![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум| |науке. Эмпирический уровень познания имеет | | |сложную организацию. Можно выделить два | | |подуровня: во-первых, наблюдений, | | |во-вторых, эмпирических фактов. Переход от | | |данных наблюдения к эмпирическому факту | | |предполагает следующие познавательные | | |операции: во-первых, рациональную обработку| | |данных наблюдения и поиск в них устойчивого| | |инвариантного содержания. Во-вторых, для | | |установления факта необходимо истолкование | | |выявленного в наблюдениях инвариантного | | |содержания (широко используются ранее | | |полученные теоретические знания) Методы | | |эмпирического познания: наблюдение - | | |целенаправленное восприятие явлений | | |объективной действительности, в ходе | | |которого мы получаем знание о внешних | | |сторонах, свойствах изучаемых объектов; | | |описание - закрепляет и передает результаты| | |наблюдения с помощью определённых знаковых | | |средств. Описание подразделяется на два | | |основных вида качественное и | | |количественное. Количественное описание | | |осуществляется с применением языка | | |математики (фиксация данных измерения); В | | |основе операции измерения лежит сравнение | | |объектов по каким-либо сходным свойствам | | |или сторонам. | | |10. Конкретно-ситуативный характер | | |биологической психики, ее целесообразные | | |функции. | | |Психика-специфич форма отражения, кот | | |нач-ся с чувств-ти – непосредств-х | | |пепереживаний, связанных с присоб-ем к | | |среде. | | |Основой мех-ма чувтс-ти явл. нервные имп-сы| | |– биоэлектр сигналы, кот не изменяют | | |физиолог. процессы, а явл средством связи с| | |биол-ки значимыми параметрами. | | |В ответ на изменение внеш среды ж-ое не | | |перестраивает свои физиол. фкц, а изм-ет | | |свое поведение и место пребывания. Так | | |шорох сам по себе нейтрален, но он заст-ет | | |ж-ое применить меры предосторожности. Он | | |ориентирует поведение ж-го, инфор-ет его щ | | |сущ-нии биол-ки знач-го объекта. | | |Жив-ая психика отражая пространств-врем | | |парам-ры отражает и биол-ки нейтраль. | | |св-ва, но этот момент не носит самост-го | | |хар-ра, а подчинен целям адаптации и | | |самосохр-я. | | |Для ж-го предмет псих-го отраж-я сводится | | |только к тому субъек-му переживанию, кот он| | |выз-ет у орг-ма вданной ситуации. Психика | | |ж-го воспр-ит предмет, как абс-но | | |тождест-ый с самим отражающим субъектом. | | |Психика ж-го обесп-ет ему сущ-ие сообразно | | |принципам индив-ой жизнедеят-ти и носит | | |конкретно-ситуативный хар-р. Это озн-ет, | | |что она привязана к конкр. ситуации и | | |помимо нее не имеет какого-либо сод-ия.Ж-ое| | |как бы живет в наст., для ж-го нет ни прош,| | |ни буд-го, только наст-ее. Прошлое уходит | | |из сферы псих-го и сохр0ся на уровне | | |условно-рефл-го физиол. процесса. Ж-ое | | |след-но не м. предав-ся воспоминаниям, тем | | |более осмыслить свое прошлое. | |11.Философский идеализм. Идеализм – |32. Понятие науки. Типы научной | |развитие мира определяется духовным |рациональности в истории науки. | |началом. |Наука – это учение о сущем. Наука сама по | |Гераклий (в 6 в. до н.э.) считал, что |себе есть система объективных истин, она | |космос разумен и чел-к в процессе дыхания |необходима как ср-во достиженияцели | |становиться причастным к нему. Мысль о |(дух,матер. порядка). Венцом науч познания | |причастности разумного нач |выст-т теория.. Наука есть вид дух деят-ти,| |ала к тайнам мироздания – развернутое |напр-ый на выработку, проверку и | |выражение впервые получило у Платона. Его |систематизацию знаний. На их основе созд-ся| |учение основывалось на противопоставлении |ср-ва, расшир-щие дух и прак-ие возм-ти | |двух миров6 мира «видимого» и мира |чел. Создаваемый ч-ком искус-й мир – это | |умопостигаемого (мира идей). |продолжение и усиление его ест-ых | |Объективный идеализм – фил-ия Платона, в |способностей. Сейчас насчит-ся 3 тыс наук, | |кот. идея выступает как основа мироздания и|увелич-ся число компл-ых наук(биохимия) | |объекта познания. Ее достижения были |поэтому клас-ция наук задача слож и | |закреплены в неоплатонизме, сделавшем |трудоемкая. По объекту отражения науки | |основной категорией Единое (Одно). |клас-ся на: 1. Естеств-е – науки о природе.| |Родоначальник неоплатонизма Плотин |Отличается четким и устойчивым предметным | |рассматривает Единое как неизъяснимую и |содержанием. 2. Гуманитар. – об обществе и | |неизменную, невыразимую с помощью обычного |чел-ке, изучают события, познание | |языка первосущность. Оно совершенно и |котсводится к описанию единичных, специф-х | |вечно, присутствует во всем и вместе с тем |явлений. 3. Технические – обеспечивают | |отлично от каждой отдельно входящей в |практич-ю реализацию знаний. Гл. объект – | |какое-либо множество вещи. "Всякое |технич. устр-во, машина. Матем. науки в | |множество вторично в сравнении с единым", -|качестве аппарата исследований проникают во| |говорит в своем трактате "Первоосновы |все три группы. | |теологии" другой классик неоплатонизма - |Науч. познание предст. собой единство | |Прокл. Доказательства его просты и |логич. формы мысли и опыта, | |убедительны: если множество не содержит |чувтст-конкретного содержания. От того что | |единства (не причастно ему), то оно не |из них преобладает в реальном | |является и множеством, так как распадается |познавательном процессе, выдел-ся два | |на отдельные части, и каждая часть, не |уровня – эмпирич. и теоретич-е. | |причастная какому-либо единству, повторяет |На эмпирическом уровне преобладает живое | |судьбу "несостоявшегося" множества. Через |созерцание (чувственное познание), | |промежуточные образования множества вещей, |рациональный момент и его формы (суждения, | |причастные единому, восходят к высшему |понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют| |единству - Абсолюту. Это единое, именуемое |подчиненное значение. Поэтому исследуемый | |у Плотина и его последовали Божеством, |объект отражается преимущественно со | |будучи переполненным собственным |стороны своих внешних связей и проявлений, | |совершенством, порождает все |доступных живому созерцанию и выражающих | |многообразие мира в результате |внутренние отношения. Сбор фактов, их | |эманации (от лат. - истечение), |первичное обобщение, описание наблюдаемых и| |осуществляющейся в три этапа. Каждая |экспериментальных данных, их | |последующая ступень эманации в творческом |систематизация, классификация и иная | |отношении слабее предыдущей. Эманация |фактофиксирующая деятельность – характерные| |завершается переходом в материю, которая по|признаки эмпирического познания. | |отношению к Божеству (Единому, Благу) есть |Теоретический уровень познания | |абсолютная лишенность, абсолютная бедность.|характеризуется преобладанием рационального| |Лишенная добра, материя выступает как |момента – понятий, теорий, законов и других| |«первичное здо» Поэтому высшая цель души - |форм мышления и «мыслительных операций». | |возвращение к Единому. Философские учения, |Живое созерцание, чувственное познание | |развивающиеся в русле платонизма, |здесь не устраняется, а становится | |представляют, как правило, сложные и |подчиненным (но очень важным) аспектом | |всеохватывающие теоретические построения, |познавательного процесса. Теоретическое | |которые по внешнему виду могут заметно |познание отражает явления и процессы со | |отличаться друг от друга. Так, в Новое |стороны их универсальных внутренних связей | |время Лейбниц создал монадологию - учение о|и закономерностей, постигаемых с помощью | |первичных простейших духовных образованиях,|рациональной обработки данных эмпирического| |или монадах, заключающих в себе всю полноту|знания. Эта обработка осуществляется с | |бытия и наделенных внутренней энергией. |помощью систем абстракций «высшего порядка»| |Монады представляют собой автономные |- таких как понятия, умозаключения, законы,| |"одушевленные атомы". Они образуют мир как |категории, принципы и т.д. Важнейшая задача| |согласованное целое на основании гармонии, |теоретического знания – достижение | |предустановленной центральной монадой - |объективной истины во всей ее конкретности | |Богом, из которого эманируют все остальные |и полноте содержания. При этом особенно | |монады. Аристотель выдвигает аргумент: |широко используются такие познавательные | |если идеи как сущности вещей отделены от |приемы и средства как абстрагирование – | |самих вещей, то они не могут быть причиной |отвлечение от ряда свойств и отношений | |их бытия, возникновения и измнения. Нельзя |предметов, идеализация – процесс создания | |сказать, что критика Аристотеля является |чисто мысленных предметов («точка», | |исчерпывающей: в платонизме, как и во |«идеальный газ» и т.п.), синтез – | |всякой идеалистической системе, многие |объединение полученных в результате анализа| |суждения «не поддаются» ни на достаточную |элементов в систему и др. | |аргументацию, ни на опровержение. Поэтому |Тип научной рациональности — это состояние | |для философствования открываются самые |научной деятельности, представленной как | |широкие возможности, даже если оно |отношение «субъект — средства исследования | |становится на путь фантазий и домыслов. |— объект» и направленной на получение | |Несмотря на очевидные узкие места, |объективной истины. На разных этапах | |платонизм оказал огромное воз действие на |исторического развития науки, наступающих | |христианство, а через него - на многие |после научных революций, доминировал свой | |философские концепции, особенно в Европе. |тип научной рациональности. Описанным выше | |Это исторически наиболее ранняя форма |научным революциям соответствуют, как | |идеализма, выросшая из попыток понять |считает В. С. Степин, классический, | |природу мыслительной деятельности, духовной|неклассический, постнеклассический типы | |жизни. Но уже античная мысль доросла до |научной рациональности. | |понимания того, что отношение человеческих |Классический тип рациональности в научной | |представлений к окружающему миру - в |деятельности, понятой как отношение | |значительной степени проблема |«субъект— средства — объект», выделяет | |самостоятельная, не укладывающаяся в |объект в качестве главного компонента | |платоновскую связку "вещь - идея вещи". |указанного отношения. При этом усилия | |Факт несовпадения наших представлений о |ученого тратятся на то, чтобы как можно | |вещах с самими вещами был впоследствии |полнее исключить из теоретического | |использован идеализмом для усиления своей |объяснения и описания объекта все, что | |позиции и стал той почвой, на которой |относится к субъекту, средствам и методам | |выросла другая его разновидность - |познания. В этом усматривается необходимое | |субъективный идеализм. Крупнейшим |условие получения объективного и истинного | |представителем его является английский |знания об объекте. | |философ Д.Беркли, выдвинувший в начале 18 |Неклассический тип научной рациональности, | |в. знаменитый тезис «существовать – значит |в отличие от классического, характеризуется| |быть воспринимаемым». Субъективный идеализм|осознанием влияния познавательных средств | |– с его точки зрения объективный мир, |на объект. Это влияние учитывается и | |независимый от человека, не существует, он |вводится в теоретические объяснения и | |есть не что иное, как порождение |описания. То есть в отношении «субъект — | |субъективных познавательных способностей |средства — объект» внимание исследователя | |человека, его ощущений (Беркли). |акцентируется на объекте и одновременно на | |Субъективные идеалисты считают, что выйти |средствах. А так как средства познания | |за пределы сознания невозможно. Беркли |использует субъект, то начинает приниматься| |считал, что окружающий человека мир |во внимание его активность. | |представлен ему в качестве содержания |Постнеклассический тип рациональности — это| |психических форм, за пределы кот-х он выйти|выход на уровень осознания того факта, что | |не может (в последствии эту мысль развил |знания об объекте соотносятся не только с | |И.Кант). Однако он впадает в крайности, |особенностями его взаимодействия со | |снимая по сути дела вопрос об источнике |средствами (а значит, соотносятся и с | |наших ощущений и восприятий, а в более |субъектом, использующим эти средства), но и| |широком контексте – об источнике знаний |с ценностно-целевыми структурами | |вообще. Очевидно, что отрицание |деятельности субъекта. Другими словами, | |объективного мира, лежащего за пределами |признается, что субъект влияет на | |форм созерцания, ведет к игнорированию его |содержание знаний об объекте не только в | |законов, абсолютизации мира субъективного |силу применения особых исследовательских | |со всеми вытекающими отсюда последствиями. |средств и процедур, но и в силу своих | |Поэтому система философии Беркли имеет не |ценностно-целевых установок, которые | |столь много сторонников, как объективный |напрямую связаны с вненаучными, социальными| |идеализм. |ценностями и целями. В постклассике | | |социальная жизнь, ее ценности и цели | | |признаны компонентами (явными или неявными)| | |научного знания об объекте, что с | | |неизбежностью перестраивает весь | | |категориальны > > аппарат философии науки и| | |гносеологии. | | |Смена типов рациональности есть процесс | | |углублена рефлексивной работы мышления, | | |сопровождающей познавательную деятельность.| | | | | | | | |33. Заблуждение в научном познание и пути | | |их преодоления. | | |Заблуждение — это содержание сознания, не | | |соответствующее реальности, но принимаемое | | |за истинное. История познавательной | | |деятельности человечества показывает, что и| | |заблуждения отражают — правда, односторонне| | |— объективную действительность, имеют | | |реальный источник, «земное» основание. Нет | | |и в принципе быть не может заблуждения, | | |решительно ничего не отражающего — пусть и | | |очень опосредованно или даже предельно | | |извращенно. Истинны ли, к примеру, образы | | |волшебных сказок? Ответим: да, истинны, но | | |лишь отдаленно — они взяты из жизни и | | |преобразованы силой фантазии их творцов. В | | |любом вымысле содержатся нити реальности, | | |сотканные силой воображение в причудливые | | |узоры. В целом же такие образцы не есть | | |нечто истинное. Бытует мнение, будто | | |заблуждения — досадные случайности, Однако | | |они неотступно сопровождают историю | | |познания как плата^ человечества за | | |дерзновенные попытки узнать больше, чем | | |позволяют уровень наличной практики и | | |возможности теоретической мысли | | |Человеческий разум, устремленный к истине, | | |неизбежно впадает в разного рода | | |заблуждения, обусловленные как его | | |исторической ограниченностью, так и | | |претензиями, превосходящими его реальные | | |возможности. Заблуждения обусловлены и | | |относительной свободой выбора путей | | |познания, сложностью решаемых проблем, | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |