познания и принцип | |светское знание, гл. особенность фил. |единства знания. | |Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не |3. Прагматическая концепция – связывает | |Бог, а чел. поставлен в центр исследований |истину с понятием практики. Прагматизм | |(Лернардо да Винчи, Миккелянджело, |попытался растворить истинное в полезном, | |Каперник, Галилей, Кеплер и др.) |подчинить истину выгоде. Эта теория | |Философия Нового времени – 16-18 вв. это |срабатывает когда дело касается проверки | |время становления и оформления естественных|теоретич. рез-тов, связанных с интересами и| |наук – физика, химия, астрономия, |практ-ми нуждами людей, н-р: испытание | |математика и др. В центре внимания теории |новой техники. Понятия истинность и | |познания отработка методов истинного знания|достоверность на протяжении веков были | |для всех наук. Империки (Бекон, Гоббс и |одними из центральных в философском | |др.) считали что, единственный источник |изучении познания. В общефилософском смысле| |знания – опыт, который связан с |проблема истины шире вопроса о истинности | |чувственностью, ощущениями, восприятиями и |знания. Так, мы можем говорить о "истинном | |представлениями. Рационалисты (Декарт, |образе жизни", "истинной красоте". В более | |Спиноза, Лейбниц и др.) считали что, опыт |узком смысле под истинностью | |основанный на ощущениях чел. не может быть |подразумевается точное и достоверное | |основой общенаучного метода. Восприятия и |отображение реальности в знании. Именно так| |ощущения иллюзорны. |истину понимал ещё Аристотель, | |Немецкая классическая философия – этот этап|сформулировавший так называемую | |начинается с работы И. Канта «О форме и |классическую концепцию истины, являющуюся | |принципах чувственного»(1770) и |основой и до сих пор. Согласно этой | |умопостигаемого миров» и заканчивается в |концепции, истина есть соответствие | |1872г. со смертью Фейербаха. Представители|представлений или утверждений реальному | |И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. |положению дел. Казалось бы, классическая | | |теория истины настолько ясна, что не может | |Постклассическая европейская фил-ия 19-20 |порождать каких-то серьёзных проблем. И | |вв. возникла в результате критики |длительное время к ней апеллировали как к | |классической философии. В нее входят |чему-то очевидному и само собой | |иррационализм (Шопенгауера, Ницше); |разумеющемуся. Однако постепенно стали | |рационализм – это марксизм и позитивизм (К.|выявляться слабые места этой теории. | |Маркс, Огюст Конт). |Во-первых, дискуссии вызывала | |Современная западная фил-ия 20в. – |неопределённость понятия "соответствие". | |включает: Феноменология (Эдмунда Гуссерля),|Как можно сравнить знание, которое является| |философию жизни (Дильтей, Зиммель, Бергсон,|идеальным, с вещами, которые суть | |Шпенглер), фмлософская антропология (М. |материальны? На самом деле мы сравниваем | |Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен), |знание с фактами, но факты также выражаются| |экзистненциализм (Бердяев, Шестов. Ясперс, |в некоторых утверждениях. Во-вторых, как | |Марсель, Камю, Хайдеггер), прагматизм |быть с утверждениями типа "энергия | |(Чарльз Прис, У. Джемс), психоанализ |сохраняется", "всё имеет причину" и т. п.? | |(Фрейд, Юнг, Адлер), религиозная философия |С какого рода реальными объектами или | |(Лакруа, Мунье, Маритен, Гвардини) и т. д. |фактами можно соотносить подобные | | |утверждения, которые относятся ко всему на | |Учения древних мудрецов описывали опыт |свете? Наконец, можно указать на плюрализм | |поколений, они понимали окружающую |истины. Трудности теории истины привели к | |действительность и могли ответить на |тому, что многие стали считать, что истина | |сложные вопросы. Окружающий чел. мир |- это только регулятивная идея, некоторый | |представлен ему двумя сторонами: мир |идеал, к которому нужно стремиться, но | |воспринимаемый, известный; мир неявленный, |достичь и удостовериться в котором | |находящийся за пределами человеческих |невозможно. В этой ситуации появились также| |представлений. |иные, чем классическая, концепции истины: | |Чел. заинтересован, чтобы мир его |когерентная и прагматистская. В когерентной| |повседневной жизни (мир явленный и |теории основным критерием истинности | |неявленный) находились в согласованности |какого-либо знания является его | |др. с др. |согласованность с более общей, охватывающей| |Подъем производства привел к отделению |системой знания. Обычно сторонники этой | |умственного труда от физич., т.е. создались|концепции, среди которых был и Гегель, | |предпосылки для развития науки. На смену |придерживаются философского монизма, | |мифологическому мышлению приходят попытки |представления о том, что мир суть единое | |научного объяснения природных и |целое. Когерентная теория истины отражает | |общественных явлений. Появляется |реальные механизмы рациональной | |натурфилософия – это одна из ранних форм |приемлемости знания. С позиций прагматизма | |философ. знания, кот. выполняла ф-ции |истинным признаётся такое знание, которое | |теоретического естествознания. |имеет благие последствия для человеческой | |Натурфилософия просуществовала до 5 в. до |жизни и которое может успешно применяться | |н.э. Сократ сыграл большую роль в |на практике. В этом понимании практика есть| |философии, он перевернул ф-ию от природы к |критерий истины. Прогматистской трактовке | |чел. Философия исследует отношение чел. к |истины также недостаёт интуитивно | |миру. |ощущаемого требования к истине как | |Ведущим направлением философской мысли XVI |адекватному соответствию реальности. В | |в. становится натурфилософия, а центральное|вопросе о истинности знания остаётся ещё | |место в кругу рассматриваемых проблем |немало проблем. | |отводится проблеме бесконечного. Переход | | |от представлений о замкнутом мире к | | |концепции бесконечной Вселенной означал | | |радикальный пересмотр всей системы | | |онтологических воззрений | | |Фил-я яв-ся одной из форм общественного | | |познания. Она возникла в рабовладельческом | | |обществе как наука, объединяющая всю | | |совокупность знаний чел. об объективном | | |мире и о самом себе. В ходе развития | | |общественно-производственной практики и | | |накопления научных знаний происходит | | |процесс отпочковывания отдельных наук от | | |фил-и и выделение ее в самостоятельную | | |науку. (возникает необходимость выработки | | |общего взгляда на мир, исследования его | | |начал, законов, из потребности в | | |рационально обоснованном методе мышления о | | |действительности, в логике и теории | | |познания). | | |Философию можно определить как учение об | | |общих принципах бытия, познания и отношений| | |человека и мира. | | | | | |2. рефлексия (от лат. – поворачивание) в |25. Основные виды духовной деятельности | |философ. это мысль о мысли, направление |человека, изменение их роли в истории | |познавательской деятельности. Рефлексивное |общества. | |познание составляет природу философии. В | | |рефлексивном познании обычно выделяют 3 | | |вида: | | |элементарная рефлексия (свойственна | | |большинству людей), человек оценивает свои | | |действия и мысли; | | |научная рефлексия – анализ научных знаний; | | |философская рефлексия – состоит в | | |осмыслении и анализе предельных оснований | | |человеч. духовной деятельности, отношений | | |человека к миру, в кот. он живет. | | |Три уровня р. тесно связаны др. с др., они | | |м. быть присущи 1-му и тому же человеку. | | |Эта связь носит подчинительный хар-р – | | |чел., размышляющий о своих знаниях и | | |действиях может обратиться к науке и | | |научной рефлексии, а в процессе науч. | | |рефлексии чел. обращ. к предельным | | |основаниям духов. деят-ти, т.е. испытывает | | |потребность в филос-ой рефлексии. | | |Все размышления рефлексив. хар-ра сводятся | | |к вопросу об источнике наших знаний и | | |представлений. | | |Представления о филос. реф-ии зародились в | | |древности. Аристотель рассматривал ее как | | |высший уровень духовной деят-ти. Чел., | | |исследуя окруж. его мир имеет дело с | | |предметным содержанием своих мыслей и | | |пытается ответить на вопрос – каков окр. | | |его мир. Так вырабатываются конкретно-науч.| | |знания, но по мере углубления исследов-й | | |встает вопрос – как и почему я дошел до | | |такой мысли об этом мире? При ответе мысль | | |направлена на познавательный объект. | | |Любая форма духов. деят-ти сталкивается с | | |необход. анализа ее исход-х оснований и | | |принципов. Общие принципы познания, кот. | | |выступают как исход. философ. позиции, | | |формир-т соответ. философ. системы. Они | | |охватывают различные сферы дух. жизни, | | |применяя к кажд. из них собств. философ. | | |подход, так возник. филос. религии, науки и| | |др. Ф-я в данном случае осущ-ет анализ | | |основ-х понятий познания и деят-ти. | | |«Мышление о мышлении» всегда остается | | |мышлением, но оно направ-но не на предмет. | | |мир и его св-ва, а на постижение самого | | |мыслит. процесса. Реф-я вовлекает в | | |аналитич. процесс доп. данные науки, факты,| | |опыт человеч-ва, в рез-те чего осущ-ся | | |выход за пределы установив-ся форм мысли, | | |синтез их содер-я в новое знание. | | |Реф-е познание связывает чел. с внеш. | | |миром. Мир сам по себе изучается многими | | |науками и чел. яв-ся объектом исслед-я ряда| | |наук – анатомия, физиология, др, но они не | | |затрагивают ценностно-познават. чел. к | | |миру. Содер-ем науч. познания выступает мир| | |вне чел., а реф-е познание, поворачивая | | |сознание на самое себя приобщает мир к | | |человеч. Я. | | |Фил-я настраивает чел. на критические | | |мысли, роль ее становится значит-й, когда | | |образы или нормы перестают отвечать | | |требованиям жизни. | | |3. Духовное и материальное. Эти категории |26. Проблема связи диалектики и формальной | |родились из попыток осмыслить качественные |логики. Основные концепции диалектики. | |различия 2-х несводимых др. к др. |Д. – учение о наиб. общих з-нах разв-я | |реальностей. Чел. рано осознал, что с одной|природы, обшества и мышления. Диалектика | |стороны он живет в осязаемом мире, а с др |изначально выступила в качестве ср-ва | |.- есть вещи невидимые и не осязаемые, но |развития познания. Диалекич. подход | |реальные – ветер, т.е. бестелесные. При |касается прежде всего тех областей духовной| |объяснении многих загадочных явлений |жизни, кот. по своей природе тяготеют к | |(обморок, галлюцинация) возникали |изменению, углублению вырабатываемых | |представления о духе, душе. Чем, напр., |представлений о действительности. Т.е. Д. | |вызвано сонное состояние? С древнейших |предст. собой учение, кот. пытается понять | |времен считается, что для обеспечения |хар-р протекающих изм-й в природе. | |жизненных процессов недостаточно только |Анализируя данные, кот накоплены в разных | |материальных предпосылок, но жизнь |науках Д утверждает и показывает что мир | |организма связана и с душой. Считалось, что|нах-ся в состоянии пост-го изменения. Эти | |душа в виде маленького человечка находится |изменения в целом хар-ся развитием мира. В | |внутри чел., и может покидать его временно |рамках этого развития м. сущ-ть и противоп.| |(сон) или навсегда (смерть). |проц. – регресс и станация, но они явл-ся | |Первоначально душа и тело, духовное и |частным случаемразвития в целом. | |материальное являлись единым целым. С |1. Принцип всесторонности. – чтобы познать | |развитием практики и познания душа стала |предмет, надо охватить все его стороны, | |пониматься как нечто неуловимое, как |связи и опосредования. Этот принцип | |принципиально отличное от телесного, не |вытекает из абстрактного представления о | |исчезающее со смертью тела, а способное |всеобщих связях предмета познания, и на | |отделяться от него и вести самостоятельное |первый взгляд представляетя естесств-ым и | |существование. |очевидным. Значение этого принципа ярко | |Материя – есть философская категория для |проявл. в эксперимент-х исслед-ях. | |обозначения объективной реальности, кот-я |2. Принцип историзма – брать предмет в его | |копируется, отображается в наших органах |развитии, изменении, т.е. рассматривать | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |