![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|чувств, существуя независимо от них. Т.е. |предмет в его изменении, «самодвижении», | |материя есть то, что существует вне |т.е. Существовании во времени. Он также как| |сознания (Ленин). Отношения м/у двумя |и принц. всесторонности предст-т собой | |реальностями яв-ся внешним вопросом |синтез содержания мыслительных форм, но он | |философии. Дух – понятие тождественно |касается одного и того же предмета иысли, | |идеальному, невещественному началу. Душа |рассматрив-го во временной послед-ти своих | |рассматривалась как источник жизненных |состояний, т.е. в изм-нии и развитии. | |стремлений, с нею связывались волевые |3. Связь с практикой – прежде всего с | |усилия человека и их результаты. Духовную |преобразовательной деят-тью общ-ва, но не | |сферу общественной жизни отличают ярко |всякая деят-ть, измен-щая внеш. среду м.б. | |выраженные многоплановость и разнообразие. |названа практикой. В ходе практики | |Человечество смогло выработать немало |выраб-ся, накап-ся совокупный общественный | |способов духовного постижения и освоения |опыт, кот явл основанием историч прогресса.| |мира: научный, эстетический, нравственный, |Запечатлеваясь в рез-х труда, практич | |религиозный и т.д. Каждый из них схватывает|деят-ть изменяет предметный мир ч-ка и | |лишь какую-то часть реальности точнее — |спос-ет изменению сложившейся формы общ-х | |дает определенный ракурс видения мира, |отношений. Практика явл-ся наиболее акт. | |позволяющий отыскать в последнем некий |компонентом рефлек-го познания. Все | |смысл и установить причастность человека к |принципы диалектики неразрывно связаны и | |этому смыслу. А все вместе они образуют |допол-ют др др. | |своеобразное; системное единство, в котором|Нельзя говорить сколько принципов диал. и | |явно просматриваются как существенные |явл-ся ли названное число окончательным. | |различия способов духовного освоения мира, |Диалектика – рефлек-я деят-ть выведенная на| |так взаимодополнительносгь, внутренняя |уровень мысли. | |взаимосвязь. Под духовной жизнью общества |Основные правила формальной логики, | |обычно понимают ту область бытия, в которой|освобожденные от тех условий, кот делают их| |объективная, надиндивидуальная реальность |формальными: | |дана не в форме противостоящей нам |1. З-н тождества – в ходе рассуждений | |предметной действительности, а реальности, |предмет мысли должен оставаться | |присутствующей в нас самих, являющейся |неизмененным (а=а) 2.З-н непротиворечия – | |неотъемлемой частью личности человека. |два исключающих др др суждения о предмете | | |рассматриваемом в одно и то же время и в | | |одном и том же отношении не могут быть | | |одновременно истинными. 3.З-н исключенного | | |третьего – из 2-х противоречащих суждений –| | |одно истинно, а др. ложно, и наоборот. 4. | | |З-н достаточного основания – каждое | | |суждение претендующее на истину д.б. | | |доказано. | |4. Основной вопрос философии. |27. Свобода человека и проблема | |Есть вопрос об отношении мышления к бытию, |человеческого отчуждения. | |что является первичным: дух или природа. |Личность – человеческий индивид в аспекте | |Позиция, согласно кот. мир объединяется |его социальных качеств, формирующихся в | |исходя из духа, сознания, получила название|процессе исторически конкретных видов | |идеализма (часто пересекается с религией). |деятельности. Личность формир в процессе | |Материализм – в основе миропонимания |деятельности, общения. Иначе говоря, формир| |природа, материя, объективная реальность. |ее в сущности есть процесс социализации | |Все философские течения зачислены либо «по |индивида. Этот проц требует от чел | |ведомству» материализма, либо идеализма, |продуктивной активности, выраж. в | |либо представляют собой соединение того и |постоянной корректировке своих действий, | |др. О.в.ф. будет вставать, пока существует |поведений, поступков. Это вызывает | |мир и познающий его человек. Философы не |необходимость развития способности | |ставят вопроса – что первично, что |самооценки, что связано с развитием | |вторично, а решают его применительно к |самосознания. Самосознание и самооценка в | |конкретным задачам познания. Материализм и |совокупности образуют тот основной стержень| |идеализм не обосновываются и не |личности, вокруг кот складывается | |опровергаются логическими средствами. Они |неповторимая специфика личности. При этом | |принимаются в качестве оснований. |только в деятельности индивид выступает и | |Ф. Шлегель – «все, что мы знаем о фил-ии |самоутверждается как личность, иначе он | |можно разделить на 5 основ-х видов: |остается вещью в себе. Чел может строить | |эмпиризм, материализм, скептицизм, |любые иллюзии на свой счет, но то, чем он | |пантеизм, идеализм.» Эмпиризм – все |является в действительности, может быть | |выводит из опыта (чувственные впечатления);|обнаружено только в деле. И именно по нему | |Материализм – принимает материю как |другие люди могут оценить его личность. | |источник всех вешей; Скептицизм – |Соц-деятельная сущность лежит в основе | |отрицает всякое знание, всякую философию; |социализации инд, в процессе которого и | |Пантеизм – объявляет все вещи одним и тем |формируется личность. Личность есть совок | |же (а=а); Идеализм – все выводит из духа|трех ее основных составляющих: | |и все подчиняет духу. Особенности о.в.ф.:|биогенетических задатков, воздействия соц | | |факторов и ее психосоциального ядра ч - | |1. Решение о.в.ф. содержится уже в самом |"Я". Это Я определяет характер психики чел,| |факте или процессе исследования, т.е. в той|сферу мотивации, способ соотнесения своих | |или иной позиции автора, его концепции или |интересов с общественными, уровень | |системе, хотя сама формулировка вопроса |притязаний, основу формирования убеждений, | |м/явно и не фиксироваться. |ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно | |2-я принципиальная особенность о.в.ф.: |же явл основой формир соц чувств человека: | |собственно философская проблематика |собств достоинства, долга, ответственности,| |содержится не в самом нем, а в способах его|совести, справедливости... Субъективно, для| |решения, имеющих конкретно-исторический |индивида, личность выступает как образ его | |хар-р и определяемый уровнем материального |Я - он то и служит основой внутр самооценки| |и духовного развития общества. |и представляет собой то, каким индивид | |3-я особенность состоит в том, что исходные|видит себя в настоящем, будущем, каким он | |посылки 2х основных философских направлений|хотел бы быть. Человек как личность есть | |материализма и идеализма, не обосновываются|процесс, требующий неустанной душевной | |и не опровергаются логическими средствами. |работы. Главным результирующим свойством | |Они принимаются в качестве оснований, |личности явл мировоззрение. Человек | |отталкиваясь от кот-х философ более или |вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл| |менее последовательно проводит избранную им|моей жизни? Только выработав то или иное | |линию. |мировоззр, личность, самоопределяясь в | |Ф. Энгельс сказал что вопрос об отношении |жизни, получает возможность осознано, | |духа к материи, мышления к бытию есть |целенаправленно действовать, реализуя свою | |великий, основной вопрос всей философии. |сущность.(самореализация). | |Рассматривая о.в.ф. в историческом плане мы|Лишение индивида общения и возможности | |отчетливо прослеживаем его важнейшие |выбора отриц сказ на развитии личности. Еще| |особенности, отличные от тех которые |страшнее навязывание чужой воли. Человек, | |характерны для основных вопросов конкретных|полностью подчиненный другому уже не есть | |наук. |личность. Свобода есть неотъемлемые | |Основной вопрос философии фиксирует |атрибуты личности. Люди обладают знач | |онтологические и гносеологические отношения|свободой в определении целей своей | |материи и сознания, без которого не может |деятельности, средств для достиж этой цели.| |сущ-ть ни одна фил концепция. Другие |Свобода следовательно не абсолютна и | |проблемы типа эстетич. или этич. потому и |претворяется в жизнь как осущ возможности | |называются фил, что могут быть рассмотрены |путем выбора определенной цели и плана | |через призму гносеологии и онтологии. |действий. Жизнь прекрасна сама по себе. | | |Уже сознание этого наполняет нашу жизнь | | |смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть,| | |мужество, добро, верность в дружбе, | | |уважение к старшим, способность бороться с | | |собственными недостатками и пороками... Все| | |эти духовные ценности наполняют нашу жизнь | | |смыслом, выступая в совокупности. Главные | | |духовные факторы, придающие жизни высокий | | |смысл: Свобода побуждает нас к борьбе, при | | |необходимости, к отказу от всех | | |человеческих радостей и наслаждений. | | |Свобода даже через страдания, риск, потери | | |и поражения - делает нашу жизнь прекрасной.| | |Только свободный человек может делать | | |выбор. Творчество, созидание в условиях | | |свободы: Счастье заключается не в самом | | |состоянии счастья, а в его достижении. | | |Деятельная, творческая жизнь всегда была | | |свободная, всегда счастливая, всегда полна | | |смысла. Каждый человек ищет в жизни что - | | |то главное, решающее, великое, что освещает| | |его жизнь. Каждый человек живет ради | | |чего-то большего, чем собственная жизнь, в | | |конечном счете- ради других людей. | | |Жизнь обретшая смысл не страшится смерти. | | |Свобода личности: | | |В истории общественной мысли свобода | | |традиционно рассматривалась в ее | | |соотношении с необходимостью. Сама же | | |необходимость воспринималась, как правило, | | |в виде судьбы, рока, повелевающих | | |поступками человека и отрицающих свободу | | |его воли. Противопоставление понятий | | |“свобода” и “необходимостью” как | | |философских антиномий, отрицание или | | |подмена одного из них другим были камнем | | |преткновения для мыслителей, так и не | | |находивших удовлетворительного решения | | |проблемы. Философское решение проблемы | | |свободы и необходимости, их соотношения в | | |деятельности и поведении личности имеет | | |огромное практическое значение. Для | | |философов, ? считали первичной сущность, | | |свобода была лишь конкретным воплощением | | |необходимости со случайными отклонениями от| | |нее. Для считавших первичным существование:| | |свобода – первичная реальность человеческой| | |жизни, в то время как необходимость – | | |абстрактное понятие. | | |. Человеческое отчуждение. В широком | | |понимании отчуждение есть социальный | | |процесс, в кот рез-ты деят-ти ч-ка | | |превращ-ся в самост-ую господствующую над | | |ним и враждебную ему силу. Это явление | | |связано с общественным разделением труда и | | |возник-ем частной собственности, | | |последствия этого – гос-во как аппарат | | |насилия одного класса над др., социал. | | |неравенство и эксплуатация, абсолютизация | | |духовных сил ч-ка и превращение их в | | |сверхестест-е (религия и идеализм), такое | | |развитие науки и техники, когда они | | |обращаются против ч-ка. Отчуждение есть | | |побочный продукт процесса овеществления | | |человеком своих сил и способностей, что в | | |усл-х разделения труда и складывающихся на | | |этой основе соц отношений приводит к | | |отчуждаемости отношений, что отраж-ся в | | |сознании индивида и обществ-й психологии. | | |Это выражается в разрыве м/уожиданиями ч-ка| | |и нормами, кот предписываются ему соц | | |стр-рой, восприятие этих форм как чуждых | | |лич-ти, чувством изоляции, одиночества. Все| | |это предполагает нарушение норм соц-го | | |поведения. | | |Феномен отчуждения прослеживается во всей | | |истории чел-ва (кроме м.б. родового | | |общ-ва): К.Маркс показал, что условия | | |труда отчуж-ся от самого труда и | | |противопоставляется рабочему в кач-ве | | |капитала и поэтому рабочий занятый в проц | | |труда одностор образом выходит из него | | |обедненным и опустошенным. Рез-ты труда | | |также отчуж-ся от наемного рабочего. Т.о. | | |формы отчуждения: 1опустошение и обеднение | | |труженика в процессе труда; 2отч условий | | |деятельности от деятельности - | | |противостояние условий труда (собственность| | |на средства произ, управление, организация)| | |– субъекту труда; 3отч результатов | | |деятельности от субъекта; 4отч теории от | | |практики, что дает отклонения в сознании и | | |поведении членов общества; 5соц структур и | | |институтов от трудящихся – бюрократическая | | |машина. Не только р. но и все люди являются| | |отчужденными. Отнош между людьми тоже | | |отчужденные и различия только в видах и | | |уровнях отч. М указывает на сущ первичных и| | |вторичных уровней отч. | | |Устранение отчуждения. Универсальный | | |человек. Процесс, обратный отчуждению, - | | |присвоение чел собственной подлинной | | |сущности. М связывает его с общ | | |преобразованиями, с освобождением кот в | | |основе имеет уничтожение отчужд труда. Что | | |будет , если чел начнет производить как | | |человек, т.е. не подневольно. В этом случае| | |труд станет средством саморазвития | | |человека, в реализацию человеком своих | | |лучших сторон. Характеристика присвоения | | |челов собственной сущности, или превращ | | |труда из принуд в человеческий рассматр М | | |по тем же параметрам, что и процесс | | |отчуждения: 1. по присвоению предм труда и | | |его результата 2. По освобождению самой | | |деятельности 3.присв человеком труда общей | | |родовой сущности 4.гармонизации отношений | | |между людьми. Здесь М создает грандиозную | | |по своему пафосу картину челов, живущего в | | |единстве с природой, преобразующего прир в | | |соответствии с ее законами. Гармония с | | |внешней прир осущ в деятельности, в кот | | |человек реализует свои цели не по законам | | |утилитарной пользы, а по зак красоты. | | |Внутренняя прир чел также преобразуется. | | |Вместо отчужденного недочеловека появляется| | |человек, само природное развитие есть | | |гармоничный р-т всей истории чел общества. | | |В человеке начнут реализовываться | | |способности, пока еще реализующиеся не у | | |всех (музык ухо, художественно развитый | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |