![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|у человека преимущественное развитие |всемерному развитию человека, в том числе | |получил мозг, но говорить, что мозг дан, |улучшению материальных условий его жизни. | |чтобы выжить нельзя; 3) в процессе |Наука не отменяет первостепенную значимость| |естественного отбора появляются и |таких ценностей человеческой жизни, как | |закрепляются признаки, которые способствуют|свобода, справедливость, счастье. Она | |выживанию, а у человека наоборот – нет |должна помогать развитию человека и как | |шерсти, нет когтей, не может быстро бегать |творческой личности. Но будет ли наука | |и т.д. |действительно способствовать прогрессу | |За последний миллион лет не появилось ни |общества и человека или же, наоборот, она | |одно животное, а исчезло много. Уоллис |будет служить силам реакции — это уже | |сделал вывод, что эволюция – сила вопреки |зависит от людей данного общества, от их | |естественному ходу вещей и что в данном |ответственности перед будущим. | |случае сыграло роль сверхестественное, | | |поэтому многое не имеет объяснения. | | |Ф.Энгельс – «Труд создал человека», считал,| | |что появилась потребность общения – | | |изменилась нейрогормональная функция и | | |изменилась гортань. | | |Никакая трудовая деятельность не может быть| | |видообразующей. Индивидуально-приобретенные| | |признаки по наследству не передаются | | |. Философские версии антропогенеза: | | |1) деятельностные теории - связывают | | |появление человека с изменением качества | | |жизненной активности, приведшей к | | |формированию элементов преобразования и | | |контроля над окружающей ситуацией. К ним | | |относятся: а) трудовые концепции - | | |связывают становление чел. с изготовлением | | |орудий; б) концепции, связывающие новые | | |преимущества чел. с изменением качества | | |охоты, с развитием охотничьих стратегий; в)| | |игровые -определяют игровую активность как | | |тренажер на которым обкатывались новые | | |непрагматистисткие, собственно человеческие| | |модели поведения; г) общедеятельностные | | |концепции - связывают появление чел-го | | |образа жизни с развитием в нем элементов | | |планирования , самоорганизации, | | |целеполагания. | | |2) интеллектуалистсткие теории - объясняют | | |генезис человека становлением чел-го | | |мышления. Одни из них делают акцент на | | |развитие св-в предвидения - через | | |формирование способностей мысленного | | |моделирования вариантами предполагаемого | | |развития проблемной ситуации, тем самым | | |формировался более эффективный образ жизни,| | |нежели образ действия по методике проб и | | |ошибок, присущий большинству животных. | | |Другие полагают в качестве основного пути | | |эволюции мышления складывания его | | |фундаментальных структур: матрицы “Я” | | |(эго-формы), бинарных оппозиций, установок | | |на причинность, целесообразность и тому | | |подобное. | | |3) поведенческие теории - складывания основ| | |человеческого образа жизни как | | |интенсификации соц. аспектов | | |коллективистского поведения. таковыми | | |аспектами считают либо альтруизм, либо | | |формы саморегуляции коллективной жизни | | |(половая, властная и прочая). | | |Предполагается, что именно соц. отбор, т.е.| | |межгрупповой отбор, в котором эволюционные | | |преимущества имели либо общности с большим | | |% альтруистических особей, либо | | |саморегулирующиеся общности с новыми | | |формами поведения - и был главным фактором | | |антропогенеза. | | |4) коммуникативно-символические теории - | | |приоритет отдается либо развитию | | |лингвистической коммуникации, либо более | | |универсальной символической коммуникации. | | |Данные версии антропогенеза следует | | |рассмат. как взаимодополняющие, так как в | | |наст. вр. статус самоочевидной имеет | | |теории полифакторности антропогенеза, | | |объясняющая формирование человека | | |взаимодействием параллельных факторов | | |трансформаций: деятельности, поведения, | | |мышления и общения. | | | | | | | | | |41. Проблема достоверности чувственных | | |восприятий. | | |Восприятие – целостный образ, окружающий | | |непосредственно воздействующие на органы | | |чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это | | |более высокая ступень познания и | | |существенно отличается от ощущений – | | |отражение св-в предметов объективного мира,| | |непосредственно воздействующих на органы | | |чувств. | | |Восприятие – это уже мыслящее живое | | |созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а | | |видим внутренним взором. Глубина этой | | |осмысленности зависит от опыта чел-ка. | | |Проблема закл-ся в том – можем ли мы | | |получить знания о вещах как они сущ-ют сам | | |по себе посредством ощущения и восприятия. | | |Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой | | |специфики наших органов чувств. | | |Процесс чувственного восприятия очень | | |сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело | | |вкл-ся не только органы зрения, но и наше | | |видение, кот тесно связано с нашим | | |отношением к этому предмету – красивый, | | |некрасивый и т.д. | | |Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых | | |явлений, событий, фактов зависит от | | |содержания понятий, а также от того в какой| | |мере и на сколько полно содержание понятий | | |освоено данным человеком. | | |42. Взаимосвязь чувственного и | | |рационального познания. | | |Психика человека выступает как сложное | | |системное образование с многочисленными | | |цепями взаимоопределения. В силу этого, | | |например, содержание ощущения определяется | | |не только внешним раздражителем, но и | | |состоянием мышления, памяти, воображения. | | |Чувственное и рациональное "пронизывают" | | |друг друга. | | |Допустим, нас интересует психический образ | | |"этого яблока", желтого, круглого и | | |сладкого. Налицо три понятия: понятие | | |цвета, понятие геометрической формы и | | |понятие вкуса. Понятие цвета охватывает | | |собой различные цвета, среди которых в | | |данном случае имеется лишь желтый. | | |Соответственно понятие вкуса в данном | | |случае представлено вкусом "сладкий". | | |Психический образ яблока выступает как | | |пересечение многочисленных понятий и их | | |чувственных показателей. Только вместе, в | | |согласовании друг с другом, понятие и | | |восприятие яблока дают адекватный | | |психический образ "этого яблока". | | |Психические образования, выступающие | | |синтезом чувственного и рационального, | | |обладают целостностью и соответственно | | |интегральным качеством. Так, мелодия | | |воспринимается как целое, совсем | | |необязательно она структурируется субъектом| | |на чувственную и рациональную составляющие.| | | | |17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. |40. Научная деятельность как творчество. | |Понятие личности. |Пути и способы решения научной проблемы. | |Человек – существо биосоциальное. Строго | | |говоря, эволюция человека происходит на | | |всем протяжении его существования. Но она | | |относится к социальной стороне его жизни. | | |Что же касается биологической эволюции | | |человека, то с тех пор как он выделился из | | |животного мира, она перестала иметь по | | |крайней мере решающее значение. Даже люди с| | |ослабленным здоровьем благодаря успехам | | |медицины могут принимать активное участие в| | |жизни общества. Сила естественного отбора в| | |социальном мире все более ослабевает, так | | |как социальные институты, здравоохранение | | |постоянно сглаживают влияние индивидуальной| | |биологической изменчивости. Сегодня | | |наблюдается очень медленный темп | | |генетических изменений, производимых | | |отбором, и вместе с тем большое | | |генетическое сходство между различными | | |человеческими группами. С другой стороны, | | |имеется огромное разнообразие человеческих | | |культур и образов жизней, очень быстрый | | |рост социальных изменений, | | |свидетельствующих о происходящей культурной| | |эволюции человечества. Поэтому можно с | | |уверенностью говорить о ведущей роли | | |культуры в эволюции homo sapiens. | | |Политические, экономические и социальные | | |изменения во многих странах, связанные с | | |улучшением жизни людей, прямо влияют на | | |состояние их здоровья и, следовательно, на | | |уменьшение зависимости человека от | | |естественного отбора. У человека роль | | |естественного отбора заключается в | | |сохранении генофонда, в сдерживании | | |мутаций, отрицательно влияющих на его | | |здоровье. если судить о физическом здоровье| | |людей, его состояние за историю существенно| | |улучшилось. Комплексным показателем здесь | | |может служить увеличение средней | | |продолжительности жизни населения. Теперь | | |обратимся к вопросу о развитии умственных | | |способностей. Один из создателей евгеники | | |(теории о наследственном здоровье человека | | |и путях его улучшения) английский психолог | | |и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) | | |был убежден в том, что интеллект | | |современного человека снижается. По его | | |мнению, представители низших классов | | |обладают более низким коэффициентом | | |интеллектуальности —IQ. В то же самое время| | |именно эти слои имеют и больше детей. | | |Однако в начале 60-х гг. была показана | | |ошибочность того, что существует прямая | | |зависимость между социальным положением, | | |количеством детей и IQ. Современные биологи| | |и антропологи полагают, что процесс | | |биологической эволюции человека как вида, | | |т.е. процесс видообразования человека, | | |прекратился со времени образования homo| | |sapiens. Прежде всего об этом | | |свидетельствует тот факт, что в течение | | |этого периода мозг человека не изменился, | | |морфологически. изменение его завершилось. | | |Противоположная точка зрения не имеет | | |достаточного основания. | | |В современной литературе по вопросу о роли | | |социальных и биологических факторов в | | |индивидуальном развитии человека существуют| | |два различных подхода к решению проблемы. | | |Одни авторы утверждают, что развитие | | |человека целиком обусловлено генами, | | |абсолютизируя, таким образом, биологический| | |фактор. Это направление называется | | |панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в| | |том, что все люди рождаются с одинаковыми | | |генетическими задатками, а главную роль в | | |развитии их способностей играют воспитание | | |и образование. Эта концепция получила | | |название пансоциологизм. В индивидуальном | | |развитии человека различаются два периода —| | |эмбриональный и постэмбриональный. Первый | | |охватывает период внутриутробного развития | | |человеческого эмбриона (зародыша). Уже на | | |самой ранней стадии развития эмбриона | | |начинается реализация генетической | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |