![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум| |или определение жизни представляет проблему| | |кот нельзя решить раз и навсегда, это | | |зависит от уровня развития практики и | | |познания. К этой проблеме люди возвращаются| | |снова и снова. Сам факт наличия этой | | |проблемы говорит о необходимости наряду со | | |всеми др формами отношения к живому, также | | |и такого отношения, как познавательное, то | | |есть о необходимости изучать жизнь во всех | | |ее многообраз-х проявлениях. | | |В наше время основную массу знаний о живом | | |люди получают из биологии. Биология видит | | |живое как бы извне и дает объективные | | |знания о живом. Философию интересуют | | |отношения м/у ч-ком и живым. | | |В разграничении живого и неживого ч-к | | |сталкив-ся с вопросом о происхождении | | |жизни. Возникновение живой жизни явилось | | |закономерным рез-том предшествующей | | |эволюции планеты. Первые признаки жизни | | |появились примерно 4 млрд. лет назад, | | |прмр.2 млрд. лет назад появились клетки | | |способные к фотосинтезу, распростр. жизни | | |по всей поверхности планеты – биосферы. | | |Жизнь предстает как непрерывный во времени | | |и пространстве поток, в кот. постоянно | | |преобразуются вещ-во, энергия и информация.| | |Каждый организм хар-ся наличием процессов | | |обмена веществ, управлением роста, развития| | |и размножения. | |8. Эволюционизм и его ограниченность. |31. Гносеологические и социальные границы | |Эволюционная теория и генетика. |научного познания. | |Эволюционизм – учение о развитии живой |Гносеология - изучение проблем природы | |природы, разработанное гл.обр. Ч.Дарвином; |познания и его возможностей, отношения | |гл.факторами эволюции живых существ явл. |знания к реальности, исследование | |изменчивость, наследственность и отбор(иск |предпосылок познания, условий его | |и ест). Эв. теория явл основой биологии. |достоверности и истинности. Знание - | |Эв. теория доказывает, что жизнь произошла |проверенный общественно-исторической | |естествен. путем, все живые формы произошли|практикой и удостоверенный логикой | |от более простых. |результат процесса познания | |Возникновение земной жизни явилось |действительности, адекватное ее отражение в| |закономерным рез-том предшеств-щей эволюции|сознании человека в виде представлений, | |нашей планеты, не требовавшей вмешательства|понятий, суждений. Знание обладает | |внеш. воли, и определить необх-ые и |различной степенью достоверности, отражая | |достаточ-ые условия, а также |диалектику абсолютной и относительной | |последовательные стадии диалектич. скачка |истины. Отношение знания к действительности| |от неживой природы к первонач-ым формам |носит многоуровневую и сложно | |жизни. |опосредованный характер и развивается как в| |Представление о жизни как определенной |истории человеческой культуры, так и в | |стадии в эволюции не только нашей планеты, |процессе индивидуального развития личности.| |но и космоса, Вселенной в целом |Научное знание делится на эмпирическое и | |формировалось в нач. 20в. рядом весьма |теоретическое. Житейские знания | |своеобраз. мыслителей, которых принято |основываются на здравом смысле и обыденном | |относить к направлению русского космизма. |сознании и являются основой поведения | |Идеи русского космизма оказали влияние на |человека. Эта форма знания совершенствуется| |В.И.Вернадского, в творчестве кот., |по мере развития научного знания. Научное | |пожалуй, с наиб. глубиной реализовалось |знание характеризуется осмыслением факторов| |представление о жизни как факторе |в системе понятий данной науки, включается | |планетарного и космич-го порядка и об |в состав теории образующей высший уровень | |ответственности человека наделенного |научных знаний. Научное знание - обобщение | |разумом за сохранение жизни. |достоверных фактов, за случайным находит | |Эв. теория – совок-ть представлений. Эв |необходимое и закономерное, за единичным и | |теория практически не доказана. |частным - общее. На этой основе | |Основу эволюционного подхода к проблеме |осуществляется прогнозирование. Научное | |возникновения жизни составляет идея |знание необходимо для того, чтобы | |развития, которая как методологический |направлять и регулировать практику. Наука | |принцип познания живой природы начала |ориентирована на предметное и объективное | |оформляться в период XVII— XVIII веков. |исследование действительности. Научное | |Однако первые попытки носили характер |знание характеризуется системностью и | |стихийных, гениальных догадок. Впервые |обоснованностью. Научное знание - продукт | |концепция развития (в особенности |научной деятельности. | |органического) была сформулирована | | |древнегреческими философами. В философии | | |Аристотеля появляется диалектический | | |результат живого развития жизни. Эти | | |взгляды дальнейшее воплощение получили в | | |принципе непрерывности Г.В. Лейбница и его| | |учении о всеобщей связи сущего. Лейбниц | | |приходит к выводу о родстве всех живых | | |существ и о их единстве с неорганической | | |природой. Воззрения швейцарского философа и| | |естествоиспытателя Ш. Бонне испытали | | |влияние Лейбница. По мнению Бонне, | | |органический мир в целом можно сравнить с | | |организмом, в котором все элементы связаны | | |между собой настолько тесно, что невозможно| | |допустить отсутствие какого-либо из них. | | |Концепция Бонне в своей основе не содержала| | |идеи развития, так как основывалась на | | |преформистских представлениях, согласно | | |которым эволюция — это развертывание вечно | | |существующих зародышей, исключающее | | |новообразования. Французский материалист Ж.| | |О. Ламеттри высказал идею о возникновении | | |живых форм из органических зародышей под | | |влиянием внешней среды. Единство | | |растительного и животного царства он | | |усматривал в сходстве составляющих их | | |элементов. | | |Важную роль в разработке идеи развития и | | |становления эволюционного учения сыграли | | |труды выдающегося французского | | |естествоиспытателя XVIII'в. Ж. Л. Бюффона, | | |автора знаменитой многотомной «Естественной| | |истории». Он вообще стал отрицать | | |возможность какой бы то ни было | | |классификации, полагая, что виды — не | | |реально существующие в природе единицы, а | | |искусственные, надуманные категории. Одним | | |из первых философов, сделавших попытку | | |применить современное ему естествознание | | |для объяснения строения и развития мира, | | |был И. Кант. Признание эволюции живого и | | |растительного мира явилось для Канта | | |логическим завершением его космогонической | | |гипотезы. Во времена Канта господствовала | | |идея неизменяемости и постоянства видов. | | |Возможность доказательства общности | | |происхождения «великого множества» видов | | |живых организмов, населяющих Землю, Кант | | |видел в создании естественной истории как | | |самостоятельной науки. Высказываясь в | | |защиту исторического подхода, Кант горячо | | |выступает против идеи множества локальных | | |актов творения. В этот же период немецкий | | |естествоиспытатель К. Ф. Вольф опубликовал | | |свою диссертацию «Теория зарождения», в | | |которой опроверг учение о преформации и | | |научно обосновал теорию эпигенеза. | | |В 1809 г. Ламарк опубликовал «Философию | | |зоологии», которая содержала его основные | | |возражения против метафизической идеи | | |вечности и неизменности видов. Впервые в | | |истории науки в этом труде была | | |последовательно изложена идея о постепенном| | |развитии всех организмов из простейших форм| | |жизни, сделана первая попытка объяснить это| | |развитие действием естественных сил, | | |влияющих на организацию растений и | | |животных. Согласно Ламарку, развитие | | |органического мира осуществляется путем | | |естественной «градации», как постепенный | | |переход от простейших форм биологической | | |организации к усложняющимся и | | |совершенствующимся. Накопленный длительным | | |развитием биологической науки фактический и| | |теоретический материал требовал своего | | |объяснения в рамках общей концепции, | | |диалектически отражающей противоречивые | | |процессы развития в живой природе. Такое | | |объяснение было дано Ч. Дарвином, который | | |вскрыл и объяснил источники и движущие силы| | |этой эволюции. В основу теории эволюции им | | |были положены следующие материальные | | |факторы: наследственность, изменчивость и | | |естественный отбор. Его учение о | | |естественном отборе стало ключевым в | | |решении многих проблем эволюции | | |органического мира. В 1859 г. был выпущен | | |главный труд всей жизни Ч. Дарвина — | | |«Происхождение видов путем естественного | | |отбора, или Сохранение благоприятствуемых | | |пород в борьбе за жизнь». Дарвин вскрыл | | |движущие силы эволюции живой природы. Он | | |попытался понять и объяснить действительную| | |природу внутренних противоречий | | |органического мира. Его теория не только | | |объясняет характер этих противоречий, но и | | |указывает пути, по которым они разрешаются | | |в мире животных и растений. Значительное | | |место во всех трудах Дарвина, и в | | |частности, в «Происхождении видов», | | |занимают доказательства самого факта | | |органической эволюции. Сейчас | | |общепризнанно, что в основе всего живого | | |лежат сходные химические соединения группы | | |белков, среди которых особое положение | | |имеют нуклеопротеиды. Это — соединения | | |белковых тел и нуклеиновых кислот. | | |Нуклеопротеиды составляют основной | | |компонент клеточного ядра растений и | | |животных. Исследования в области | | |молекулярной биологии показали, что | | |нуклеиновые кислоты ответственны за многие | | |важные процессы жизнедеятельности | | |организмов. При этом особую роль играют | | |макромолекулы дезоксирибонуклеиновой | | |кислоты (ДНК) и рибонуклеиновой кислоты. | | |Доказательством эволюции служит и сходство | | |органов животных, выражающееся в их | | |положении, соотношении в общем плане | | |строения и в развитии из сходного зачатка | | |зародыша. Сходные органы называются | | |гомологичными органами. Эволюционная теория| | |объясняет сходство органов общностью | | |происхождения сравниваемых форм, тогда как | | |сторонники креационистских концепций | | |истолковывали это сходство как волю творца,| | |создававшего группы животных по | | |определенному плану. Подтверждением идеи | | |эволюции является отражение истории | | |развития организмов на их строении и на | | |процессах зародышевого развития, а также | | |географическое распространение организмов. | | |Особое место в разработке и углублении | | |эволюционных представлений занимает | | |генетика. Представления о неизменности | | |генов начинают преодолеваться в 20—30-е | | |годы XX в. в связи с возникновением | | |популяционной, эволюционной генетики. | | |Выяснение структуры популяций позволило | | |по-новому посмотреть на эволюционные | | |процессы, разыгрывающиеся на популяционном | | |уровне. Генетика дала возможность | | |проследить основные этапы эволюционного | | |процесса от появления нового признака в | | |популяции до возникновения нового вида. Она| | |принесла в исследование внутривидового, | | |микроэволюционного уровня точные | | |экспериментальные методы. | | | |35. Эмпирическое познание и его методы. | | |Эмпирическое познание предполагает | | |формирование на основе данных наблюдения | | |особого типа знания - научного факта. | | |Научный факт возникает как результат очень | | |сложной рациональной обработки данных | | |наблюдений: их осмысления, понимания, | | |интерпретации. Эмпирическое исследование в | | |основе своей ориентировано на изучение | | |явлений и зависимостей между ними. Оно | | |базируется на непосредственном практическом| | |взаимодействии исследователя с изучаемым | | |объектом. Оно предполагает осуществление | | |наблюдений и экспериментальную деятельность| | |- в этом заключается особая роль эмпирии в | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |