![]() |
|
|
Шпора по философии, кандидатский минимум|истина - это такое содержание знания, кот |эпохи. На этой основе создается знаменитая | |не опровергается последующим развитием |культурологическая концепция Г. Юнга, | |науки, а обогащается и постоянно |связанная с пониманием бессознательного как| |подтверждается жизнью. Конкретность - это |коллективного и безличного, в первую | |свойство истины, основаное на знании |очередь, а уж затем субъективного и | |реальных связей, взаимодействия всех сторон|индивидуализированного. Коллективное | |объекта, главных, сущ свойств, тендеций его|бессознательное находится в основе | |развития. Так истиность или ложность тех |архетипов культуры, которые нельзя описать,| |или иных суждений не м.б. установлеа если |осмыслить и адекватно отразить в языковых | |не известны условия места, времеи..., в кот|формах. | |они сфрмулированы. Суждение, верно отраж | | |объект в даных условиях, становится ложным | | |по отнош к тому же объекту в иных | | |обстоятельствах.(кипение воды при100 град).| | |Что дает людям гарантию истиности знания? | | |Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины | | |ясность и отчетливость мышления. Пример: | | |квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и | | |очевидность - субъект состояния сознания и | | |они нуждаются в опоре на что-то более | | |прочное. Выдвигался и такой крит истины, | | |как общезнанчимость: истино то, что соотв | | |мнению большинства. Однако вспомним | | |Коперника. Он один был прав, а остальные - | | |нет. Сущ и прагматический критерий истины:| | |истинные идеи - это те кот хорошо | | |работают.( полезные) Что лучше работает на | | |нас, ведет нас, что лучше всего подходит к | | |каждой части жизни и соединимо со всей | | |совокупностью нашего опыта. Если представл | | |о боге будут удовлетворять этим критериям -| | |то они истинные. Крит истины закл в | | |практике. Именно в практике должен чел | | |доказать истиность, т.е. действительность | | |своего мышления. Один из принципов н | | |мышления гласит: некое полож явл истинным, | | |если возможно доказать, применимо ли оно в | | |той или иной конкретной ситуации. Этот | | |принцип выраж в термином реализуемость. | | |Посредством реализации идеи в практ | | |действии знание соизмеряется, | | |сопоставляется со своим объектом, выявляя | | |тем самым настоящую меру объективности, | | |истинности своего содежания. В кач | | |критерия истины практика раб не только как | | |предметная деятельность. Она выступает и в | | |опосредованой форме - как логика, | | |закалившаяся в горниле практики. Нельзя | | |забывать, что практика не может полностью | | |подтвердить или опровергнуть какое бы то ни| | |было предсавление, знание. “ Атом неделим” | | |- так считалось много веков и практика | | |подтверждала это. Практика хранит молчание | | |относительно того, что находится за | | |пределами ее исторически ограниченных | | |возможностей. Однако она постояно | | |развивается, совершенствуется. В процессе | | |развития истинного знания, увеличеия его | | |объема наука и практика все больше | | |выступают в нераздельном единстве. | | |В философии существуют следующие концепции | | |истины: 1) классическая теория истин. | | |Истина - это правильное отражение предмета,| | |процесса в индивидуальном познании.- самая | | |древнейшая из концепций, её поддерживали | | |Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) | | |когерентная концепция - рассматривает | | |истину как соответствие одних знаний | | |другим. 3) прагматическая концепция. | | |Истиной считается то, что полезно для | | |человека. 4) конвенциальная концепция. | | |Истина - это то, что считает большинство. | | |5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). | | |Истина есть свобода, это процесс, с одной | | |стороны, в котором мир открывается нам с | | |одной стороны, а сдругой - человек сам | | |волен выбирать, каким способом и чем можно | | |познать этот мир. 6) неатомистическая | | |концепция. Истина - это божье откровение | | |23. Виды духовной деятельности человека, |47. Основные концепции бессознательного. | |изменение их роли в истории общества. |Как вы думаете, сознательно ли мышление? | |Под духовной жизнью общества обычно |Фрейд в своей работе «Я и Оно» (1923 г.) | |понимают ту область бытия, в которой |пишет: 1) Сознание является поверхностью| |объективная, надиндивидуальная реальность |психического аппарата. | |дана не в форме противостоящей нам |2) Мыслительные процессы протекают | |предметной действительности, а реальности, |где-то в глубине психического аппарата, то | |присутствующей в нас самих, являющейся |есть в бессознательном. Это вовсе не было | |неотъемлемой частью личности человека. |открытием Фрейда. | |По тому какие стороны общественного бытия |Образ психики в виде айсберга, большая | |находят в дух. деят-ти свое отражение |часть которого скрыта под водой: подобно | |выделяют виды дух. деят-ти связанные с |айсбергу, большая часть психической | |соответствующими видами обществ отношений. |деятельности скрыта в глубинах | |(познавательные, социально-политич., |бессознательного. Эта идея принадлежит | |нравственные, религиоз., эстетич. |Густаву Фехнеру (немецкий учёный, | |отношения) им соответствует научное, |основатель психофизики, 1801 – 1887), 19 | |политико-правовое, моральное, религ., |век. | |эстетич. сознание. Но эти виды духовной |Надо сказать, что Фехнер не был первым, кто| |деят-ти отличаются друг от друга не только |понял, что мыслительный процесс протекает, | |по объектам отражения, в них концентр-ся |в основном, в бессознательном. Ещё в 11 | |оценочные представления общества. Они или |веке арабский врач Альгазенна (965 – 1038),| |входят в содержание дух. деят-ти (морал., |который изучал зрение, отметил: «Для того | |религ., эстетич. сознание), или задают ей |чтобы правильно воспринимать форму и объём | |определенную направленность (наука, |предмета, в зрительном восприятии должна | |политико-правовое сознание). 1. Наука – |участвовать умственная деятельность, | |вид дух. деят-ти, направленный на |которая обычно не осознаётся человеком». | |выработку, проверку, систематизацию знаний.|Действительно, ведь мы не осознаём, каким | |На основе этих знаний создаются средства, |образом в нашем мозгу строится зрительный | |кот. расширяют дух. и практич. возможности |образ предмета. Это происходит чисто | |человека; науки- гуманитар., математич., |автоматически. Таким образом, мы видим, что| |естествен., технич. 2. Политич. сознание |не Фрейд первым высказал идею о важности | |общества – совокупность представлений об |бессознательных процессов. | |устройстве гос. власти, об отношениях между|Фрейд сказал, что мы не хозяева в своей | |классами, нациями, соц. группами. 3. Мораль|собственной душе: человек не в состоянии | |явл. регулятором повеления человека в |полностью контролировать собственную жизнь | |обществе, на страже морали стоят ценностные|при помощи разума, напротив, человек – | |установки личности, чувство долга, |игрушка в руках бессознательных сил. | |справедливости, совесть, понимание добра и |Сам Фрейд однажды высказал мнение, что за | |зла, а также общественное мнение. 4. |всю историю человечество испытало 3 удара | |Эстетич. сознание – этот вид дух. деят-ти |по своему самолюбию: 1) Первый удар | |охватывает выразительные формы |нанёс Коперник в 16 веке: он переместил | |действительности, область искусства, точнее|человечество из центра мира на его окраину;| |– худ. творчество.5.Религиоз. сознание – |2) Второй удар нанёс Дарвин в середине | |выражается в чувстве зависимости от Бога |19 века: он заставил человека признать своё| |Все стороны дух. деят-ти взаимосвязаны. |родство с животными; 3) Третий удар | |Традиция философского анализа духовной |нанёс Фрейд в начале 20-ого века: он | |жизни уходит в глубокую древность. Одну из |показал, что человек не является хозяином в| |самых фундаментальных попыток отчетливо |своей собственной душе. | |поставить и разрешить проблему духа |Таким образом, представление гуманистов о | |предпринял древнегреческий философ Платон. |том, что человек в принципе хорош, а | |В его философии бесплотное неопределенное |обстоятельства плохи – чистая иллюзия. | |идеальное начало превращается в достаточно |За эту точку зрения Фрейда и любят, и | |четко систематизированную и |ненавидят: | |иерархизированную структуру, которая |1) любят за то, что это даёт | |буквально «держит» мир, составляет его |возможность людям оправдать свои пороки; | |основу. Именно идеальное начало оказывается|2) ненавидят, так как он отнял у | |первосущим, а материальный мир — лишь его |человека возможность гордиться величием | |несовершенным подобием. Но как ни велик |своего разума. | |Платон и как ни уважали в античности |Фрейда часто обвиняют в отсутствии | |философов, духовные ценности отнюдь не |гуманизма. | |превалировали в сознании юдей той эпохи. А |А психоаналитики (Черкасов С.М.) говорят, | |вот на следующем крупном отрезке европейкой|что «Фрейд – великий гуманист, ибо | |истории, в Средневековье, «линия Платона» |благодушие в отношении природы человека | |получила продолжение в развитие |вредно». | |христианства. Сделавшись в силу ряда |Проявления бессознательного. | |исторических причин монополистом духовной |Как вы думаете, где проявляется | |жизни Европы чуть ли не на тысячу лет, |бессознательное? | |христианская религия весьма существенно |1. Сновидения. | |изменила шкалу основных жизненных |В своей работе «Толкование сновидений» | |ценностей. Легкое пренебрежение Платона |(1900 г.) Фрейд сказал: «Сновидение – это | |материальной стороной жизни сменилось ее |королевский путь в бессознательное». | |однозначным принижением и соответственно |Кстати, эту работу обычно считают началом | |возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в |психоанализа, то есть психоанализ родился в| |конечном счете духовное начало. |самом начале нашего века. Мы все видим сны.| |Средневековая религиозная философия |Во время сна сознание отключается, таким | |(патристика, схоластика), немало |образом сон – это чистый продукт нашего | |потрудившись над логической стороной духа, |бессознательного.Какое оно бессознательное?| |все же разрешение проблемы идеального особо| | |не продвинула, поскольку ей с самого начала|1) алогичное, иррациональное ----- в | |было ясно, что божественную суть духа надо |бессознательном нет логики; | |принимать как данность, а не доискиваться |2) сумбурное, хаотичное ----- нет | |до причин ее появления. Конец Средневековья|причинно-следственных связей; | |и начало новой исторической ознаменовались,|3) часто страшное и сексуальное ----- | |естественно, сменой философских |в бессознательном господствуют инстинкты. | |предпочтений. На место авторитета божьего |Кроме того, Фрейд говорил, что в | |разума был водружен не менее категоричный |бессознательном нет времени; он утверждал, | |авторитет разума человеческого. «Разум |что всё, что человек видел хотя бы раз, | |правит миром», — провозгласили |хранится в его бессознательном. Таким | |революционеры духа XVIII. Реальные успехи |образом, в бессознательном всё хаотически | |человеческого разума оказали столько велики|перемешано, всё существует без времени и | |и очевидны (промышленность, наука, пол |без причинно-следственных связей. 2. | |право), что каких-либо преград светоносному|Оговорки, забывание впечатлений и | |разуму просто не замечали. Несомненная |намерений, другие ошибочные действия. | |заслуга четкой постановки и решения вопроса|Забывание намерений: | |о происхождении человеческого разума и |1) Почему человек забывает вернуть книгу? | |движущих пружинах его эволюции принадлежит |Да потому, что он вообще не хочет её | |К. Марксу. Его концепция |возвращать. | |материалистического понимания истории, |2) Очень часто бывает так, что человек | |смысловым стержнем которой была идея |берёт в долг. Потом у него появляются | |зависимости общественного сознания от |деньги и он собирается вернуть долг. Но, | |общественного бытия, позволяла просто и |почему-то происходит так, что он несколько | |логично объяснить как само появление |раз подряд забывает дома кошелёк. | |человеческого разума, так и многие его |Спрашивается почему? Да потому, что у него | |последующие приключения. И как бы ни |есть сильное бессознательное желание этого | |оценивалась ныне вся марксистская доктрина |долга не возвращать. | |в целом с ее явно неудачными историческими |3) Фрейд приводит пример, как молодой | |прогнозами, более простого и ясного |человек написал письмо и 3 раза подряд | |рационалистического решения проблемы |забывал это письмо на письменном столе. | |происхождения и развития человеческого |Наконец, он его отправил, но вскоре получил| |разума пока еще никто не предложил. |назад, так как забыл написать адрес. После | |Неудивительно поэтому, что |чего он был вынужден признать, что вообще | |рационалистическая философия (к которой |не хотел отправлять это письмо. | |относится и марксистская) не смогла долго |3. Остроумие (острота, шутка, анекдот, | |удерживать господствующие позиции. В конце |юмор). | |XIX в. возникает, новая линия |В своей работе «Остроумие и его отношение к| |философствования — не классическая |бессознательному» (1905 г.) Фрейд сказал, | |философия, сознательно кульвирующая |что: | |иррационализм и насмехающаяся над наивной |Остроумие не ограничивается задачей вызвать| |верой человечества в рациональное |смех. Часто содержание шуток определяется | |устройство мира и возможность его |вытесненными агрессивными и сексуальными | |адекватного познания. Истоки проблемы |желаниями, такими как ревность, злоба, | |духовной жизни общества коренятся в |зависть, желание унизить или причинить | |двойственной материально-духовной природе |боль. | |самого человека. Духовная сторона бытия |Фрейд выделил 2 вида шуток: | |человека возникает на основе его |1) враждебные шутки, которые выражают | |практической деятельности как особая форма |агрессию; | |отражения объективного мира, как |2) непристойные шутки, позволяющие | |дополнительное средство ориентации в этом |удовлетворить сексуальный инстинкт. | |мире, а также взаимодействия с ним. |Острота доставляет нам удовольствие. | |Генетическая (по происхождению) связь духа |Причиной этого удовольствия является | |с практической деятельностью человека |разрядка напряжений, которые возникли в | |никогда не прерывается: так было во времена|результате неудовлетворённых желаний. | |становления человечества, так происходит и |Фрейд говорит: «Кто смеётся над | |сейчас, в период формирования |непристойной шуткой, тот смеётся как | |(социализации) каждого отдельного человека.|очевидец сексуальной агрессии. Ибо | |Ведь абстрактное мышление не является нашей|непристойная шутка – это как бы обнажение | |природною способностью. Оно не наследуется |человека, на которого она направлена». | |биологически, а формируется в процессе |3 принципа психоанализа. | |приобщения индивида к специфически |1. Принцип детерминизма. | |социальному образу жизни и деятельности |Мы только что обсудили, что оговорки, | |Выдел-ся два уровня – обыденное, или |забывание впечатлений и намерений и другие | |массовое сознание и теор. сознание. На |ошибочные действия вовсе не случайны. Фрейд| |первом уровне обществ-го бытия осущ-ся в в |утверждает, что каждое из этих, на первый | |иде чувств, эмоций, представлений, кот. |взгляд случайных действий, имеет свою | |возникают бессозн-то, стихийно, в |причину. Другими словами, Фрейд стоит на | |конкретных жизненных ситуациях. На втором |позициях психического детерминизма, который| |этапе – в виде теор. положений и концепций,|считает, что: 1) поведение человека | |кот стремятся объяснить суть вещей. |мотивировано и целенаправлено, 2) у | |Массовое сознание – явление более раннее. |всякого действия есть свой мотивационный | |Теор. сознание возникло, когда общ-во |толчок и своя цель. Почему человек забыл | |достигло необходимой ступени зрелости и |принести книгу? Да потому, что он не хочет | |интеллект-ый труд отделился от физич-го. |её отдавать! | |Слухи, мода – явления кратковременные и |2. Принцип развития. Эрик Берн говорил: | |часто явл продуктом |«Ребёнок – это отец взрослого». | |чувственно-непосредственного опыта; теорет |Или другими словами, каждый взрослый | |мысли служат довольно длител время. |управляется из детства. От того, насколько | |Массовое и теор непрерывно взаимодействуют |успешно прошло развитие психики ребёнка в | |др с др. Взгляды, идеи, составляющие |детстве, зависит, какой получится взрослый | |содержание теор познания выраб-ся учеными, |человек: больной или здоровый, добрый или | |теоретиками, а потом внедр-ся в массовое |злой, успешный или неуспешный. | |сознание (общество). |3. Энергетический принцип. | |Массовое сознание, выражающее потребности и|Психический процесс принимает такое | |может оказывать воздействие на содержание |направление, которое уменьшает напряжения, | |теор-их разработок. |возникающие в психике. Что вызывает | | |напряжения в психике? Это наши желания! | | |Человек хочет любви, внимания, хочет есть, | | |пить или в туалет. Если какое-то время | | |человек не может получить то, что он хочет,| | |то у него возникает напряжение в психике, | | |которое сопровождается чувством | | |неудовольствия. Затем, если после | | |некоторого ожидания человек получает то, | | |чего он хотел, то у него происходит | | |разрядка психического напряжения, и человек| | |получает удовольствие. | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, курсовые, дипломы, научные работы, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |