![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум| |явления, которые человек не мог объяснить, | | |он списал на магические, недоступные его | | |разумению силы. И память об этих силах | | |заложена в наших генах, она пронесена из | | |поколения в поколение в обрядах, рассказах,| | |сказках, легендах. Она находится в нашем | | |подсознании, откуда выходит в критические | | |моменты нашей жизни. Когда кажется, что | | |ничто не способно помочь, память | | |выталкивает нам воспоминания о силах и | | |обрядах, могущих вызвать их. | | |И магия и астрология являются формами | | |познаний, просто эти формы отличны от | | |научных. Тем не менее, от древности до | | |нашего времени, из века в век, люди | | |обращались и продолжают обращаться к силам,| | |которые находятся вне их понимая, к силам, | | |которые, как люди верят, могут оказать | | |влияние на их судьбу. | | |ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины | | |путем прямого ее усмотрения без обоснования| | |с помощью доказательств; способность | | |непосредственно, как бы “внезапно”, не | | |прибегая к опосредствованному развернутому | | |умозаключению, находить, открывать истин | | | | |14. Объяснение в научном познание. Научное|37. Предпосылки и основания научной теории.| |познание (и знание как его результат) есть |Методы теоретического исследования. | |целостная развивающаяся система, имеющая |Теоретическое познание выделяет сущностные | |довольно сложную структуру. Последняя |связи в чистом виде. Сущность объекта | |выражает собой единство устойчивых |представляет собой взаимодействие ряда | |взаимосвязей между элементами данной |законов, которым подчиняется данный объект.| |системы. |Задача теории воссоздать все эти отношения | |Научное познание есть процесс, т. е, |между законами и т.о. раскрыть сущность | |развивающаяся система знания, основным |объекта. Теоретический закон – это всегда | |элементом которой является теория — высшая |знание достоверное. Получение такого знания| |форма организации знания. Взятое в целом, |особых исследовательских процедур. В | |научное познание включает в себя два |теоретическом исследование отсутствует | |основных уровня: эмпирический и |непосредственное практическое | |теоретический. Объяснение - функция |взаимодействие с объектами. Объект может | |научного познания, раскрытие сущности |изучаться только опосредованно, в мысленном| |изучаемого объекта; осуществляется |эксперименте, но не в реальном. | |посредством постижения закона, которому |В качестве основного средства | |подчиняется данный объект, либо путем |теоретического исследования выступают | |установления тех связей и отношений, |теоретически идеальные объекты. Их также | |которые определяют его существ. Черты. По |называют абстрактными объектами или | |существу О. представляет собой включение |теоретическими конструкциями. Это особые | |знаний об объекте (подлежащем объяснению) в|абстракции, в которых заключен смысл | |более широкий контекст знания. О. |теоретических терминов. Н-р: материальная| |предполагает в качестве предварительного |точка, абсолютно твердое тело, идеальный | |этапа - описание этого объекта и анализ |товар и т.д. | |последнего в системе его связей отношений и|В теоретическом исследовании применяются | |зависимостей. В структуре О. как |следующие методы: | |познавательной процедуры различают |1. идеализация (м-д построения | |следующие элементы: исходное знание об |идеализированного объекта). | |объекте; знание, используемое в качестве |2. мысленный эксперимент с идеализированным| |условия и средства О.(основания О.); |объектом | |познавательные действия, связанные с |3. методы построения теории (восхождение от| |применением знания, оснований О., к |абстрактного к конкретному, аксиоматический| |объясняемому объекту. Наиболее развитая |и гипотетико-дедуктивный методы). | |форма научной О.- объяснение на основе |4. методы логического и исторического | |теоретических законов, связанное с |исследования | |осмыслением объясняемого объекта в системе |При аксиоматическом построении | |теоретического знания. В науке широко |теоретического знания сначала задается | |используется форма О., заключающаяся в |набор исходных положений, не требующих | |установлении причинных, генетических, |доказательства. Эти положения называются | |функциональных и др. связей между |аксиомами. Затем из них строится система | |объясняемым объектом и соответствующими |выводных предложений. Совокупность исходных| |условиями, факторами и т.п. Основанием в |аксиом и выведенных на их основе | |таких О. выступают общие категориальные |предложений образует аксиоматически | |схемы, отражающие различные связи и |построенную теорию. Аксиомы – это | |зависимости, а сами О. нередко служат |утверждение, доказательства истинности | |исходным пунктом развития представлений об |которых не требуется. | |объекте. Раскрывая сущность объекта, О. |Гипотетико-дедуктивное развертывание теории| |также способствует уточнению и развитию |состоит в том, что сначала создается | |знаний, которые используются в качестве |гипотетическая конструкция, которая | |основания объяснения. Процессы О. в науке |дедуктивно развертывается, образуя целую | |не сводятся к простому подведению объекта |систему гипотез, а затем эта система | |под ту или иную концептуальную схему, а |подвергается опытной проверке в которой она| |предполагают введение промежуточных |уточняется и конкретизируется. Этот метод | |компонентов знания и уточнение условий и |является специфическим приемом | |предпосылок О. |теоретических знаний в эмперических науках.| | | | | |Метод восхождения от абстрактного к | | |конкретному применяя его исследователь | | |сначала находит главную связь (отношение) | | |изучаемого объекта, а затем шаг за шагом | | |прослеживая, как она видоизменяется в | | |различных условиях, открывает новые связи, | | |устанавливает их взаимодействия и таким | | |путем отображает во всей полноте сущность | | |изучаемого объекта. Данный метод | | |применяется при построении различных | | |научных теорий и может использоваться как в| | |общественных, так и в естественных науках. | |15. Гипотеза, как форма развития научного |38. Сознание и бессознательное. Понятие | |познания. |измененного состояния сознания. | |Гипотеза. Исследование проблемы начинается |Помимо формального содержания и | |с выдвижения гипотезы, представляющей собой|чувственно-конкретной оброзности | |обоснованное предположение, выдвигаемое с |составляющей сознание явление | |целью выяснения закономерностей, и причин |бессознательное – совокупности психических | |исследуемых явлений. |явлений, состояний и действий, не | | Как форма научного познания гипотеза |представленных в сознании человека и не | |характеризуется прежде всего тем, что она |поддающиеся контролю. | |является обоснованным предположением и это |Бессознательное не просто то, что не | |отличает ее от разного рода догадок и |осознаётся (например, физиологические | |необоснованных предположений. Гипотеза |процессы в организме), а только те | |опирается на факты, согласуется с законами |несознаваемые явления, которые влияют на | |теории, на основе которой она выдвинута. |образ мыслей, эмоции, действия индивида. | |Ученые начали обсуждать возможность |Моментальные решения – вид психической | |возникновения жизни на Земле из химических |деятельности, осуществляемый бессознательно| |соединений немногим более столетия назад. |(инженер вслепую определяет поломку). | |Под микроскопами того времени живая клетка |Бессознательная сфера – это фундамент | |казалась всего лишь пузырьком, заполненным |мышления, не поддающийся словесному | |различными веществами. Поэтому Дарвину и |выражению. Человек сознательно | |его современникам легко было представить |перерабатывает 102 бит информации/сек., а | |себе, что простейшие формы жизни могли |бессознательно 107 бит информации в | |возникнуть из случайной комбинации |секунду. | |органических веществ в первичном |В психологии бессознательное | |“бульоне”.Но с тех пор как ученые глубже |рассматривается как форма психической | |проникли в тайны живой клетки, |активности, выпадающая из сознательной | |предположение о том, что жизнь возникла из |действительности. | |химических веществ,уже не кажется таким |Симонов выделяет две группы | |логичным. Однако, несмотря на это, |бессознательного: | |большинство современных ученых по-прежнему |подсознание – содержит то, что может быть | |свято верит в догму химической эволюции. |осознано в определённых условиях. | |После проверки и отбора фактов и выдвижения|Подсознание защищает сознание от лишней | |научной идеи начинается следующий этап |работы. | |решения проблемы - выработка научной |Сверхсознание – психические процессы, | |гипотезы. Гипотеза - научное допущение или |которые не осознаются ни при каких | |предположение истинного, значение которого |условиях, работа сверхсознания направлена | |не определено. Гипотеза - это предположение|на удовлетворение потребности, которая на | |о существовании какой-то вещи, явления, |данный момент доминирует в | |свойства, связи, отношения и т.д. Однако не|оценочно-мотивационной сфере сознания | |всякое предположение в науке является |личности. | |гипотезой. Научная гипотеза должна отвечать|Язык выступает связующим звеном между | |ряду требований, главные из которых: 1) |сознанием и бессознательным. | |соответствие фактам, которые эта гипотеза |Изменённое состояние сознания – сновидения,| |собирается объяснить; 2) внутренняя |гипнотическое состояние, трансперсональное | |непротиворечивость; 3) проверяемость; 4) |состояние – оно не ведёт к полному | |соответствие ранее накопленному, объективно|отключению от окружающих | |истинному теоретическому знанию; 5) | | |простота. Различают гипотезы - как метод | | |развития научного знания, включающий в себя| | |выдвижение и последующую экспериментальную | | |проверку предположений и как структурный | | |элемент научной теории. Каждая гипотеза | | |выдвигается для объяснения, предсказания | | |каких-то фактов. Соответствие фактам - | | |главное условие состоятельности научной | | |гипотезы. Другое требование - внутренней | | |непротиворечивости - это требование | | |последовательности, логической | | |безупречности гипотезы вытекает из того, | | |что внутренне противоречивая гипотеза | | |практически бесполезна, так как из нее, как| | |было доказано еще в Средние века Д. | | |Скоттом, можно вывести все, что угодно. | | |Важнейшим требованием к научной гипотезе | | |является ее проверяемость. Если гипотеза не| | |допускает принципиальной проверки, то она | | |становится недоказуемой и неопровержимой, | | |превращается в религиозную догму. Важным | | |требованием к научной гипотезе является ее | | |принципиальная опровержимость. Если | | |гипотеза в принципе не может быть | | |опровергнута, не допускается даже | | |возможность существования фактов, | | |противоречащих гипотез не является научной.| | |Четвертое требование к гипотезе есть | | |проявление, так называемого, принципа | | |соответствия в науке. | | |16. Антропогенез и его проблемы. |39. Этика науки и нравственная | |Современные концепции антропогенеза. |ответственность ученого. | |Человек — сложная целостная система, |Сила науки, ее эффективность определяются | |которая в свою очередь является компонентом|достижением высот знания. Но богатство | |более сложных систем — биологической и |человеческой жизни не исчерпывается | |социальной. Это обусловлено тем, что он — |институтом знания. Бескорыстное служение | |существо как биологическое, так и |идеалам научной истины деформируется, | |социальное. Одной стороной своего |причем весьма существенным образом, под | |существования человек принадлежит природе, |влиянием вненаучных и ненаучных факторов. | |другой — социальному миру. Первый вопрос, |Ученый, максимально информированный в | |на который следует ответить, заключается в |области своих изысканий, за их пределами | |гом, как биологический организм, |часто является некомпетентным человеком. | |принадлежащий к типу хордовых, подтипу |Раскрытие физиками тайн атомного ядра | |позвоночных, классу млекопитающих, отряду |позволило создать сначала атомную, а затем | |приматов, семейству гоминид превращается в |водородную бомбу — чудовищные средства | |человека — существо не только |уничтожения жизни на Земле. Создавать или | |биологическое, но и социальное, в носителя |не создавать атомную бомбу — это уже вопрос| |культуры. В этом и состоит суть проблемы |не физической теории, а скорее психологии, | |антропогенеза. Причем термин «проблема» |социологии, других гуманитарных наук. Между| |здесь как нельзя более кстати, ибо перед |тем он решался не учеными, а политиками, | |наукой стоит действительно актуальная |которые сумели привлечь к исполнению своих | |задача, требующая решения. |замыслов ряд выдающихся физиков и техников.| |20 в. своей культурно-исторической рев-цией| | |вызвал к жизни мн-во течений, отраж. |Рано или поздно необходимо разрешить | |духовные поиски западного мира в условиях |проблему правильного использования | |глубоких соц-эк. потрясений. Напряженность |достижений науки. В таком случае мгновенно | |ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием |возникает вопрос об этике ученого, его | |глобальн. кризисов как в самих основах чел.|нравственности. Увы, но достижение истины | |сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и |не всегда ведет к добру. Прав французский | |природы. Трагические реальности 20 в. |философ М. Монтенъ, отмечавший: "Тому, кто | |заставили со всей остротой поставить вопрос|не постиг науки добра, всякая наука | |о самой природе человека. Впервые в истории|приносит лишь вред". | |сам ч-к стал проблемой. |Любой, кто серьезно относится к науке,— | |Все это стимулировало появление ф. |либо сам занимаясь научными изысканиями, | |антропологии, задачи к-рой создать |либо используя достижения науки,— попадает | |целостный "образ человека" в свете |в ситуации своеобразного выбора, который | |трагического опыта, пережитого |приходится делать. Занятия наукой | |человечеством в новейшую историю. |вырабатывают определенное ценностное | |Антропология – наука о происхождении и |отношение к миру. Подлинный ученый, как | |эволюции физической организации человека и |правило, высоко ценит логическую дисциплину| |его рас. Основные разделы антропологии – |ума, способность обосновывать делаемые | |антропогенез, морфология человека (учение о|выводы, стремление к истине, достоинства | |закономерностях роста и общих для всего |теории и эксперимента. В силу постоянного | |человечества вариациях в строении человека |роста научного знания ученый как бы | |На данный момент вопрос о возникновении |исподволь подпитывается стимулами, | |человека остается открытым |ставящими его в критическое отношение к | |До 17, 18 веков понятия эволюции не было. В|догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе| |19 в. стали раскапывать существа чем-то |с тем никакая наука не спасает от | |похожие на человека. Теория эволюции |догматизма и от неоправданного преклонения | |Дарвина и Ламарка заставила по-другому |перед авторитетами, если ученый не обладает| |взглянуть на эти находки. В 1859 г. Дарвин |необходимыми свойствами характера, | |выпустил первую книгу, в 1870 г. вторую, в |порядочностью, честностью, мужеством. | |которой вывел из обезьяны человека. Дарвин |Применение научных знаний не является | |нарисовал генеологическое дерево, которое |нейтральным ни в политическом, ни в | |вело к человеку, он не говорил, что |социальном, ни в экономическом, ни в | |обезьяна превратилась в человека. |экологическом, ни в моральном отношениях. | |В древе Дарвина нет промежуточного звена, |Ответственность за применение достижений | |нет до сих пор! После книги Дарвина, |науки в первую очередь несут сами творцы | |Уоллис тоже эволюционист, написал, что |науки, ученые. Никто не в состоянии лучше | |естественный отбор никак не подходит к |самих ученых оценить положительные и слабые| |человеку. Его выводы: 1) естественный |стороны применения результатов научных | |отбор обеспечивает приспособление к среде и|исследований. Прогресс науки — не самоцель | |ни на что больше претендовать не может; 2)|для человечества, он призван способствовать| Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |