![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум| |стремлением к реализации замыслов в | | |ситуации неполной информации. Тут уместно | | |напомнить слова И.В. Гете: «Кто ищет, | | |вынужден блуждать». В научном познании | | |заблуждения выступают как ложные теории, | | |ложность которых выявляется ходом | | |дальнейшего развития науки. Так было, | | |например, с геоцентрической теорией | | |Птолемея или с ньютоновской трактовкой | | |пространства и времени. | | |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,| | |и психологические, и социальные основания. | | |Но их следует отличать от лжи как | | |нравственно-психологического феномена. | | |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,| | |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. | | |Итак, заблуждения имеют и гносеологические,| | |и психологические, и социальные основания. | | |Но их следует отличать от лжи как | | |нравственно-психологического феномена. | | |Чтобы глубже оценить истину и судить о ней,| | |необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. | | |Ложь — это искажение действительного | | |состояния дел, имеющее целью ввести | | |кого-либо в обман. Ложью может быть как | | |измышление о том, чего не было, так и | | |сознательное сокрытие того, что было. | | |Источником лжи может также быть и логически| | |неправильное мышление. Мудрость гласит, что| | |все ложное болеет бессмысленностью. | | |Научное познание по самой своей сути | | |невозможно без столкновения различных, | | |порой противоположных воззрений, борьбы | | |убеждений, мнений, дискуссий, так же как | | |невозможно и без заблуждений, ошибок. | | |Проблема ошибок занимает далеко не | | |последнее место в науке. В | | |исследовательской практике ошибки нередко | | |совершаются в ходе наблюдения, измерения, | | |расчетов, суждений, оценок. Как утверждал | | |Г. Галилей, избегать ошибок при наблюдении | | |просто невозможно. | | |Однако нет оснований для пессимистического | | |воззрения на познание как на сплошное | | |блуждание в потемках вымыслов. До тех пор | | |пока человек стремится все вперед и вперед,| | |говорил И.В. Гете, он блуждает. Заблуждения| | |в науке постепенно преодолеваются, а истина| | |пробивает себе дорогу к свету. | |12. Материализм и его исторически формы. | | |(от лат. – вещественный) – направление в | | |фил-ии, сведение сущего к материи. Все | | |существующее – материально, хотя и не | | |обязательно вещественно. Материализм – одна| | |из форм натуралистического мировоззрения и | | |отрицает существование каких-либо | | |внеприродных начал (Бога, абсолютного | | |духа). | | |Позиция материализма – первичность материи | | |– объективной реальности, существующей вне | | |и независимо от сознания, духа, | | |развивающейся по своим законам. В | | |материализме нет учения о бытие. | | |В истории материализма были попытки | | |создания глобальных умозрительных | | |конструкций, так атомисты Левкипи и | | |Демокрит считали, что в основе мира лежат | | |невидимые частицы – атомы, отличающиеся др.| | |от др. формами, положением, порядком. | | |Демокрит утверждал, что душа состоит тоже | | |из атомов. | | |Логически доказать сущест-ие объективного | | |источника наших восприятий невозможно, но | | |без этого утверждения о материи теряют | | |смысл, поэтому материализм берет на | | |вооружение опыт и здравый смысл («наивный | | |реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта | | |показывают, что опыт не доказывает того, | | |что мир существует независимо от нашего | | |сознания. Поэтому в поисках предельных | | |оснований бытия материализм был вынужден | | |смыкаться с науками. Возникают | | |механистический материализм - | | |абсолютизирует з-ны механики, экономический| | |мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – | | |сводит мышление к нейромозговым процессам. | | |Материализм не мог ответить на многие | | |вопросы и единственным выходом было | | |отказаться от теории бытия и сосредоточить | | |рефлексивные усилия на процессе познания, | | |устраняя абсолютную идею, Бога, такой | | |материализм назывался диалектическим – его | | |суть – вне человеческого сознания и | | |независимо от него существует объективная | | |реальность – материя. | | |Современный этап материалистической | | |философии связан с именем К.Маркса. | | |13. Категория общественного бытия. |36. Научное предвидение и его формы. | |Была выработана и введена Марксом в 50-х |Логические основы научного предвидения. | |гг. 19 в. Совокупность общественных связей |Научное предвидение – эмпирически и | |и общественных отношений образует |теоретически обоснованное предположение о | |общественное бытие – мир человека, в |будущем состоянии явлений природы, общества| |котором даже предметы природы существуют в |и духовных процессов, неизвестных в | |общественно-преобразованных формах. Маркс: |настоящий момент, но поддающиеся выявлению.| |«общество не состоит из индивидов, а | | |выражает сумму тех связей и отношений, в |Научное предвидение является основой | |которой эти индивиды находятся друг к |научного знания. | |другу». Общество – ансамбль, совокупность |Формы: 1 Предсказание – локализованное во | |общественных отношений. Между человеком и |времени и пространстве конкретное | |вещью существует общественное бытие, |предвидение (например, солнечное затмение).| |никакого другого бытия у человека нет. |2 Прогнозирование – специальное научное | |Общественное бытие предстает как совокупная|последование перспектив развития какого – | |общественная практика, как единство |либо явления (например, прогноз развития | |языкового общения и преобразовательной |экономики на 5- летку).Предвидение – | |деятельности. Труд пчел, муравьев |заключительное звено сложной цепи | |представляет систему бессознательных |познавательных процедур, основными из | |операций, в нем нет ничего человеческого, |которых является индукция, дедукция и | |общественного, не применимо понятие |аналогия. | |производство, однако непосредственные связи|Индукция – способ рациональной | |сохраняются, обеспечивая совместное |интерпретации явлений, которое даёт | |существование. Но общественное и совместное|возможность предсказать наступление событий| |не одно и тоже. Стадные животные не |с определённой степенью вероятности. | |являются общественными, разделение функций |Дедукция – движение мысли от знания общего | |объясняется биологическими причинами, а не |к частному, единичному, на основе отношения| |объективными условиями, которые |дедуктивной теории к прогнозируемым | |складываются в развитие самой деятельности |явлениям можно выделить 3 вида предвидения:| |данного животного сообщества. | | |Преобразовательная деятельность невозможна |Предвидение явлений не существующих в | |вне языкового общения, язык вне ее тем |настоящем, но возможных в будущем (расчёт | |более невозможен, если люди перестанут |энергии для машины). | |производить необходимые средства к жизни, |Предвидение явлений существующих, но не | |то скоро некому будет вступать в общение. |зафиксированных в опыте (периодическая | |Общественное бытие: экономический фактор, |система Менделеева). | |общественные отношения, правовые, |Предвидение явлений реально существующих, | |моральные, религиозные и т.д. |но устанавливаемых на основе эмпирических | |дополнения. Общественное сознание – это |фактов. | |воззрения людей в их совокупности на |Аналогия – знание о каких-то признаках | |явления природы и социальную реальность, |предмета достигается на основании того, что| |выраденные в созданных обществом |в других признаках он имеет сходство с | |естественном и исскуственном языке, |другими предметами. | |творениях духовной культуры, социальных |А имеет признак a, b, c. | |нормах и взглядах социальных групп, народа |B имеет признак a, b. | |и человечества в целом. Структурными |Вероятно B имеет признак C. | |элементами общественного сознания являются |4 вида прогноза 1. Поисковые, 2. | |различные его формы: политическое, |Нормативные, 3. Аналитические, 4. Прогнозы | |правовое, нравственное, религиозное, |– предостережения. | |эстетическое, научное и философское, |1.Поисковые прогнозы: составляют, чтобы | |которые различаются между собой по предмету|выявить, каким может быть будущее, | |и форме отражения, по социальной функции, |отправляясь от реалистических оценок | |по характеру закономерности, а также по |существующих в данное время тенденция | |степени своей зависимости от общественного |развития в различных сферах общественной | |бытия. |деятельности. | |Вопрос о сущности общественного бытия не |Нормативные прогнозы ,ориентированные на | |так прост, как может показаться. 1-ая |достижения в будущем определённых целей, | |сложность закл-ся в том, что применительно |содержат различные практические | |к отношению общ. бытия и общ. сознания |рекомендации для осуществления | |нельзя просто говорить о «первичности и |соответствующих планов и программ развития.| |вторичности» в общефилософском плане, т.к. | | |этого недостаточно. Общ. сознание возникло |Аналитические прогнозы:, как правило | |спустя какое-то время после возникновения |делаются для того, чтобы в научных целях | |общ. бытия, а одновременно и в единсте с |определить познавательную ценность | |ним. И если мирозданию в целом |различных методов и средств исследования | |«безразлично» существование человеческого |будущего. | |разума, то общество не могло быбез него не |Прогнозы предостережения: составляются для | |только возникнуть и развиваться, но и |непосредственного воздействия на сознание и| |просуществовать ни одного дня и даже часа. |поведение людей с целью заставить их | |В силу того что общество есть |предотвратить предпологаемое будущее. | |субъективно-объективная реальность, общ. | | |бытие и общ. сознание как бы «нагружены» | | |друг другом: без энергии сознание общ. | | |бытие статично и даже мертво. И сам процесс| | |материального производства (основа общ. | | |бытия), который в одном из моментов | | |существует независимо от сознания, | | |детерминируя последнее, обладает лишь | | |относительной свободой от власти сознания. | | |Сущность сознания в том и состоит, что оно | | |может осмыслить общ. бытие только при | | |условии одновременного активно-творческого | | |преобразования его. Человека всегда | | |подвергает в смущение несоответствие между | | |стремительным полетом духа в будующее и | | |относительной медлительностью развития общ.| | |бытия, прежде всего его основы – экономики.| | | | | |Подчеркивая единство общ. бытия и общ. | | |сознания, нельзя забывать об их различии, | | |специфической разъединенности, | | |относительной самостоятельности. | | |Исторически взаимосвязь общ. бытия и общ. | | |сознания в их относительной | | |самостоятельности реализовалась таким | | |образом: на ранних этапах развития общества| | |общ. сознание формировалось под | | |непосредственным воздействием бытия, в | | |дальнейшем это воздействие приобрело все | | |боле опосредованный характер – через | | |государство, политические, правовые, | | |нравственные, религиозные отношения и др. | | |Сама возможность такого непосредственного | | |воздействия общ. сознания на общ. бытие | | |заключается в способности сознания | | |правильно отражать бытие. Итак, сознание | | |как отражение и как активно-творческая | | |деятельность предствляет собой единство 2 | | |нераздельных сторон одного и того же | | |процесса; в своем влиянии на бытие оно | | |может как оценивать его, вскрывать его | | |потаенный смысл, прогнозировать, так и | | |преобразовывать его через практическую | | |деятельность людей. | | | |44. К вопросу о вненаучных формах познания | | |(интуиция, магия, ясновидения) | | |Магия и астрология – два понятия, которые | | |мы обычно относим к области чего-то | | |ирреального, вне научного и, зачастую, | | |несерьезного. | | |Действительно, если спросить у человека, | | |что такое магия или астрология, то ответом | | |скорее всего будет: «заманчивый обман, | | |развлечение. Может, что-то в этом и есть, | | |но кругом одни шарлатаны». Даже в наше | | |время общепризнанным является факт, что | | |Солнце и планеты оказывают влияние и на | | |людей, и на природу. Земля неразрывно | | |связана с космосом. Философы и астрологи | | |Греции считали, что Вселенная и человек | | |едины, связаны друг с другом. Корни | | |подобного восприятия идут еще из древности,| | |из того способа осмысления мира, который | | |был присущ нашим предкам. | | |Столкнувшись один на один с природой, | | |человек увидел в ней много непонятного и | | |загадочного, и это непонятное надо было | | |уложить в сформировавшуюся картину мира. Те| Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |